15 июн. 2015 г.

Искусство уичоль

Уичоль выкладывает на деревянной голове
ягуара мозаику из бусинок. Фото из Wikipedia

Искусство уичоль в целом подразумевает комплекс традиционных, старинных, и новых, инновационных стилей и приемов, используемых в народном искусстве и фольклоре представителями народности уичоль, проживающими на территории мексиканских штатов Халиско, Найярит, Дуранго, Сан Луис Потоси и Сакатекас.

Общая черта ремесленных изделий уичолей - это разноцветное декорирование различных предметов орнаментами, в которых используются символы и рисунки многовековой давности. Двумя основными типами произведений уичолей, имеющими большой коммерческий спрос, являются картины из шерсти и предметы, украшенные разноцветными бусинками или бисером, либо сделанные из них (браслеты, ожерелья, серьги). «Шерстяные» картины представляют собой разноцветную шерсть, которая придавливается к дощечкам, покрытым воском и смолой, создавая таким образом яркие композиции. Они произошли от ритуальной доски, называемой неарика. Уичоли имеют давний опыт работы с бусинами, изготавливая их из глины, ракушек, кораллов, семян растений и прочих природных материалов, и используют их для создания украшений, или декорирования одежды и предметов быта. Современные ремесленные изделия из бисера  – это в основном маски и скульптуры стилизованных животных, либо фантастических существ, вырезанные из дерева, которые затем покрываются узорами из разноцветных бисеринок, которые приклеиваются воском или смолой.

Хотя материалы и стали другими, а назначение изделий из религиозного превратилось в коммерческое, сами рисунки изменились очень мало, и многие из них хранят свое ритуальный и религиозный смысл. Иностранцы обычно сталкиваются с изделиями народного искусства уичоль во время их туристических поездок по Мексике, на рынках сувениров в таких городах, как Гвадалахара, Пуэрто-Вайярта (Халиско) или в столице, и даже если покупают эти изделия, то, как правило, почти ничего не зная о том, кто изготавливает их, и какой смысл заложен в изображениях и орнаментах. При этом стоит заменить, что среди ремесленников уичоль существуют настоящие мастера-художники, работы которых экспонируются на выставках и иных культурных мероприятиях.

О народности уичоль


Женщины - уичоли в традиционных костюмах. Фото из Wikipedia
Уичоли являются коренной народностью, проживающей в горных территориях севера штата Халиско, части штата Найярит на западе Мексики, а также в некоторых областях штатов Сакатекас и Дуранго, расположенных на северо-западе от центральной части страны.  Большая часть уичолей сосредоточена в поселках Сан Андрес, Санта Катарина и Сан Себастьян, являющихся крупнейшими центрами их традиционной культуры. Численность народности  - около 50 тыс. человек. Есть разные версии происхождение слова уичоль, и самая распространенная их них гласит, что это искажение слова уишарика, самоназвания народности, поскольку испанцы-колонизаторы не могли его верно произносить.
После того, как на их земли прибыли испанцы в  XVI веке, уичоли переселились подальше от них, в труднодоступные горы на территории современных Халиско и Найярита. Формально уичоли были христианизированы представителями францисканского монашеского ордена, в течение колониального периода,  но суть их культуры и воззрения об окружающем мире кардинально  не изменились - местность не привлекала испанцев из-за того, что здесь не было изобилия природных ресурсов, ни иных вещей, которые могли бы заинтересовать приезжих, и территория оставалась долгое время изолированной от внешнего мира.  Мексиканский историк и антрополог Фернандо Бенитес (Fernando Benítez) утверждает, что уичоли сохранили свои древние верования, лучше, чем какая-либо иная коренная народность  в Мексике.  В настоящее время географическая изоляция продолжает частично сохраняться, хотя экономические трудности заставили некоторое количество уичолей переселиться в Гвадалахару или на Тихоокеанское побережье Халиско,  в основном занимаясь изготовлением и продажей своих сувениров, в местах, популярных у туристов

До сих пор религиозные верования уичолей упираются на поклонение традиционной троице – оленю, кукурузе и пейоту. Этот последний ритуально собирается каждый год, после длительного паломничества на северо-восток страны  - в пустынных областях штата Сан-Луис Потоси, где, по, утверждениям уичолей, появились люди и шаманы начали использовать пейот для лечения. Важность ритуалов и почитание богов, входящих в пантеон уичолей, можно увидеть практически в любом ремесленном произведении, созданном и украшенном уичолями. Вплоть до совсем недавнего времени сакральный символизм орнаментов и рисунков уичоли сохраняли в тайне, чтобы не профанировать церемонии, мифы и верования своих далеких предков.

Как уже было сказано выше, современные работы – картины из шерсти, и украшения делаются из современных материалов. Таким образом, выпускаемый промышленным способом бисер вытеснил традиционные бусинки, которые изготавливались из глины или камня, с применением растительных пигментов. Изготовление и украшение бусинками уичоли начали не тогда, когда у них под рукой появились стеклянные бусины, привозимые из Европы, как это случилось у большого количества других коренных народов севера Мексики. Техники производства бусин существовали задолго до прихода европейцев и делались из кости, глины, камня, коралла, бирюзы, пирита, жадеита и семян растений. Впервые искусство уичоль было описано в конце XIX века путешественником и этнографом из Норвегии Карлом  Лумхольцем (Carl Lumholtz).
Связывают между собой современные «шерстяные» картины и изделия, украшенные бисером,  традиционные образы и рисунки, которые в течение столетий использовались для  изображения богово и сообщения с их миром. Современные коммерческие материалы позволили создавать более детализированные рисунки и более яркие цвета, а также придали большую гибкость в воспроизведении традиционных концепций. Также они позволили развиться отрасли коммерческого народного искусства, при этом сохранив производство объектов исключительно религиозного назначения.

Популяризация народного искусства уичоль началась тогда, когда францисканский монах по имени Эрнесто Лоэра Очоа (Ernesto Loera Ochoa) организовал музей уичоль в Базилике Нашей Владычицы в Сапопане (Zapopan), на севере Гвадалахары. Одним из мастеров, который выставлял и продавал свои работы в этом музее, был Рамон Медина Сильвер (Ramón Medina Silver). Его произведения привлекли внимание американца Питера Фурста (Peter Furst), который подсказал Рамону, чтобы он изображал образы, рожденные традициями и верованиями своего народа, используя цветные нити, прикрепляемые к основе, на которую нанесен воск и смола. Такие картины из нитей появились впервые в Гвадалахаре в 1962 году. Они произошли от «неарика»  - небольших досок или дисков с отверстием или зеркалом в центре. Неарика когда-то изготавливали колдуны, для того, чтобы воссоздать на них видения, возникавшие у них после употребления пейота, и затем оставляли неарика в качестве подношения божествам, в пещерах, святилищах или у источников.

Современные картины из нитей быстро завоевали популярность, вплоть до того, что их стали имитировать (подделывать). Также стали усложняться рисунки, сегодня имеются композиции, на изготовление которых может уходить до нескольких недель.  Помимо этого, мастера стали экспериментировать с другими материалами и задействовали традиционный для них бисер, использовавшийся раньше для украшения бытовых объектов, чтобы создавать монументальные композиции. Такое украшение мозаичными орнаментами распространилось и на другие декоративные предметы - головы ягуаров, маски солнца, луны и фигурки различных животных.

Народное искусство, произведения которого могли продаваться, создало важный источник доходов для представителей народности уичоль. При этом, несмотря на использование новых промышленных материалов, образы остаются прежними, сохраняются и передаются мастерами молодым поколениям.  Тем не менее, производство определенного количество объектов для предложения на рынке, создало некое противоречие.
Речь идет о «подлинности» картин из нитей и изделий из бисера, предназначенных для продажи, так как ряд изображений являются эклектичными, и не являются традиционными, поскольку пришли в искусство уичоль совсем недавно. Один из исследователей, отметивший этот факт, был  упомянутый ранее Фернандо Бенитес (Fernando Benítez), который, в частности, отметил, что изображения мертвых в виде голов, плавающих в воздухе, не было типичным для уичолей.

«Подлинность» произведений уичоль связана с продолжающимся использованием древних символов  и рисунков. Однако, некоторые изделия уичолей могут быть отнесены к нетрадиционным или находящимся на грани нетрадиционных. К таким обносятся, например, украшения для новогодних елок, маски солнца и луны,  использование образа ягуара (относящегося к месоамериканскими культурам, к которым уичоли не имеют отношения), а также использование совершенно новых образов в картинах, таких, как самолеты или многоэтажные здания. Продажа готовых изделий никогда не была легким делом для уичолей, так она всегда была связана с ограниченным количеством мест,  популярных среди туристов, таких, как  Пуэрто-Вайярта (Puerto Vallarta),  Сан Мигель Альенде (San Miguel de Allende)  и в особенности в Гвадалахаре. Также они продают свои изделия посредникам, которые на этом зарабатывают больше, чем сами ремесленники.

Известные мастера искусства уичоль

Среди известных художников-уичолей выделяются Эметерия Риос Мартинес (Emeteria Ríos Martínez), которая создала большое количество монументальных росписей, используя технику картин из шерстяных нитей. Хосе Бенитес Санчес (José Benítez Sánchez) являлся художником, практиковавшим целительство. Его вкладом в искусство является то, что он расширил функции картин из нитей, перейдя от чисто декоративных изделий к произведениям большего масштаба. Пабло Таисан (Pablo Taizan) также был целителем из поселка Меса де Тирадор (Mesa de Tirador). Он в основном занимался работой с бисером,  украшая им фигурки животных, которые использовал в своих ритуалах.

Традиционные изделия с давней историей

Несмотря на то, что картины из нитей и предметы, украшенные бисером, являются самыми популярными и продаваемыми, уичоли продолжают изготавливать изделия народного искусства другого типа, а также изделия другого назначения. «Урус», или молитвенные стрелы, используются в ритуалах особых обращений к богам – они делаются специально для того, чтобы быть выпущенными в воздух из лука. В зависимости от прошений и церемоний, их могут оставлять в определенных местах, или пускать по рекам или ручьям. Такие стрелы украшаются символами и рисунками, непосредственно связанными с прошением.
С очень давних пор и до настоящего времени, представители народности уичоль независимо от пола и возраста, продолжают пользоваться плетеными сумками, которые подвязываются к поясу, для ношения в них личных вещей. Эти сумки обычно украшаются разноцветными орнаментами, они красивы, но есть у них и ритуальное назначение – они являются магическими оберегами владельца.


Неарика, "Глаз Бога", подношение богам, совершаемое
уичолями в священных местах. Фото из Wikipedia
Кука – это традиционная объёмная маска, украшаемая бисеринками.  Такие маски произошли от небольших плошек из полой тыквы, которые первоначально украшались семенами и косточками растений, глиной, кораллами и ракушками, но сегодня их заменил промышленный материал. От орнаментов этих масок и пошел обычай декорировать бисером деревянные фигурки – змеек, ящериц, куколок, оленей, койотов, ягуаров и др.

Неарика – это ритуальные объекты, деревянные дощечки очень тщательно и красиво украшенные, которые обычно имеют форму диска, но могут быть и ромбовидными. Они изготавливаются и затем размещаются в качестве подношений богам в священным местах.  Когда Карл Лумхольтц писал об уичолях, он назвал круглые неарика «фронтальными щитами», а ромбовидные – Глазом Бога, наложенным на уичольский крест. Часто их орнамент концентрируется на стилизации лица, представляющего собой луну, солнце или человека. До сих пор на некоторых их них можно увидеть лик Тау, Отца-Солнца.


Декоративные рисунки уичолей


"Шерстяная" картина уичоль в Музее Народного искусства в Мехико
Фото из Wikipedia.
Большинство людей, не являющихся уичолями, не осознают, что значительная часть рисунков на объектах имеют культурное и религиозное значение. Такие орнаменты могут размещаться на большом количество разнообразных предметов, а также быть вырезанными или выложенными бисером на масках, чашках, музыкальных инструментах или вытканными на предметах одежды, либо бытовых объектах, таких, как ремни, повязки, сумки и других. Многие из орнаментов, имеющих ритуальное значение, связаны с видениями уичолей во время церемоний употребления пейота. Как уже было сказано выше, значительная часть информации, которую мы имеем сегодня об искусстве уичоль было систематизировано этнографом и путешественником из Норвегии, Карлом Лумхольтцем, но с тех пор прошло уже более ста лет и народное искусство значительно изменилось, сделалось намного более разнообразным. И тем не менее, несмотря на стилистические новшества, изображения растений и животных являются самыми распространёнными, по сей день, сохраняя свое первоначальное значение.


Маска уичоль на продажу в Тепоцотлане,
штат Мехико
Когда изготавливаются предметы для церемоний, в них придается большая важность всем элементам, начиная от материалов и заканчивая цветами и рисунками, так все они ассоциируются с определенными божествами. Дерево меските и красно-коричневый цвет принадлежат  Татевари,  божеству, связанному с землей. А древесина пернамбукового дерева ассоциировалась с Таюуапа, Отцом-Солнцем. Образы королевского орла или попугая ара, также связаны с Татевари, а фигуры койота, сосны и вихря могут ассоциироваться с Тамат-ц Кауюмари, создателем мира.  Дерево фикуса (Ficus Palmieri), броненосец и медведь связаны с Такутци Накагуэ, матерью всех богово и кукурузы. Тото - маленький белый цветок с пятью лепестками ассоциируется с сезоном дождей. Повязки и ремни часто имитируют орнаменты, располагающиеся на змеиной коже, а змеи, в свою очередь, тоже символически связаны с сезоном дождей,  хорошими урожаями, здоровьем и долголетием. Зигзагообразные линии, которые на картинах и изображениях уичоль исходят из всех живых существ, схематически представляют собой духовную связь с божествами.  А орнаментальный мотив бабочки напоминает Ицпапалотль, Обсидиановую Бабочку, одну из главных богинь тольтеков, позаимствованную впоследствии ацтеками, которых уичоли считают своими предками.

Основные орнаменты уичолей всегда связаны с тремя самыми важными элементами их системы религиозных верований – оленем, кукурузой и пейотом. Первые два приобрели идеологическую важность в силу их фундаментального значения для питания людей, а последний ценится за его галлюциногенные свойства, которыми пользуются шаманы в своих ритуалах и церемониях.

Выставки искусства уичоль

Обычно люди, не из числа уичолей, могут увидеть произведения их искусства на сувенирных рынках в Мексике, куда их привозят из поселков представители этой народности, в основном женщины, на продажу.

Предметы народного искусства могут сильно различаться по своим размерам, достигая монументальных работ, украшающих стены зданий. В 2010 году Институт Америк при Калифорнийском Университете в Сан-Диего организовал выставку искусства уичоль, посетителями которой были туристы посещающие побережье Тихого океана и западную часть Мексики. Сакатекский Музей (Museo Zacatecano) в городе Сакатекас является местом, где выставляются не только произведения искусства, но и другие экспонаты, наиболее полно представляющие религиозные воззрения и картина мира народа уишарика. В Музее Четырех Народов (Museo de los Cuatro Pueblos) в городе Тепик (Tepic), Найярит, можно увидеть экспонаты,  связанные с некоторыми, самыми представительными ритуалами уичолей- уишарика. Музей народного искусства (Museo de Arte Popular) в Мехико в 2009 году представил временную экспозицию,  где сравнивались две культуры - уичолей и  аборигенов севера Австралии, под названием «Магическая уичоль: ритуал аборигенов». Целью выставки не являлось продемонстрировать наличие исторической связи, но сходства в стилистке двух совершенно разных культур. Музей Бус в Глендэйле, Аризона организовал выставку «Сеть Жизни Уичоль: творение и молитва».  

Некоторые работы уичолей были созданы, чтобы украшать общественные места. Существует, например, постоянная экспозиция, представляющая собой двенадцать монументальных композиций на стенах Международного аэропорта Линдберг, в терминале 3. Одна монументальная композиция из бисерных орнаментов уичолей была привезена во Францию и установлена в парижском метро, на станции Пале Рояль Музей Лувр. Она была передана парижскому метрополитену в дар метрополитеном города Мехико, в знак благодарности за украшения ар-деко станции метро Дворец Изящных Искусств в Мехико. Произведение называется “Разум и Душа Уичоль» и имеет размеры  2.4 на 3 метра, разделённая на 80 панелей 30 х 30 см. ее автор Сантос де ла Торре (Santos de la Torre).

Фольксваген "Вочоль", фото Алехандро Пьедра Буэна
(Alejandro Piedra Buena), Музей Народного Искусства
Мехико
Одна из самых недавних и необычных работ – это «Вочоль» (Вочо – так называют в Мексике Фольксваген «Жук», прим. перев), Фольксваген Седан, полностью покрытый рисунками уичоль. Для этого было использовано 2,277,000 бусинок, прикрепленных к кузову машины специальной смолой, нечувствительной к нагреванию. Машина была продана на аукционе Ассоциацией «Друзья музей Народного искусства», с целью получения средств в пользу мексиканских мастеров - ремесленников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий