19 июл. 2014 г.

Пять самых ценных экспонатов Национального Музея Антропологии г. Мехико

Вы когда-нибудь задавались вопросом, какие предметы являются самыми ценными (с художественной точки зрения) в коллекции Национального Музея антропологии, находящемся в парке Чапультепек города Мехико?

Расположенный в парке Боске де Чапультепек, в г. Мехико, Национальный Музей Антропологии (MNA) является одним из самых важных музейных учреждений мира. Его впечатляющая коллекция археологических находок, являющихся свидетельством истории региона, известного под названием Месоамерика, в период с первого тысячелетия до нашей эры и до 1521 года нашей эры, позволила музею войти в двадцатку самых значительных музеев мира и стать самым важным в Латинской Америке. Здесь речь пойдет о пяти объектах, имеющих в музее самую высокую художественную либо историческую ценность, в основном потому, что по мнению специалистов, эти объекты крайне трудно воспроизвести, даже несмотря на то, что сейчас в арсенале мастеров имеются техники и оборудование несомненно куда более продвинутые. Эти вещи не оставят вас равнодушными!

1. Сосуд в виде обезьянки из обсидиана

обезьянка из обсидиана,
фото Национального Музея Антропологии, г. Мехико
Обсидиан - вулканическое стекло, которое в доиспанскую эпоху широко использовалось повсюду и в больших количествах продавалось Теотиуаканом, могущественным городом, доминировавшим в Центральной Мексике  в V – VII веках нашей эры.  Позднее, в постклассический период ( с 1325 по  1521 г.г.) индейцы мешика (известные всему миру под именем ацтеков) высоко ценили этот природный материал. Он служил и в качестве оружия (острых наконечников стрел и копий, а также ножей), и для создания настоящих произведений искусства, таких, как этот сосуд в форме обезьянки (самочки, и к тому же беременной) выточить которого стоило мастеру немалого труда и терпения, а также времени для того, чтобы тщательно его отполировать.
Сосуд обладает безупречной композицией, в нем воплотилось торжество эстетики, к тому же, для его создания автор располагал примитивными орудиями. Учитывая все это, вещице вручается первое место в нашем списке самых ценных объектов престижного музея, по причине того, что практически невозможно создать ее точную копию. На нее можно полюбоваться в юго-восточной части зала Мешика, рядом с плюмажем Монтесумы. Без всякого сомнения, это один из самых красивых экспонатов Национального Музея Антропологии!

2. Маска Бога Летучей Мыши

Маска Бога Летучей Мыши, 
фото Национального Музея Антропологии, г. Мехико
Обнаруженная в археологической зоне Монте-Альбан (штат Оахака), маска, без сомнения, является одной из самых знаменитых объектов Национального Музея Антропологии (MNA) и одним из сокровищ Зала Оахаки, в частности. По мнению специалистов в последние века до нашей эры этнические группы с юга, возможно, выходцы с территории современного штата Чьяпас, или даже более далеких земель, находящихся сегодня в Гватемале, принесли в горы и долины Оахаки культ, объектом которого была летучая мышь, которой поклонялись, как божеству. Доказательством тому служит как раз эта невероятная маска, сделанная из нескольких пластин жадеита, наложенных друг на друга и тщательно отполированных, которые вместе представляют образ этого крылатого зверя, связанного, по мнению древних, с подземным миром и смертью. Вам стоит рассмотреть его внимательно, образ очень яркий!


3. Маска правителя Пакаля.

Маска Пакаля, правителя Паленке,
фото Национального Музея Антропологии, г. Мехико
В 1952 году, команда археологов под руководством доктора Альберто Руса (Alberto Ruz) осуществила находки, которые стали одними из самых памятных в мексиканской археологии. Внутри Храма Надписей  в Паленке, Чьяпас, была обнаружена огромная погребальная камера, в центральной части которой выделялась каменная плита с рельефами. Когда ее отодвинули, специалистам посчастливилось найти множество сокровищ вместе с телом царя Пакаля, правившего этой столицей майя в 615 – 683 гг. н.э.  В Зале Майя, Национального Музея Антропологии, с самого момента его создания, в 1964 году, была спроектирована специальная зона, в которой была воссоздана эта погребальная камера, так что теперь через одну из трех витрин посетитель может представить себе лучше ее содержимое и полюбоваться сокровищами, обнаруженными в ходе этого памятного открытия.  
Во время вашего визита в зал майя, вы сможете увидеть множество вещей: кольца, ожерелья, но самым главным экспонатом  будет потрясающая жадеитовая маска, закрывавшая лицо загадочного правителя. Она была недавно реставрирована, с целью вернуть ей первоначальное великолепие, так что сверкают, как никогда, ее нефритовые пластины и глаза, выполненные из камня и морской ракушки, которые, как кажется, изучают наблюдателя, устремлённые на него из глубины времён.

нагрудное украшение, Миштека, 
фото Национального Музея Антропологии, г. Мехико

4. Золотое нагрудное украшение

В постклассический период, с 1200  по 1521 гг., жители городов региона, называемого Миштекой (на территории штата Оахака), достигли невероятного мастерства в изготовлении очень зрелишных украшений, используя в качестве основы драгоценные металлы. Такие украшения предназначались исключительно для правящих классов. Тому периоду принадлежит, найденный в Янгуитлане (Yanhuitlán), один из самых известных экспонатов. Речь идет о нагрудном украшении, чья форма представляет собой чималли, или воинский щит, украшенным ступенчатой грекой внутри. С круглого элемента украшения свешиваются 11 бубенчиков, они придают форме необычайное равновесие. А четыре дротика, пересекающие шит справа налево говорят нам о воинственном характере вещицы. Очевидно, ее мог носить знатный воин, награжденный таким образом за свои отличия на полях сражений. Украшением можно полюбоваться в Зале Оахаки, где находятся и другие сокровища из драгоценных металлов, сделанные руками миштекских мастеров.  

5. Брусок золота.

Золотой брусок, период Конкисты, фото Национального Музея Антропологии, г. Мехико
Говорят, что, для того, чтобы удариться в бегство, прихватив при этом немалое количество золота, испанские солдаты, которые оказались в осаде во дворце Мехико-Теночтитлана и вынуждены каким то образом спасаться  от рук ацтекских воинов под командованием вождя Куитлагуака (их бегство и избиение вошло в историю под именем Ночи Печали),  прибегли к «оригинальной» системе, переплавив всю свою военную добычу. Таким образом кольца, браслеты, серьги, украшения «бесоте» и прочие аксессуары, отнятые ими у ацтеков, пройдя сквозь огонь превратились во что-то наподобие брусков, немного изогнутой продолговатой формы. Эти бруски-слитки позволили бы европейски солдатам убежать из дворца (ими было удобно обвязаться, чтобы не нести их в руках), если бы золото не оказалось таким тяжелым, что многие солдаты оказавшись в каналах города, просто не смогли выбраться из них и утонули. Логично было бы предположить, что раскопки в историческом центре позволили бы найти много таких брусочков, но пока что был обнаружен только один, что делает его уникальным. Он был найден в районе так называемого моста Альварадо (как раз там, где ацтеки обрушили мост, чтобы не дать испанцам убежать. Сейчас мостом Альварадо называется часть одной из центральный улиц, расположенная вблизи исторического центра, в нескольких шагах от центрального парка Мехико – Аламеды. Брусок находится в Зале Мешика (ацтекском), сбоку от копии великолепного Плюмажа Монтесумы.

По статье Анхеля Гайегоса (Angel Gallegos), журнал “México desconocido”,  2011

Комментариев нет:

Отправить комментарий