13 июл. 2014 г.

Археологическая зона Эль Тахин (Веракрус, Папантла)

Затерянные в сельве, среди зелени деревьев, к голубому небу возносятся необычные здания, которые являются архитектурным комплексом древнего города Эль Тахин. Точно неизвестно, кем были его первые строители, но в период расцвета и последующие периоды город населяли тотонаки, индейское племя, до сих пор проживающие на территории штатов Веракруса и Пуэблы. Так же неизвестно и оригинальное название города, “Тахин» - тотонакское слово, означает «гром», и считается, что под таким же именем был известен тотонакам бог бурь и дождя, крайне важные персонаж в религии сельскохозяйственных племен доиспанской эпохи. Вероятно, город был посвящён божеству  грома – внушительных размеров каменная скульптура, найденная археологами в самом центре Тахина, как полагают, изображала именно его.
Вид на ритуальные здания и площадь с холма, где сейчас
находятся руины административной части древного 
города - "Малый Тахин".
Первые здания появились на этой территории вскоре после начала нашей эры, но своего величия город достиг в период с 800 по 1150 гг. нашей эры. На его территории находятся здания различного назначения, среди которых пирамидальные основания и площадки для игры в мяч.
К моменту прихода европейцев (XVI век), город давно пришел в упадок и был заброшен, но не разрушен. Тотонаки, живущие в окрестностях знали о пирамиде, но чужакам, являющимся в эти места, о старинном городе рассказывать не торопились.
В 1795 году инженер Диего Pуис, искавший в окрестностях Папантлы незаконные плантации табака «открыл» Пирамиду Папантлы, как тогда окрестили здание, называемое сегодня Пирамидой ниш и являющееся самым высоким в городе. Француз Гильермо Дюпэ сделал  планы пирамид и эскизы их элементов (1791-1804 гг). Город приобрел современный облик в ходе раскопок и исследований, предпринятых в течение почти сорока лет археологами под руководством Хосе Гарсия Пайона (José García Payón), с конца 20х по 60-е гг. XX века.


здание, украшенное рядами архитектурных элементов,
называемых греками.
Город выстроен с учетом топографический особенностей местности, и на самых возвышенных точках находятся строения, доступ в которые был разрешен только представителям аристократической верхушки. Понятие улиц отсутствует, их функции выполняют открытые пространства. Город, по мере своего роста начал застраиваться хаотично, поэтому эти свободные пространства терялись. По мнению Леонардо Салеты (Leonardo Zaleta. Tajín. Misterio y belleza, 16е издание, 2011, Poza Rica, Ver.), в церемониальном центре размещали свои постройки представители разных кланов племен и социальных групп,гстремясь воздать почести богу бурь, поэтому присутствует такая хаотичность в застройке. 


Неповторимый стиль Тахина неразрывно связан с использованием таких архитектурных элементов, как ниша, ступенчатая завитушка - грека и колонна, позволяющие воссоздавать, особенно в ясную погоду впечатляющую игру света и тени.


Архитектурные элементы

План археологической зоны Эль Тахин
Пласа дель Арройо  (Площадь Ручья).
Находится у входа в археологическую зону. Она имеет большие размеры и здесь располагался рынок, на котором производилась меновая торговля фруктами, кожами и мехом животных, какао, ванилью, птицами и другими продуктами.
Площадь Ручья имеет планировку, характерную для площадей, городов, выстроенных  доиспанских культур Месоамерики   – пространство, закрытое с четырех сторон пирамидальными зданиями (Здание 16  располагается на севере, Здание 19  - на юге, Здание 18 - на востоке и Здание 20 - на западе).  
Соответствует этапу строительства с 600 по 750 н.э. и здания комплекса отличаются единообразием.
Есть гипотеза, что в это время в Тахин прибыла группа людей, сведующих в архитектуре и скульптуре, возможно, принадлежавших ольмекской культурной традиции, которые установили свое господство и воздвигли сооружения с южной стороны оврага.  Тем не менее, монументальные строения отличаются своей рудиментарностью: это насыпные холмы из утрамбованной земли, на которые клали тесаный камень. Использование ниши находится в зачаточном состоянии.
Здесь находятся две площадки для игры в мяч, (здания 17 и 27 и здания 34 – 35). Позднее была добавлена третья.
Были использованы архитектурные элементы, считавшиеся тогда последним писком моды - называемые талуд и таблеро и заимствованные многими культурами у Теотиуакана. (Здесь нужно пояснить, что наклонная стена конструкции, называемая талуд, использовалась при строительстве пирамид во многих местах и имела разный угол наклона. Например, теотиуаканская пирамида Солнца имеет наклонные откосы типа талуд. Талуд обычно сочетался с вертикальной наружной стеной, называемой таблеро. Чередование наклонной и вертикальной стены было среди месоамериканских строителей очень популярным).

А с этими двумя элементами получили распространения такие типичные для Тахина украшения, как ниша и нависающий карниз.

Пирамида Ниш.
Пирамида Ниш (на плане отмечена цифрой 1), которая когда-то называлась пирамидой Папантлы, является смыслообразующим элементом площади. Пирамида состоит из шести уровней, по периметру которых располагаются ниши. Высота каждого уровня – 3 метра, так что пирамида насчитывает 18 метров. Имеется седьмой уровень, самый верхний, он является основанием храма, который когда-то был выстроен наверху и в настоящий момент реконструирован только гипотетически.
Ниша с ее символизмом является основной характеристикой стиля Тахина, который присутствует в других древних тотонакских городах. Ее присутствие достигает кульминации в Пирамиде Ниш,  здании оригинального внешнего вида и неповторимого очарования, которое не обладая впечатляющими размерами, в архитектурном и художественном аспектах является  одним из исключительных произведений доиспанского мира. Ритмическая смена ниш и выступающих карнизов подчеркивает горизонтальное сечение и вводит новый элемент – оптический и пластический. Игра света и тени разворачивается по мере движения солнца. 
Архитектурные элементы каждого уровня это талуд (наклонная плоскость) в основании, таблеро, (стена) и нависающий карниз, выступающий далеко вперед над стеной. Ступенчатая завитушка и ниша являются только украшениями. Главный фасад ориентирован на восток и на нем располагается лестница 10 метров шириной и ее боковые стены украшены мотивами с использованием завитушки-греки. Вверх по лестнице, устремленной к основанию храма повторяются пять алтарей украшенных нишами меньшего размера. Удивительно то, что лестница была построена над нишами, неизменно повторяющимися на каждом уровне. Означает ли это, что для строителей было крайней важно соблюсти определенное количество ниш во всей постройке, даже если они будут невидимы глазу?
Возможно, лестница и фасад были добавлены позднее.

На каждом уровне имеется повторяющееся уменьшение количества ниш, по три с каждой стороны, так что получается, что на первом уровне их 22, на втором 19, далее 16, 13, 10 и 7. То есть по 87 с каждый стороны, умноженные на 4 в сумме дают 348.  В основании храма, стоявшего на вершине пирамиды находились ещё 17 ниш, а именно, пять с северной, южной и западной стороны и спереди (то есть с востока) - две. Полная сумма количества ниш, итого, составляет  365, то есть, количество дней гражданского солнечного календаря, бывшего в ходу у народов Месоамерики.
Под пирамидой находятся остатки трех предыдущих строений, но трудно понять, какую форму и высоту они имели.
Пирамида Ниш образует закрытую площадь вместе со зданиями 2, 3 и 4, расположенных довольно симметрично. В южной части площади, сбоку от Пирамиды Ниш располагается  так называемое Здание 2 (см. план выше). Оно представляет собой большой алтарь и имеет лестницу, узкие боковые части которой венчают ниши наверху. Состоит из двух частей. Первая сочетает наклонную стену - талуд, таблеро с нишами и нависающий карниз. Вторая часть, надстроенная на первой представляет собой только остатки наклонной стены. Здание представляет собой ансамбль со смежным с ним Зданием 5.
Здание 5 и часть Здания 2 на переднем плане, справа
Первый «этаж» Здания 5 имеет талуд, украшенный сверху нишами. Высокий талуд второго «этажа» придает строению неповторимое изящество, которое еще более украшают ступенчатые греки в нишах наверху и элегантный карниз. Здание 5 было выстроено на платформе высотой 2.55.м, доступ к нему осуществлялся по 5 лестницам, а две высокие вели наверх, где была установлена скульптура божества, которое, как полагают, и является Богом грома, Тахином. В настоящий момент это изваяние находится в музее при археологической зоне.
Ориентированное на запад, напротив Пирамиды Ниш размещается Здание 3. Оно имеет семь уровней, лестницы с периодически повторяющимися нишами, построенными на ступенях. На нижнем уровне сохранились остатки синей росписи на штукатурке, которой было отделано все здание.
Здание 4, с другой стороны от Пирамиды Ниш, и напротив Здания 2 замыкает площадь с северной стороны. Фасад представляет собой большой талуд, ориентированный на юг. Имеются две лестницы.
Здесь был найдена каменная плита с барельефом, с изображениями четырех людей, которые совершают церемонию зажжения Нового Огня, совершавшуюся по традиции каждые 52 года у многих народов Месоамерики.

В центральной зоне Тахина есть и другие элементы. Например, Здание 11, являющиеся частью площадки для игры в мяч. Во внутренней части этой площадки обнаружена настенная роспись, орнамент, представляющий все ту же ступенчатую греку. Фон росписи осуществлялся фреской (по сырой штукатурке), а детали были выписаны по уже высохшей (это две разные техники, требующие разной подготовки пигментов). Использовались кисти волосяные или из перьев. Толщина отдельных линий  менее 1 мм. Палитра, на которой смешивались краски, была каменной или керамической. Роспись Здания 11 это фриз 33 метров длиной и 80 см шириной. Преобладающие цвета синий, красный, розовый и охристый.
Фризы представляют собой символические воплощения абстрактных или предметных объектов.
Здание 12
В западной части центральной площади располагается Здание 12, одно из самых красивых. Его первый уровень, в виде наклонной короткой стены- талуда украшают ниши, подобные маленьким портикам, затем снова следует талуд, намного более длинный и наверху располагается святилище, украшенное «портиками» по бокам.
Игра в мяч в древности носила  исключительно ритуальных характер, мяч олицетворял движения солнца по небу а две команды . борьбу божества светла – Кецалькоатля с его братом, богом ночи Тескатлипокой.  Вот почему во многих древних городах Месоамерики места, оборудованные для этой игры размещались в религиозно-церемониальном центре. В Тахине было обнаружено 17 площадок, их обилие, возможно, объясняется тем, что каждый клан, либо каждый правитель считал своим долгом возвести свою.
Площадка для игры, расположенная
Северная площадка для игры в мяч
на юге, является ровным пространством длиной в 60 м. Боковые стены имеют высоту 2.13 м, они разделены полосой примерно десятиметровой ширины, которая и является непосредственно, полем на котором разворачивалась игра. Игра производилась мячом из цельного каучука 8-10 см в диаметре. Франсиско Хавьер Клавихеро (
Francisco Javier Clavijero), один из первых мексиканских историков, живший в XVIII веке, так описывает игру:
«На игроках совершенно ничего не было надето, за исключением набедренной повязки и кусков кожи на бедрах и руках. Эта кожа служила для защиты этих частей тела при ударе, т.к. кроме бедра или колена другими частями тела мяча было запрещено касаться. Игрок, который делал так, что его противник касался мяча запрещенными частями тела, или своим ударом направлял мяч в противоположную стену, либо поверх нее, зарабатывал очко… В середине поля, разделяющего игроков, размещались два больших камня, своей формой подобные мельничным жерновам, у каждого в середине было отверстие чуть больше мяча.  Тот, кому удавалось бросить мяч и так чтобы он угодил в это отверстие, в награду получал накидки всех присутствующих, а его бросок праздновался, как подвиг вечной славы.»
Играть могли один на один или командами по два три человека.
Альфонсо Касо (Alfonso Caso), выдающийся мексиканский историк и археолог XX века, описывает так одну из разновидностей игры в мяч (на сегодняшний день исследователи насчитывают девять разновидностей):
«Игра заключалась в том, чтобы бросать мяч из одной стороны поля в другую, перекидывая его через полосу, прочерченную посередине. Однако, если одной из команд удавалось прокинуть мяч через одно из колец, вставленных в боковую стену, он оказывался победителем игры, независимо от того, сколько очков имел его противник.»
“Мяч из цельного каучука был настолько тяжел и ударял так сильно, что игрок должен был надевать что-то вроде кожаного фартука, а также, для защиты живота - обмотку из кожи, с внутренней прокладкой из хлопка. На одном колене, на том, на которое становился, в своих бросках для ударом по мячу бедром или локтем, он надевал наколенник а на руки – перчатки из грубой кожи для того, чтобы предупредить повреждения в случае броска на землю или ударов по мячу. А удар мяча бывал силен настолько, что, по словам хронистов, много раз после игры бедра игроков были настолько повреждены, что приходилось разрезать кожу, чтобы выпустить кровь от гематом.”
Игра в мяч была связана с практикой человеческих жертвоприношений и жители Тахина не являются исключением.
Игра в мяч, являясь частью ритуала, сопровождавшегося и музыкой и пением, приводила присутствующих при ней в экстатическое состояния, побуждая исполнить волю божеств, участвовать в поддержании равновесия во вселенной, которое укреплялось кровью жертв.
Традиционны мнения о том, что в жертву бывали принесены игроки. Однако нет единодушие, были ли это победители или проигравшие.
Хосе Гарсия Пайон, посвятивший почти сорок лет исследованиям Тахина, убежден что в жертву приносили проигравшего. Это мнение противоречит мнению таких известных исследователей, как историка, антрополога и философа Октавио Паса (Octavio Paz), заявлявшего: «Игра в мяч была внешней стороной ритуала, в котором победителю наградой оказывалась смерть через обезглавливание», или Пауля Вестхайма (Paul Westheim), немецкого критика и искусствоведа, который в своей книге «Фундаментальные идеи доиспанского искусства», утверждает следующее: «Не был проигравший тем, кого ждала участь был принесенным в жертву. Интерпретировать жертвоприношение, как наказание за проигрыш – это европейская концепция. Посланником, направляемый богам людьми, этим счастливчиком, которого славная смерть на жертвенном камне делали частью их бессмертной свиты, становился как раз победитель. Приношение его в жертву было как раз наградой за победу, лавровым венком, который на олимпийских играх ожидал победителя.»
В Тахине, на Южной площадке для игры в мяч были обнаружены барельефы, изображавшие сцены, некоторые из которых трудно поддаются интерпретации, некоторые, тем не менее, позволяют пролить свет на то, каким образом производилась и с чем была идейно связана игра в мяч. Сцены южных барельефов изображают по всей вероятности, посвящения молодых игроков. Северо-западный фриз, где изображены игроки с разными атрибутами и индивид, переодетый в койота, по мнению одних исследователей - церемонию зажжения Нового огня, по мнению других - некий ритуал, совершавшийся перед началом игры в мяч. На северо-западном видны игроки в мяч со своими атрибутами и еще один персонаж, направляющий ритуальный нож в грудь одного из игроков, произнося при этом некую речевую формулу (доиспанские культуры имели в своем изобразительном арсенале специальный символ изображающий речь или звуки).
Южная площадка для игры в мяч,
 сцена жертвоприношения игрока (фото Thomas Aleto)
Центральные барельефы изображают ритуалы, связанные с распитием священного напитка пульке и саможертвоприношением (практикой прокалывания собственных частей тела для собирания крови и подношения ее богам), оба барельефа объединены наличием на них растений агавы, из которых производился пульке, а так же фигур танцоров.
Возможно, сцены двух центральных фризов, указывают символическую последовательность: человек, употребляя сок агавы магей, т.е. пульке (божественный напиток), временно теряет разум, утрачивает свою личность, смеется танцует, а потом падает и засыпает, попадая в объятия временного подобия смерти после эйфории. Отсюда дуализм представления: ясность ума и опьянение, танец и сон, жизнь и смерть.
Северная Площадка для игры в мяч (Здания 24 и 25), так же имеет барельефы, с изображением антропоморфных фигур, судя по их атрибутам, связанных с культом, либо непосредственно, богов. Имеется деление на два плана: верхний и  нижний, вернее центральный. Верхняя полоса представляет некое божество, тогда как центральный план - ряд персонажей. Некоторые мотивы повторяются, например, индивид в маске орла или с орлиной головой, со связкой четок на шее и набедренной повязкой, стелющейся до земли, а так же две змеи, сплетающиеся вместе и образующие календарный глиф (значок) «движение» или «землетрясение».

Малый Тахин.
В северной части археологической зоны, на искусственном пятиметровом возвышении , был возведен отдельный архитектурный комплекс, называемый Малым Тахином. Здания его представляют собой жилые сооружения, а не храмы, предназначавшиеся для административных процедур или проживания. Здания Малого Тахина имеются буквенные условные обозначения, это А, В. С. Особенно интересным является Здание I. Вероятно, оно было посвящено танцам и пению. Археолог Хуан Санчес Бонийя (Juan Sánchez Bonilla) называет его «Дворцом искусств».
В одной из частей здания сохранились настенные росписи, имеющие антропоморфные и зооморфные мотивы.  Изображения представляют индивидов, сочетающих человеческие и животные черты (клыки, хвосты), а также атрибуты божеств – морскую раковину, изображенную в профиль, символ бога ветра и носовое украшение вместе в с кругами, похожими на очки, неизменно ассоциирующееся с богом бурь и воды.

Реконструкция фасада Дворца с колоннами. Из книги Лоренцо
Салета. Тахин: загадка и красота, 16е изд., 2011 г., Поса Рика,
Веракрус
Дворец с колоннами.
Среди зданий, отличающихся большой архитектурной фантазией и креативностью, своей неповторимой красотой выделяется Дворец с колоннами. Он был построен на северо-западе Тахина, на холме высотой 29 м (самая высокая часть города). Исследователи определяли его назначение, как резиденции, дворца, святилища и храма. Фасад строения находится с западной стороны. Из здания можно обозревать все великолепие города.
В здании можно различить присутствие различных стилей, что указывает на его реконструкцию в различные эпохи. Он имеет три колонны на входе (раньше считалось, что их было шесть), построенные из каменных цилиндрических блоков, составленных друг на друга без каких-либо скрепляющих элементов, обработанные ту же, на месте. Барельефы, высеченные на них, увековечили подвиги одного из поздних правителей Тахина, по имени 13 Кролик (не стоит удивляться такому странному имени. Дело в том, что во всех культурах Месоамерики имя человеку давалось по дню его рождения (по дню ритуального 260дневного календаря), в котором сочетались название одного из двадцати календарных обозначений (наподобие зверей в греческом зодиаке) и цифр от 1 до 13. Так что наш тахинский правитель родился в день 13 Кролик. Кстати, очень удобно было помечать имена персонажей, т.к. алфавитной письменности не существовало, достаточно было начертать числительное и  схематическое изображение одного из двадцати символов).
Фасад представлял собой компоновку шести вертикальных таблеро, украшенных так называемым греческим крестом, и делился вертикально на две части центральной лестницей,  ведущей к внутренним помещениям и святилищу, в верхней части боковые блоки лестницы были украшены орнаментом, напоминающим человеческие позвонки. Крыша, вероятно, имела свод, на что указывают толстые фрагменты перекрытий, найденные на месте.
 В 1924 году Энрике Хуан Паласиос (Enrique Juan Palacios) опубликовал первое сообщение об этой внушительной конструкции. В 1934 году Агустин Гарсия Вега (Agustín García Vega)   исследовал храм, венчающий всю конструкцию, внутренний двор, обнаружив открытое пространство в юго-восточном углу которого располагалось строение, подобное мавзолею, с тремя скульптурами больших размеров, расположенной
фрагмент одной из колонн из Дворца. Фото Национального
института  истории и Антропологии, (INAH),Tapia
в его западной части, и от которых сохранилась только часть ног.  Впоследствии были найдены четыре пары ступней вылепленные из цементного раствора, а так же руины небольшого святилища и остатки керамики.   
Расположение Дворца с колоннами вблизи закрытой жилой зоны и административных помещений Тахина делает вход в него еще более ограниченным и является свидетельством четкой стратификации древнего общества, что приводит к заключению о том, что это -дворец правителя  с примыкающим храмом, в котором производились закрытые церемонии посвящения, наподобие тех, что изображены на барельефах Южной площадки для игры в мяч.

Великая Шикальколиуки

Шикальколиуки (Xicalcoliuhqui, на языке науатль означает «завитушка чашки», украшение) –так называли на языке науатль украшение в виде завитушки греки, использовавшейся в самых разных культурах доиспанской Мексики в течение многих столетий. Это же название получило очень интересное здание в Тахине.
Выстроенная в северо-западной части Тахина, эта платформа трехметровой высоты, внутри которой расположены две площадки для игры в мяч, предназначенные исключительно для городской знати, посвящённые закрытым, элитным церемониям и праздникам.  Она представляет собой комплекс строений  на площади 1 га. Здание носит это название потому что имеет максимально стилизованную форму морской раковины, воспроизведенной в профиль, ее изгиб, испещренный чередой ниш погружает зрителя в медитативное созерцание. Великая Шикальколиуки -  молитва, не застывшая, но бесконечно звучащая в камне.
Эту большую греку нередко ассоциируют с символами бога ветра и света Кецалькоатля, либо с божеством грома и молний Тахином (по сути оба явления неотделимы друг от друга в метеорологическом смысле, поэтому и божества ассоциировались друг с другом). Количество украшений – ниш составляет 260, равное количеству дней ритуального календаря из 13 сочетаний двадцати дней.
В последние годы археологами под руководством Патрисии Кастийо Пенья (Patricia Castillo Peña) научной руководительницы археологической зоны Эль Тахин, проводились исследования, подтвердившие, что расположение самых значимых зданий в центральной части города соответствовало положению восходящего солнца в определенные периоды года, а так же тот факт, что силуэты зданий, таких, как Пирамида Ниш, визуально «накладываются» на близлежащие холмы, реализуя, таким образом, концепцию мировой горы, мифического места, воссоздаваемого людьми в окружающей их реальности.  Для воплощения этой концепции тахинцам пришлось «модернизировать» природный холм, находящийся на востоке от города, надстроив на нем недостающие по их мнению части в виде алтарей, для того, чтобы она стал так называемой Горой Опоры (el Cerro de los Mantenimientos).  Или, в качестве одного из примеров вышесказанного можно привести тот факт, что  Южная площадка для игры в мяч ориентирована с востока на запад, таким образом, что ее ось полностью соответствует восходу солнца за холмом в определенный период года и указывает по направлению ко Дворцу с колоннами, построенному, очевидно, после воцарения правителя 13 кролик, и где на высеченных рельефах помимо сцен, связанных с игрой в мяч были опознаны стилизованные изображения Мифической горы.

Информация взята:
из журнала “México desconocido”
и книги Leonardo Zaleta. Tajín. Misterio y belleza, 16е издание, 2011, Poza Rica, Ver.

Комментариев нет:

Отправить комментарий