Мексика является
хранителем большого количества артефактов археологического и исторического
значения, находящихся в территориальных водах страны. Они имеют особую важность
не только потому, что позволяют понять развитие навигации и судостроения
минувших эпох, но и получить более полное представление о самом ходе истории.
Так как победу одержали либералы, в обществе стало популярным внимание к индейскому прошлому страны, поиск, изучение и сохранение «древностей», как тогда называли археологическое наследие. Первым официальным декретом в отношении археологических находок, стал запрет президента Мексики Гуадалупе Виктория (1824 г.) на вывоз древностей без официального разрешения правительства.
Выходя из
Веракруса флотилия везла 3 644 194 песо золотом и серебром, 5408 арроб (62, 128
тонны) отборной кошенили, 3879 арроб (44,608 тонн) менее качественной кошенили,
15413 арроб (177,249 тонн) индиго, 10
018 фунтов китайского шелка, 71 788 необработанных шкур, 6 858 центнеров
древесины драцены бразильской, 366 центнеров кампечанского дерева (Haematoxylum campechianum), 119 ящиков какао и
366 центнеров мелассы. Большая часть золота и серебра распределялась между
капитанским Santa Teresa и адмиральским Nuestra Señora del Juncal кораблями. На борту этого последнего, которым командовал Андрес де Аристисабаль
(Andrés de Aristizábal) находились команда, солдаты и пассажиры, общее количество которых насчитывало
350 человек.
Флотилия вышла из
Веракруса, направляясь к северу, чтобы,
по достижении широты, на которой расположена Гавана, повернуть в ее сторону, на
восток. Через четыре дня после выхода в море поднялся сильнейший северный
ветер, который рассеял корабли флотилии. Кроме того, галеон
Nuestra Señora del Juncal дал течь, ситуацию пытались
контролировать насосами. 21 октября было решено сбросить в море часть груза.
Той же ночью члены экипажа получили сигнал от единственного корабля,
остававшегося в пределах видимости – капитанского Santa Teresa, который интерпретировали, как приказ повернуть на юго-восток, чтобы
достичь берегов Кампече, следуя по ветру. На следующий день курс поменяли,
однако вода в трюме продолжала прибывать. 26 октября в море сбросили все
оставшиеся товары, большую часть пушек и якорь. 31 октября корабль уже не мог
держаться на воде и затонул в период с 7 до 8 вечера в восьми морских лигах от
песчаных отмелей Кайо де Аркос,
находящихся в свою очередь в 130 км от побережья Кампече, потеряв 310
человек из числа всех тех, кто находился на борту. Спаслись всего только 39
человек, на шлюпке, которой управлял боцман Франсиско Гранийо (Francisco Granillo) и которая была подобрана на утро следующего дня. Выживших людей доставили
в Кампече.
Один из кораблей,
курсировавших с товарами от Калифорнии до Панамы, был Golden Gate, бывший в собственности у Pacific Mail Steamship Company, построенный в 1850 г и спущенный на воду годом позже. Это было судно
водоизмещением 2000 тонн, 82 м длиной, 12 шириной и осадкой 8 м. Он приводился
в движение ветром, с целью чего был оснащен парусами на трех мачтах, также двумя паровыми двигателями, которые крутили
колеса, установленные по бокам судна.
О масштабах этого
богатства, значительную часть которого составляют останки кораблей колониальной
эпохи, свидетельствуют документы, которые, в общей сложности, упоминают о более
чем тысяче кораблекрушений, произошедших в мексиканских водах.
Общие сведения о
национальном культурном наследии
В настоящий
момент культурное наследие страны насчитывает четыре составляющих:
палеонтологическое, археологическое, историческое и творческое, в соответствие
с определениями мексиканского законодательства. Каждый из этих компонентов
имеет свою собственную историю и период обретения охранного статуса.
Самым «молодым»
является как раз-таки, палеонтологическое наследие, объявленное таковым в 1986
году. Оно включает в себя все находки, связанные с живыми организмами минувших
эпох, их останки и даже химические вещества, явившиеся следствием их
жизнедеятельности, относящихся к периоду, предшествующему появлению человека на
американском континенте. Процедуры по их регистрации и охране являются
аналогичными процедурам по регистрации, охране и восстановлению археологических
находок. При этом стоит отметить, что палеонтологические находки, все без
исключения, принадлежат мексиканской нации, но в случае необходимости объявить
тот или иной объект частью культурного наследия, требуется специальных
президентский декрет.
Второй
составляющей культурного наследия нации является археологическое наследие. К
нему относятся все материальных объекты, принадлежащие культурам, существовавшим
на территории Мексики до появления здесь европейцев, включая в себя
человеческие останки, а также остатки флоры и фауны, связанные с этими
культурами.
Концепция
археологического культурного наследия имеет длинную историю: еще в испанском
законодательстве XVI века
указывалось, что недра земли, и все, что они содержат, равно как водные
ресурсы, являются собственностью Короны. Это происходило из римского права,
применялось в Мексике в колониальную эпоху, перешло в период независимости и
является действительным до сих пор.
Интеллектуалы,
чьи идеи послужили борьбе за
независимость, стали культивировать интерес к доиспанским культурам, ища в этом
далеком прошлом основу зарождающегося национального самосознания. И после
получения Мексикой независимости в 1821 году, индихенизм стал знаменем
либерального политического течения, тогда как консерваторы продолжали
придерживаться колониальной идеологии, пытавшейся принизить и предать забвению
доиспанские культуры.Так как победу одержали либералы, в обществе стало популярным внимание к индейскому прошлому страны, поиск, изучение и сохранение «древностей», как тогда называли археологическое наследие. Первым официальным декретом в отношении археологических находок, стал запрет президента Мексики Гуадалупе Виктория (1824 г.) на вывоз древностей без официального разрешения правительства.
Третьим
компонентом культурного наследия является историческое культурное наследие. Оно
представляет собой материальные объекты, относящиеся к периоду с 1521 г. по
конец XIX века
включительно и представляющие собой ценность в плане понимания и интерпретации
исторического процесса в Мексике в данных период. К ним, в частности,
относятся:
1.
Общественные
здания и движимое имущество, связанное с ними.
2.
Недвижимое
имущество любого типа, принадлежавшее католической церкви, и движимое
имущество, связанное с ними. Этот
комплекс объектов исторической наследия образовался после изъятия
государством церковного имущества в ходе исполнения Законов Реформы, принятых
президентом Бенито Хуаресом в середине XIX века.
3.
Крупные
общественные сооружения, построенные в период с момента появления европейцев в
Мексике с 1521 по 1900 г., а также движимое имущество, связанное с ними.
И последним
компонентом культурного наследия являются выдающиеся произведения искусства и
литературы, созданные в период с 1900 г. по настоящий момент. Для того, чтобы
произведение считалось частью творческого культурного наследия, необходимо
издание специальной декларации, в которой Президент Республики объявит его
таковым.
Воды,
принадлежащие Мексике
К морским зонам
Мексики, в соответствии с Федеральным законом о морях, относятся:
1.
Территориальные
моря, длиной в 12 морских миль от береговой линии.
2.
Внутренние
морские воды, такие как лагуны и бухты.
3.
Смежная
зона, расположенная в промежутке от 12 до 24 морских миль от береговой линии.
4.
Эксклюзивная
экономическая зона, имеющая протяженность в 200 миль от береговой линии.
5.
Континентальная
платформа и островные платформы.
Ими считаются участки морского дна,
глубина которых понижается постепенно, по мере удаления от берега. У края
континентальной платформы глубина, по мере удаления от берега начинает
увеличиваться гораздо быстрее. Континентальные платформы различаются своей шириной,
в случае Мексики она гораздо шире в Мексиканском заливе и Карибском побережье,
нежели в Тихом океане.
Суверенитет Мексики является полным в во
внутренних морских водах, в территориальных морях и смежной зоне, равно как и в
пресных водах. Таким образом в отношении находок в них применяется те же
положения законодательства, что и в отношении «наземного», либо извлеченного из
недр земли культурного наследия.
На
территории континентальных и островных платформ юридический статус культурных
объектов несколько иной, равно как и в эксклюзивной экономической зоне.
В этих последних, по международным
законам, все обнаруженные исторические или археологические объекты становятся
частью всемирного наследия человечества и их охрана должна быть организована в
соответствии с международными нормами права, хотя большее внимание при этом
уделяется правовым актам страны происхождения (физического, культурного,
исторического, археологического) находок.
В морях Мексики можно обнаружить
археологические и исторические объекты движимого и недвижимого имущества. К числу недвижимости можно отнести портовые
сооружения, а также прочие постройки на побережье, расположенные у самой воды.
По мере удаление от суши в морях можно обнаружить останки затонувших кораблей,
вместе с теми объектами, которые в них
находились, или находятся до сих пор.
Навигация в доиспанскую эпоху носила
береговой характер или осуществлялась во внутренних водах. Таким образом
все археологические объекты были найдены
в зонах озер, лагунах, или устьев рек и ни одной находки до сих пор не сделано
в морских водах.
В отношении исторических объектов ситуация
совершенно иная – имеются документальных свидетельства той или иной степени
достоверности о более чем тысяче кораблекрушений, произошедших в мексиканских
водах в колониальный период, подавляющее большинство которых случилось в
Мексиканском заливе или на Карибском побережье, и куда меньшее – в Тихом
океане.
В эпоху испанской колонии, для организации
торговой навигации использовалась система флотилий, которые контролировались
испанской Короной, хотя корабли, входившие в состав флотилий могли принадлежать
Короне, быть нанятыми ей, или быть в собственности частных лиц или компаний. В
Тихом океане система флотилий не применялась, там каждый год один или два
больших галеона отчаливали из Манилы, с Филиппин, держа курс на порт Акапулько,
в Новую Испанию. Достигнув Акапулько и разгрузившись в порту, корабли
возвращались в Манилу.
Манильские галеоны обычно перевозили в
Акапулько фарфор, шелк, и прочие азиатские товары, а по возвращении назад в их
трюмах в основном было серебро, для оплаты этих импортных операций Новой
Испании. «Китайский галеон» (Nao de China) – как его называли – так же находился под контролем испанской Короны.
Таким образом,
принимая во внимание вышеупомянутые нормы законодательства, объекты
кораблекрушений, произошедших в колониальную эпоху, либо принадлежали испанской
Короне, либо она имела на них права, и впоследствии, согласно принципу
реверсии, они перешли в собственность Мексики, после того, как Испания признала
независимость своей бывшей колонии.
А вот имущество и
останки кораблей, затонувших в период, когда Мексика уже была независимой
страной, находятся в более сложной юридической ситуации. С одной стороны, те,
которые датируются периодом до 1900 года принадлежат к числу исторических памятников,
однако при этом должны учитываться права их первоначальных владельцев, даже в
том случае если эти последние оставили свое имущество на произвол судьбы и не осуществляли
попыток по его возвращению или прекратили такие попытки, так и не сумев извлечь
объекты с морского дна. Такие права могут также передаваться третьим лицам,
например, страховой компании, которая в свое время возместила ущерб, нанесенный
первоначальному владельцу кораблекрушением. Таким образом, каждый случай
обнаружения затонувших судов должен рассматриваться отдельно.
Нуэстра
Сеньора дель Хункаль
Этот корабль был
построен в г. Гипускоа, Испании в 1623 - 1623 гг., имел водоизмещение 600 тонн
и был оснащен 38 артиллерийскими
орудиями из бронзы, равномерно расположенными на носу, корме и центральной
части.
14 октября 1631 г. корабль отчалил из порта
Веракрус, в качестве адмиральского корабля флотилии, состоявшей из 19 судов, по
направлению к Гаване, Куба. Как уже было сказано, в ту эпоху, а точнее с 1537
года морские перевозки осуществлялись посредством организации флотилий, в целях
защиты от корсаров из других стран и пиратов. В каждой флотилии корабли шли
вместе, следуя указаниям капитана, управлявшего основным кораблем. В некоторых
случаях к капитанскому кораблю добавлялся второй управляющий – адмиральский
корабль, как было и в этом случае.
Испанский галеон XVII века. |
Всего четырем
кораблям их той флотилии удалось добраться до Гаваны. Остальные растерялись и
затонули в разным участках Мексиканского залива. Многие так и не были
обнаружены, в их числе галеон Nuestra Señora del Juncal.
Нуэстра Сеньора
де Гуадалупе
Ртуть имела
огромное значение для испанской империи, так как использовалась в качестве
важнейшего материала в горнодобывающей промышленности. Золото и серебро извлекались
из руды, которая их содержала, путем амальгамации либо путем смешивания ртути с
обыкновенной солью и затем амальгамации
с целью отделения ценного металла от пустой породы.
Амальгамация
заключается в смешивании ртути, являющееся жидким металлом с измельченной
рудой. При этом драгоценные металлы растворяются в ртути. Затем ртуть,
содержащую золото и серебро нагревают до ее испарения и собирают для повторного
процесса амальгамации. В итоге остается чистое золото или серебро.
Шахты, в которых
добывалась ртуть, существовали во многих местах Испании и ее колониях, Корона
дала позволение на использование для горнодобывающей промышленности ртути,
добывавшейся всего из двух шахт – Альмаден, на юге Испании и Уанкавелика, в
Перу. Нужды горнодобывающей промышленности Новой Испании (Мексики)
удовлетворялись ртутью из Альмадена.
Поскольку ртуть
является веществом вязким (ее плотность в 13.5 раз больше плотности воды) и жидким,
для ее транспортировки необходимо было придумать специальные ёмкости, с тем,
чтобы избежать разлития и вреда, которые при этом мог быть нанесен судну, его
перевозившему. Поэтому ртуть наливали в кожаные мешки, которые затем помещали в
деревянные бочки. В каждую входило около 23 кг жидкого металла. Три таких
бочки, в свою очередь упаковывались в деревянный ящик, который уже помещался в
грузовой отсек трюма. Даже строились специально укрепленные корабли для
перевозки ртути, которые назывались «асогес», так как сама ртуть в те времена
носила такое название.
Весной 1724 года
два таких корабля вышли из Кадиса курсом на Америку с грузом 400 тонн ртути,
которых хватило бы на амальгамацию руды в шахтах Новой Испании в течение целого
года. Один из этих специализированных кораблей имел водоизмещение 1000 тонн и
был оснащён 74 артиллерийскими орудиями. Его построили на верфях города Кампече
в Новой Испании. Помимо 250 тонн ртути корабль вез скобяные и прочие изделия и
детали для строительства новых галеонов. Корабль назывался Nuestra Señora de Guapalupe. Его сопровождал корабль El Conde de Tolosa, не приспособленный специально для
перевозки ртути, но больших размеров – он имел водоизмещение 1000 тонн, на нем
располагалось 70 артиллерийских орудий и он вез еще 150 тонн ртути.
24 августа 1724
года два галеона были настигнуты ураганом в заливе Самана, на северо-восточном
побережье острова Эспаньола. Оба сели на мель и были разрушены, но более мощная
конструкция корабля Nuestra Señora de Guadalupe позволила ему дольше сопротивляться
сильному прибою, так что 650 человек, в числе которых были члены команды и
пассажиры, успели достичь берега. А из более 600 пассажиров и членов команды El Conde de Tolosa удалось спастись только 40. Впоследствии оба галеона были обнаружены и
частично освобождены от наносов песка. Часть объектов, которые извлекли с
затонувших галеонов, можно увидеть в музеях Санто-Доминго, столицы
Доминиканской Республики.
U. S. S. Somers
Подходил к концу
1846 год, война между Мексикой и США началась за несколько месяцев до этого.
Военной-морской флот США блокировал порт Веракрус, используя при этом несколько
кораблей, среди которых был U. S. S. Somers.
Этот корабль был
построен по типу брига, оснащен двумя мачтами и мог развивать большую скорость.
Somers был относительно небольшим судном, водоизмещением
в 250 тонн, с 10 артиллерийскими орудиями, весом 32 фунта каждое; был спущен на
воду на верфях New York Naval Yard 16 апреля 1842 года.
История у судна
была непростой. Спустя несколько месяцев после своего спуска на воду, в
сентябре, бриг вышел в тренировочное плавание к берегам Африки под
командованием Александра Слайдела Макензи (Alexander Slidell Mackenzie). На борту
находились 120 человек. Похоже, что капитан Макензи был любителем строгой
дисциплины, так как сохранились отчеты о 43 случаях наказаний плетьми членов
экипажа за различные провинности, в первые три недели плавания.
Спустя два месяца
кадет по имени Филип Спенсер (Philip Spenser), 18 лет, начал распускать слухи о
готовящемся бунте, с целью захвата корабля, с тем, чтобы потом пиратствовать на
нем. Об этом донесли капитану и тот приказал арестовать Спенсера и держать его
в наручниках. Спустя некоторое время еще два члена экипажа были взяты под
стражу, как сообщники к организации бунта. Короткое заседание военного
трибунала на борту, и трое заключенных были приговорены к смерти. Они были
повешены 1 декабря 1842 года на мачте Сомерса.
Этот случай спровоцировал
громкий скандал, учитывая и тот факт, что кадет Спенсер был сыном Министра
Обороны США, Джона Кэнфилда Спенсера (John Canfield Spenser) и сам капитан Макензи попал под военный
трибунал по случаю самоуправства, хотя
затем был оправдан. Тем не менее печальная история получила широкую
огласку и даже нашла свое отражение в художественной литературе: Somers появляется в двух романах Мелвилла – «Billy Budd» и «White Jacket».
Но вернемся к
осаде Веракруса. Как уже было сказано, U.S.S. Somers был одним их кораблей, заблокировавших порт. Во время блокады капитаном
Сомерса был Рафаэл Симс (Raphael Semmes). Восьмого декабря 1846 года вахтенный
матрос на Сомерсе различил вдалеке мексиканский корабль, который пытался
проникнуть в осаждённый порт. Сомерс снялся с якоря и пресек эту попытку, начав
преследование мексиканского судна. Однако, в момент резкого маневра, сильный
порыв ветра опрокинул американский бриг и Somers затонул в считанные минуты, утянув с собой на дно 32 из 76
членов своего экипажа. Тридцать семь человек были спасены и еще семь захвачены
в плен мексиканскими моряками.
В 1986 году
затонувший корабль был найден Джорджем Белчером (George Belcher) и затем был обследован экспедицией, организованной National Park Service, США и Институтом Антропологии и Истории (INAH), Мексика. Корабль находится на глубине
32 м, на расстоянии немногим менее двух км, на запад от острова Исла Верде.
Экспедиция пришла к заключению, что для наилучшей сохранности судна, его стоит
оставить там, где оно лежит, установив надзор за ним, с тем, чтобы оно не было
разграблено искателями ценностей.
Golden Gate
Одним из
последствий войны Мексики и США (1846 – 1848 гг.) стала потеря Мексикой своих
северных территорий, в общей сложности составлявших около 2 млн. кв. км. Эти
территории отходили США по трактату Гуадалупе Идальго, подписанному сторонами в
1848 г.
В том же году в
Калифорнии было обнаружено золото, и в 1849 году началась так называемая
золотая лихорадка. Огромное количество золотоискателей пересекли континент по
суше, с восточного побережья США до Калифорнии, с тем, чтобы разрабатывать
недавно открытые месторождения.
В те времена путь
с Атлантического побережья к Тихоокеанскому был долгим и опасным, так как
первая трансконтинентальная железная дорога, Transcontinental Pacific Railroad была
запущена только в 1869 году. Сообщение между западным и восточным побережьем
США осложнилось еще более с началом Гражданской войны Севера и Юга в 1861 году.
В связи с этой
ситуацией было необходимо развивать альтернативный маршрут. По нему товары
доставлялись из Сан-Франсиско, Калифорнии
в Панаму по морю, а там пассажиры и грузы пересекали Панамский перешеек
по земле, т.к. в те времена канала еще не существовало, и затем они грузились
на корабли, следовавшие к восточному побережью США.
Пожар на Golden Gate, картина неизвестного автора, репродукция из Интернет. |
27 июля 1862
года, когда корабль плыл вдоль берегов Мансанийо, штата Колима, Мексика, на
судне вспыхнул пожар и капитан Хадсон, управлявший им, направил судно к берегу,
чтобы спасти экипаж и пассажиров. Корабль застрял на отмели в 20 км к северу от
порта Мансанийо, и то, что не успел уничтожить пожар, было разбито прибоем. Из
96 членов экипажа и 242 пассажиров погибло 198. Останки корабля находятся в
месте, которое подвергается сильным ударам волн, под пятиметровыми наносами
песка и крупных камней, все это
значительно затрудняет его исследование.
Известно, что
частью груза Golden Gate были 1,4 млн. долларов золотом,
часть в слитках, часть в виде восьмиугольных монет достоинством 50 долларов,
известных под названием Двухглавых Орлов, отчеканенных в Сан-Франциско. В силу
огромной ценности груза неоднократно предпринимались попытки поднять его со дна моря.
По некоторым
сведениям уцелевшему в пожаре капитану
Хадсону удалось в 1863 году извлечь с корабля приличную часть золота. В 1864
году, во время Гражданской войны, войска США захватили корабль конфедератов Constitution, на котором плыли одиннадцать солдат
Конфедерации, переодетых в униформу войск США, один – даже в генеральскую. Там
же были обнаружены 7 сундуков с золотом, которые, по всей вероятности, было
поднято с «Голден Гейта». Вероятно, некую часть золота конфедераты успели
присвоить себе до этого. По сей день точно неизвестно, сколь ко золота остается
в трюме Golden Gate, и остается ли оно там вообще, так как
существует немалая вероятность того, что в течение многих лет, прошедших после
его крушения, оно было полностью извлечено оттуда.
Хоакин Гарсия
Барсена (Joaquín García-Bárcena), журнал Arqueología mexicana, № 33, сентябрь-октябрь 1998 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий