19 июл. 2014 г.

Тортилья для церемоний

Происхождение, использование и традиции.


ацтекские женщины, занимающиеся изготовлением тортилий
Тортилья появилась раньше чем за пятьсот лет до нашей эры. У цивилизаций доколумбовой Америки кукуруза была основополагающим компонентом рациона, и употреблялась в пищу в самых разных видах и блюдах, но сейчас речь пойдет только о тортилье. Первые испанские хронисты описывают месоамериканскую тортилью, как хлеб из кукурузы, именно словом «хлеб» ее переводят. Даже в хронике Франсиско Лопеса де Гомары (Francisco López de Gómara) первый перевод названия города Тласкалы был такой: Тласкаллан означает «печеный хлеб» или «дома хлеба» (цитата взята из Sahagún, Bernardino de (2006) Historia general de las cosas de la Nueva España, libro VIII, cap. XIII, pp.444 ed. Porrua). Это потому, что топонимия Тласкалы происходит от слов языка науатль  «тласкалли» и «тлан», что означает «место тортилий». Монах Бернардино де Саагун (Bernardino de Sahagún), описывает в своей «Генеральной истории вещей Новой Испании» некоторые варианты названия тортильи на языке науатль:
хлебцы из кукурузной муки
«О еде, которую употребляли господа»:
Тортильи, которые каждый день ели знатные господа, назывались тотонки тлакскалли, тлакуэльпачолли, то есть тортильи белые и горячие, свернутые пополам, сложенные в чикигуитль, то есть корзинку, и накрытые белой салфеткой. Ели эти господа также уэйтласкалли, то есть большие тортильи, эти были очень белые, очень тонкие и мягкие. Еще один вид тортилий называли  куаутлакуалли, эти были белые и толстые, большие и грубые;
Ели так же небольшие хлебцы, которые имели продолговатую форму и назывались тласкальмимилли, они были красноватые и белые.

Тортилья для церемоний.

Тортильи для церемоний являются ритуалом для людей, которые их готовят и которые их едят. В этом случае их простой еды тортилья становится подношением высшим силам, являет собой церемонию с особыми семейными чертами и семейными же традициями, помимо чего это еще и неотъемлемая часть праздника и его своеобразное украшение.
Тортилья являет собой идеальную окружность, которая, подобно планете, рождается  из неопределённой массы  или из воли женщины, которая ее делает и помещает на огонь.  До того, как обрести свою окончательную форму тортилья – это шарик,  кусочек материи в руках женщины, или в руках какого-нибудь божества,  чью круглую форму глаз наблюдателя сможет различить лишь потом. Эта круглая форма подобна форме небесного светила, солнца или луны. И так же как и небесное тело, тортилья может менять свой облик, в зависимости от цвета используемой кукурузы, быть белой, желтой, красной или синей. В поселке Эль Пуэблито, в котором проживают представители народности отоми, тортильи служат не только для пищи. Это еще своеобразные полотна, на которых местные жители рисуют образы религиозного характера для праздника в честь Девы Марии.

Традиция Отоми - раскрашивать тортильи и поклоняться святым.
 

форма для раскрашивания тортильи
Тортильи раскрашиваются всегда по случаю праздника какого-нибудь святого покровителя, либо религиозной церемонии: крещения, венчания, первого причастия и т.д. делаются они так же в дни важных семейных праздников или даже дней рождения. Для их приготовления требуется участие как мужчин так и  женщин, в отличие от других мест, в которых «только женщины работают на кухне». Мужчины занимаются тем, что делают деревянные штампы для украшения тортилий, вырезая их из древесины меските. Весь этот процесс от спиливания дерева до вырезания художественных образов на спиле находится в их ведении. Так рождается штамп, который затем облегчит женщинам работу по украшению тортилий.
Женщины занимаются непосредственно стряпней и сбором пигментов, жто натуральный растительный муикле (индлиго) и кошениль, из насекомых, который затем кипятится, чтобы его можно было разместить в деревянных формах, а потом, нанести на тортильи, находящиеся на половине готовности.
Однако, непосредственным раскрашиванием тортилий занимаются только женщины.  Деревянные формы являются символами семьи, многие из них уже пережили несколько поколений. Они олицетворяют собой старинную и характерную для Мексики традицию, которая обязана сохраняться, как часть  национального культурного наследия.
В разных поселках отоми (ньянью) в Гуанахуато, находящихся в близи реки Лахас, имеется обычай ставить красочные штампы  на тортильи, которые затем поедаются во время церемоний и праздников, таких как день Святого креста или день Мертвых. Формы, или штампы для тортилий используют в таких местах, как Пенья Бланка, Дон Франсиско, Саусийо, Ла Пальмийя, Эль Салитре, Тласкалийя и Крус дель Пальмар, на территории муниципалитета Сан Мигель Айенде. В муниципалитете Комонфорт такие тортильи делают в поселках Лос Моралес, Ордунья, Ла Пальма, Дельгадо де Абахо, Ла Борунда и в Сан Агустине. Такая же практика существует в муниципалитете Эль Пуэблито  в Керетаро, где живут отоми. Форма – это круг или квадрат из дерева размером со среднюю тортилью, имеет ручку с отверстием в верхней части, в которое продевается веревочка, чтобы ее можно было вещать на стену, как и прочую кухонную утварь. Обычно они делаются из  меските (дерева семейства бобовых), поскольку древесина этого красивого и полезного дерева лучше переносит влажность и не так подвержена древоточцам. Именно поэтому можно встретить формы, которым уже больше ста лет.

готовые тортильи для церемоний
Они отдаленно напоминают старинные печати, которыми маркировали хлеб, выпекаемый в Новой Испании в течение трехсот лет колониальной эпохи, однако в этом случае печать превращает тортилью в священную пищу, на манер хлеба для церковного причастия. На деревянной форме вырезались всевозможные фигуры: растения, олени, индейцы-кочевники, как символ далеких предков, солнце, крест, дароносица, дева Мария Гуаделупе  - самые распространенные изображения. Семьи хранили формы, как сокровище. Они являются частью культурной идентификации, осознанием принадлежности к народу отоми в этих краях. Формы обычно делаются людьми, сведущими в этом деле. Они могут вырезать рисунки, которые у них просят или создать свои собственные образы. Иногда этим искусством может владеть кто-нибудь из членов семьи, где изготавливаются церемониальные тортильи.  Для этих целей используются очень острые металлические резцы.  При нанесении рисунка используются натуральные красители, такие, как кошениль. Тортилью снимают с огня, запеченную с одной стороны, кладут ее на форму , а затем вновь  на сковороду, чтобы она допеклась. 

Оригинал статьи: 
http://casamejicu.wordpress.com/2014/06/18/la-tortilla/ 

Комментариев нет:

Отправить комментарий