28 авг. 2014 г.

Талавера из Пуэблы

Блюдо работы художницы Марселы Лобо (Marcela Lobo)
в Музее народного искусства г. Пуэблы
Фото Алехандро Линареса Гарсия
(Alejandro Linares Garcia).
Талаверой называют разновидность майолики, традиционную для штата Пуэбла. Ее отличительной чертой является верхнее покрытие, стеклоподобное, цвета слоновой кости, служащее основной для нанесения росписей.  Настоящая талавера из Пуэблы может делаться только в этом штате, в особенности славятся ей такие поселки как Атлиско (Atlixco), Чолула (Cholula) и Текали де Эррера (Tecali de Herrera) в силу качества местных глин и традиции производства керамики, которая восходит к  XVI веку. Цвета, применяемые для ее декорирования, это обычно синий, желтый, черный, зеленый, оранжевый и светло-фиолетовый (мальвовый).  Производство талаверы в Пуэбле достигло большого развития благодаря доступности глины и большому спросу на изразцовую плитку для отделки архитектурных сооружений, в особенности церквей и монастырей. Производство выросло настолько, что к середине XVII века были организованы собственные ремесленные цеха и цеховые стандарты, согласно которым требования к изделиям были высоки, и это обеспечило Пуэбле ее «Золотой век» в период с XVII  по XVIII столетия. Формально традиция, зародившаяся в Пуэбле, была определена, как талавера поблана (талавера из Пуэблы), отстроившись, таким образом от разновидностей талаверы, производимых в Испании. Талавера из Пуэблы является смешением китайских, итальянских, испанских и аборигенных керамических техник и традиций.
В начале XIX века, после обретения Мексикой независимости, традиция талаверы переживала период упадка, поскольку в течение многих лет экономика новой страны была подорвана войной. Последующие усилия, которые приложили художники и коллекционеры, переосмысливающие мексиканское народное искусство, позволили традиции возродиться в начале XX века. Сегодня коллекции изделий из талаверы существуют не только в Пуэбле, но и в Мехико и даже в Нью-Йорке. Также много было сделано, чтобы популяризовать традицию талаверы в конце XX: были применены новые декоративные росписи и узаконено так называемое наименование происхождения, чтобы защитить подлинность изделий из талаверы, изготовленных по оригинальным методам XVI века.
 
До сих пор керамические изделия талаверы изготавливаются на гончарном круге. А стекловидная глазурь покрытие имеет примерно тот же состав, что и в эпоху Новой Испании. Глазурь должна быть слегка потрескавшейся, пористой и почти белой. Допустимо использовать только шесть цветов, о которых шла речь выше: синий, жёлтый, черный, зеленый, оранжевый и светло-фиолетовый, которые должны делаться из натуральных пигментов. Цветные рисунки на керамике имеют слегка размытый вид, в зависимости от того, насколько они краски смешались со глазурью. Тыльная часть, не предназначенная для обозрения, не покрыта глазурью и представляет собой терракотовую поверхность, на которой должен быть логотип производителя, инициалы художника и место расположения цеха в Пуэбле.  
Рисунки на талавере строго регламентируются традицией. Роспись должна ощущаться на ощупь, как легчайших рельеф над поверхностью изделия. В самом начале мастера использовали только синий кобальтовый цвет, который был более дорогой, а также очень востребованный, не только в силу престижа, но и потому, что обеспечивал качество всему изделию.
 
Что касается сырья: используются только натуральные глины, никакой химической обработки. Деликатный процесс изготовления и хрупкость, поскольку изделие может разбиться в любой момент при неосторожном обращении – делают талаверу в три раза дороже, чем любую другую керамику. По этой причине талавера неоднократно становилась объектом имитации, особенно в виде изделий из Китая и керамики из других частей Мексики, в особенности из штата Гуанахуато.  Дошло до того, что штат Гуанахуато сделал запрос в Институт промышленной собственности Мексики о совместном использовании с Пуэблой наименования происхождения «талавера», но в 1997 г. получил отказ. Керамику, покрытую глазурью, происходящую из других регионов Мексики, называют просто майоликой.

Итак, талаверой называются изделия, происходящие только из определенных регионов и мастерских, имеющих сертификаты на ее изготовление. Сертификаты выдаются Контролирующим Советом по Талавере, специально созданным органом. В настоящий момент только 9 мастерских получили такие сертификаты: Талавера Уриарте, Талавера ла Реина, Талавера Армандо, Талавера Селия, Талавера Санта Катарина, Талавера де ла Нуэва Эспанья, Талавера де ла Лус, Талавера де лас Америкас и Талавера Вирхилио Перес (Virgilio Pérez). Каждая из них должна проходить инспекцию своих производственных процессов один раз в два года. Изделия подвергаются 16 видам исследований, разработанными лабораториями, имеющими международные сертификаты. Плюс к этим испытаниям существует еще одно, которое проводит Факультет естественных наук г. Пуэблы для того, чтобы убедиться, что стеклянная глазурь не содержит свинца в соотношении более чем 0.25 частей на миллион, поскольку подавляющее большинство изделий служит для того, чтобы подавать или хранить в них еду. Только изделия из мастерских, которые соблюдают стандарты получают разрешения ставить подпись гончара, логотип мастерской и специальную голограмму, которая заверяет подлинность изделия. 


Производство

Процесс производства талаверы непрост, он практически не изменился с колониальных времен. Первый шаг: смешать черную глину, который добывают в поселке Амосок (Пуэбла) и белую из Текали. Их промывают через сита, чтобы отделить наиболее крупные песчинки и оставить самую мелкодисперсную часть. Этот процесс может уменьшить объем сырья до 50%. Второй шаг:  вылепить вручную форму на гончарном станке и оставить ее сушиться на несколько дней. Затем наступает черед первого обжига при температуре 850 °C. После проверки на отсутствие трещин или дефектов, наносится стеклянная глазурь или фон цвета слоновой кости, затем художник разрисовывает изделие вручную. И, после этого, изделие подвергается вторичному обжигу, чтобы сделать его более твердым. Этот процесс может длиться до трех месяцев, для большинства керамических изделий, но в отдельных случаях он доходит до полугода.
 
Процесс изготовления настолько сложен, что в период Новой Испании гончары обращались с молитвами к святым, чтобы все закончилось удачно.
Некоторые мастерские в Пуэбле предлагают экскурсии с гидом. Самая старая мастерская и до сих пор действующая мастерская  это «Дом Уриарте» (Casa Uriarte). Она была основана в 1824 Димасом Уриарте (Dimas Uriarte), специализируется на рисунках новоиспанской (колониальной) эпохи. Другая сертифицированная мастерская – Талавера де ла Реина (Talavera de la Reina), Она известна тем, что использует рисунки современных мексиканских художников.

Использование


"Изразцовый дом", XVIII век, облицованный со всех четырех
сторон талаверой. Фото из испанской wikipedia
Талавера, как уже было сказано, основном представляет собой керамическую посуду: блюда, кувшины, цветочные кашпо, раковины для мытья рук, а также предметы культа и декоративные фигурки. Тем не менее, довольно большое количество изделий из талаверы – это керамическая плитка, предназначенная для наружного и внутреннего украшения зданий в Мексике, особенно часто встречающиеся в Пуэбле. «Кухонное назначение» характерно для талаверы - начиная от изразцов, украшающих кухонные помещения и до посуды. Талавера сама по себе является стилем оформления мексиканской кухни. Еще в новоиспанские времена в монастырях кухни оформлялись талаверой, на которой рисовались эмблемы монастырских орденов. Что касается наружного украшения керамической плиткой, талавера в те времена не только для фасадов зданий, которыми и сегодня можно полюбоваться в историческом центре Пуэблы, но и дворов, куполов церквей, фонтанов. Талавера является важным элементом архитектурных сооружений в стиле барокко. В свое время отделка изразцами из талаверы являлась признаком состоятельности заказчиков – частных лиц, церквей и др. даже бытовало что-то вроде поговорки: «Не мечтать о строительстве изразцового дома - это все равно что не мечтать о том, чтобы добиться многого в этой жизни». В столице талавера из Пуэблы тоже пользовалась большим спросом: Церковь Воплощения Божьего и Часовня Девы Марии Бальванеры являются примерами  использования талаверы для покрытия куполов. А самым знаменитым архитектурным сооружением, отделанным талаверой является Изразцовый Дом, в Мехико,  жилой особняк, первоначально принадлежавший герцогу Орисаба и перестроенный в XVII веке с применением талаверы в качестве отделки. Бело-синими изразцами облицованы все четыре стены, что было суперроскошью в эпоху его реконструкции. 

Происхождение талаверы

Родиной керамической посуды считается Китай. Китайские техники и рисунки попали на Иберийский полуостров через Майорку, стараниями гончаров, живших в Испании, захваченной арабами в конце XII века. Оттуда она распространилась по всей Европе, под названием майолики. Среди различных испанских центров керамического производства особенно выдвинулась Талавера де ла Реина (Talavera de la Reina) в г. Толедо, который, вместе с Севильей монополизировал вывоз посуды в Новый свет. К этой традиции, постепенно эволюционировавшей в Испании, добавлялись новые китайские влияния и итальянские наработки. Произошло также формирование местных ремесленных цехов с целью защиты качества изделий.
 
Имеются различные гипотезы о том, как майолика попала в Новую Испанию. Самая распространенная и общепринятая заключается в том, что ее завезли монахи, которые делали заказы у испанских ремесленников, или, возможно, сами владели технологией производства.  Священникам и монахам нужна была керамическая плитка и другие предметы, для украшения новых культовых сооружений, и так они, чтобы удовлетворить спрос на майолику, научили местных жителей изготавливать керамику, покрытую глазурью. Помимо этого, большое количество ремесленников, то есть мирян, приехало в Мехико из Севильи и талаверы де ла Реина в ранние периоды колонии. Несколько позже, Диего Гайтан (Diego Gaytán), ремесленник родом из Талаверы, произвёл революцию в изготовлении керамики из Пуэблы.
 
С конца  XVI  века до середины XVII века, количество ремесленников и мастерских продолжало расти и каждый старался создать свои собственные рисунки и технику. Тогда вице-королевское правительство решило урегулировать этот сектор производства путем учреждения цехов и стандартов. В 1653 г. появились первые правила, которые устанавливали, кто имел право называться ремесленником, нормы качества по продукту и правила декорирования. Результатом стало приведение производства к более однородному состоянию и повышение качества. Некоторые из указанных правил устанавливали необходимость использования пигмента синего кобальта для наиболее изящных изделий, подпись мастера с целью избежать подделку, создание категорий качества (тонкая работа, менее тонкая работа и бытовая) а так же ежегодные проверки со стороны цеховых мастеров.
 
Период с 1650 по 1750 гг. вправе называться «Золотым веком» талаверы. Пуэбла была признана самым важным керамическим центром Новой Испании. Изделия вывозились в самые разные регионы Мексики и экспортировались в Гватемалу, на Кубу,  Санто-Доминго, Венесуэлу и Колумбию. В ту эпоху использование синего цвета для росписей было повсеместным, из-за влияния тенденций китайского искусства, периода династии Мин, произведения которого попадали в Мексику через Манилу (Филиппины). Влияния итальянского декоративного искусства стимулировали использование других цветов.
Во время Войны за независимость Мексики (1810-1821) были отменены цеха и цеховые правила. Это стало причиной того, что любой кому было не лень, стал производить керамику на свой вкус, что отрицательно сказалось на качестве. Рынок талаверы лопнул, как мыльный пузырь. Из 46 мастерских, производивших талаверу в XVIII веке только 7 продолжили свою работу после 1821 года, то есть, уже в независимой стране.

В 1897 году, прибыл в Пуэблу каталонец по имени Энрике Луис Вентоса (Enrique Luis Ventosa). Его очаровала история талаверы и само ремесло, как одно из воплощений мексиканского народного искусства. Он изучил оригинальный процесс производства и решил сочетать его со своими собственными познаниями в области современного испанского искусства. Он публиковал статьи и даже стихотворения об этой традиции и о работе по украшению керамических изделий. В 1922 году он сдружился с Исауро Мартинесом Уриарте (Ysauro Martínez Uriarte), молодым ремесленником, незадолго до этого получившим в наследство от отца керамическую мастерскую. Два друга проделали большую совместную работу, итогом которой стало создание новых рисунков с привнесением доиспанских идей и актуальных на тот момент идей ар-нуво, к уже существовавшим арабским, китайским, испанским и итальянским, использовавшимся для украшения талаверы из Пуэблы. Также они приложили усилия для восстановления старинных стандартов качества. Тенденции эпохи благоприятствовали их начинаниям - страна находилась в стадии послереволюционного восстановления.
Экспозиция талаверы в мастерсткой "Дом Уриарте",
фото Алехандро Линареса Гарсии (Alejandro Linares Garcia),
из испанской wikipedia.
Несмотря на все это, к 1980 году исчезло еще несколько мастерских, действующих оставалось всего четыре. В конце XX талавера переживала критический период, вследствие усилившейся конкуренции с керамикой из других штатов страны, дешевым импортным и нехваткой привлекательных рисунков, современных и интересных. В начале последнего десятилетия XX века, мастерская Талавера де ла Реина начали возрождать искусство талаверы, приглашая художников к совместной работе со своими ремесленниками, для создания нешаблонных изделий и декоративных композиций. Среди художников, сотрудничавших с производителями талаверы можно упомянуть Хуана Сориано (Juan Soriano), Висенте Рохо Альмасана (Vicente Rojo Almazán), Хавьера Марина (Javier Marín), Густаво Переса (Gustavo Pérez), Магали Лару (Magali Lara) и Франсиско Толедо (Francisco Toledo). Эти художники не изменили процесса производства талаверы, однако добавили в росписи образы людей, животных и растительные элементы.
К 2000 году мастерских, занимающихся изготовлением талаверы стало 17, так что можно было говорить о возрождении старой традиции. Эти семнадцать производили, придерживаясь старинных канонов. И еще восемь мастерских находились в стадии получения сертификатов. В мастерских на тот момент было занято около 250 работников; их продукция экспортировалась в США, Канаду, Южную Америку и Европу.
Хотя сам тип керамики, называемый «талавера» был придуман в Испании, можно сказать что в Мексике термин намного более употребителен, чем на его родине, в  Талавера да ла Реина, Толедо. В 1997 году термин «талавера» был зарегистрирован для обозначения происхождения продукции., чтобы закрепить на нормативному ровне, какие именно изделия могут называться талаверой. Помимо введенных требований, о которых уже говорилось выше: подписи мастера, сведений о мастерской, типе сырья методов производства и специальной голограммы, был даже принят Федеральный закон, который среди прочего, регулирует порядок изготовления и требования по качеству, с целью охраны традиции.
Тем не менее, в современном мире старинным ремеслам нелегко выживать самостоятельно. Анхелика Морено (Angélica Moreno), владелица фабрики "Талавера де ла Реина", подчеркивает, что традиция производства остается нестабильной, несмотря на все прилагаемые усилия. Одной из основных проблем в начале XXI  века является нехватка молодежи, которая бы интересовалась ремеслом. Ремесленник получает около 700 - 800 мексиканских песо в неделю (50 - 60 долларов США), что недостаточно для его базовых расходов.

Выставки в музеях

Метаморфозы мексиканского орла, запечатленные на изделиях из
талаверы.  Фото с сайта www.ablturismo.com
В начале XX  стало модным создавать всевозможные коллекции.  В 1904 американка Эмили Джонстон Форрест узнала о талавере и предприняла поездку в Мексику. Ее заинтересовала возможность создания коллекции талаверы, она консультировалась с искусствоведами, историками, местными коллекционерами и предпринимателями. Со временем ее коллекция стала основной того, что в настоящий момент выставлено в Городском Музее Искусства (Метрополитен музее) в Нью-Йорке. Эдвин Атли Барбер, который в те времена заведовал музеем Искусства Пенсильвании, также провел некоторое время в Мексике и затем организовал коллекцию талаверы в своем музее. Он изучил этапы развития керамического производства и опубликовал в 1908 году путеводитель, который до сих пор является одним из основных изданий по данной теме.
В Мексике тоже не отставали от своих соседей: одной из первых крупный коллекций талаверы стала коллекция Франсиско Переса Сала и де Аро (Francisco Pérez Salazar y de Haro) в г. Мехико. Некоторое время спустя, в 1920 году, Франц Майер (Franz Mayer), биржевой брокер немецко-еврейского происхождения, собравший значительные коллекции из которых родился музей Франца Майера в Мехико, тоже заинтересовался талаверой. Он прослыл чудаком в Пуэбле, потому что скупал старые предметы на рынках города. В 1986 году Музей Франца Майера открыл свои двери для публики, представив в том числе саму. Крупную во всем мире коллекцию талаверы из Пуэблы: 726 изделий  XVII, XVIII и XIX веков, кроме  того, ряд произведений XX мастера Энрике Луиса Вентосы. В Пуэбле Хосе Луис Бейо и Госалес (José Luis Bello y González) вместе со своим сыном Хосе Луисом Бейо и Аседо  (José Luis Bello y Acedo), проконсультировавшись с вышеупомянутым мастером Вентосой и начали собирать свою собственную коллекцию. В итоге родилась самая крупная коллекция старинной талаверы в г. Пуэбла, которая в настоящий момент доступна для обозрения в Музее Хосе Луиса Бейо и Госалеса, (Музее Бейо).
Еще какое-то время спустя в Пуэбле открылся Музей талаверы, в котором выставлено свыше 400 изделий. Музей был создан, чтобы подытожить всю информацию о рождении, истории, расширении и эволюции ремесла. Здесь можно увидеть от самых простых до самых замысловатых керамических объектов, принадлежащих разным эпохам.

Из постоянных коллекций организуются передвижные выставки, сфокусированные на различных темах. Одна из них называлась «Орел в истории Мексики» выставка, содержащая 42 экспоната, с целью проиллюстрировать как использовался образ этой птицы в идеологии страны на протяжении веков. Выставка была приурочена к двухсотлетию независимости республики, в 2010 году. Изделия из талаверы были отобраны для нее по двум критериям: красоте и полезности. Орлы, изображённые на них, являются частью национального герба, эволюционировавшего на протяжении веков. Помимо орлов на росписях керамики были использованы образы известных политических деятелей Мексики, таких как борец за независимость Мексики Хосе Мария Морелос и Павон (José María Morelos y Pavón) и один из президентов страны, неоднозначный исторический персонаж Порфирио Диас (Porfirio Díaz) и другие. 

Современная талавера

Современные мастера использует те же материалы, что и прежде. То, что отличает сегодняшние изделия это большое разнообразие форм и техник декорации, а также конечного назначения объектов, применяемых мексиканскими и иностранными художниками, граверами, скульпторами, чтобы каждое новое изделие было неповторимо за счет формы, цвета и текстуры.
Некоторые из мастеров, создающих талаверу, это Альберто Кастро Леньеро (Alberto Castro Leñero), Хоакин Конде (Joaquín Conde), Педро Фридеберг (Pedro Friedeberg), Алехандро Магайанес (Alejandro Magallanes), Патрисия Сориано (Patricia Soriano), Лаура Альмейда (Laura Almeida), Рауль Ангиано (Raúl Anguiano), Мануэль Фельгерес (Manuel Felguérez), Серхио Гонсалес Ангуло (Sergio González Angulo), Ян Хендрикс (Jan Hendrix), Альберто Ибаньес  (Alberto Ibañez), Эриберто Хуарес (Heriberto Juárez), Густаво Перес (Gustavo Pérez), Герардо Рамос Брито (Gerardo Ramos Brito), Висенте Рохо (Vicente Rojo).


Оригинал статьи: http://es.wikipedia.org/wiki/Talavera_de_Puebla 

Комментариев нет:

Отправить комментарий