Декоративный кувшин из черной глины. Автор Матиас Рейес Гомес (Matias Reyes Gómez), Оахака фото с сайта www.feriamaestros.com |
скульптурная композиция из черной глины на тему смерти и погребения. Музей Народного искусства, г. Мехико фото из Wikipedia. |
Донья Роса, изобретательница инновационной отделки керамики. Фото с www.artedeoaxaca.mex.tl |
Другим художником,
повлиявшим на развитие и популяризацию черной керамики стал Карломагно Педро Мартинес.
Он родился в посёлке Сан Бартоло Койотепек (San Bartolo Coyotepec) в семье гончаров. Его имя, Карломагно, которое означает «Карл Великий»,
было ему дано его бабушкой, которую восхищал этот исторический персонаж. С юных
лет он проявил свой талант в изготовлении глиняных фигурок, а будучи старше,
посещал творческую мастерскую изящных искусств известного художника Руфино
Тамайо (Rufino Tamayo). Он стал первым гончаром- скульптором, в этой сфере, и получил первую
награду в 1985 г. за свою работу. Слава его начала распространяться в последующие
годы с новым видом изделия – человеческим черепом из черной глины. Каждая работа
Карломагно уникальна, и при этом она представляет воплощение народной культуры Оахака
– это и устные предания и индейские легенды и некоторые христианские темы, связанные,
в том числе, со столь почитаемой в Мексике смертью. В Мексике его работы
участвовали в десятках выставок и удостоились трех премий национального уровня.
Также репродукции его работ были опубликованы в пяти книгах. Работы Мартинеса участвовали,
помимо этого в выставках, проводившихся в США, Колумбии, Аргентине, Ливане, Германии, Испании, Японии. Одна из последних
выставок была в Нью-Йорке в 2008 году. В том же году он создал монументальную скульптурную
композицию в Baseball Academy в Сан Бартоло Койотепек, спонсированную фондом Alfredo Harp Helú Foundation.
Сан Бартоло Койотепек
Декоративные черепа. Карломагно Педро Мартинес. Фото с Фото с www.artedeoaxaca.mex.tl |
Центром керамического
производства из черной глины является городок Сан Бартоло Койотепек а также большое
количество маленьких поселков, находящихся в долине вблизи него, где добывают ту
самую глину, которая придает готовым изделиям такой характерный цвет. Сан Бартоло находится в 11 км на юг от города Оахаки.
В нем проживает около 600 семей, которые занимается гончарным ремеслом, изготавливая
керамику из черной глины. Помимо лавок ремесленных изделий, находящихся при каждой
семейной мастерской (включая мастерскую Доньи Росы), есть здесь и Рынок Ремесел,
который является центром притяжения для людей, приезжающих сюда из разных концов
Мексики и даже из-за границы. На этом рынке
14 продавцов выставляют и продают изделия из черной глины, которые представляют
собой в основном горшки, кувшины и фигурки животных. Организуют также в Сан
Бартоло демонстрации всего производственного процесса керамики. В 2005 году здесь
открылся музей Народного искусства штата Оахаки (Museo Estatal de Arte Popular de Oaxaca). В нем имеется три зала, один из которых целиком
посвящен «черной глине» и где представлены изделия из нее со времен
Монте-Альбана до наших дней. В 2009 году в Сан Бартоло состоялась первая Ярмарка
ремесленных изделий из черной глины (Feria Artesanal de Barro Negro) в которой
приняли участие свыше 150 мастеров.
Предметы, изготавливаемые из черной глины
Обезьянка- сосуд для хранения мескаля. Фото с сайта www.mexconnect.com |
Другой известный предмет
– «чанго мескалеро» (мескальная обезьянка).
Это сосуд предназначенный для алкогольных напитков форме обезьяны, вместимостью от 700 мл до 1
литра, с затычкой из пробкового дерева. В отличие от остальных изделий из
черной глины, он обычно раскрашиваете в яркие цвета или оформляется в серых
тонах с рисунками, сделанными насечкой. Валенте Ньето (Valente Nieto), один из родственников
Доньи Росы, утверждает, что именно в его семье был создан такой тип сосуда. По словам
сеньора Ньето, его отец был признанным скульптором и однажды в его мастерскую пришел
владелец мескальной фабрики, с просьбой придумать новшество для оформления
бутылок этого алкогольного напитка. Таким образом были созданы обезьянки, так
же, как и другие формы зверей. Правда, представитель другой семьи потомственных
гончаров, Марсело Симон Галан (Marcelo Simon Galan), заявлял в свое время, что именно в его семье
создали эту емкость и его внучка в наши дни утверждает, что это тоже было
сделано по запросу клиента. Одна из работ Симона Галана находится в Музее
народного искусства штата Оахака, в Сан Бартоло Койотепеке.
Процесс
Формовка изделия вручную, в мастерской Доньи Росы, Сан Бартоло. Автор фото Inakiherrasti, Wikipedia |
По традиции, керамика формуется на круге, устанавливаемый на каменной плите таким образом, чтобы его можно было двигать рукой. Современные инструменты гончарного дела не применяются. Большие изделия, такие как кувшины-кантаро, начинают формоваться от нижней части, путем добавления глины, так что кувшин «растет» вверх. После придания изделию нужной формы, они складываются в хорошо освещенное солнцем помещение, но не на улице, чтобы избежать резких колебаний температуры окружающей среды. Сушка занимает до трех недель. Если изделия предназначается для полирования, для придания характерных декоративных качеств, оно подвергается этому процессу, когда является уже практически высохшим. Для полировки изделия, его поверхность слегка увлажняют и натирают куском кварца, имеющим искривлённую поверхность. Эта процедура делают поверхность керамического изделия более плотной, что рождает блеск и черный цвет готовой керамики во время ее обжига. На этом этапе (до обжига, но после полировки) к изделию могут добавляться узоры или небольшие глиняные детали, такие как цветы, например, вылепленные вручную. Рисунки, орнаменты и декорации изделий из чёрной керамики являются уникальными в этой области народного искусства.
Затем изделия обжигаются
в подземных печах или печах наземного типа, на дровах, при температуре 700 - 800
°C. Когда их вынимают
из печей, можно увидеть разницу между
полированными (черными и блестящими) и неполированными (матовыми и серыми)
керамикой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий