29 янв. 2015 г.

Мексиканские ремесла: бумага амате

Амате, слово происходящее их языка науатль, от аматль (āmatl) – обозначение бумаги, изготавливаемой в Мексике из коры одноименного дерева (Ficus insípida) с доиспанских времен до наших дней.  Амате изготавливалась и широко применялась как для передачи сообщений, так и для ведения хроник, либо совершения ритуалов во времена ацтеков. Но, после испанской Конкисты, производство амате было по большей части, подвергнуто запрету и сам материал заменен европейской бумагой. Однако, производство бумаги амате осталось традицией, которая не исчезла полностью, как и церемонии, связанные с ее использованием. В частности, традиция сохранились в небольших поселках  горных районов, на территории севере Пуэблы и Веракруса, таких, как посёлок Сан Паблито, Пуэбла,  где производство бумаги является художественным ремеслом. Сохранений традиций ритуального использования бумаги амате привлекло внимание зарубежных антропологов в середине XX века, что побудило индейские общины отоми, занимающиеся ее производством обратить внимание на коммерческие возможности этого вида декоративно-прикладного искусства. Так они начали продавать свои работы в Мехико, где традицию позаимствовали художники науа-говорящих общин из штата Герреро, создав новых вид народного искусства, который стал пропагандироваться мексиканским правительством.

Посредством этой и других инноваций бумага амате превратилась в один самых широко доступных изделий народного ремесла, продаваясь при этом как в Мексике, так и за границей. Большей известностью пользуются рисунки, создаваемых художника из индейских общин науа, но и ремесленники отоми, специализирующиеся на амате, получили свое признание за то разнообразие в использовании материала, в том числе создания на нем гравюр, а не только живописных работ.

История
Бумага амате обладает давней историей, не только потому что сырье для ее изготовления сохранилось до сих пор, но также и потому, что ее изготовление, распространение и применение адаптировались к нуждам и ограничениям разных эпох в течение длительного времени. История бумаги амате, в целом, может быть разделена на три этапа: доиспанский период, колониальный и постколониальный период, и период со второй половины XX века по настоящее время, когда бумага начала использоваться в качестве коммерческого объекта.

Доиспанский период
Церемониальная лакандонская туника,
сделанная из бумаги, в музее На Болом,
Сан-Кристобаль де лас Касас, Чьяпас
Изобретение и использование бумаги в Месоамерике имеет параллели с Китаем и Египтом, странами, в которых использовалась рисовая бумага и папирус соответственно. Точно неизвестно, где и как началось изготовление бумаги в Месоамерике. Одни исследователи помещают начало этого производства в доклассический период, примерно в середине первого тысячелетия до нашей эры, другие считают, что оно началось позже, уже в классический период месоамериканской истории, в IV веке нашей эры. Сторонники первой теории утверждают, что бумага, как материал была известна еще ольмекам, и в качестве примера приводят Монумент 52 из ольмекской археологической зоны, Сан-Лоренцо Теночтитлана (San Lorenzo Tenochtitlán), изображает персонажа, уши которого украшены висящими серьгами из полос, напоминающих гофрированную бумагу.  

В период с 40 по 70 е годы XX века, внимание исследователей, занимающихся историей месоамериканской бумаги, было сконцентрировано на ее истоках, а именно, на доказательствах того, что  для изготовления ритуальных нарядов в IV веке нашей эры народы майя стали использовать кору дерева. Этнолингвистические исследования привели к двум поселкам на территориях исторического расселения майя, названия которых связаны с использованием одежд из коры и бумаги. Это Эшкачаче (Excachaché, «место, где занимаются размягчением связок белой коры») и Йокцачуун (Yokzachuún («на белой бумаге»). Антрополог Мэрион (Marion) указывает, что в Лакандонской сельве, штат Чьяпас, местные жители использовали ритуальную бумажную одежду из коры дерева в 1980 е гг. Возможно, именно майя первыми распространили умения и технологии изготовления бумаги из древесной коры, в регионе, включающем в себя южную часть современной Мексики, Гватемалу, Белиз, Годурас, и Сальвадор, в период так называемой классической цивилизации майя  (приблизительно 300 – 900 гг н. э. Однако, следует уточнить, что майя использовали для изготовления своей бумаги, другое дерево, которое называлось «хун». Так что бумага майя, хотя и была из древесной коры, не может называться амате.  

Бумага, изготавливаемая из коры дерева амате очень широко использовалась во времена империи мешика (XV – начало XVI вв. н.э.) Известно, что в тот период, ее производили по меньшей мере в сорока поселках на территории, контролируемой мешика, и выплачивали Теночтитлану в качестве одного из видов дани, которой мешика облагали покоренные ими земли.  Количество бумаги, которое должно было предоставляться в виде дани, зафиксировано в ацтекских документах и составляло 480 тыс. листов в год. Многие поселки, производившие бумагу были сконцентрированы на территории современного штата Морелос, где было большое количество дерева Ficus  insípida  в силу благоприятных для него климатических и географических условий. Бумага была предметом роскоши, предназначалась для знати, лиц занимавших высокое положение в социальной и религиозной иерархии, либо служила вознаграждениям отличившимся в боях воинам.  Религиозная элита использовала бумагу для различных ритуалов. Остававшуюся после такого распределения бумагу передавали писцам для создания кодексов и других письменных документов.  
Деревья амате (Ficus insípida) на юге штата Морелос
О процессе изготовления бумаги в доиспанский период известно очень мало. В местах, где произрастает большое количество деревьев амате, были найдены каменные отбойники определенного типа. Самые ранние их них имеют около полутора тысяч лет. Большинство этих орудий сделаны из вулканических пород, некоторые – из мрамора или гранита.  Они обычно прямоугольной или круглой формы, с канавками с одно или даже двух сторон, для того. чтобы измельчать грубые волокна. Такие отбойники до сих пор используют мастера по изготовлению амате из народности отоми, и почти все они из вулканического камня, с дополнительным углублением с одной стороны, позволяющим удобнее держать орудие.  Согласно описаниям некоторых испанских хронистов XVI века, кору, снятую с дерева, оставляли замоченной на ночь, после чего более тонкие волокна с ее внутренней поверхности отделялись от более грубых волокон внешней части коры. После этого тонкие волокна клались друг на друга и отбивались, спрессовываясь, тем самым, в плоские листы.
Однако, это все что мы знаем. Ничего неизвестно о том, какие группы выполняли эту работу и как она распределялась между разными людьми. 

Бумага, как объект дани, считалась предметом роскоши, связанным с властью и религиозными обрядами,  мифологической историей своего народа, создавая и фиксируя которую, мешика-ацтеки укрепляли идеологическую базу, оправдывавшую их право господствовать над остальными. Так, на бумагу амате переносились самые значимые и важные предания и события.

Бумага амате возникла в пределах ряда технологий, разрабатывавшихся человеком для удовлетворения его необходимости в коммуникации и выражении идей. До возникновения бумажных документов люди пользовались другими материалами – камнем, глиной, кожей, для того, чтобы закрепить и передать знания, которые первоначально представлялись в рисуночной форме, идеографического и,  иероглифического письма, использовавшегося ольмеками и майя.  Бумага из древесной коры была важным технологическим прорывом, так как получить ее было намного проще, чем шкуры животных, а кора обрабатывалась и подходила лучше, чем другие растительные волокна. Она могла гофрироваться, сгибаться, склеиваться, соединяться для декоративных целей или во время оформления фиксируемых на ней документов. Еще два преимущества стимулировали широкое распространение бумаги из древесной коры – ее небольшой вес и легкость при транспортировке, что позволяло экономить значительное количество времени, места и труда, по сравнению с использованием других видов сырья. В эпоху господства мешика и первые годы испанской Конкисты (XV XVI века), бумага приобрела огромное значения, как материал для записей, в особенности, при создании исторических хроник, хранения записей, ведения учета по сбору дани, торговых, кадастровых операций.  Кодексы превратились в «книги», посредством соединения листов в них в виде гармошки. Из примерно пятисот кодексов,  дошедших до наших дней, около шестнадцати созданы до прихода европейцев, и сделаны на бумаге из древесной коры. В их числе кодекс Дрезден из Юкатана, кодекс Фейервари-Майер из региона Миштека и кодекс Борджиа из Оахаки.
Но, помимо этого бумага имела еще священное значение, и использовалась во время ритуалов, для сжигания, как смола копаль, природный каучук, окровавленные иглы агавы-магей. В ритуальных целях бумага из древесной коры могла использоваться по-разному: как украшение в ритуалах, посвященных плодородию; из бумаги делались йатастли (yiataztli) мешочки для благовонной смолы, предназначенной для воскурений, либо для еды, которую оставляли в качестве подношения богам.  Бумагой украшали статуи богов, в нее наряжались священники или приносимые в жертву люди, делая из бумаги короны, плюмажи, туники, парики, браслеты, связки бумажных лент. Бумага, в силу своей высокой ценности. использовалась и для подношений богам. Для этой цели из нее делали флаги, либо длинные полотнища. В ходе некоторых ритуалов их поджигали. Другой способ ритуального использования бумаги – на длинные полотнища прямоугольной или трапециевидной формы наносили черной каучуковой смолой, чтобы обозначить характерные черты божества, которое должно было чествоваться на празднике. В определенное время года объекты из бумаги использовались для подношения богу Тлалоку, с целью прошения о дождях. В таких случаях бумага окрашивалась в синий, традиционный для этого бога цвет.

Период от начала Колонии до середины XX века
Кодекс Уэхотцинго, созданный в 1531 году на бумаге амате. 1 лист.
Фото из Wikipedia CJLL Wright
Когда европейцы появились на территории Мексики, они не могли не отметить широкого производства бумаги из древесной коры и изготовления письменных документов. Хронисты отмечали, что, помимо древесной коры, для производства бумаги применялись пленка с листа агавы и пальмовое волокно. После Конкисты местные виды бумаги утратили свое ценность в виде дани, так как на них упал спрос. Это произошло не только потому что испанцы предпочитали европейскую бумагу, а еще и потому что связь местной бумаги с доиспанскими верованиями и ритуалами привела к тому, что ее производством запретили. Официально причиной запрета бумаги амате стало то, что она, якобы, использовалась для колдовства и магии. Запрет стал одним из элементов усилий испанцев обратить массы местного населения в католицизм. Многие из существовавших в XVI веке доиспанских кодексов были уничтожены, таким образом, значительная часть передававшихся этим способом исторических, естественно-научных и культурных знаний, была утрачена.

Кстати, это не означает, что кодексы перестали создавать. В первые десятилетия после конкисты, используя европейскую традицию письма, но европейский алфавит (в том числе для транскрипции индейских языков), были созданы документы и манускрипты, ставшие симбиотическими продуктами двух культур. Из около 500 дошедших до наших дней кодексов, всего 16 были созданы до прихода испанцев на континент, те, которые создавались после, писались на разных материалах – как на традиционной бумаге из коры, так и на хлопке, коже или европейской бумаге.  По большей части, документы, созданные в первые и десятилетия после Конкисты, были результатом трудов католических миссионеров, таких, как монах Бернардино де Саагун (Bernardino de Sahagún), которые собирали и записывали сведения об обычаях и традициях местных народов, с целью облегчения их христианизации для своих последователей. Ряд таких документов приобрели большую историческую важность – Кодекс Сьерра  (Codice Sierra), Кодекс де ла Крус – Бадиано (Codice La Cruz Badiano) и Флорентийский Кодекс (Codex Florentino). Кодекс Мендосы (Codex Mendocino), еще один из известных документов середины XVI века, был сделан по заказу первого вице-короля Новой Испании, Антонио Мендосы, с тем, чтобы предоставить испанскому монарху информацию о его подданных в Новой Испании.

Хотя, производство бумаги из древесной коры и оказалось под запретом, оно не исчезло полностью. В ранний колониальный период в Новой Испании имелся недостаток европейской бумаги, что было причиной необходимости время от времени обращаться к использованию традиционной индейской бумаги. В ходе процесса христианизации местного населения, бумага амате, наряду с другим очень традиционным местным материалом – пастой из кукурузного стебля (которая была отличным пластическим материалом, служившим для изготовления статуй христианских святых) стала одним и неотъемлемых атрибутов построения нового общества, создания метисной культуры, в XVIXVII веках. Но, помимо такого «официального» применения, в религиозно-просветительских целях, амате продолжала изготавливаться в индейских общинах подпольно. Становится понятно. Почему его запрещали, если обратиться к свидетельству  монаха Диего де Мендосы в 1569 году, который  обнаружил приношения доиспанским богам, совершенные местными жителями, в озерах, расположенных в кратере потухшего вулкана Невадо де Толука (штат Мехико, недалеко от столицы).  Приношения состояли из бумаги, ароматической смолы-копаля и плетеных циновок.

Среди «подпольщиков», занимавшихся производством амате, наиболее успешно сохранить традиции изготовления бумаги удалось группам коренного населения, относящимся к народности уастеков, и проживающим в регионе Ла Уастека, (La Huasteca), на территории муниципалитетов Иксуатлан (Ixhuatlán) и Чиконтепек (Chicontepec) на севере штата Веракрус и части штата Идальго. Единственные упоминания о кустарном производстве бумаге из древесной коры в начале XIX века относятся только к вышеупомянутым областям.  Возможно, производству в небольших объёмах удалось сохраниться там в силу изолированности этих территорий,  не находившихся под пристальным вниманием колониальных властей, их неподатливости европейским влияниям. В действительности, это подпольное производство бумаги позволило традиции выжить, бросить вызов испанской культуре и стали одним из способов утверждения национального самосознания у тех коренных народов, которые поддерживали эту традицию.

 
Период от второй половины XX века до настоящего времени
В середине XX века традиционное производство бумаги находилось в плачевном состоянии - эта практика сохранялась лишь в нескольких горных поселках на севере штатов Пуэблы и Веракруса, таких, как Сан Паблито (San Pablito),  населенном представителями народности отоми, или в Чиконтепеке (Chicontepec), где проживают науа. В особенности традиция была сильна в Сан Паблито (Пуэбла) и окрестных селениях, в силу сохранившихся верований в то, что бумага обладает особой магической силой, при использовании ее в ритуалах. В Сан Паблито бумага амате, вплоть до 1960 х гг. производилась исключительно колдунами, хранившими секрет ее производства втайне. Бумага использовалась для вырезания из нее фигур для ритуалов. С течением времени, некоторые из этих целителей, общавшихся с антропологами, осознали интерес извне к культуре и традициям своего народа. Но, хотя ритуальное использование бумажных фигур оставалось важным для общин отоми, проживающих на севере штата Пуэблы, само производство амате при этом все равно продолжало сокращаться – по причине того, что  для магических ритуалов стала больше применяться папиросная или даже обычная бумага, изготовленная индустриальным способом. Но после того, как отоми осознали интерес к их традиционной культуре, резные  фигуры  из бумаги амате стали продаваться в Мехико, наряду с другими ремесленными изделиями, традиционными для их народа.

Как же получилось, что бумага амате превратилась в коммерческий объект? Все дело в том, что бумага сама по себе не была священной, до тех пор, пока колдун не брал ее в руки и не вырезал их нее фигуры во время определённых ритуалов. Изготовление бумаги и вырезание из нее фигур, не связанное с магическими целями по сути не пересекалось с ритуальными свойствами индейской бумаги. Это позволило превратить материал, предназначенный практически целиком для ограниченного круга лиц, в объект, который может иметь рыночную стоимость, продаваться и покупаться. Это также сделало и процесс производства бумаги «светским» - любой человек в Сан Паблито, а не только колдун, мог  вырезать изображения и композиции из бумаги, как объект художественного ремесла.

Композиция художницы Ситлалли Аррегин
(Citlalli Arreguín), на персональной выставке
 в гелерее Гаррос. Фото из Wikipedia,
автор Thelmadatter
Амате стала основой, на которую начали наносить живописные композиции, стилистика которых сложилась в общинах науа в штате Герреро. Имеются разные версии того, как возникла художественная роспись бумаги амате, но в целом их можно разделить на две группы: одни считают, что такие росписи стали делать отоми, другие – что это была идея науа. В любом случае, является фактом то, что в 60-е годы представители и той и другой народности уже продавали свои работы на Субботнем базаре  в районе Сан-Анхель в Мехико. Отоми предлагали в качестве сувениров и произведений народного ремесла саму бумагу и объекты из нее, а науа – традиционные керамические изделия. Ремесленники-науа перенесли многие из традиционных мотивов росписи по керамике на бумагу амате, которую, как товар, намного проще перевозить и продавать. Художники-науа дали своим изделиям имя, происходящее от названия бумаги их древесной коры, то есть «аматль». Затем это слово распространилось на все ремесленные изделия, в которых задействована такая бумага.
На новый вид художественной росписи на бумаге быстро возник большой спрос, и поначалу художники науа продавали практически всю бумагу, производимую отоми, как основу для росписей. Роспись на амате быстро распространилась  в ряде небольших поселков в Герреро и к концу 60х стала основой экономической деятельности таких поселков науа, как Амейяльтепек  (Ameyaltepec), Оапан (Oapan), Агуагуапан (Ahuahuapan), Агуэликан (Ahuelican), Аналько (Analco), Сан Хуан Тетельсинго (San Juan Tetelcingo), Халитла (Xalitla) и Максела (Maxela). Каждый их этих поселков со временем создал свой собственный стиль, основной которого стали давние росписи по керамике, и это позволило отличать разные типы работ друг от друга.

Расцвет ремесла по изготовлению амате пришелся на период, когда правительство предприняло ряд шагов, направленных на развитие общин коренных народов, поддержание их традиций и, в особенности, стимулирование и развитие туризма. FONART (Национальный Фонд поощрения развития народного искусства) стал частью объединённых усилий по развитию производства амате.  Значительные средства были направлены на то, чтобы закупать листы бумаги. Производимой в общинах отоми, для того, чтобы художники-науа были обеспечены материалом, служившим основой для их росписей. И хотя это стимулирование длилось всего два года, этого оказалось достаточно для того, чтобы дать толчок производству и продаже амате как на национальном, так и на международных рынках.

До сих пор художники-науа по большей части являются потребителями самой бумаги, покупая ее для своих живописных работ, в то время как отоми развивались в разработке различных типов бумаги, и, кроме того, стали создавать свои собственные произведения на основе амате. На сегодняшний день бумага амате является самым продаваемым ремесленным изделием, как в Мексике, так и за ее пределами.  Кроме того, изделия их нее заслужили академическое внимание и в Мексике и за рубежом. Например, в 2006 году ежегодное мероприятие «Встреча представителей искусства бумаги амате» было проведено с большим размахом, с организацией шествий, выступлений исполнителей традиционного танца Воладор, музыки уапанго и других культурных мероприятий. А главным событием стала  выставка работ различных художников, в числе которых были  Франсиско Толедо (Francisco Toledo), Серхио Эрнандес (Sergio Hernández), Габриэль Макотела (Gabriel Macotela), Густаво Монрой (Gustavo Monrroy), Сесилио Санчес (Cecilio Sánchez), Никлоас де Хесус  (Nicolás de Jesús), Давид Корреа (David Correa), Эктор Монтиэль (Héctor Montiel),Хосе Монтиэль (José Montiel), Лаура Монтиэль (Laura Montiel), Сантьяго Регаладо (Santiago Regalado), Хуан Мануэль де ла Роса (Juan Manuel de la Rosa),  Эстер Гонсалес (Ester González), Алехандра Пальма Падийя (Alejandra Palma Padilla), Нисефоро Урбьета Морелес (Nicéforo Hurbieta Moreles), Хорхе Лосано (Jorge Lozano) и Альфонсо Гарсия Тейес (Alfonso García Tellez). Музей народного искусства и посольство Египта в Мексике организовали в 2008 году выставку амате и папируса, в которой экспонировались более шестидесяти объектов, в качестве иллюстрации сравнения двух древних традиций, возникших в разных частях света. Одним из известных мастеров бумаги амате является Альфонсо Маргарито Гарсия Тейес, признанный также в сфере целительских и духовных практик. Его  работы принимают участие в различных выставках и музеях, таких, как музей искусства Сан-Педро в г. Пуэбла.  

Сан Паблито

Бумага амате производится в нескольких поселках на севере Пуэблы и Веракруса и в южной части  Идальго. Но только в Сан Паблито амате производится для дальнейшей продажи.  Сан Паблито относится к муниципалитету Пагуатлан (Pahuatlán) в регионе Сьерра Норте Пуэблы. Ближайший крупный город - Тулансинго  (Tulancingo), расположенный в штате Идальго.  Местность, где расположен Сан Паблито – очень гористая, поселок находится на склоне горы, называемой Холмом Колдуна. Изготовление амате является важнейшей экономической деятельностью общины и помогает местным жителям справляться с бедностью, типичной для региона. Раньше жители поселка жили в маленьких домиках из дерева, сегодня же можно видеть, что большинство жилищ, которые стали более просторными, выстроено из цементных блоков.  Местные жители ревностно охраняют секрет производства амате и прекращают общение с любым, кто пытается собирать информацию для того, чтобы воспроизвести процесс создания амате. Для того, чтобы увеличить свои доходы от своего ремесла, привлекается к сбору коры все большее количество людей. Кора собирается с деревьев,  расположенных на площади примерно  1500 кв. км в Сьерра Норте. Поселок производит большое количество бумаги, применяя техники в основном доиспанского происхождения и используя кору нескольких видов деревьев. Около половины их продукции до сих пор закупают художники-науа из Герреро.
Производство бумаги не только приносит экономическую прибыль общине отоми, но и определенное политическое влияние. В настоящий момент Сан Паблито является самой экономически важной единицей в составе муниципалитета Пагуатлан, и три последних муниципальных правительства возглавлялись представителями народности отоми, чего раньше никогда не случалось. Надо заметить при э том, что подавляющее количество людей, занятых в производстве бумаги, это женщины. Одной из причин этого является тот факт, что большое количество мужчин мигрирует ха пределы общины, в поисках более экономически выгодной работы. Они едут в крупные города, или даже в Соединенные Штаты. Доходы от производства бумаги и средства, пересылаемые из Мехико или США очень часто сочетаются в доходах многих семей в Сан Паблито. Вследствие экономических трудностей в конце первой декады 2000-х  производство бумаги сократилось почти наполовину, заставив большее количество людей уехать из посёлка в поисках работы.  А перед кризисом жители Сан Паблито «выпускали» две тысячи листов амате в день.   

Ритуальное использование
Бумага из Сан Паблито, хотя и превратившаяся в ходовой товар, не утратила своей важности, в качестве объекта ритуалов, как в этом поселке, так и в других местах – Тескатепеке (Texcatepec) и Чиконтепеке (Chicontepec), где она до сих пор делается для ритуального использование. Во всех вышеуказанных поселках ритуальное использование бумаги одинаково- фигуры вырезаются из светлых или темных листов, цвет при этом имеет символическое значение. Светлая бумага используется для вырезания из нее фигур божеств и людей, темная бумага ассоциируется со злыми силами и колдовством. В Чиконтепеке светлую бумагу делают из коры шелковицы, а темную – из  амате (фикуса). Чем дерево старше, тем темнее получается бумага из его коры.


Композиция из амате, созданная отоми,
на витрине в Музее народного искусства в Мехико
Ритуальная бумага приобретает сакральный смысл только тогда, когда целитель разрезает ее для осуществления обряда. Техника резки тоже очень важна, при этом ценится не столько е художественность, хотя во многих случаях можно отметить высокий эстетизм изготавливаемых фигур.  В Сан Паблито вырезаемые фигуры имеют отношению к автохтонным божествам древних индейских верований, или сверхъестественным существам, и никогда не изображаются в таких ритуалах персонажи католической религии. В большинстве случаев церемонии вырезаний фигур связаны с ритуальными прошениями о хорогем урожае, здоровье. По мере того, как сельское хозяйство утрачивает свою значимость в местной экономике, растет количество прощений богам, связанных с исцелением, защитой, здоровьем. Очень популярны церемонии, связанные с судьбой молодых людей, недавно вернувшихся  работы за границей.
В Чиконтепеке фигуры связанные с богами или добрыми духами относятся к природным явлениям, таким как молния, дождь, горы и многое другое, а из темной бумаги вырезают злых духов или демонов. Помимо этого, фигуры нередко представляют людей, живых или уже умерших. При этом из светлой бумаги вырезают тех, чьи души помогают живым, или живых людей, совершающих прошения. Женщин можно узнать по длинным прядям волос. Некоторые персонажи могут иметь четыре руки или две головы, вырезаемые изображенными в профиль. Персонажи в обуви призваны изобразить метисов (в противовес представителям индейской общины), или плохих людей, погибших при несчастных случаях, в драке, или утонувших, детей, которые не слушаются своих родителей или женщин умерших во время родов. Босые персонажи, напротив, призваны изобразить представителей индейской народности, либо хороших людей, умерших из-за болезни или старости. Злые духи или души плохих умерших сжигаются во время церемонии, олицетворяющей освобождение от их дурного влияния. Фигуры добрых духов или покровителей остаются и сохраняются в качестве амулетов.

Происхождение этих ритуалов вырезания фигур на бумаге из коры остается неизвестным. Они могли зародиться за долго до появления в Мексике европейцев, но этого нельзя утверждать наверняка, т.к. самые ранние источники относятся как раз к XVI веку. Практика, наоборот, могла возникнуть уже после Конкисты, после того. как испанцы разрушили и запретили любые формы изображения доиспанских богов. Бумажные фигуры было легко изготавливать, переносить, использовать в качестве шаблона и прятать. Множество идей и представлений, с которыми связаны ритуальные бумажные фигуры, имеют доиспанское происхождение. И в колониальный период отоми, в особенности, жители Сан Паблито, неоднократно обвинялись в колдовстве с использованием вырезанных фигур. В наше время ряд таких персонажей из бумаги амате изменил свое содержание и превратился в изделия художественного ремесла или произведения народного искусства, в то время как в сферу ритуальных практик вошла обычная бумага. Очень часто фигуры из амате, продающиеся как изделия народного ремесла, представляют собой образы богов плодородия и сельского хозяйство, ставшие наименее «востребованными» в ритуалах.  Часто фигуры на продажу и делаются иначе, чем ритуальные, с целью сохранить различия между двумя разными аспектами использования бумаги.
В Сан Паблито в наше время изготовление бумаги не является прерогативой колдунов и целителей. Любой человек может заниматься изготовлением как самой бумаги. Так и вырезать композиции из нее. Но изготовить и задействовать бумагу в ритуалах имеет право только целитель, который хранит в тайне от остальных свои секреты производства.  Один из самых известных  целителей, занимающийся изготовлением амате и практикующий ритуалы с бумагой, это Альфонсо Гарсия Тейес (Alfonso García Téllez) из Сан Паблито.  Он отстаивает свое убеждение в том, что ритуалы с вырезанием фигур из амате не являются ворожбой, а уж скорее являются одним из способов почитания духов из мира природы и способ помочь тем, кто умер, а также семьям покойных. Гарсия Тейес создает книги из вырезанных композиций, о божествах народа отоми, и эти произведения не только продаются, но и выставляются в различных музеях.

 
Изделия из бумаги амате
Бумага амате сегодня является одним из видов народного ремесла, наряду с изделиями из резной бумаги и папье-маше (алебрихе, карнавальные фигуры иуд и декоративные связки чили-«ристрас»). Она относительно недавно стала товаром, но ее успех стал стимулом развивать и другие ремесленные производства, пробовать различные традиционные рисунки и внедрять новые художественные решения, чтобы удовлетворить самые разнообразные вкусы потребителей. Бумага может продаваться простой, или крашенной в широкую гамму цветов, либо украшаться различными декоративными элементами, такими, как сухие листья и цветы. Хотя художники, осуществляющие росписи по бумаге амате, являются,  по-прежнему основными ее покупателями, есть и другие ремесленники, которые делают и нее абажуры, блокноты, чехлы для мебели, обои, канцтовары и многое другое. Сами отоми стали производить из амате такие предметы, как конверты, закладки для книг, открытки, равно как и композиции из резных фигур, основанные на традиционных ритуальных рисунках. Отоми также установили два стандарта качества - обычный и  стандарт, производимый для  рынка хай-энд. Эта бумага предназначена для известных художников, расписывающих амате и тех художников, кто высоко ценит качества материала. Таким образом, производители бумаги амате наивысшего качества становятся мастерами, признанными в других сферах.

Производители амате из общин отоми обычно продают свою продукцию ограниченному количеству оптовых покупателей, в силу того, что их ограниченное владение испанским языком не позволяет им расширять свои контракты во внешнем мире. Это означает, что около десяти тысяч оптовиков контролируют распределение примерно половины всей продукции отоми. Эти оптовики, равно как и художники, использующие бумагу, как материал для своих работ, имеют куда большее количество контактов, следствием чего являются их более широкая возможность перепродавать бумагу конечному покупателю в Мексике и за границей. Изделия из бумаги амате  можно увидеть на улицах и рынках Мексики. В основном, такой вид продаж возник уже в XX веке, часто в местах, которые обслуживают туристов. А через оптовиков-посредников бумага оказывается в магазинах сувениров, ярмарках специализированных художественных салонах особенно в  больших городах, таких как Мехико, Пуэбла, Монтеррей, Гвадалахара, Оахака и Тихуана, а также продается через Интернет.  А самые красивые произведения выставляются в мексиканских и международных музеях и галереях, а также экспортируются за границу, в особенности, в Майями.

Почти половина бумаги амате,  до сих пор делается стандартного размера - 60 на 40 см. В силу того, что в создании живописных работ принимают участие художники-науа, многие покупатели ремесленных произведений считают, что и та и другая индейская община принимают участие в производстве бумаги. Это мнение подкрепляется еще и тем, что «амате» из языка науатль относится как к самой бумаге из древесной коры, так и к росписи по ней.

Поселки в штате Герреро,  которых проживают науа-говорящие  общины, разработали свои узнаваемые стили росписи бумаги, основой которых послужили росписи, традиционно делавшиеся ими на керамических изделиях, продававшихся в Акапулько и вблизи него еще 40-е годы XX века. Перенос композиций с керамики на бумагу произошел в 60-е годы и роспись амате быстро стала основным источником дохода в восьми поселках в Герреро – Амеяльтепеке (Ameyaltepec), Оапане (Oapan), Агуагуапане (Ahuahuapan), Агуэликане (Ahuelican), Аналько (Analco), Сан Хуане Тетельсинго (San Juan Tetelcingo), Халитле (Xalitla) и Макселе (Maxela). Привлекательность бумаги, как сувенира, заключается в ее внешнем виде, связанном с доиспанским прошлым в Мексике и колоритными народными росписями на ней.

Возросший спрос на росписи науа, привел к тому, что они в последние десять лет стали практически полностью потреблять бумагу, производимую отоми. Это, в свою очередь, привело к тому, что и правительство обратило внимание на развитие этого ремесла и приняло участие в его популяризации. Фонд по поддержке народного искусства FONART в течение двух лет закупал бумагу у производителей отоми, с тем, чтобы обеспечить художников основой для их росписей. Внимание правительства стало ключевым для развития внутреннего  и международного рынка этих ремесленных изделий, а также способствовало тому, чтобы система образов, использовавшаяся в давние времена, и продолжающая использоваться среди национальных меньшинств страны стала восприниматься, как часть мексиканской национальной идентичности.

Основными традиционными мотивами росписей являются птицы и цветы, хотя в качестве инновационного эксперимента художники стали писать и пейзажи, сцены сельской жизни – пастухов, рыбаков, свадьбы, похороны, религиозные праздники. Росписи даже могут включать в себя орнаменты рамок картин. Некоторые художники, расписывающие амате, добились признания своей работой, как, например, Николас де Хесус (Nicolás de Jesús), из Амеяльтепека, стал лауреатом международных наград и выставки его работ проводились в разных странах – Франции, Германии, Англии и Италии. Темы его работ связаны со смертью, или изображают угнетение индейских народностей, либо являются воплощениями различных элементов народной культуры, присущей его общине.   

В последнее время также распространяются способы, позволяющие работать быстрее над картиной, как например, использование трафаретов, с помощью которых можно создать сразу несколько копий.


Простая и крашеная бумага амате, Пагуатлан, Пуэбла,
фото с www.visitmexico.com

Картины науа остаются основным ремесленным изделием, связанным с амате, однако отоми, производящие бумагу, разработали свои собственные ремесленные произведения для предложения на туристическом рынке – резные композиции, основой которых стало традиционное изготовление фигур для ритуалов целительства и колдовства. Это началось с того, что люди, связанные с религиозными церемониями, стали сами создавать буклеты с миниатюрными вырезанными фигурками божеств и духов, сделанных по традиционной стилистке и технологии, снабжая их пояснительными надписями. Впоследствии отоми стали экспериментировать с размерами бумажных листов, цветом, типом бумаги и новыми рисунками. Изображаемые божества, как правило, связаны с урожаем и доджем. Вырезанные композиции, предназначенные для продажи в качестве сувениров, обогатились новыми образами – солнцами, птицами, абстрактными рисунками, позаимствованными из традиционных орнаментов вышивок, и даже сердечки дня св. Валентина с раскрашенными цветами. Большинство работ создаётся на определенном типе бумаги, наклеенном на контрастную по цвету основу. Размеры варьируются от небольших буклетов для работ достаточно масштабных, чтобы быть вставленными в раму. Основными потребителями таких работ становятся мастные туристы, приезжающие в Сан Паблито из штатов Пуэбла, Идальго, города Мехико, хотя есть покупатели с юга, либо севера страны, а также из-за границы.

Производство


Несмотря на некоторые небольшие инновации, бумага амате все еще производится с использованием тех же базовых процессов, что и в доиспанский период. Производство начинается с добычи волокна. Традиционно волокно извлекалось из коры деревьев семейства фиговых (фикуса), так как их кору легче всего обрабатывать. Некоторые фиговые деревья, достигшие больших размеров, считаются священными, и представители местных общин оставляют им подношения в виде свечей и вырезанных фигур их бумаги амате. Основные ботанические виды, их которых добывается амате, это Ficus cotinifolia, Ficus padifolia и Ficus petiolaris, хотя нередко использования деревьев, не принадлежащих семейству фиговых, таких, как Morus celtidifolia, Citrus anurantifolia и Heliocarpos Donnell-Smithii Rose, но нужно заметить при этом, что таксономическая идентификация деревьев, используемых для производства амате, неточна, так как не производится регулярных оценок поставки дикорастущей древесины.  При производстве бумаги предпочтение отдается внутреннему слою коры, более мягкому, но и внешний слой также пускают в ход. Внешние слои коры, либо кора фикусового дерева целиком придают бумаге более темные оттенки, а кора шелковицы или внутренние слои коры делает ее более светлой. Лучшее время года для сбора коры  – весна, когда она омолаживается и ущерб, наносимый деревьям при этом несколько меньше.  Также, чтобы уменьшить ущерб дереву, кору могут собирать со старых экземпляров фикуса. Кора с таких деревьев имеет тенденцию отделяться с большей лёгкостью. Поскольку готовый продукт продается на все более расширяющемся рынке, потребность в сырье тоже все время возрастает, что приводит к расширению территории, на которой осуществляются поиски подходящих деревьев. На заготовке горы специализируются в основном люди, живущие за пределами Сан Паблито, и только небольшое количество производителей бумаги самостоятельно занимаются сбором древесной коры.  Обычно сборщики коры доставляют в Сан Паблито сырье еженедельно, на выходных, но количество и качество собранной коры может значительно варьироваться, в зависимости от времени года и прочих факторов. Изготовители бумаги обычно покупают свежую кору и затем сушат ее для хранения. После высушивания кора может храниться до года.


Все расширяющаяся коммерциализация бумаги вовлекла в процесс ее изготовления, в той или иной степени, большинство населения Сан Паблито. Но, с 80х годов XX века часть мужчин начала мигрировать в США на заработки, отсылая семьям накапливаемые там сбережения. Сбережения, высылаемые из-за границы стали основным источником доходов жителей Сан Паблито. Следствием стало и то, что в сфере местного производства амате в основном стали работать женщины. Основным орудиями, используемыми при производстве амате являются каменные отбойники, которыми размягчают волокна, деревянные доски и чаны, в которых кипятят кору. Все это оборудование закупается за пределами Сан Паблито. Каменные отбойники привозят из штата Тласкалы. Доски – из двух соседних поселков Сойотла (Zoyotla) и Хани (Honey), а чаны для кипячения оптовики покупают в Тулансинго (Tulancingo).

В доиспанскую эпоху кору, чтобы она размягчалась, составляли на сутки замоченной в воде, прежде чем приступить к ее обработке. Зафиксированной документально инновацией, введенной, возможно в XX веке, является процесс кипячения коры, что ускоряет ее подготовку. Для сокращения времени кипячения, в воду сначала добавляли золу или известь, а затем заменили эти компоненты на промышленную каустическую соду.  С этой последней, время кипячения коры составляет  3 – 6 часов, однако, со всеми подготовительными процедурами,  процесс занимает от половины для до целых суток. Кипячение может производиться только при определённых погодных условиях, в сухие дни, и требует постоянного надзора. За один прием кипятится 60 – 90 кг коры с 3.5 кг каустической соды. Кору в чане необходимо постоянно перемешивать. После кипячения кора прополаскивается в чистой воде.

Бумага лучшего качества получается при
раскладывании длинных волокон сеткой. Фото
Размягчённые волокна держат  в воде до тех пор, пока не приступят к их обработке. Обработку волокон производят как можно быстрее после окончания кипячения, так что находясь в воде, они не успевают подвергнуться гниению. Пока размягченная кора находится в воде, в емкости могут добавлять хлористый отбеливатель – этим достигают более светлого оттенка коры, или сочетания темных и светлых участков, для эффекта «мрамора».  Если бумагу необходимо подвергнуть окрашиванию, используются только промышленные красители. Цвета могут варьироваться от пурпурного, красного и розового, до зеленого и синего.
Деревянные доски, на которых формуют бумагу, имеют размер будущего листа. Они намыливаются для того, чтобы бумага к ним не прилипала. Волокна укладывают на намыленную поверхность и стучат по ним, до тех пор, пока не собьют их в однородную массу тонкого слоя.  Лучшая бумага получается из длинных волокон,  располагаемых сеткой по всей поверхности доски.  Менее качественные листы получаются из коротких волокон, которые раскладывают в более произвольном порядке, но отбивают до получения того же результата. Этот процесс измельчения высвобождает растворимые углеводистые соединения, находящиеся в пустотах клеток волокна, и которые приобретают эффект клейкого вещества.  Кора фикуса очень богата такими веществами, что позволяет создать прочные и гибкие листы бумаги.
Во время процесса отбивания каменные орудия постоянно смачивают, чтобы размельчаемые волокна не прилипали к ним. Полученную однородную массу затем разглаживают на доске, используя круглые корки апельсина. Если после процесса разглаживания обнаруживаются ямки, их обычно заполняют, приклеивая в них маленькие кусочки бумаги.

Листы, полученные формованием массы на досках, выносят на открытый воздух для просушки. Время сушки зависит от погодных условий. В сухие солнечные дни оно может длиться час-два, а в сырую облачную погоду - до нескольких дней. Если высушенные листы планируется продавать оптом, их просто собирают в стопки. Если планируется продажа в розницу, края готовых листов ровно обрезают бритвенным лезвием.

Производство амате в Сан Паблито, которое должно подстраиваться под растущий спрос, адаптируется к том, чтобы делать бумагу как можно быстрее, с этапами и видами деятельности, подлежащими все большему разделению и специализации, а также с введением в производственный новых инструментов и веществ. Обычно обязанности по производству бумаги подразделяются между членами одной и той же семьи, но при этом уровень организации труда может существенно различаться.  Если производство бумаги является частичной и эпизодической занятостью, обычно им заняты женщины и дети. Однако недавним явлением стало развитие больших семейных предприятий, которые обеспечивают себя наемными работниками, занятыми непосредственно в производственном процессе. Часто такие семейные предприятия финансируются за счет сбережений, посылаемых их эмигрировавшими на заработки за границу членами. Большинство продукции небольших предприятий – это простые листы размером  40 х 60 см, но более крупные предприятия имеют гораздо больший ассортимент продукции, в том числе гигантские листы размером  1.2 на 2.4 м.
Экологические проблемы

Коммерциализация амате повлекла негативные последствия для окружающей среды. В доиспанские времена кору собирали только с ветвей взрослых деревьев, что создавало условия для успешной регенерации. В идеале, фиговое дерево, чтобы стать источником коры,  должно быть не моложе двадцати пяти лет. В этом возрасте кора отделяется намного легче и ее снятие наносит меньше вреда дереву. Другие виды деревьев, такие как шелковица, не обязательно должны достигать такого зрелого возраста.

Спрос на кору для производства амате подразумевает, что вышеуказанные условия далеко не всегда соблюдаются. Это отрицательно сказывается на сохранении и развитии лесов сервера штата Пуэблы, а вынужденный сбор коры с других видов и родов деревьев, расширяет зону срезки коры в сторону Тласко (на границе с Тласкалой).  
Еще одной проблемой является использование каустической соды и других химикатов при кипячении, что загрязняет окружающую среду и воду, и, помимо этого, наносит прямой вред здоровью ремесленников, не соблюдающих технику безопасности во время работы с ними.

Национальной Фонд Стимулирования Ремесел (FONART), Автономный Городской Университет UAM (Мехико, делегация Истапалапа), Университет Веракруса и Институт Ремесел и народных промыслов  Пуэблы работают над тем, чтобы сделать процесс производства амате менее вредным в экологическим отношении. Одним из аспектов этого является контроль над сбором коры. Другой – поиск эффективных заменителей каустической соды, для смягчения и подготовки волокон коры без потери их качества и без вреда для здоровья ремесленников. В 2010 г. было сообщено о положительных результатах в этих исследованиях, а также новых возможностях по применению коры других видов деревьев.

Помимо этого, Центр исследований и высших курсов по социальной антропологии, объявил о создании плана по восстановлению популяции деревьев, в том числе и с целью пополнения источника сырья для производства традиционной бумаги Оригинал статьи:  http://en.wikipedia.org/wiki/Amate

Комментариев нет:

Отправить комментарий