В широком смысле Харабе является музыкальной танцевальной формой, распространившейся на западе, в центре и на юго-востоке Мексики. Он может сопровождаться задорной песней Обычно размер его отбивается каблуками и представляет собой 6/8, 3/4 или 2/4.
Происхождение
Мексиканский
харабе имеет своего предшественника - цыганский харабе, родом из Андалусии. Он имел
куплеты, разложенные на голоса по терциям.
По мнению исследователей
Саласа (Salas) и Паулетто (Pauletto), «харабе зародился, как и песня в регионе
«Бахио» (т.е. на территории современных штатов Гуанахуато, Агуаскальентес, Керетаро
и возвышенной части Халиско, т.е. северной
части центрального региона Мексики - прим. перев.) в конце XVIII века».
Причина, по которой
это название закрепилось за танцем, до конца неизвестна. Есть гипотеза, что это
слово арабского происхождения, от слова, которое обозначало счастье или
праздник. Однако, другая версия гласит, что «харабе» на арабском языке означало
«смесь пряных трав», подчеркивая тем самым синкретизм различных музыкальных
направлений в одном произведении.
Распространение
Из всех вариантов
«харабе» самым распространённым стал Харабе тапатио, появившийся в Халиско. (tapatío – прилагательное, означающее географическую принадлежность к
этому штату или городу Гвадалахаре, его столице). В настоящий момент он – один из
самых известных на международном уровне фольклорных танцев Мексики. Его мелодию
играет ансамбль музыкантов мариачи. Но, при этом, он не является единственным,
даже в своем регионе. Практически в каждом штате на западе, в центре и на
юго-востоке Мексики и имеются свои собственные харабе, которые, хотя и имеют некоторые
различия, объединяются основные характеристиками, такими, как размер, смешение
различных мелодий и отсутствие песенных куплетов в большей части этих танцев.
В частности, можно
назвать конкретные танцы-харабе, существующие в штатах Найарит, Халиско, Мичоакан, Герреро, Оахака, Пуэбла и Тласкала.
В XIX веке ареал их распространения
был шире, охватывая штаты региона Бахио и на территориях долины Мехико, которые
сегодня стали частью столицы. Но из этих двух последних регионов харабе со
временем исчез. Что касается севера Мексики, харабе не был там никогда
распространен, исключение, правда составляет штат Коагуила, где существует его
разновидность танца, называемая харабе патеньо (Jarabe pateño).
Инструментовка
Инструментовка
танца харабе зависит от региона, где он исполняется. Варианты из Халиско играют
современные мариачи, однако, в соседнем штате Найарит до сих пор существует
старинная разновидность вышеуказанного музыкального состава, чьей основной
особенностью является отсутствие духовых инструментов и наличие арфы, которая
давно уже не используется коллективами мариачи из Халиско и Колимы.
Варианты харабе из
Мичоакана и Герреро исполняются исключительно на струнных инструментах. В Мичоакане
арфа является главным инструментом, а в Герреро эту роль оспаривают между собой
барабан и скрипка.
В Оахаке, наоборот,
харабе исполняются ансамблями, состоящими из традиционных духовых инструментов.
Харабе тапатио
Харабе представляет
собой парный танец, изображающий ухаживания мужчины за женщиной, которая сначала
его отвергает, а потом принимает его знаки внимания. Рождение харабе тапатио в своём окончательном виде, относят к революционному периоду 1871 года, он возник как символ национального единства (многие годы до этого Мексику раздирали внутренние конфликты, гражданская война и перевороты). Объединяющий символизм харабе из Халиско возник из смешения в нем танцевальных стилей Мексики, присущих разным штатам и регионам.
«Официально», на большой
сцене, танец был исполнен в 1910 году, в «Teatro Coliseo de la Ciudad de México». Оркестровая обработка этого танца была написана
Хесусом Гонсалесом Рубио (Jesús González Rubio), вдохновлявшимся вариациями из разных
регионов Халиско, и эта оркестровка сделала танец известным во всей стране.
Мужской костюм
Мужчина надевает традиционный
костюм «чарро» (мексиканского зажиточного землевладельца, посвящающего свободное
время искусству объезжать лошадей, и соревнованиям, похожим на северо-американское
родео), с рядом серебряных пуговиц по внешней стороне брюк, короткую куртку, похожую
на куртку тореро с рядом пуговиц спереди, широкополую шляпу-сомбреро, белую рубашку
с бабочкой контрастных цветов (например, красного, синего, черного), черные ботинки,
кожаный ремень или пояс с завязками с двух
сторон, по бокам. Однако, нередко используется
в качестве мужского костюма для танца харабе из Халиско костюм “капрала”,
(не всегда это слово обозначает военный чин, в Мексике оно может относиться к человеку
в поместье, отвечающему за рабочий скот, - прим. переводчика), имеющий свои
отличия от костюма «чарро»: так как по бокам брюк имеет отделку в виде
лампасов, а не пуговиц, и, таким же образом украшается его куртка. На лампасах
представлены фигуры в форме завитушек –грек и другие типичные для сельской
культуры Мексики. Вообще, мужской костюм для харабе, в идеале, должен быть уникальным
предметом одежды. Женский костюм
Оригинальным костюмом
для этого танца был когда-то наряд сельской модницы, называемой «ранчера»
(владелица или жительница ранчо) из региона Халиско XIX, второй половины века. На юбку нашивался один
волан и мелкие украшения в виде цветов. Такой наряд эволюционировал, дополнялся
цветочными узорами и воланами, являясь по сути смешением традиций европейских и
мексиканских. Белые платья, или наряды гала (на которые только снизу нашиваются
цветные ленты или воланы) чаще используются в городах. Платья, расшитые цветными ленточками, придают
больший динамизм движениям танцовщиц, превращая из в разноцветные вихри. Ну, и
разновидностью женского костюма в национальном варианте танца, который
исполняется на международных танцевальных площадках, и представляет Мексику -
это костюм китаянки из Пуэблы («чина поблана»), без сомнения самый зрелищный.
Стоит отметить интересную
историческую деталь – харабе тапатио в начале XX века был очень популярен, так что русская классическая балерина
Анна Павлова в ходе своей поездки в Мексику в 1919 году, влюбилась в сам танец и
его пышные костюмы, ставшие одним из проявлений мексиканской национальной культуры.
Она включила этот танец в свой постоянный репертуар и исполняла его на пуантах
и в костюме «чины».
Мотивы или
мелодии харабе тапатио
Харабе, в том
виде , в котором он известен сейчас, складывался из разных мелодий, самой старинной
из них стал Цыганский харабе, андалузского происхождения, который пели и
танцевали первые испанцы, прибывшие в Америку. Однако, он бы не единственным -
большое количество других мелодий обогатили харабе и стали настолько популярны,
что их исполняли на праздниках, танцевальных вечерах, сопровождая текстами
пикантного, лирического или сатирического содержания, и многих их них были
запрещены судами Инквизиции в Новой Испании.
По материалам wikipedia
слава богу что в Мексике нет и не будет аналога Игоря Моисеева. Уж он–то бы постарался из харабе сделать пародию, начиная с костюмов. Как это сделал он из маламбо.
ОтветитьУдалить