22 июн. 2015 г.

«Мексиканский розовый»: История «фирменного» цвета страны


В этот цвет окрашивают игрушки, ткани, и даже архитектурные
сооружения. Фото Альфредо  Мартинеса (Alfredo Martinez),
"México desconocido”
Один из журналистов издания “México desconocido” рассказывает о художнике который много лет назад положил начало массовому и сознательному использованию  этот самого цвета – который варьируется от фуксиевого до ярко розового тона – в качестве одного из символов страны, который мы сегодня называем «цветом Мексики».

Каждый день этот цвет радует наш глаз – мы видим его на игрушках из дерева, плетенных корзинках из осоки,  изделиях из резной бумаги, сарапе, картинах на бумаге амате, всевозможных тканях. На традиционных мексиканских сладостях -  сахарных черепах на День мертвых, хамонсийо (брусочки из вареной сгущенки или смеси мелко молотых тыквенных семечек с сахаром), сахарной вате, булочках и кексах. В фольклорных костюмах, нарядах именинниц, празднующих свое пятнадцатилетие или выпускников, отмечающих получение университетского диплома. И даже живые изгороди мексиканских домов это чаще всего бугенвиллеи, чьи заросли буквально усыпаны яркими крупными розовыми цветами.

Шатры цирков или передвижных рынков, и даже масштабные архитектурные сооружения Рикардо Легорреты (Ricardo Legorreta) или Луиса Баррагана (Luis Barragán) с гордостью демонстрируют этот цвет, массовое использование которого связано с именем одного мексиканского художника-модельера.

Встреча с художником

Около 18 лет назад меня направили от журнала «México desconocido» в командировку сделать фотографии наскальных росписей на территории муниципалитета Санта Мария Уатулько (Оахака). Тогдашний муниципальный секретарь по туризму, Рамон Вальдиосера (Ramón Valdiosera), непреклонный защитник национального культурного богатства, известил о находке этих наскальных росписей редакцию журнала, предложив сделать репортаж. Вот так и я оказался в Санта Мария Уатулько.  

Там я познакомился с Рамоном, признанным художником, писателем, режиссером театра и кино, сценаристом и дизайнером моды, с которым у нас завязалась большая дружба, длящаяся до сих пор.  Однажды, к в одной из наших бесед, Рамон, к моему большому удивлению, упомянул о том, что он по сути является «крестным отцом» мексиканского розового цвета. «Альфредо, так же, как и тебе, мне очень нравится путешествовать по нашей стране, и я также, как и ты ездил по всей Мексике. Меня увлекала история традиционной одежды, и хотелось больше узнать о ней, так что со временем я собрал большую коллекцию костюмов и платьев. Мной двигало желание понять моду, как комплексный феномен, объединяющий искусство, этнографию и историю. Моей идеей было адаптировать в современной моде такие традиционные предметы одежды, как уипиль (верхняя часть женской одежды, используемая представительницами многих коренных народностей в Мексике) или кичкемитль (накидка, использовавшаяся как блуза женщинами народов Месоамерики), а также  ткани с многовековой историей.
Автор статьи, Альфредо Мартинес (Alfredo Martínez)
и Рамон Вальдиосера (Ramón Valdiosera) фото  Альфредо Мартинеса

Часть зарегистрированной марки

«Когда я вернулся в Мехико из одной из свои поездок», продолжил Рамон, «я оборудовал мастерскую, в которой я раскладывал большие рулоны тканей и красил их вручную, используя мотивы народной культуры и доиспанского искусства. Во время одного из показов мод в 1946 году, который состоялся в Куэрнаваке, я познакомился с Мигелем Алеманом (Miguel Alemán), тогда еще кандидатом в президенты страны, которому показал мои работы и рассказал ему мои идеи о создании собственной мексиканской моды, которая отражала бы нашу национальную принадлежность. Таким образом, в период своего президентства,  он поддерживал меня, с тем, чтобы я мог путешествовать с моими коллекциями по разным странам, и, таким образом, популяризировать образ Мексики, как страны, вступающей в современность».

“В 1949 году я представил на показе мод в Нью-Йорке в отеле Вальдорф Астория свои модели, в которых использовал. Журналисты поинтересовались у меня, откуда «родом» этот цвет, и я ответил, что он является частью мексиканской культуры. Тогда один их журналистов окрестил его именно так, как мы его сегодня и называем: Mexican Pink, мексиканский розовый”.

Вот так Вальдиосера стал своего рода, отцом фирменного мексиканского цвета, отождествляемого с нашей национальной идентичностью. Ведь этот цвет даже является частью официального логотипа туристической марки México®.

Предначертанный путь
Мало кому известно, что в тот же самый день, 6 мая 1949 года, когда Рамон Вальдиосера принимал участие в показе мод со своими моделями, в Лакандонскую сельву отправилась роковая экспедиция для изучения впоследствии ставших известными всему миру настенных росписей в Бонампаке, Чьяпас. Экспедицию возглавил Карлос Фрей (Carlos Frey), открывший руины Бонампака вместе с Жилем Хили (Giles Healy) тремя годами ранее, в апреле 1946. В экспедиции принял участие также скульптор Франко Ласаро Гомес, которые по трагической случайности утонули во время экспедиции. В составе экспедиции были также еще двое художников, живописец Рауль Ангиано  (Raúl Anguiano) и фотограф Мануэль Альварес Браво (Manuel Álvarez Bravo).

Фрей лично пригласил Рамона Вальдиосеру участвовать в этом мероприятии, в качестве рисовальщика, в чью задачу должно было входить документирование недавно открытых древних шедевров, но Вальдиосера отказался, словно предчувствуя что-то: «Я не могу поехать – у меня уже показ мод в Нью-Йорке. Да я и плавать не умею!» Уже будучи в Соединенных Штатах, модельер получил известие о трагической смерти исследователей. Мексиканскому розовому цвету было уже предначертано стать известным далеко за пределами страны.

Вальдиосера, сегодня в свои почти 90 лет, продолжает работать и создавать. В 1992 году он опубликовал книгу «Три тысячи лет мексиканской моды», а в 2009 года он подготовил специальную выставку в доме культуры Каса дель лаго, в парке Чапультепек, Мехико, под названием «Мексиканский Розовый».

официальные городские такси Мехико с 2015 года обязаны быть
покрашены в белый и "мексиканский розовый". Фото с сайта
www.notimex.com.mx
После того, как художник поведал мне эту историю 18 лет назад, этот цвет, радующий глаз соотечественников и гостей меня пленил по-настоящему. И когда я вижу туристов, примеряющих сомбреро чарро розового цвета, или тихуанских осликов-зебр (Zonkeys), впряженных в разноцветные тележки, стену дома или городской пейзаж, окрашенный в розовый цвет, я непременно делаю фотографию.

Альфредо Мартинес (Alfredo Martínez), "México desconocido"

Комментариев нет:

Отправить комментарий