«Железный Вавилон»
- такое название дал писатель Хосе Хуан Таблада своим нью-йоркским хроникам
(1920-1936), изобилующим описаниями лихорадочной городской модернизации,
огромных небоскребов, говорящего кинематографа, автомобиля, казавшегося
изобретением дьявола, рекламных объявлений в небе и радиопередатчика, который
один из его друзей купил за 1.200 долларов! Все это происходило в эпоху, когда
наконец-то женщины получили право голоса, нью-йоркский клуб Yankees купил Бейба Рута за полмиллиона долларов, вошел в силу сухой
закон, и позже, хлестнула своим бичом Великая депрессия.
Таблада уже бывал
и раньше в Нью-Йорке, после свержения правительства Викториано Уэрты (Victoriano Huerta) в 1914 году. В период
правления Венустиано Каррансы Таблада вернулся в Мехико и начались его
переезды, в качестве дипломата, по странам Южной Америки, которые продолжались
до 1920 года, когда писатель, использовав всевозможные поводы, чтобы не ехать в
Эквадор, добился своего назначения в Нью-Йорк, город, который казался ему в тот
момент самым желанным.
Таблада оказался первым мексиканцем, уполномоченным на то, чтобы официально говорить о доиспанском и народном искусстве за границей, помимо популяризации произведений своих друзей, художников Диего Риверы, Хосе Клементе Ороско и Мигеля Коваррубиаса. Расцвет культуры и искусства Мексики, явившийся следствием политики Хосе Васконселоса, стал известен в Нью-Йорке именно благодаря Табладе: «подчеркивание национальных черт - отличная стратегия для того, чтобы вписаться в современность, а все аборигенное является национальным». (Карлос Монсивайс).
Освоив английский,
Таблада начинает жить своими литературными трудами, развивая при этом журналистскую
деятельность невиданного размаха, в которой Мексика- центральная тема. Он публикуется
в известном журнале “The Arts”, другим иностранным сотрудником которого
является Пабло Пикассо.
Подарок судьбы
Таблада получает в 1923 году, когда его родственник, и лучший друг Хенаро Эстрада
получает повышение: должность заместителя министра иностранных дел. Начиная с
этого момента Таблада располагает официальной поддержкой во всех своих начинаниях. Эстрада, кропотливый
писатель успешный политик, обладающий большим интересом к патриотическому искусству,
все время в курсе всей работы поэта Таблады и других талантливых
соотечественников.
Таблада становится
первым в продвижении творчества карикатуриста и художника Мигеля Коваррубиаса,
который выполняет иллюстрации к «Железному
Вавилону». «Парнишка» Коваррубиас приезжает в Нью-Йорк в 1923 году, в эфемерной
должности «дополнительного сотрудника» мексиканского консульства. Эстраде
удается добыть для него билет в спальном вагоне и командировочные на шесть
месяцев. Коваррубиас поселяется в одной комнате с многогранным Адольфо Бестом Могаром (Adolfo Best Maugard), одним из главных помощников Васконселоса
в реализации его культурных проектов в Мексике, и которого Коваррубиас уже
знает, поскольку оба сотрудничали в подготовке художественной части масштабных
праздников, посвященных столетию завершения мексиканской войны за
независимость, в 1921 году. Оба одеваются, как денди и упиваются ночной жизнью
- коктейлями с миллионерами Аптауна и плясками с неграми в Гарлеме.
Мигель Коваррубиас. Negro Drawings. |
Х.К. Ороско. Одна из настенных росписнй в Колледже Дартмут, в Нью-Йорке, выполненных им в 30-е годы. |
Среди мексиканских
музыкантов Карлос Чавес (Carlos Chávez) стал тем, к тому в Нью-Йорке пришёл успех. Во время своего первого визита он завязал
дружбу с французским композитором Эдгаром Варезе (Edgar Varése), который оказал ему
немалую поддержку, представлял его и заказывал ему важные работы, такие, как Energia (1925). Варезе был большим энтузиастом
мексиканского культурного движения, уже задействовал стихотворения Таблады в
своем произведении «Приношения» (Offrandes, 1921), Чавес дебютирует с прекрасно
встреченным публикой и критиками произведением «Три шестиугольника» (Tres hexágonos, 1925), используя
в нем стихи своего друга, Карлоса Пеллисера (Carlos Pellicer), писавшего в одном из писем композитору: «Карлос, если бы смерть дала бы
мне отсрочку в пятнадцать лет, я бы отправился в Нью-Йорк».
Во время своего второго приезда в Нью-Йорк,
Чавес знакомится с композитором Аароном Коплендом, дружба, взаимное уважение и совместная работа продолжаются на протяжении
почти пятидесяти лет. Позже Копленд писал Чавесу: «Должен сказать тебе, что
никогда я не знал другого коллегу композитора, чья поддержка была бы столь надёжным
и продолжительным стимулом для моей работы».
В этот период Ороско часто заходит в гости к
Чавесу, в его квартиру в Гринвич Виллидж, «маленькую, однако достаточную для
того, чтобы вместить фортепиано», которую он к тому же делит с магом цвета,
художником Руфино Тамайо. В 1926 году Чавес частенько встречается
с Диего Риверой. Их объединяет желание придать мексиканскому искусству свежий импульс.
Из длинных разговоров рождается HP (аббревиатура от horse power, лошадиная сила, единица измерения
мощности) , «механический» балет, чьей основной идеей было представить эксплуатацию
Латинской Америки и механизацию Соединенных Штатов. Творческое движение дебютирует
в Нью-Йорке.
Д.Ривера. Человек на перекрестке путей. Фреска во дворце Изящных Искусств Мехико. |
В 1936 г. Давид Альфаро Сикейрос создает в Нью-Йорке Экспериментальную Мастерскую Сикейрос, где обучает
инновационным техникам, таким как action painting (живопись действия) и дриппинг (капание краской на холст),
которые один из его последователей, гений экспрессионизма Пол Джексон Поллок будет использовать по полной. А ещё в том же самом году Нью-Йоркские Yankees выигрывают Мировую серию по
бейсболу.
Журнал “Relatos e historias de México”, № 44, апрель 2012
Герардо Аустралия
(Gerardo Australia), писатель
Комментариев нет:
Отправить комментарий