Монументальное подношение усопшему в Уакечуле. Фото с сайта www.preguntasantoral.es |
Ежегодно, 1 и 2 ноября
здесь организуют один из самых
интересных обрядов, посвященных Дню Мертвых, что до сих пор существуют в Центральной Мексике. В Уакечулу мы направились,
чтобы воочию увидеть великолепные алтари, которые сооружают местные жители и которые
прославили это местечко, хотя и помимо алтарей Уакечула имеет
достопримечательности: когда-то она была форпостом ацтеков и здесь размещался
их военный гарнизон, а в XVI веке францисканские монахи построили здесь монастырь.
Праздник Мертвых имеет
доиспанские корни и являлся одним из самых главных в Месоамерике, по словам
археолога Эдуардо Мерло (Eduardo Merlo), специализирующегося на данной теме. Это
был древний праздник сбора урожая, который испанские монахи совместили с
праздником усопших верующих, отмечаемого по католическому календарю 2 ноября.
При этом тысячелетняя сущность праздника, как почитание предков смогла
сохраниться, а для жителей поселка, как и для многих других индейских общин,
стала поводом проявлять одну из граней своей особой культурной принадлежности.
Мертвые, в символическом смысле продолжают оставаться семенем, из которого взрастает
дерево их потомков.
Подношения мертвым
Подношения в Уакечуле имеют особый стиль, отличающий их от
подобных приношений мертвым из других мест
и являются сплавом доиспанских орнаментальных традиций региона с эстетикой
оформления алтарей на Страстной Четверг перед Пасхой, пришедших сюда с
католической культурой. Поэтому они имеют
этот неповторимый монументальный вид и оформление преимущественно в белом
цвете. Речь идет об алтарях «конца года», посвященных тем людям из общины,
которые умерли в течение года, до ноября.
Важно подчеркнуть
различие между традиционными подношениями мертвым и алтарями, посвящёнными
мертвым. Традиция сооружения этих последних является менее старинной. Алтари
представляют собой структуры из трех-четырёх уровней, подобные огромным
свадебным тортам, которые сооружаются обычно в гостиных домов и куда, по
поверью, должны явиться души, чтобы поучаствовать в пиршестве, организуемом в
их честь.
Нижняя часть
алтаря, первый уровень, представляет собой земной мир. На нем помещают
фотографию покойного.Чаще всего ее не просто ставят в середине, а кладут на горизонтальную поверхность нижнего уровня, чтобы она была видна только отразившись от зеркала, установленного вертикально, напротив зрителя. Такое положение имеет несколько объяснений. По мнению некоторых местных
жителей, зеркало олицетворяет вход в потусторонний мир, или в подземные сферы
мира, согласно доиспанским верованиям. Еще его можно воспринимать, как символическое
отображение вечности и тех, кто «ушел и его уже нет», как выражались когда-то о мертвых. Вокруг фотографии раскладывают продукты и предметы, которые покойный любил при жизни. Так что здесь можно увидеть фрукты, всевозможную еду (моле можно увидеть очень часто) и напитки, в том числе пиво и текила. Образ усопшего обычно окружен керамическими фигурками, называемыми «плакальщиками», которые призваны изобразить страдающих родственников, и чье происхождение тоже уходит корнями в доиспанскую эпоху. Еще здесь расположены корзинки с цветами и сахарные фигурки зверей, сделанные жителями поселка. Эти фигурки так и называются, «карамельки», среди них можно узнать барашков, утята, ослики, тонкой работы. Их обычно немало на алтарях, посвященных детям, которых поминают отдельно, 31 октября. Неотъемлемая часть подношения – слоеные булочки , посыпанные кунжутном, в форме стилизованного черепа с двумя скрещенными костями. Есть и сдоба, похожая на лежащего покойника, посыпанная красным сахаром, символизирующим кровь (очень вкусные!) и булочки в форме бантика, которые являются очень схематизированным изображением черепа. Обычай поедать изображения умерших и божеств, слепленные из семян амаранта, зародился в далеком прошлом, а вот пшеничная сдоба и сахар обогатили кулинарную часть праздника мертвых уже во времена испанской колонии.
Второй уровень алтаря олицетворяет небеса, на нем можно увидеть изображения ангелочков и Девы Марии. Полотно из белого сатина размещают обычно так, чтобы были видны причудливые складки в большом количестве, призванные изобразить облака. Также здесь частенько размещают элементы католической литургии – дароносицу и церковные свечи разных размеров. Современность привнесла в оформление белые неоновые лампы, заменившие свечи.
Третий, а при наличии и четвертый уровень алтаря символизирует вершину небесного царства, где неизменным элементом является распятие, венчающее своим присутствием всю структуру, придавая законченность ее красоте.
Уровни алтаря обычно поддерживаются колоннами в стиле барокко стипите (пилястры в форме очень вытянутой перевернутой и усеченной пирамиды). Они были в моде в Новой Испании в XVIII веке, и это эстетическое заимствование является весьма интересным.
“Алтарщики»
являются профессиональными ремесленниками, которые изготавливают такие
подношения. Именно их нанимают люди, чтобы они полностью соорудили поминальный
объект, и они являются носителями традиции, воплощая старинный праздник в форме
алтаря, стоимость которого колеблется от 3000 до 15000 песо (от 220 до 660 долларов) в зависимости от размера и
богатства оформления.
Одинокая душа
Не стоит обходить
вниманием это небольшое подношение, которое оставляют руки милосердные и ревностно
соблюдающие традицию. Эти небольшие алтари в виде лестницы размещают в общественных
местах, чтобы почтить память тех усопших, у которых уже не осталось родных,
чтобы их помянуть. Это обычай, который сегодня все больше забывается, в старые времена
имел двойной смысл - оставить «угощение»
для всеми забытых покойных и осветить улицы, в те времена, когда не было
электрического освещения.
Приход мертвых
В два часа пополудни
1 ноября звонят колокола храма, объявляя о приходе мертвых. Видеть их души
невозможно, но поверье утверждает, что они являются, следуя по «тропинкам» сделанным
из лепестков бархатцев, ведущим от середины улицы, внутрь домов и
заканчивающиеся у подножия алтарей. Обычно
изготовление этих дорожек и окропление их святой водой - занятие, которое
поручают детям. Весь алтарь с подношением окуривают ароматической смолой –
копалем и ладаном – сочетая христианские и доиспанские ритуалы.
Когда двери домов
открываются, чтобы жители иного мира могли войти в них, это означает, что
алтари могут увидеть и земные посетители. По обычаю, заходящие заносят восковую
свечу, которую ставят у подножия алтаря, останавливается в почтительном молчании,
или произносят молитву за умершего. Когда посетитель направляется к выходу, хозяин дома предлагает ему «закинуть что-нибудь вовнутрь». Обычно угощают вареной фасолью
с соусом моле, которая подается с белым хлебом и атоле ( с
добавлением темного шоколада и ванили) или какао, иногда это тамали из
кукурузной крупы или риса, может подаваться и свинина, тушеная с овощами, в зависимости от финансовых возможностей хозяев.
Вечером праздник
продолжается уличными шествиями, в которых обычно принимают участие местные
жители или приезжие из города Пуэблы, хотя, можно видеть среди них и туристов,
в том числе иностранных. Когда начинает темнеть, усиливается магический эффект живого огня свечей. Их количество в домах увеличивается, и электрические светильники, расположенные в нужных местах также создают атмосферу сказки. Хозяева домов, предлагают гостям, которые пришли разделить с ними боль утраты, помолиться об умерших родственниках и полюбоваться на необыкновенные алтари, угощая их чашкой шоколада с булочкой. Дома остаются открытыми и движение не прекращается до глубокой ночи.
2 ноября оживление предыдущего дня существенно уменьшается, по крайней мере, в утренние часы. Родственники усопших начинают посещать их могилы на кладбище с раннего утра, чтобы прибраться и украсить их всевозможным цветами: хризантемами, ромашками, гладиолусами, бархатцами, веточками растения качим (перекати-поле) имеющими обильные и очень мелкие цветы, которые здесь называются «облачко», а также ветками лавра и розмарина. Во время церемонии поминовения копалем и ладаном окуривается могила, точно так же, как это было сделано накануне перед алтарем с подношением. Ароматы курений, буйство красок цветов создают в этом месте скорби невероятное зрелище.
В Уакечуле, как и
во многих других мексиканских поселках и городах, этот удивительный спектакль
становится парадоксальным – радость и веселье чувствуется гораздо сильнее, чем
скорбь. Свою память о тех, кого уже нет, люди облекают в самые разные цвета, звуки,
запахи, присущие жизни, а не смерти или мыслям о ней. Ушедшим посвящают воспоминание
и благодарность, ведь они стали частью земли, и значит ее плодов, которые будут
питать и поддерживать тех, кого они оставили на ней. И так традиция, зародившаяся
в далеком прошлом продолжает поддерживать общины людей, сохраняющих
привязанность к своей земле.
Алтари разбирают только спустя неделю после их установки, так как считается, что их должны успеть посетить все жители поселка.
Алтари разбирают только спустя неделю после их установки, так как считается, что их должны успеть посетить все жители поселка.
Франсиско Марин де Ойос (Francisco
Marín de Hoyos), «México desconocido»
Комментариев нет:
Отправить комментарий