Традиционная одежда мексиканца.
Сарапе, неизменный символ Мексики. Фото с сайта http://www.elpasorugs.com |
Историю сарапе
можно проследить, изучая этапы текстильного производства из хлопка и шерсти, обычного сырья для сарапе. При этом нельзя не отметить, что он оставался
подлинное народной одеждой, неизменно присутствовавшей в гардеробе
мексиканского мужчины.
Сарапе
производятся в разных регионах страны, поэтому он может иметь разные названия. Самые
употребительные, это тильма, габáн, чамарро, хоронго, котон, кобиха и фрасада
(эти слова могут иметь и другие значения). За пределами Мексики он больше известен под названием "пончо", словом южноамериканского происхождения, потому что подхъожая одежда использовалась коренными народами Анд.
Сарапе уникален
потому, что в нем слились две традиции ткачества: месоамериканская и
европейская. Из первой он позаимствовал использование хлопка, цвета и рисунки,
из второй - использование шерсти и тип ткацкого станка. Расцвет его, как явления,
произошел в течение XVIII – XIX веков, когда качество сарапе
достигло вершины (по технике, применению красителей и рисунку), в мастерских штатов
Сакатекас, Коагуила, Мичоакан, Керетаро, Пуэбла и Тласкала.
В XIX и первой половине XX века сарапе был самой употребительной
одеждой у крестьян, поденных рабочих, людей, путешествовавших верхом, мексиканских
фермеров-ранчеро, и вообще у широких слоев
населения, отличавшегося скромными доходами. Эти простые накидки,
сделанные в бедных домашних мастерских так контрастировали с роскошными сарапе,
которые надевали владельцы больших поместий, дворяне и зажиточные торговцы на
праздниках, корридах и сарао – ночных праздниках с танцами и музыкой,
щеголявших в них по столичному бульвару Ла Вига или в старинном парке Мехико –
Аламеда Сентраль. Именно такими их писали и описывали художники,
путешественники соотечественники и иностранцы. Каждый, видевший сарапе богачей
оставался под впечатлением от их роскоши, качества работы и изобретательных
рисунков.
Словом, в сарапе одевался
самый разных люд: его носили и повстанцы, боровшиеся за независимость Мексики от
Испании, рядовые cолдаты многих
войн, периодически сотрясавших Мексику, дорожные грабители… С ним не
расставались либералы, сражавшиеся за отделение церкви от государства,
консерваторы, приверженцы новоиспанских традиций и мексиканские монархисты.
В жизни, полной
потрясений и подвигов, сарапе служил и знаменем во время наступления, палаткой
в военном лагере и саваном для павших в бою. Он становился эталонным символом мексиканской
идентичности, в те моменты, когда была просто необходимой упрощенность ее
выражения: достаточно сомбреро и сарапе, чтобы нарисовать образ мексиканца, для
нас самих и за пределами наших границ.
Такой же универсальный,
как женский плащ - шарф, называемые ребосо, сарапе может служить как подушка, одеяло и
простыня в холодные ночи в горах и пустынях, защищать от дождя или быть импровизированным нарядом на фермерских праздниках.
В силу искусной
работы ткача, цветов и рисунков, сарапе придает элегантность человеку,
надевшему его, будь он пеший или конный. Свернутый, лежащий на плече, он
украшает танцора и является частым свидетелем романических свиданий и серенад
под балконом… а потом превращается в колыбель для младенца.
По мере
распространения индустриальных видов одежды, сарапе перемещается из городов в
село, где его продолжают носить фермеры – чарро и пастухи, и где старики
противятся заменить его на что-то менее для них привычное. А в городах он
становится украшением для стен и полов, делая уютными дома, где служит ковром
или накидкой для мебели, придает мексиканский штрих вечеринкам и мероприятиям. А
еще он неотъемлемый атрибут музыкантов мариачи и танцоров, исполняющих
фольклорные номера, которые сопровождают ночами до рассвета шумные компании,
празднующие всевозможные события или, напротив, сопровождающие чью-то утрату.
Сарапе в наши дни
могут производиться промышленным способом, на весьма сложном оборудовании, или
в мастерских ремесленников, на деревянных ткацких станках, а также в домашних
условиях, на поясных ткацких станках. То есть, наряду с серийным производством,
подразумевающим высокое разделение трудовых операций, существуют другие –
ремесленные или домашние формы, которые сохраняют первоначальную технологию.
Продукцию,
производимую в разных местах, можно отличить по технике, качеству, рисункам. Бывает
так, что производимые в одном месте, они предназначаются для совсем другого
региона. Например, разноцветный сарапе, который ткут в поселках Чиаутемпан (Chiauhtempan) и Контла
(Contla) в штате
Тласкала, является основным элементов костюма для Парачикос (Parachicos),исполнителей традиционного танца в Чьяпа
де Корсо (Chiapa de Corzo), штат Чьяпас. Сарапе является одним из
самых предлагаемым туристам мексиканских сувениров, в магазинах традиционных мексиканских
ремесел, будь то в Мексике, или за рубежом. Цена его зависит как от способа производства, так и от применяемого сырья.
Сарапе, как символ
и историческое достояние страны, стал объектом исследования специалистов Этнографического
отделения Национального музея антропологии. В разных регионах страны, они собрали сарапе или хоронгос, как
их еще называют, произведенные по традиционным технологиям, или
сделанные мексиканцами, переселившимися в другие штаты, но при этом сохранившими
традиции изготовления сарапе, присущие месту, откуда они мигрировали.
Коллекция сарапе Национального музея антропологии представляет обширную гамму техник изготовления и стилей. Каждый
экспонат представляет характеристики, по которым можно определить место его
происхождения. Например, изобилующие разноцветными лиственными узорами говорят
о том, что они были сотканы в г. Сальтийо (Saltillo), штат Коагуила, в штате Агуаскальентес, в г.
Теокальтиче (Teocaltiche),
штат Халиско или Чиаутемпан (Chiauhtempan), штат Тласкала. Сложный способ ткачества
говорит о том, что сарапе происходит из
Сан Бернардино Контла (San Bernardino Contla), штат Тласкала, штата Сан Луис Потоси, поселком Хонакатлан (Xonacatlán), Сан Педро Темоайя (San Pedro Temoaya) и Коатепек Аринас (Coatepec Harinas), штат Мехико; Хокотепек
(Jocotepec) и Энкарнасьон де Диас (Encarnación de Díaz), штат Халиско; Лос
Рейес (Los Reyes), штат Идальго (Hidalgo); Коронео (Coroneo) и Сан Мигель де Альенде (San Miguel de Allende), штат Гуанахуато.
Ткачи, которые
вышивают на своих сарапе пейзажи и портреты, наверняка родом из поселка Гуадалупе (Guadalupe), штат Сакатекас, Сан
Бернардино Контла (San Bernardino Contla), штат Тласкала, Тлашьяко (Tlaxiaco) и Теотитлан дель Вайе (Teotitlán deI Valle), штат Оахака. В Теотитлане
и в местечке Санта Ана дель Вайе (Santa Ana deI Valle), в Оахаке, кроме того, отличительной характеристикой является использование
только натуральных красителей для волокон, и еще – они делают репродукции
знаменитых полотен на своих сарапе.
Очень часто сарапе ткется на поясном станке из двух отдельных полотнищ, которые
соединяются таким образом, что кажутся единым целым. Однако, если он
изготавливается на ткацком станке с колышками,то делается одним
полотном, как и на педальном станке. В этом случае сразу же оставляют отверстие для головы, так чтобы потом сарапе
сидел на плечах. Плечи и нижняя часть изделия обычно являются излюбленными для
ремесленников, чтобы изощряться на них в сложных вышивках. Концы загибают и зашивают,
хотя в некоторых местах нити завязывают узелками, а в других – пришивают к нижнему
краю бахрому, связанную крючком.
Как уже было сказано
ранее, на всех стадиях изготовления сарапе можно проследить региональные различия в техниках прядения,
окрашивания и ткачества хлопка или шерсти, применяемых инструментах и рисунках. Шерстяные, тонкого прядения изделия обычно характерны для мастеров народов кора
и уичоль (проживающих на территории штата Найярит), либо изготовленных в
поселках Коатепек Аринас (Coatepec Harinas) и Донато Гэрра (Donato Guerra), штат Мехико, Халасинго (Jalacingo) Веракрус; Чарапан (Charapan) и Парачо (Paracho), штата
Мичоакан; Уэйяпан (Hueyapan),
Морелос и Чикугуакстла (Chicahuaxtla), Оахака.
Сарапе из Сан Педро
Миштепек (San Pedro Mixtepec), Сан Хуан Гивине (San Juan Guivine) и Санта Каталина Санагия (Santa Catalina Zhanaguía), штата Оахака, ткутся из шерсти и чичикастле, растительного волокна, которое
придает изделиям зеленоватый цвет и более крупную и тяжелую текстуру. В Синакантане (Zinacantán), штат Чьяпас, мужчины носят короткие накидки, сотканные из белого и
красного хлопка, украшенного разноцветными вышивками.
Сарапе, традиционная одежда мексиканцев, имеет большое разнообразие узоров. На фото образец из Санта Ана дель Вайе, Тлаколула, Оахака |
Ткацкий станок с
колышками используется ткачихами народностей яки, майо, рарамури, на севере
страны. Он представляет собой четыре опоры, вкопанные в землю, на них крепится деревянная
рама, в которой размещается основа будущего полотна. Такой способ типичен для изготовления
сарапе в местечке Масиака (Masiaca), штат Сонора и Урике (Urique), штат Чиуауа.
Педальный ткацкий
станок изготавливается, как правило, из дерева. Он позволяет производить бóльшие
объёмы с большей быстротой и повторять шаблоны орнаментов. Кроме того, он позволяет
применять техники ковроткачества. Этим способом производятся, помимо прочих мест, сарапе в Малинальтепеке (Malinaltepec), штат Герреро; Тлаколуле (Tlacolula), Оахака; Саньяго Тиангистенко (Santiago Tianguistenco) штат Мехико; Бернале (Bernal), Керетаро (Querétaro), и Эль Кардонале (El Cardonal) Идальго.
Сарапе в Сальтийо (Saltillo)
Бытует мнение, что
на протяжении XVIII и в первой половине XIX века, ткались самые лучшие сарапе,
который прозвали «классическими» за качество и технику, достигнутые в их изготовлении.
А вообще традиция
ткачества сарапе на педальных станках уходит в ее более ранний период, когда коренные
жители Тласкалы (то есть индейцы, а не метисы), были привлечены Испанской
Короной к колонизации севера страны. Тласкальцы, принадлежавшие к одной из
древних ветвей месоамериканских цивилизаций, с давними традициями сельского
хозяйства и оседлого образа жизни, стали отличными союзниками Испанской короны
в ее противостоянии диким апачам, кочевникам севера Мексики. Жители Тласкалы расселились
в некоторых фортах в штате Керетаро, Сан Луис Потоси, Коагуиле и в Таосе,
Долине Рио Гранде и Сан Антонио, сегодня
находящихся на территории США
Существование больших
скотоводческих поместий в северных регионах Мексики обеспечило переселенцев
сырьем и сарапе быстро превратился в самую покупаемую одежду на
ярмарке, которая проводилась в городе Сальтийо (Коагуила) в те годы. Оттуда, из
этого города, который называли «Ключевым городом внутренних земель» торговцы
развезли уникальные изделия на другие ярмарки в другие города: ярмарку апачей
в Таосе, известную ярмарку в городе Сан Хуан де Лос Лагос (San Juan de los Lagos) штат Халиско, ярмарки Халапы (Веракрус)
и Акапулько (Герреро).
В колониальную эпоху
разные города соперничали качеством своих сарапе с изделиями из Сальтийо,
однако с течением времени это «географическое обозначение» становится синонимом
определенного стиля, расцветки и техники.
Политические
перемены, начавшиеся в эпоху борьбы за независимость в Мексике, потрясли
экономику страны и подкосили сельское хозяйство. Уменьшение посевов повлияло и
на скотоводство, кроме того, разгул бандитизма на дорогах, сделал торговые
предприятия крайне рискованными. Поднялись цены на шерсть и на готовые изделия
до такой степени, что только богатые и знатные жители столицы могли красоваться
в сарапе на бульваре де ла Вийя или в парке Аламеда, самых популярных местах
прогулок жителей Мехико. Это был период , когда множество иностранцев посещало гостеприимную
молодую нацию и они, глазами, полными изумления взирали на богатства страны:
пляжи, горы, города и восхищались смуглыми красавицами с черными пронзительными
глазами. Из бытовых вещей их внимание, помимо прочего, привлек и сарапе из Сальтийо, настолько,
что многие художники, такие как Небель, Линати, Пингре, Ругендас и Эгертон запечатлели его на
своих холстах и гравюрах. А так же авторы путевых заметок о Мексике, такие как
маркиза Кальдерон де ла Барка (Calderón de Ia Barca), Уорд (Ward), Лион (Lyon) и Майер (Mayer), описывают его в книгах и периодических
изданиях, как европейских, так и мексиканских. Мексиканцы тоже не остались равнодушными к скромному очарованию сарапе: художники Касимиро Кастро (Casimiro Castro) и Томас Аррьета (Tomás Arrieta) посвятили сарапе холсты и литографии. В свою очередь, мексиканские
историки, географы и этнографы, Пайно (Payno), Гарсия Кубас (García Cubas) и Прието (Prieto) неоднократно его упоминали в своих трудах.
Во время войны Мексики
с Техасом за независимость последнего (1835), мексиканские солдаты надевали
сарапе поверх своих изношенных мундиров, что так контрастировало с парадной
униформой генералов, в итоге, проигравших кампанию. 1835 год, как и 1848, год, когда Мексика проиграла
другую войну, с США, лишившись половины своих территорий, являются отправными
точками для достоверного датирования некоторых стилей сарапе и элементы
орнаментов позволяют проследить линию развития рисунка на протяжении столетий.
Вышеупомянутая война, как кажется стала моментом истории, запечатлевшим пик
производства сарапе, которые пригодились и после подписания мирного договора.
Солдаты принесли домой свои сарапе, где они стали украшениями в домах, а так же
подарками для матерей, сестер и невест, применивших их в качестве настенных
ковров и других элементов домашнего уюта.
Во второй половине
XIX века войны, строительство
железной дороги и развитие промышленного города Монтеррей в штате Нуэво-Леон, спровоцировали
уменьшение популярности ярмарки в Сальтийо, и, как следствие, закат
производства сарапе в этом городе.
Сарапе с гербом Мексики, Музей мексиканской истории, Монтеррей, Нуэво-Леон, Мехико. |
Резюмируя
вышесказанное, можно отметить, что красота и эффективность, прославившие эту
одежду в Мексике и за ее пределами, равно как и уважением мексиканцев к своим
обычаям, позволяют сарапе существовать до сих пор, в качестве удобной одежды и как символ
традиции.
Источник: México en el Tiempo No. 8 август - сентябрь 1995,
Спасибо!
ОтветитьУдалить