Один из журналистов
издания “México desconocido” рассказывает о художнике который много лет назад положил начало массовому
и сознательному использованию этот самого
цвета – который варьируется от фуксиевого до ярко розового тона – в качестве одного
из символов страны, который мы сегодня называем «цветом Мексики».
Часть зарегистрированной марки
В этот
цвет окрашивают игрушки, ткани, и даже архитектурные сооружения. Фото Альфредо Мартинеса (Alfredo Martinez), "México desconocido” |
Каждый день этот цвет
радует наш глаз – мы видим его на игрушках из дерева, плетенных корзинках из
осоки, изделиях из резной бумаги,
сарапе, картинах на бумаге амате, всевозможных тканях. На традиционных
мексиканских сладостях - сахарных черепах
на День мертвых, хамонсийо (брусочки из вареной сгущенки или смеси мелко
молотых тыквенных семечек с сахаром), сахарной вате, булочках и кексах. В фольклорных
костюмах, нарядах именинниц, празднующих свое пятнадцатилетие или выпускников,
отмечающих получение университетского диплома. И даже живые изгороди
мексиканских домов это чаще всего бугенвиллеи, чьи заросли буквально усыпаны
яркими крупными розовыми цветами.
Шатры цирков или передвижных
рынков, и даже масштабные архитектурные сооружения Рикардо Легорреты (Ricardo Legorreta) или Луиса Баррагана (Luis Barragán) с гордостью демонстрируют этот цвет, массовое использование которого
связано с именем одного мексиканского художника-модельера.
Встреча с
художником
Около 18 лет
назад меня направили от журнала «México desconocido» в командировку сделать фотографии
наскальных росписей на территории муниципалитета Санта Мария Уатулько (Оахака).
Тогдашний муниципальный секретарь по туризму, Рамон Вальдиосера (Ramón Valdiosera), непреклонный
защитник национального культурного богатства, известил о находке этих
наскальных росписей редакцию журнала, предложив сделать репортаж. Вот так и я оказался
в Санта Мария Уатулько.
Там я познакомился
с Рамоном, признанным художником, писателем, режиссером театра и кино,
сценаристом и дизайнером моды, с которым у нас завязалась большая дружба,
длящаяся до сих пор. Однажды, к в одной
из наших бесед, Рамон, к моему большому удивлению, упомянул о том, что он по
сути является «крестным отцом» мексиканского розового цвета. «Альфредо, так же,
как и тебе, мне очень нравится путешествовать по нашей стране, и я также, как и
ты ездил по всей Мексике. Меня увлекала история традиционной одежды, и хотелось
больше узнать о ней, так что со временем я собрал большую коллекцию костюмов и
платьев. Мной двигало желание понять моду, как комплексный феномен, объединяющий
искусство, этнографию и историю. Моей идеей было адаптировать в современной
моде такие традиционные предметы одежды, как уипиль (верхняя часть женской одежды,
используемая представительницами многих коренных народностей в Мексике) или
кичкемитль (накидка, использовавшаяся как блуза женщинами народов Месоамерики),
а также ткани с многовековой историей.
Автор статьи, Альфредо Мартинес (Alfredo Martínez) и Рамон Вальдиосера (Ramón Valdiosera) фото Альфредо Мартинеса |
Часть зарегистрированной марки
«Когда я вернулся
в Мехико из одной из свои поездок», продолжил Рамон, «я оборудовал мастерскую, в
которой я раскладывал большие рулоны тканей и красил их вручную, используя
мотивы народной культуры и доиспанского искусства. Во время одного из показов мод
в 1946 году, который состоялся в Куэрнаваке, я познакомился с Мигелем Алеманом
(Miguel Alemán), тогда еще кандидатом в президенты страны, которому показал мои работы и рассказал
ему мои идеи о создании собственной мексиканской моды, которая отражала бы нашу
национальную принадлежность. Таким образом, в период своего президентства, он поддерживал меня, с тем, чтобы я мог путешествовать
с моими коллекциями по разным странам, и, таким образом, популяризировать образ
Мексики, как страны, вступающей в современность».
“В 1949 году я представил
на показе мод в Нью-Йорке в отеле Вальдорф Астория свои модели, в которых использовал.
Журналисты поинтересовались у меня, откуда «родом» этот цвет, и я ответил, что он
является частью мексиканской культуры. Тогда один их журналистов окрестил его
именно так, как мы его сегодня и называем: Mexican Pink, мексиканский розовый”.
Вот так Вальдиосера
стал своего рода, отцом фирменного мексиканского цвета, отождествляемого с
нашей национальной идентичностью. Ведь этот цвет даже является частью официального
логотипа туристической марки México®.
Предначертанный путь
Мало кому известно,
что в тот же самый день, 6 мая 1949 года, когда Рамон Вальдиосера принимал участие
в показе мод со своими моделями, в Лакандонскую сельву отправилась роковая экспедиция
для изучения впоследствии ставших известными всему миру настенных росписей в Бонампаке,
Чьяпас. Экспедицию возглавил Карлос Фрей (Carlos Frey), открывший руины
Бонампака вместе с Жилем Хили (Giles Healy) тремя годами ранее, в апреле 1946. В экспедиции
принял участие также скульптор Франко Ласаро Гомес, которые по трагической
случайности утонули во время экспедиции. В составе экспедиции были также еще
двое художников, живописец Рауль Ангиано
(Raúl Anguiano) и фотограф Мануэль Альварес Браво (Manuel Álvarez Bravo).
Фрей лично
пригласил Рамона Вальдиосеру участвовать в этом мероприятии, в качестве
рисовальщика, в чью задачу должно было входить документирование недавно
открытых древних шедевров, но Вальдиосера отказался, словно предчувствуя
что-то: «Я не могу поехать – у меня уже показ мод в Нью-Йорке. Да я и плавать
не умею!» Уже будучи в Соединенных Штатах, модельер получил известие о трагической
смерти исследователей. Мексиканскому розовому цвету было уже предначертано
стать известным далеко за пределами страны.
Вальдиосера, сегодня
в свои почти 90 лет, продолжает работать и создавать. В 1992 году он
опубликовал книгу «Три тысячи лет мексиканской моды», а в 2009 года он
подготовил специальную выставку в доме культуры Каса дель лаго, в парке
Чапультепек, Мехико, под названием «Мексиканский Розовый».
После того, как
художник поведал мне эту историю 18 лет назад, этот цвет, радующий глаз
соотечественников и гостей меня пленил по-настоящему. И когда я вижу туристов, примеряющих
сомбреро чарро розового цвета, или тихуанских осликов-зебр (Zonkeys), впряженных в разноцветные тележки,
стену дома или городской пейзаж, окрашенный в розовый цвет, я непременно делаю
фотографию.
Альфредо Мартинес (Alfredo Martínez), "México desconocido"
официальные городские такси Мехико с 2015 года обязаны быть покрашены в белый и "мексиканский розовый". Фото с сайта www.notimex.com.mx |
Альфредо Мартинес (Alfredo Martínez), "México desconocido"
Комментариев нет:
Отправить комментарий