10 авг. 2014 г.

Ритуальная скульптура и игра в мяч в Месоамерике (Веракрус)


Фелипе Соль (Felipe Sol), журнал "México desconocido"


"Хомут".  Объект ритуального характера с
побережья Мексиканского залива.
Выставка Фонда PROA  в Аргентине.
Находка молодого археолога открыла дискуссию по поводу того, какое значение имела ритуальная скульптура, связанная с игрой в мяч в доиспанской Мексике...
В тот жаркий день рабочие сменили свои инструменты: вместо заступов и лопат они взяли в руки скребки, поскольку все чаще попадались в раскопе человеческие кости, что предвещало обнаружение захоронения.
И так оно и случилось: один из них подозвал молодого археолога, заполнявшего в тот момент свой полевой дневник и попросил его, чтобы он спустился в раскоп и вытащил скелет.
Археолог всего несколько лет до этого закончил Университет Веракруса, в городе Халапа, и в памяти его еще были очень свежи очень оживленные споры со своими одногруппниками и преподавателями о теоретических проблемах и предложениях, которые делали мексиканские и иностранные исследователи в отношении значения игры в мяч. Когда он спустился в раскоп, его глазам предстал человеческий череп, с каменной скульптурой, которая на научных кругах называлась «хомутом» (такое название скульптура получила из-за сходства формы с частью конской упряжи). Скульптура была уложена, на манер головного убора, создавая как бы защитный барьер для головы.
Антропоморфный ритуальный топор,
с головным убором в форме дельфина.
Национальный музей антропологии,
г. Мехико
Обнаружение этого захоронения стало причиной горячих споров. В очередной раз находка  возобновила дискуссии о функциях и символизме скульптурного комплекса, столь часто встречающегося в археологии Веракруса, и состоящего из трех предметов – хомута, пальмы и топора, изготавливавшихся из камня. К этим довольно загадочным скульптурам присоединились находки других элементов, названных замками и рельсами.  
Из-за формы этих объектов (некоторые из них были сделаны их очень плотных пород, таких как диорит или нефрит, которые позволяют сделать высококачественную окончательную шлифовку), им была приписана тесная связь с церемонией игры в мяч, в качестве протекторов или символов таковых, служивших в этом ритуальном виде спорта, а, возможно и с ритуалом обезглавливания, производившимся по окончании матча.
Хомуты имеют искривленную форму, похожую на большую подкову с концами, параллельными друг другу.  Большинство их них напоминают очень сильно хомут, хотя у некоторых концы смыкаются, образуя неправильную окружность. Некоторые имеют гладкую поверхность, зато другие демонстрируют тонкой работы рельефы на искривленной части, изображающие лягушек или жаб, фигуры ягуаров, иногда человеческие головы, высовывающиеся из открытых пастей ягуара. На внутренних или внешних поверхностях некоторых изображены индивиды с признаками лицевого паралича, или люди в горизонтальном положении, словно они плывут. Один из самых известных хомутов, закрытый, имеет на всей своей поверхности изображение филина с распростёртыми крыльями. Обычно эти хомуты интерпретировали, как церемониальную скульптуру, символизирующую власть и силу специальных приспособлений, которые игроки в мяч надевали, чтобы защитить бедра во время игры. Открытие молодого археолога показало, что каменные хомуты могли служить защитой для умершего игрока, на его пути в потусторонний мир.
Топоры, в свою очередь, выполнены в форме голов животных, человека, фантастических существ, чьи черты легко различить, рассматривая изделия в профиль.
Пальма первого типа.
Музей Антропологии г. Халапы (MAX)
Эти объекты имеют очень узкую фронтальную поверхность и расширяются к тыльной части.  Некоторые из ритуальных топоров демонстрируют чрезвычайную сложность рисунка, фигуры, вложенные одна в другую или сочетающиеся друг с другом.
Название «церемониальный топор» произошло от некоторых интерпретаций, сделанных учёными в XIX веке, которые видели в этих объектах, высеченных из камня, заостренных с одной стороны, боевой топор ритуального назначений, форма которого позволяла быть насаженным на рукоять из дерева. Тогда считалось, что во время праздников и церемоний воины и жрецы поднимали вверх свое оружие, на древке которого красовались каменные топоры.
В наши дни предполагается что их назначение было связано с финальной церемонией игры в мяч, во время которой происходило обезглавливание одного из игроков, так что «топоры» символизировали защитные силы и животных защитников, которые принимали участие в ритуале.
Что касается пальм, они получили свое название из-за сходства с листом тропического дерева, очень вытянутые и заканчивающиеся утолщением из вырезанных линий, похожим на хохолок или плюмаж. Многие из так называемых пальм имеют подобные очертания, хотя в целом их можно разделить на три типа. Первый тип представляет собой пальмы, в профиль похожи на крылья летучей мышь, с замысловатыми рисунками из кривых линий, сплетающихся друг с другом. Второй тип - пальмы, чье украшение размещено на очень вытянутой плоской поверхности, и на них изображаются человеческие руки, воины, или игроки в мяч, стоящие на постаментах, а также крокодилы или ящеры, как бы нисходящие на наблюдателя. Есть третий тип - гладкие,  с отшлифованной поверхностью со стилизованными рисунками, которые сделали бы честь какому-нибудь современному абстракционисту.
Cтела из Апарисио, Веракрус, с изображением
игрока в мяч, вероятно, обзглавленного. На его поясе,
около согнутой руки можно различить пальму 1го типа.
Фото México desconocido
Некоторые стелы с рельефами, найденными в Апарисио, Веракрус, украшали площадку для игры в мяч, демонстрируют обезглавленных игроков, из чьей шеи выходят семь змей, символизирующие кровь, превращающуюся в плодородие земли; индивидов, в сидящих позах, на пояса которых надеты защитные приспособления и на них, перед грудью изображенных людей располагается фигура, похожая на пальмы первого типа, в виде крыльев летучей мыши, что дало повод трактовать эти скульптуры, как геральдические эмблемы игроков или команд, участвовавших в состязании.  

Скульптурный комплекс хомут – пальма – топор, ритуального характера, пробудил интерес и начал коллекционироваться в XIX веке. Предметы попадали в коллекции и при этом не имелось точных сведений о том, где и с какими другими предметами они были найдены, что затрудняло понимание их значения. Поэтому находка хомута, защищающего голову погребенного человека, проливает некоторый свет, и оставляет надежду на новые очень любопытные открытия, которые смогут пролить свет на эти загадочные и мастерские выполненные объекты, повествующие о том времени, когда священные послания запечатлевались на камне. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий