21 янв. 2015 г.

Танец Оленя (штат Сонора)

Главный персонаж Танца Оленя.
Фото с www.britannica.com
Танец Оленя – ритуал, практикуемый среди индейцев народностей яки и майо мексиканского штата Сонора. Танец является символическим изображением охоты на оленя, которому эти племена поклоняются и который является культурным героем. Персонажей танца, изображающих охотников, называют «пасколас» (paskolas).

Артуро Варман (Arturo Warman), известный мексиканский этнолог, считает, что песни и музыка Танца Оленя дошли с доиспанской эпохи до наших дней с очень малыми изменениями.

Музыкальные инструменты

Инструменты, используемые для музыкального сопровождения  танца:

Баа-уэхай (baa-wehai) или буэха (водяной барабан) – большая ёмкость из глины, дерева, металла или пластика, которую фиксируют в углублении и наполняют водой практически до краев. В воду кладут  вверх дном легкую чашку сделанную из нижней части плода калебасового дерева. Она плавает в воде, но при этом ее положение в сосуде можно контролировать, держа ее левой рукой за веревочку, привязанную в отверстии сверху. Правой рукой музыкант ударяет по этой чашке тонкой деревянной палочкой, обернутой в сухой лист кукурузы, который примотан к палочке волокном из листа агавы, икстле. Палочка тоже имеет свое имя – «баа хипония».
Инструменты, используемые для музыкального сопровождения
Танца Оленя. Фото из Wikipedia, автор Chris Nieves
Другой инструмент назыаается "хирукиам» (hirúkiam), перкуссионный инструмент, который делают из двух деревянных палок. Одна – более толстая, имеет прорези, второй более тонкой, водят по ней, извлекая звук. Еще одна чашка из калебасы кладется на землю, вверх дном, она служит акустическим усилителем. На ее донышко кладут одним концом длинную палку с зазубринами, другой конец этой палки придерживают левой рукой, тогда как правой, водят по ней, как по кубинскому гуиро. Звук, получаемый при этом, похож на тяжёлое дыхание загнанного оленя.

«Хирукиам используют два музыканта, которые при этом поют. Первый из них запевает, используя древние слова на языке яки. Инструменты, используемые для танца рождают звуки земли, воды и воздуха, они абсолютно природные и первозданные, и их звучание завораживает слушателей.  

Персонажи танца
Олень главный персонаж танца. Танцор, который его изображает, покрывает голову белым платком, который крепко завязывает на уровне глаз, так чтобы края ткани свисали с головы на спину, сзади. Затем, он надевает на голову  привязывает ремнями под подбородком высушенную голову оленя, украшенную веночками из цветов, натуральных либо искусственных, цветными лентами или тонкими разноцветными платками. На шее у него четки или ожерелья из белого бисера с медальонами. Торс остается обнаженным.

На бедра наматывается синий широкий шарф-ребосо, таким образом, что это напоминает юбку, доходящую почти до колен. Ребосо завязывается широким шерстяной лентой синего или черного цвета. На ленту привязывается «грихуутиам» (пояс с копытами оленя) или пояс с подвешенными к нему большими бубенчиками. В руках танцора  две большие погремушки , сделанные из плодов лагенарии, которые называются «сенасо».

Нижняя часть наряда "паскола", на ногах видны
 характерные ленты бубенчиков из коконов
бабочек. Фото с сайта www.sinembargo.com.mx
Его антагонисты - охотники, которых четверо и среди них двое могут изображать койотов, пытающихся напасть на оленя, но он при этом с ловкостью отделывается от их преследования.

Охотники-«пасколас» выступают с непокрытой головой. К их волосам цветной лентой привязывается длинная прядь волос, которая называется вуалью. На шее у них бусы из черного и белого бисера, с медальонами. К голове они привязывают деревянную маску, раскрашенную в белый и черный цвета,  с бородой, усами и бровями из волокна агавы - икстле.  Маска привязывается так, чтобы она оказалась на затылке, но во время танца она надевается на лицо, во время исполнения определенных движений. Торс охотников тоже обнажен. На пояс они привязывают сарапе серого или кофейного цвета. Сарапе фиксируется на поясе с помощью двух шерстяных лент красного или синего цвета. Их концами обматывается каждая нога и они завязываются над коленом, так что сарапе приобретает форму, похожую на брюки для верховой езды. Затем поверх всего на пояс надеваются ремни с бубенчиками. Также охотники повязывают на голени две полосы бубенчиков «тенабарис» (используемые в племенах майо и яки, они изготавливаются из собираемых в полях высушенных коконов бабочек, которые заполняются затем крохотными камешками из муравейников и прикрепляются к хлопчатобумажной узкой ленте). В правой руке у них бубенчики из бронзовых круглых пластин, нанизанных на две тонкие деревянные палочки, которыми они постукивают о левую руку.
Танцоры, изображающие койотов, закрываются сарапе, который надевают на спину. Они украшают голову плюмажами из орлиных перьев, которые со лба свешиваются к затылку, напоминая головные уборы индейцев Нью-Мексико.

В наши дни, поскольку танец стал популярным далеко за пределами штата и даже страны, его стали исполнять профессиональные танцоры, как зрелище, во многих местах. Таким образом возникло большое разнообразие костюмов, хотя сюжет и драматизм постановки неизменно сохраняется. 

Исполнение
Танец начинается музыкой, которую наигрывает тростниковая флейта и барабан. Затем появляется Олень, каждый шаг его озвучивается бубенчиками. А движения имитируют движения животного.  Потом вступают охотники- «пасколас» и начинается преследование, в ходе которого Оленя ранят стрелой. Начинается самая выразительная и драматическая часть танца – противостояние главного охотника и животного. Олень борется со смертью, движения его становятся все менее энергичными, он падает, пытается подняться, но силы постепенно оставляют его. В тот момент, когда он полностью обессилел, звуки барабана начинают имитировать стук его сердца, Олень из всех сил борется за жизнь, приподнимается дрожа, и  изображая судороги и агонию, окончательно падает и больше не двигается.

Противостояние главных персонажей танца.
Фото с jebm27.blogspot.com
Все это действо происходит под музыку вышеупомянутых инструментов и пение, являющимися фоном драматического танца, и ее скрытым смыслом. Человек-Олень,  призван перейти границу миров, стать медиумом, проводником духа Оленя, через эту музыку и свои танцевальные движения, которые, несмотря на четкий сюжет, могут быть робкими, осторожными, игривыми иди отчаянными, что придает каждому исполнению танца свои неповторимые черты и колорит.
Танец должен исполняться индейцем яки, которому родители определили это его назначение с самого детства. Ребёнка воспитывают так, чтобы он вел себя, подобно оленю, и даже дают ему соответствующую пищу, чтобы тело его росло стройным и ловким, и это позволит лучше изображать танцевальные движения этого животного. Олень-животное в культуре яки является воплощением самых разных качеств, в числе которых правдивость и красота, так что быть танцором оленем - это идеал индейца яки.

Танец Оленя является давней религиозной традицией и самой важной частью фольклора яки. Это социокультурное действие, которое при каждой постановке оживляет ощущение исторической памяти народностей яки и майо. Это драматическая постановка, имеющая высокую эстетическую ценность и  колорит, неотъемлемая характеристика штата (Бернардо Эленс Абас, Bernardo Elens Habas).

По материалам Wikipedia

Комментариев нет:

Отправить комментарий