10 апр. 2016 г.

Хосе Хуан Таблада

Хосе Хуан Таблада.
Фото с www.los-poetas.com
Хосе Хуан Таблада Акунья (José Juan Tablada Acuña) -  мексиканский поэт, дипломат, журналист, один из представителей литературного авангарда. Считается родоначальником мексиканской современной поэзии, и первым, кто ввел японскую стихотворную форму хайку в испаноязычную поэзию.

Родился 3 апреля 1871 года, учился в Военном колледже в Мехико, в замке Чапультепек. Впоследствии продолжил свое обучение в Национальной подготовительной школе (в которой обучались студенты, желавшие впоследствии поступить в университет), где обучился живописи, которая стала одним из основных его увлечений. Впоследствии работал служащим на железной дороге.

В 1890 году, в 19 лет начал свое сотрудничество с газетой «El Universal», публикуя в ней свои стихотворения и воскресные хроники, в разделе под названием «Лица и маски». Также сотрудничал с изданиями «El Mundo Ilustrado», «Revista de Revistas», «Excélsior» и «El Universal Ilustrado». Помимо этого, он публиковался в газетах Каракаса, Боготы и Нью-Йорка и писал статьи и печатал произведения в литературных журналах, таких, как «Revista Azul», «La Revista Moderna», «La Falange», «El Maestro». Был основателем журнала «Mexican Art and Life».

В 1894 году Таблада  публикует  в журнале «Revista Azul» стихотворение  «Оникс», которое заставило публику заговорить о нем, как о талантливом поэте. Его первая книга стихов под названием «Антология» была опубликована в 1899 году. Будучи приверженцем модернизма на его первом этапе, Таблада отстаивал это литературное течение в журнале «Revista Moderna», в которое печатал статьи и переводы в период с 1889 по 1911 г.

Таблада также участвовал в политической жизни страны и занимал дипломатические посты в Японии, Франции, Колумбии и США.  Во время своего путешествия в Японию он заинтересовался японской культурой, которая, выраженная в национальной эстетике, позволяла пластическою интерпретацию природы.

Поэт в своих политических взглядах был противником революционера Франсиско. И. Мадеро и в связи с этим опубликовал политическую сатиру Мадеро - Шантеклер в 1910 году, в период когда разразилась мексиканская революция. Сотрудничал с правительством свергнувшего Мадеро военного диктатора Викториано Уэрты и после его падения в 1914 г. переселился в Нью-Йорк.   

Родольфо Мата (Rodolfo Mata), занимающийся исследование творчества Таблады в Центре Литературоведческих исследований, Независимого национального университета Мексики, комментирует следующим образом эти реакционные воззрения поэта:  «Хосе Хуан Таблада жил в Мексике порфирианского периода, «офранцуженной», в которой он сформировался как личность, и смог пробить себе дорогу к состоятельности и известности. Первый брак он заключил с племянницей тогдашнего министра образования, Хусто Сьерра, занимался торговлей винами и построил прекрасный дом в Койоакане (сегодня в нем размещается школа писателей главного общества писателей Мексики)». 

В мире Таблады, в котором он сам все устроил, не было места потрясениям и революциям.  

“Видя его статьи, написанные в ходе сотрудничества с различными журналами, мы понимаем, что Таблада был хронистом исключительных способностей, универсальным в тематике и стиле. Он совершил ошибку, поддержав реакционную кампанию против Франсиско. И. Мадеро и сотрудничая с правительством Викториано Уэрты, пришедшего к власти в ходе военного переворота. Текст Таблады под названием «Мадеро-Шантеклер. Зоологико-политическая трагикомедия» (1910) и длинное стихотворение «Социальная защита. История компании Северной Дивизии (1913), посвященная Викториано Уэрте являются свидетельством политической недальновидности поэта, вследствие чего после падения режима диктатора Таблада вынужден был отправиться в ссылку в Нью-Йорк.
Впоследствии Таблада примирился с революционным режимом, в лице бывшего в тот момент президентом Венустиано Каррансы. Падению Уэрты показало всем – порфирианскую belle epoque уже не вернуть никогда.

 Хосе Хуан Таблада много трудился, чтобы достичь определенного положения в порфирианском обществе, и логично, что он был против революции, поддерживая режим, который позволял ему зарабатывать на жизнь. Да, он не обладал политической дальновидностью, и часто его за это осуждают. Однако, что общего между его политическими взглядами и его хайку, увлечением Японией, его работами, посвящёнными критике искусства, или его поэмой «Черная месса»? Он представляют собой один из примеров идеологической ошибки, совершенной представителем творческой интеллигенции. Между тем, критикуя его за это, часто забывают о позитивных и прогрессивных элементах его системы ценностей. А ведь Таблада, под влиянием восточных философских систем проповедовал буддийскую любовь к животным; резко критиковал дикий капитализм США, олицетворением которого были Уолл-Стрит, Дж.П. Морган и финансовые спекуляции. Не стоит клеймить поэта за его взгляды, оппозиционные мадеризму».

В 1918 году президент Венустиано Карранса назначил Табладу Министром внешних связей. По этой причине поэт переехал в Каракас, где занялся культурно-просветительской деятельностью, выступая на конференциях и публикуя статьи. В 1920 году Таблада переезжает в Кито, но затем вынужден отказаться от дипломатического назначения, поскольку не смог адаптироваться к высоте над уровнем моря, на которой расположена эквадорская столица и возвращается в Мехико, где проводит 1922 и 1923 г.  В этот период за ним прочно укрепилась слава поэта, являющегося рупором молодежи.

После пребывания в Мехико возвращается в Нью-Йорк и основывает книжный магазин для испаноговорящих «Librería de los Latinos». В 1928 году, когда поэт находился в Нью-Йорке, он был избран членом-корреспондентом Мексиканской Академии языка. В этот период, осуществляя свою дипломатическую миссию, Таблада самым активным образом содействует популяризации нового мексиканского изобразительного искусства в Америке, ряд видных представителей которого, таких, как Хосе Клементе Ороско, Мигель Коваррубиас, Диего Ривера, находились в этот период в столице Штатов. Немалым вкладом в искусствоведение являются его работы, посвященные критике современного искусства. Созданная Табладой «История искусства Мексики» (1927 г.) является одним из первых примеров современных искусствоведческих трудов.

В 1935 году Таблада возвращается в Мексику и живет в г. Куэрнавака. В 1941 году его избирают действительным членом  Мексиканской языковой академии, с номером VIII.

В середине 1945 года Таблада вернулся в Нью-Йорк, в должности мексиканского вице-консула, где скончался 2 августа того же года. Члены Мексиканской языковой академии взяли на себя ходатайство и возвращение останков поэта на родину, где Таблада был похоронен в Ротонде выдающихся людей в Мехико.

В своих работах Таблада в большом количестве использовал метафоры, как впоследствии делали ультраисты. Кроме того, он писал калиграммы (идеографические стихотворения), в тот же период, что и Гийом Аполлинер.  

Творчество Таблады нашло соприкосновение с музыкой, когда композитор Эдгар Варез написал в 1921 году кантату «Offrandes», на одно стихотворение Таблады и другое – Висенте Уидобро  (Vicente Huidobro).

Также достойна внимания страсть, которую Таблада питал к изобразительным искусствам на протяжении всей своей жизни. В молодости он мечтал стать живописцем и даже брал уроки у художника Антонио Фабреса, в 1904 году, в Академии изящных искусств, где в тот же период обучались такие крупные представители мексиканского искусства, как Диего Ривера, Сатурнино Эрран, Роберто Монтенегро и Франсиско Гойтиа.

Он никогда не смог профессионально посвятить себя живописи, но некоторые его акварели, отличающиеся высоким качеством, хранятся сейчас в архиве Института Филологических исследований. В оригинальном издании сборника «Один день…» каждое стихотворение сопровождается рисунком, сделанными автором. И даже удалось выяснить проведя определенные исследования, что иногда Таблада сначала делал рисунок и только потом сочинял стихотворения, хотя не всегда придерживался такой схемы. Одновременно создавая рисунок и стих, ведущие между собой диалог, Таблада следовал традиции японского хайку.

Несмотря на политическую реакционность Таблады, во всем прочем он был новатором. Однажды он бросил вызов даже порфирианскому обществу, тогдашней морали и цензуре своим литературным экспериментом в духе декадентства Шарля Бодлера – стихотворением «Черная месса», которая произвела настоящий скандал. Как и многие его современники, он интересовался доиспанским искусством, коллекционировал его, как, впрочем, и старинные гравюры - японские укиё-э и восточное искусство вообще.

Увлечение Таблады Японией нашло свое воплощение не только в его хайку, но и в двух книгах прозы «Хирошигэ: художник снега и дождя, ночи и луны», (1914), лирической биографии в стиле братьев Гонкур, и «В стране солнца» (1919), серии хроник, некоторые из которых фиксируют его путешествие в Японию в 1900 году.

Своей последней книгой органичных стихотворений «Ярмарка. Мексиканские поэмы» (1928), поэт внес свой вклад в идеологию зарождающегося революционного патриотизма, еще одно, совершенно особое эстетическое направление.

Но и это еще не все: существует книга акварелей Таблады, посвященная съедобным грибам, снабжённая комментариями к каждому из них, поскольку поэт, помимо того, что был гурманом, еще и увлекался природой. Сохранились его зарисовки насекомых и животных.
По своим религиозным воззрениям Таблада был эзотериком и спиритуалистом. Он был другом архитектора Клода Брагдона, который активно пропагандировал спиритуализм, связанный с доктринами, заимствовавшими ряд идей из научных открытий периода 20-х годов XX века и с другой стороны, признававшими существование иного изменения и возможности коммуникации с ним посредством духов на спиритических сеансах.  Эти религиозные воззрения Таблады делают его одним из самых необычных представителей литературного авангарда.

По статьям:


Комментариев нет:

Отправить комментарий