19 нояб. 2014 г.

Керамика из черной глины (Оахака)

Декоративный кувшин из черной глины.
Автор  Матиас Рейес Гомес (Matias Reyes Gómez), Оахака
фото с сайта www.feriamaestros.com
Черная керамика  (дословно «черная глина», “barro negro”) –  стиль родом из Оахаки, отличающийся своим цветом, блеском и оригинальным дизайном. Оахака является одним из немногих штатов Мексики,  которых присутствует непрерывность древних ремесленных традиции, дошедшая до наших дней и используемая в повседневной жизни. Черная глина – одна из таких традиций, относящихся к керамике, наряду с ней можно еще упомянуть зеленую лакированную керамику из поселка Санта Мария Атцомпа (Santa María Atzompa). Но, как бы то ни было, «черная глина» является самой известной из них, и именно она чаще всего ассоциируется со штатом. Она является также одним из керамических стилей, которые ценятся наиболее высокого во всей Мексике. Начало этой традиции уходит в далекое прошлое, во времена Монте-Альбана. Зародившийся тогда тип керамики существовал на протяжении многих столетий, но, в отличие от современной, имел только один вид окончательной обработки – матовую серую поверхность. И только в пятидесятых годах XX века керамистка по имени Донья Роса (Doña Rosa), полное имя которой Роса Реаль Матео де Ньето (Rosa Real Mateo de Nieto, 1900 - 1980) придумала новый способ окончательной отделки изделия, который придал керамике новый облик и сделал ее более популярной. С 80х годов по настоящий момент ремесленник-скульптор по имени Карломагно Педро Мартинес  (Carlomagno Pedro Martínez) начал популяризировать скульптурные изделия, сделанные с применением вышеописанной техники,  которые выставлялись на различных международных экспозициях в разных странах.

скульптурная композиция из черной глины на тему смерти и
погребения. Музей Народного искусства, г. Мехико
фото из Wikipedia.
Керамика из черной глины изготавливалась в Оахаке с давних времен - в ряде археологических зон были найдены экземпляры, изготавливавшиеся в основном, для утилитарных целей - сосуды для хранения воды и кухонная утварь. Изготовление такой керамики является одним из народных ремесле у самотеков и миштеков в центральных Долинах Оахаки с давних времен по сей день. Изначально черная керамика имела матовую поверхность и серый цвет после обжига. Сами изделия из нее были крайне прочными, и при обжиге почти не давали брака.  Занимавшаяся гончарным ремеслом  Донья Роса в 50-е гг. стала применять новый прием окончательной отделки изделий - полировать их после того, как они окончательно высохли, перед обжигом, применяя куском кварца, а затем обжигать их при чуть более низкой температуре.  Керамика, изготавливаемая таким образом, стала черной и приобрела металлический завораживающий блеск. Эта инновация сделала керамику более хрупкой, но при этом необычный цвет и блеск сделали изделия более популярными во всей Мексике, особенно у собирателей произведений народного искусства. В число поклонников черной керамики попал Нельсон Рокфеллер (Nelson Rockefeller), который популяризировал этот вид керамики в  США. Поскольку популярность пришла к этим изделиям в связи с их внешним видом, а не функциональностью и прочностью, множество работ сегодня являются декоративными и не предназначены для их 
Донья Роса, изобретательница инновационной
отделки керамикиФото с  www.artedeoaxaca.mex.tl
использования в быту.  Донья Роса умерла в 1980 г., но традиция изготовления такой керамики унаследовала ее дочь и внуки, которые организуют демонстрации ремесленных процессов в своем цеху для туристов. Мастерская до сих пор находится в их семейном доме, во внутреннем дворе которого все уставлено стеллажами с блестящими черными изделиями, предназначенными для продажи. Несмотря на то, что эта семья является наследниками и продолжателями инновации, сделавшей черную керамику именно такой, какой мы ее знаем сегодня, готовые изделия в этом доме стоят намного дешевле, чем в других местах в Мексике.

Другим художником, повлиявшим на развитие и популяризацию черной керамики стал Карломагно Педро Мартинес. Он родился в посёлке Сан Бартоло Койотепек (San Bartolo Coyotepec) в семье гончаров. Его имя, Карломагно, которое означает «Карл Великий», было ему дано его бабушкой, которую восхищал этот исторический персонаж. С юных лет он проявил свой талант в изготовлении глиняных фигурок, а будучи старше, посещал творческую мастерскую изящных искусств известного художника Руфино Тамайо (Rufino Tamayo). Он стал первым гончаром- скульптором, в этой сфере, и получил первую награду в 1985 г. за свою работу. Слава его начала распространяться в последующие годы с новым видом изделия – человеческим черепом из черной глины. Каждая работа Карломагно уникальна, и при этом она представляет воплощение народной культуры Оахака – это и устные предания и индейские легенды и некоторые христианские темы, связанные, в том числе,  со столь  почитаемой в Мексике смертью. В Мексике его работы участвовали в десятках выставок и удостоились трех премий национального уровня. Также репродукции его работ были опубликованы в пяти книгах. Работы Мартинеса участвовали, помимо этого в выставках, проводившихся в США, Колумбии, Аргентине,  Ливане, Германии, Испании, Японии. Одна из последних выставок была в Нью-Йорке в 2008 году. В том же году он создал монументальную скульптурную композицию в Baseball Academy в Сан Бартоло Койотепек, спонсированную фондом Alfredo Harp Helú Foundation.
 

Сан Бартоло Койотепек
Декоративные черепа. Карломагно Педро Мартинес.
Фото с Фото с  www.artedeoaxaca.mex.tl
Центром керамического производства из черной глины является городок Сан Бартоло Койотепек а также большое количество маленьких поселков, находящихся в долине вблизи него, где добывают ту самую глину, которая придает готовым изделиям такой характерный цвет.  Сан Бартоло находится в 11 км на юг от города Оахаки. В нем проживает около 600 семей, которые занимается гончарным ремеслом, изготавливая керамику из черной глины. Помимо лавок ремесленных изделий, находящихся при каждой семейной мастерской (включая мастерскую Доньи Росы), есть здесь и Рынок Ремесел, который является центром притяжения для людей, приезжающих сюда из разных концов Мексики  и даже из-за границы. На этом рынке 14 продавцов выставляют и продают изделия из черной глины, которые представляют собой в основном горшки, кувшины и фигурки животных. Организуют также в Сан Бартоло демонстрации всего производственного процесса керамики. В 2005 году здесь открылся музей Народного искусства штата Оахаки (Museo Estatal de Arte Popular de Oaxaca). В нем имеется три зала, один из которых целиком посвящен «черной глине» и где представлены изделия из нее со времен Монте-Альбана до наших дней. В 2009 году в Сан Бартоло состоялась первая Ярмарка ремесленных изделий из черной глины (Feria Artesanal de Barro Negro) в которой приняли участие свыше 150 мастеров.

Предметы, изготавливаемые из черной глины


Обезьянка- сосуд для
хранения  мескаля.
Фото с сайта
www.mexconnect.com
Из черной глины изготавливается множество разнообразных предметов, это сосуды, свистульки, флейты, колокольчики, маски, лампы, фигурки животных. В основном из предназначение декоративное, искусно декорированные горшки и кувшины не предназначены для хранения в них продуктов и жидкостей. Исключением являются, пожалуй, большие кувшины «кантаро» из Сан Бартоло, в которых выстаивается и хранится мескаль во многих предприятиях по их дистилляции. Эти сосуды не полируются, как декоративная керамика, поэтому они сохраняют старинный серый матовый цвет. Древняя техника изготовления делает их очень прочными и не подверженными действию жидкостей. Еще один вид «серых изделий» закрытый сосуд, используемый наподобие колокольчика. Хотя, и узкогорлые кувшины издают кристально чистый звук при постукивании и могут использоваться как музыкальные инструменты.
Другой известный предмет – «чанго мескалеро» (мескальная обезьянка).  Это сосуд предназначенный для алкогольных напитков  форме обезьяны, вместимостью от 700 мл до 1 литра, с затычкой из пробкового дерева. В отличие от остальных изделий из черной глины, он обычно раскрашиваете в яркие цвета или оформляется в серых тонах с рисунками, сделанными насечкой. Валенте Ньето (Valente Nieto), один из родственников Доньи Росы, утверждает, что именно в его семье был создан такой тип сосуда. По словам сеньора Ньето, его отец был признанным скульптором и однажды в его мастерскую пришел владелец мескальной фабрики, с просьбой придумать новшество для оформления бутылок этого алкогольного напитка. Таким образом были созданы обезьянки, так же, как и другие формы зверей. Правда, представитель другой семьи потомственных гончаров, Марсело Симон Галан  (Marcelo Simon Galan), заявлял в свое время, что именно в его семье создали эту емкость и его внучка в наши дни утверждает, что это тоже было сделано по запросу клиента. Одна из работ Симона Галана находится в Музее народного искусства штата Оахака, в Сан Бартоло Койотепеке.  

Процесс

Формовка изделия вручную, в мастерской
Доньи Росы, Сан Бартоло.
Автор фото Inakiherrasti, Wikipedia
Цветом своим изделия обязаны самой глине, в которую не добавляются никакие красители. Грунт используемых для извлечения глины, после добычи промывается, с целью удаления примесей.  Отделение глины от грунта, заключающийся в многократном замачивании и осаждении сырья, может занимать до  месяца. После очистки сырья, в среднем двадцать дней уходит на производства изделия.

По традиции, керамика формуется на круге, устанавливаемый на каменной плите таким образом, чтобы его можно было двигать рукой. Современные инструменты гончарного дела не применяются. Большие изделия, такие как кувшины-кантаро,  начинают формоваться от нижней части, путем добавления глины, так что кувшин «растет» вверх. После придания изделию нужной формы, они складываются в хорошо освещенное солнцем помещение, но не на улице, чтобы избежать резких колебаний температуры окружающей среды. Сушка занимает до трех недель. Если изделия предназначается для полирования, для придания характерных декоративных качеств, оно подвергается этому процессу, когда является уже практически высохшим. Для полировки изделия, его поверхность слегка увлажняют и натирают куском кварца, имеющим искривлённую поверхность. Эта процедура делают поверхность керамического изделия более плотной, что рождает блеск и черный цвет готовой керамики во время ее обжига. На этом этапе (до обжига, но после полировки) к изделию могут добавляться узоры или небольшие глиняные детали, такие как цветы, например, вылепленные вручную.  Рисунки, орнаменты и декорации изделий из чёрной керамики являются уникальными в этой области народного искусства.
Затем изделия обжигаются в подземных печах или печах наземного типа, на дровах, при температуре 700 - 800 °C.  Когда их вынимают из печей,  можно увидеть разницу между полированными (черными и блестящими) и неполированными (матовыми и серыми) керамикой.
Оригинал статьи: http://en.wikipedia.org/wiki/Barro_negro_pottery

Комментариев нет:

Отправить комментарий