7 янв. 2015 г.

Алебрихе


Алебрихе, созданный  Педро Линаресом Лопесом в  1986 г.
Коллекция Детского музея Индианаполиса. Фото из Wikipedia
Алебрихе – вид художественно –ремесленных изделий, придуманный Педро Линаресом Лопесом (Pedro Linares López) в 1936 году. Алебрихе большого размера изготавливаются из папье-маше, маленькие – из дерева, затем они раскрашиваются в яркие контрастные цвета. Обычно алебрихе представляют собой изображения фантастических существ, сочетание черты разных животных, прообразы которых могут быть вполне реальны.

Техника работы с папье-маше, применяемая в Мексике для изготовления пиньяты и «иуд» (персонажей, предназначенных для сожжения во время Карнавала), представляет собой моделирование форм с применением обычно газетной бумаги с картоном. Для изготовления фигур алебрихе используются металлические каркасы или каркасы сплетенные из жесткой травы типа осоки, на которые помещаются формы из папье-маше, и затем изделия раскрашиваются с применением различных техник. 

Происхождение алебрихе
В возрасте 30 лет Педро Линарес Лопес, который был ремесленником, работавшим с папье-маше, родом из Гуанахуато, сильно заболел. Во время болезни он потерял сознание и погрузился в глубокий сон, в котором увидел странны созданий. Они то и изменили его судьбу обычного ремесленника с рынка Ла Мерсед в Мехико. Поскольку не было возможности вызвать врача, братья Педро попыталась лечить его с помощью домашних снадобий, но они ему не помогали. Говорят. Что когда Педро лежал без сознания в своей кровати, он увидел сон. В этом сне он оказался в необычном и любопытном месте, похожем на лес, в котором были деревья, скалы и животные; он видел небо и облака этого удивительного пейзажа. Все вокруг было спокойно, и он не ощущал никакой боли или тревоги, напротив, был счастлив, прогуливаюсь по странному лесу. Но вдруг и скалы, и деревья и облака превратились в странных существ – это были животные, но он не мог понять, какие именно, так как выглядели они очень странно. Дон Педро увидел осла в с крыльями, петуха с бычьими рогами, льва с головой собаки. И все эти существа в один голос повторяли все громче и громче: «Алебрихес!» Алебрихес! Алебрихес! Алебрихес!


Алебрихе в памть о Педро Линаресе.
Фото из Wikipedia, авторTelmadatter
Педро попытался найти выход из фантастического леса и пока он шел по тропинке, он встретил человека и попросил его помощи. Прохожий ответил ему, что он не должен оставаться здесь, и сказал, что для того, чтобы найти выход Педро должен был пройти еще несколько метром. Педро побежал и бежал до тех пор, пока не оказался перед собой узкое окно, в которое едва сумел проскользнуть в тот самый момент, когда он проснулся.
И после того, как проснулся, он увидел себя на собственном отпевании и услышал голоса изумления людей, которые собрались помолиться. Он ощутил себя полностью здоровым, и как раз в тот момент вспомнил, какой странный сон ему приснился. Он захотел, чтобы все его родные и все люди узнали, каких необычных существ он увидел, так что воспользовавшись своими навыками мастера по папье-маше, дон Педро взял листы бумаги, сделал сырье, придал ему необходимую форму, а затем раскрасил фигуры в цвета фантастических зверей из его сна, и тем самым, воплотил в жизнь алебрихе.

В течение своей жизни дон Педро сделал множество работ, которые показывал как в Мексике, так и за границей, и его приглашали на выставки в Европу и США с его алебрихе. Он сохранил художественные традиции, позаимствованные от дедов и  сам внес неоценимый вклад в развитие народного мексиканского искусства и сохранение этих самых традиций. Он работал практически всю свою жизнь, без отдыха, по шестнадцать часов, до самой своей смерти, которая произошла 26 января 1992 года, когда ему было 86 лет.

Сегодня Мигель Линарес (Miguel Linares), Паула Гарсия (Paula García), Бланка (Blanca) и Эльса Линарес (Elsa Linares), равно как тысячи других мастеров по папье-маше, продолжают работу и традиции дона Педро, которые он оставил им в наследство, и которые воплощаются в невероятные произведения, известные во многих частях света: алебрихе. Педро Линарес получил Национальную премию Наук и Искусств в 1990 году за свои творческие достижения и за свое открытие: алебрихе.

Есть и другая версия, которая повествует о том, как появились на свет алебрихе. В ней рассказывается о том, что мексиканский художник Антонио Гомес Росас (José Antonio Gómez Rosas), по прозвищу Готтентот, однажды зашел в Художественную академию св. Карлоса (Academia de San Carlos), где ежегодно организовывали маскарад. И там его попросили сделать серию декораций к этому маскараду. Тогда художник попросил у мастера по папье-маше, Педро Линареса, чтобы он сделал корабль (наподобие тех, что используются  в карнавальных шествиях в Европе) с фантастическим чудовищем. Педро Линарес спросил его, как сделать фантастическое чудовище, и художник ответил: «Возьми карнавальное чучело - «иуду», приделай ему хвост и крылья летучей мыши. В живописных работах Готтентота часть появляются зооморфные персонажи и вымышленные существа, в которых сочетаются части тел птиц, рептилий, амфибий, насекомых и зверей, равно как разные исторические и декоративные стили.

После болезни, которая случилась с Педро Линаресом в 1936 году, когда мастер стал создавать странные красочные фигуры, с крыльями, рогами, хвостами, клыками и другими элементами, эти скульптуры привлекли внимание его клиентов, которые в основном были организаторами шествий и фейерверков. Затем на них обратила внимание режиссёр Джудит Броновски (Judith Bronowski), которая рассказала миру историю необычных животных в документальном фильме, который сама спродюсировала и срежессировала.

С 2007 года Музей Народного искусства в Мехико готовит и проводит парады гигантских алебрихе, известные под названием Ночь Алебрихе.

Оригинальные алебрихе
Уточняя вышесказанное, можно сказать, что согласно традиционной версии. Алебрихе появились в Гуанахуато в 1936 году. Педро Линарес, которого считают создателем этих фантастических зверей и изобретением слова, которое их обозначает, занимался изготовлением пиньят, карнавальных масок и «иуд», продавая свои изделия на рынке Ла Мерсед. Когда он начал делать алебрихе, спустя некоторое время владелец одной из художественных галерей в городе Куэрнавака, Морелос, заметил его работы, и именно таким образом алебрихе Линареса попали в поле зрения Диего Риверы и Фриды Кало, которые стали заказывать ему изготовление большего количества алебрихе. Как традиция, изготовление алебрихе утвердилось после выхода документального фильма Джудит Броновски о Линаресе в 1975 году. В 1990 году тот фат, что Педро Линарес был награжден Национальной Премией Наук и Искусств в категории Народные искусства и традиции, вдохновил и других мастеров папье-маше заниматься изготовлением алебрихе.

Диего Ривера говорил, что только Линарес мог изготавливать таких алебрихе, которых заказывал у него художник. Работы, которые Линарес делал для него, сегодня можно увидеть в музее мексиканского художника-монументалиста, Анагуакалли, в Мехико.

Алебрихе в Оахаке
Исаиас Хименес (Isaías Jiménez), вырезающий фигуру из куска
древесины. Фото из Wikipedia, автор DavidConFran
 В штате Оахака очень популярные фигурки алебрихе, вырезанные из древесины копаля. Изготовление таких ремесленных изделий является экономической базой поселком Сан Мартин Тилькахете (San Martín Tilcajete) и Сан Антонио Аррасола (San Antonio Arrazola), в которых многочисленные семьи работают резчиками, создавая фигурки, а затем раскрашивая их и продавая на площадях, рынках или в мастерских региона.

Алебрихе в Оахаке являются комбинацией местных традиций резки по дереву  и оформительской техники, созданной Линаресом. Этот вид художественного ремесла появился в штате в 80-е годы, благодаря мастер-классам организованным Джудит Броновски и в нем приняли участие мастера народных ремесел Мануэль Хименес (Manuel Jiménez) и Мария Сабина, оба уроженцы Оахаки. Рисунки Линареса были адаптированы к фигуркам, вырезанным из древесины копаля, поскольку именно этот вид декоративно -прикладного искусства был традиционен и распространен в регионе. «Перенос» образов алебрихе в изделия из дерева были усовершенствованы Мануэлем Хименесом, мастером и городка Сан Антонио Аррасола.

После этой адаптации Хименеса, изготовление алебрихе стало все более популярным ремеслом как в Сан Антонио Аррасола, так и в Сан Мартин Тилькахете и Ла Унион Техалапан  (La Unión Tejalapan). Производство алебрихе стало стимулом экономического развития региона, но, одновременно с этим,  стало причиной вырубки деревьев копаля. Впоследствии внедрялись планы по восстановлению количества деревьев копаля, которые пока что нельзя признать полностью успешными.
Среди известных мастеров Оахаки, занимающихся изготовлением алебрихе, можно упомянуть Мануэля Хименеса, Хакобо Анхелеса ( Jacobo Ángeles), Мартина Сандиего (Martín Sandiego), Хулию Фуэнтес (Julia Fuentes) и Мигеля Сандиего y Miguel Sandiego.

Важно подчеркнуть, что алебрихе является ремесленным, а не промышленным произведением, так как не существует некой формы или образца, по которому производится изделие.  Если бы так было, то они перестали бы считаться произведениями народного ремесла. Мастер придумывает форму своей будущей фигуры, и все что он к ней добавит и воплотит, в конечном счете, определяют ее окончательную ценность.

Больше чем ремесло
В Оахаке уже изготавливались и прежде маленькие деревянные фигурки, это ремесло было популярно на местном уровне. Однако появление алебрихе стало дополнительным стимулом для этой деятельности, так что производство ремесленных изделий значительно возросло. Резка по дереву была одним из видом хозяйственной деятельности жителей Оахаки с древних времен – искусство сапотеков доиспанского периода, и месоамериканских народы широко применяли этот материал для изготовления масок, оберегов, украшений, музыкальных инструментов, бытовых предметов, используемых для охоты на различных животных.

Затем, в колониальную эпоху, в связи с необходимостью миссионеров обращать местных жителей в христианство, резка по дереву приняла новое направление и формы. В целях создания образов, воплощающих христианские идеи в доступной для понимания местных жителей форме. Так стали создаваться статуи ангелов и святых для религиозных  процессий кресты и алтарные образы для строившихся католических церквей.
В XIXXX веках резка по дереву, как один из видов производства, отошла на второй план и приобретала все более практический характер. Из дерева изготавливались предметы бытаподносы, тарелки, мебель, игрушки и музыкальные инструменты. Мастеров скульпторов становилось все меньше, а сама резка стала считаться дополнительным источником заработка среди крестьян и других небогатых групп населения.

Так что на этом фоне новая форм народного искусства, связанная с традиционнной резкой по дереву, но при этом воплощавшая в жизнь образы и цвета, придуманные и  сделанные в папье-маше Линаресом, стало переосмыслением древних традиций и возвращением к истокам народного искусства. Появились и новые формы, которые прежде никогда не использовались.
Дикобраз. созданный в мастерской "Ремесла Пепе Сантьяго"
в Аррасола, Оахака, фото из Wikipedia, автор  DavidConFran
Обработка древесины копаля (Bursera cuneata) всегда существовала в этих географических зонах. Дерево, родом из Южной Америки, с давних времен использовалось из-за своей ароматической смолы, сожжение которой было непременным атрибутом многих доиспанских ритуалов. Оно издревле стало частью местной культуры.

Древесина копаля мягкая, для резки должна использоваться очень свежей, ещё зеленой и поэтому обрабатывать ее легко. В действительности, для изготовления алебрихе пользуются мачете и обычными кухонными ножами, следуя оригинальной форме куска дерева, созданной самой природой.

В наше время используется древесина других пород – кедра и сосны, равно как и машинные способы обработки. Для получения ровной и гладкой поверхности алебрихе, изделие шлифуется обыкновенным песком. После этого оно готово к декорированию.

В прежние времена использовались анилиновые красители. Но со временем стало ясно, что они выгорают, теряют свой блеск, так что изделие может практически «обесцветиться». Поэтому в дальнейшем мастера заменили анилиновые краски акриловыми, которыми пользуются и сегодня. Помимо цветов и орнаментов, алебрихе украшаются шипами, колючками и кактусом или кусочками шкур животных. Эти материалы могут также отлично помогать для нанесения краски, т.к. оставляют оригинальные штрихи и оттиски четких очертаний.

Стоит повторить, что каждый алебрихе является неповторимым уникальным произведением.  Алебрихе являются одним из подлинных чудес Мексики и гордостью художников, занимающихся их изготовлением.

Говорят, что алебрихе приносят удачу, иметь дома одного или целую коллекцию – это способ ее привлечения. Но не только - ведь алебрихе это еще и часть мексиканского искусства, яркого многогранного, полного жизни, известного далеко за пределами страны.

Оригинал статьи: https://es.wikipedia.org/wiki/Alebrije

Комментариев нет:

Отправить комментарий