17 авг. 2014 г.

Монте-Альбан и археологическая культура сапотеков

Мир сапотеков

Наследие сапотекского мира дошло до нас в виде величественных древних городов, рассеянных по долине Оахаки. Среди них выделяется Монте-Альбан, в силу своей огромной значимости, которую он имел, как коммерческий, политический и религиозный центр (он был одним из первых, если не самым первым городским комплексом в Месоамерике), по свой площади, занимавшей почти всю территорию современного города Оахаки, и по продолжительности своего существования, поскольку возник он в VI веке до н.э. и был покинут примерно в 850 г. н.э.
Город окружен несколькими горными вершинами, имеющими стратегическое расположение и географически находится в месте соединения трех узких долин, из которых состоит Долина Оахаки.
В погребальных приношениях часто
попадаются изображения женских
 божеств. Богиня 13 Змея со своими
атрибутами: накидкой кичкемитль,
нефритовыми четками, головным
убором, похожим на заплетенную
косу. Ее имя изображено, как
 нагрудное украшение. Национальный
Музей антропологии, г. Мехико
В настоящий момент руины города распределены по трем археологическим комплексам: Монте-Альбан, Эль Гайо и Атцомпа, все они состоят из строений, расположенных на вершинах высоких холмов и были окружены рядом террас, на которых располагались посевы, что позволяло заниматься сельским хозяйством на склонах гор. Полагают, что cапотеки называли город «Дани Баá», «Священная Гора».
Археологическая зона Монте-Альбан представляет собой впечатляющее зрелище, даже руины позволяют угадать его былое величие. Началом его истории можно считать VI век до н.э., когда возник на это месте церемониальный центр, ставший новым этапом развития человеческого общества, сменившим социальную организацию, состоявшую из земледельческих поселений. Возникновение и сочетание урбанистических элементов потребовало, и впоследствии требовало все больше, координирования работы множества людей и эффективную систему управления, которая впоследствии консолидировалась в настоящее государство.
Власть, принадлежавшая высшей социальной группе, была основана на религиозно-церемониальной системе, ставшей идеологической основой будущего государства. Об этом говорят различные изображения божеств, найденные в Монте-Альбане и принадлежащие всем культурным этапам развития города, а также большое количество объектов культа (фигурки, урны, стелы и др.), ряд которых ассимилировал черты ольмекской традиции.
Строительство Монте-Альбана было результатом усилий ряда больших поселений, представлявших разные общины. На определенном этапе они, вместо вероятного соперничества, избрали путь консолидации, плодом которой стал Монте-Альбан, объединивший в себе необходимые условия для утверждения новой элиты, которая осуществляла политический и экономический контроль посредством религии.
Сапотеки избрали для своего города вершины трех гор, чтобы быть ближе к своим богам. Для того, чтобы сделать эти вершины пригодными для обитания и пребывания там большого количества людей, им потребовалось коренным образом изменить природную топографию места.
В период с 350 по 550 гг. н.э. город достиг наивысшего расцвета.  На основе жесткого контроля ближайших поселений, а также осуществляя захватническую деятельность,
культ ягуара играл важную роль в жизни
сапотеков. Его изображения появились в
Долине Оахаки с VI века до н.э.
Погребальная урна с ишображением
ягуара, Монте Альбан, 200 - 500 гг. н.э.
Национальный Музей Антропологии,
Мехико
Монте-Альбан получал дань, которая была основой развития и политической стабильности города. Монте-Альбан превратился в центральный орган управления и расширил, опираясь на религию, свое влияние на территорию, которая примерно совпадает с границами современного штата Оахака. Кроме того, правителям города удалось наладить стратегические контакты с представителями других культур, расцветших на обширной территории Месоамерики, заключая разного рода политические союзы. А еще, вследствие развития города стало возможным совершенствование наук и искусств, и свидетельством тому стали астрономические наблюдения, появление календаря, системы письма (сапотекские свидетельства использования календаря и письменности являются самыми древними в Месоамерике), а также великолепная художественная традиция, увековеченная в произведениях искусства из керамики и уникальных стелах, найденных на месте древнего города.
В этом историческом контексте развивалась сапотекская культура, глубоко религиозный мир, в котором социальное неравенство объяснялось порядком, заданным небожителями.   Повседневная жизнь наименее имущих классов текла, заданная ритмами сельскохозяйственного цикла, и жизнь человека мыслилась в паре со своей противоположностью, смертью, только вместе эти два явления имели смысл, согласно дуалистическому месоамериканскому мировоззрению.
После смерти человек получал доступ к вечному бытию. Бренные останки его вверялись богам и те сопровождали его в иной мир, помещаясь в могилу в виде скульптур, украшающих керамические урны. Большое количество захоронений найдено в пределах древнего города, это были священные места, где живые оставляли приношения в память усопшим, и так - до момента собственной смерти.
В последние периоды Монте-Альбан был заселен миштеками, превратившись для них в священное место, в VIII веке н.э., и около 850 года окончательно пришел в упадок. Перестали возводиться здания и значительно уменьшились сельскохозяйственные угодья, при этом не было обнаружено каких-либо особенных причин такого коллапса.

Исследователи Монте-Альбана.

Кастаньеда зарисовал различные стелы,
в том числе Стелу 7, изображающую
пленника со связанными руками стоящем
на смиволическом изобрежнии
какого-то города или местности,
число 13 перед ним и глиф Т.
В XIX веке различные экспедиции посетили руины Монте-Альбана и рассказали о своих находках миру. Гильом Дюпэ (Guillaume Dupaix), бельгийский путешественник, в сопровождении художника Лусиано Кастаньеды (Luciano Castañeda), несколько раз посещали давно заброшенные руины и задокументировали размеры археологического места (поскольку фотографии еще не существовало, художник увековечил находки в своих зарисовках). Больше всего, внимание Дюпэ и Кастаньеды привлекли рельефы, изображающие на каменных плитах людей в странных позах, которые они окрестили «Танцорами», а также здания, чьи архитектурные особенности могли угадываться под слоем земли и растительности - Здание J и Здание с Четырьмя Входами. Их заметки и рисунки были опубликованы англичанином лордом Кингсборо (Kingsborough) в 1830 году.
Среди других путешественников, посетивших Монте-Альбан, фигурирует немецкий исследователь, Эдуард Мюленпфордт (Mühlenpfordt), который посетил Монте-Альбан в 1830 году и остался ослеплен древним городом. Он убедил оахакского историка Хуана Баутисту Каррьедо (Juan Bautista Carriedo) сделать полный реестр места. В ходе своих многократных визитов он составил детальное описание «сапотекской крепости», как он назвал Монте-Альбан, карту места и атлас основных строений.
Другой немецкий ученый, Йохан В. Фон Мюллер (Johann W. Fon Mühller), cделал первый полный топографический план, на котором бросается в глаза, помимо чрезвычайной топографической точности, концептуальное, урбанистическое расположение зданий и их пространственное единство. Хотя, Мюллер полагал, что строения представляют собой военный объект. Не менее важным является описание места, сделанное эрудитом Эдуардом Селером (Eduard Seler), известным археологом, который составил важные компендиумы об истории Оахаки.
Дезире Шарне, французский
путешественник и исслелователь,
первым использовавший фотографию
 для каталогизации древних руин
 и находок. Посетил Монте-Альбан
в 1864 годую
В рассказе о своих путешествиях, отчаянный путешественник, француз Дезире Шарне (Désireé Charnay), описывает то большое впечатление, которое произвело на него место, отмечая его монументальность.
 В конце XIX столетия, в 1895 году, американский археолог Уильям Х. Холмс (William H. Holmes), сделал несколько качественных зарисовок, среди которых знаменитое панорамное изображение Монте-Альбана, где видны правильные очертания центральной зоны города.
Первая систематическая деятельность относится к началу ХХ века: только что назначенный на должность Инспектора по Памятникам, Леопольдо Батрес (Leopoldo Batres), составил новый каталог стел с «танцорами» и организовал первые раскопки в 1902 г. Он исследовал угол Галереи Танцоров и часть главной лестницы, ведущей на Северную платформу, кроме того, он раскопал большое количество каменных стел с рельефами.
Поскольку Батрес был инженером, а не археологом, его интерпретации и методы работы были раскритикованы последователями в исследовании Монте-Альбана, Альфонсо Касо (Alfonso Caso) и Альфредо Чаверо (Alfredo Chavero), в особенности, в отношении его реставрационных работ (Батрес претендовал отстроить заново доиспанские здания, что он и воплотил в жизнь в Теотиуакане, штат Мехико). Здания, которые были отреставрированы во время его исследований, не выдержали землетрясений 1928 и 1931 годов. К тому же ему досталась еще одна порция критики - за то, что он разрушил часть оригинальных стен Южной платформы, чтобы извлечь из них стелы.

Проект Альфонсо Касо


Будучи одним из самых признанных ученых Мексики, Альфонсо Касо смог реализовать свою страсть к археологии в проекте Монте-Альбан, продлившемся с 1931 по 1958 г. Продолжая работу в академических традициях Мануэля Гамио (Manuel Gamio), который начал применять современные принципы археологии при исследованиях Теотиуакана.  Касо поставил перед собой задачу систематического изучения Долины Оахаки, одного из регионов, в котором возникли месоамериканские культуры.
Проект Касо был одним из самых комплексных в сфере антропологии, которые были реализованы в первой половине ХХ века. Он начал с изучения знаков сапотекской письменности – глифов, изображенных на глиняных урнах и каменных стелах, а затем архитектуры Монте-Альбана, керамики и древних ювелирных изделий. Изучив все это, он получил хронологическую последовательность артефактов Долины Оахаки (которая позволяла определять возраст новых находок). В своих продолжительных исследованиях он опирался на талант ученых, работавших в команде этого объёмного междисциплинарного проекта.
Альфонсо Касо и Хуан Валенсуэла, во время исслекдований
внутри ставшего  знаменитым Захоронения 7 Монте Альбан.
Фототграфия с сайта www.arqueomex.com
Раскопки начались на главной лестнице, ведущей на Северную платформу. С 1931 по 1949 год были сделаны значительные усилия, позволившие исследовать архитектурные памятники и восстановить их, в том виде и объеме, который давал широкой публике возможность понять их. В ходе реставрационных работ необходимо было создать систему, которая позволяла отличить восстановленные участки от оригинальных, и эта система до сих пор применяется с большим успехом.
Одним из самых нашумевших открытий, ассоциировавшихся с большой удачей, стало открытие Захоронения 7 в 1932 году. Успех и известность позволили Касо получить финансирование, достаточное, чтобы продолжать работать над проектом в течение длительного периода. Результаты этого проекта стали революционными для истории месоамериканских культур, и имя Альфонсо Касо осталось навсегда связанным с Монте-Альбаном.
Альфонсо Касо был похоронен в Ротонде выдающихся людей в городе Мехико.


Комментариев нет:

Отправить комментарий