20 июн. 2015 г.

"Чудесные городки" Мексики: Чолула, штат Пуэбла

Городок среди церквей

Святилище Девы Марии де лос Ремедиос на фоне вулкана
Попокатепетль. Фото с сайта www.puebla.inea.gob.mx
Чолула стала священным местом для тольтеков, которые, изгнанные из Тулы, подвергшейся разгрому, принуждены были странствовать по Центрально-мексиканскому нагорью,  пока не оказались в этом городе, населенном ольмеками-шикаланка. Чолула была священным городом, в который приходило множество странников ради поклонения божеству, чье календарное имя было 9 Ливень, а затем и Кецалькоатлю. Свое значение духовного центра Чолула не утратила и после прихода испанцев. Здесь находится, в доказательство этого, Святилище Девы Марии де лос Ремедиос, выстроенная на вершине Большой пирамиды, звон колоколов многочисленных храмов городка и причудливые украшения церкви Санта Мария Тонансинтла, прославившие ее за пределами Мексики.

Сан Педро и Сан Андрес. Прогулка среди куполов
Площадь Согласия Сан Педро Чолула. Слева торговый портал,
 на заднем плане приходская церковь Св. Петра.
В восьми километрах на запад от Пуэблы находится «двойной» городок Чолулы, объединяющий два муниципалитета – Сан Педро Чолула и Сан Андрес Чолула. У каждого есть своя собственная площадь и свои церкви, однако оба находятся бок о бок, и границы уже не играют никакой роли, так что оба воспринимаются как нечто целостное, объединенные общим прошлым и общим предназначением. Чтобы познакомиться с Сан Педро, стоит начать с Площади согласия (Plaza de la Concordia). C одной стороны она граничит с Монастырем Св. Габриэля (Convento de San Gabriel), строением, больше напоминающим крепость, чем культовое сооружение, так как стена его внутреннего двора увенчана зубцами.

Внутренняя часть Часовни Индейцев монастыря Сан Габриэля,
фото descubrecholula.blogspot.com
Монастырь был воздвигнут францисканцами в 1549 году на руинах храма, посвящённого Кецалькоатлю. Фасад храма украшен очень сдержанно, однако внутри глаз не устает любоваться сводами с нервюрами и живописными полотнами, иллюстрирующими житие Св. Франциска Ассизского.  В Портале паломников находится Францисканская библиотека и небольшая галерея религиозного искусства. Еще одной достопримечательностью места является Часовня Третьего ордена, привлекающая внимание своим барочным фасадом и витыми «соломоновыми» колоннами. Впрочем, самым запоминающимся местом монастыря являются Королевская часовня  (это название неоправданно, так как никогда здесь не появлялись представители правящий испанской династии) или, что более верно, Часовня Индейцев – архитектурное решение которой   включает в себя целых 49 куполов, что делает здание похожим на мечеть. Внутри Часовня Индейцев делится на целых семь нефов, несущие конструкции поддерживают 12 колонн и 24 восьмиугольных пилястр.
Во внутреннем церковном дворе имеются три часовни для установки в них святых образов, так называемые «капийя поса». Типичные для начала колониальной эпохи, они использовались для того, чтобы сделать образы христианского пантеона более доступными для индейцев, которых собирали в церковных дворах для уроков катехизиса, и чтобы многие из них, ещё не прошедшие обряды крещения, и не имевшие следовательно, доступа в храм, могли видеть образы, выставленные во дворе.  Часовни вдоль стены представляют собой строения квадратные в плане, с пирамидальными сводами, украшенными зубцами, похожими на зубцы монастырской стены. Из-за этих украшений стена напоминает крепостную. Внутрь, на площадь, обнесённую стеной ведут три входа, один - прямо к храму, остальные во двор перед Часовней Индейцев, где в прежние времена их собрали для церемоний.  

Частью Площади согласия является Портал Герреро, весьма протяженный и наполненный ресторанами и кафе. Тут же, на площади расположена приходская церковь Сан Педро (Parroquia de San Pedro), здание, которое может похвастаться самой высокой в Чолуле башней. Это масштабное сооружение, строительство которого было начато в декабре 1640 года, купол был впоследствии перестроен в 1782 году. Оно было воздвигнуто напротив Монастыря Сан Габриэля. Церковь Сан Педро в плате представляет собой так называемый латинский крест внутри, внутри полукруглые своды сочетаются с люнетами. Купол церкви возведен в стиле барокко чурригереско, и имеет восемь окон, украшенных декоративными пилястрами эстипите, типичными для XVIII века. В нише над входом находится статуя святого апостола Петра, которому посвящена церковь. Внутри церкви хранится ценное живописное произведение новоиспанского художника Кристобаля де Вийяльпандо (Cristóbal de Villalpando), изображающее Архангела Михаила, на котором глава ангельского воинства представлен в стремительном движении, в своем традиционном шлеме, увенчанном плюмажем.
На противоположной стороне от приходской церкви находится Дом Воина Орла (Casa del Caballero Águila), называемого так из-за барельефа, украшающего вход. Это здание строилось по частям в течение очень долгого времени. На его нижнем этаже, возведенном в XVI веке, расположены шесть залов Музея города Чолулы, в котором можно увидеть коллекцию из 2,300 экспонатов доиспанской и колониальной эпохи.

На втором этаже, который был надстроен уже в XVII столетии, организуются временные экспозиции. Адрес Музея ул. 4 Oriente дом 1, открыт ежедневно, кроме среды с 9 до 15 часов.

Археологическая зона и ночная жизнь городка
Археологическая зона, южная часть. Вид на Большую Пирамиду
и храм Девы Марии де лос Ремедиос.
Фото с  descubrecholula.blogspot.mx
Чолула не была бы Чолулой, если бы ее пейзаж не украшало Святилище девы Марии де лос Ремедиос,  символа христианства, покрывшего собой доиспанские религиозные верования с их божествами, которые европейцы силились стереть с лица земли. Церковь выстроена на верхней площадки Большой Пирамиды Тлачигуальтепетль («Тлачигуальтепетль – это часть доиспанского названия города Чолулы, переводящаяся с языка науатль как Город Рукотворного Холма, прим. перев.), которая, превратившись в основание христианский церкви со временем поросла кустарником и травой, так что сегодня кажется обычным холмом. Церковь Девы Марии де лос Ремедиос была освящена в 1549 году и с того дня до сих пор ее купол, покрытый изразцами,  выделяется на фоне небес, словно ведя вечный диалог с вершиной дымящегося на востоке от городка вулкана Попокатепетль.

К церкви можно поняться и посетить ее, но сначала стоит посетить археологическую зону Большой Пирамиды. В ее здании были исследователями были проделаны восемь километров туннелей, которые позволили, таким образом, открыть разные этапы строительства этого грандиозного сооружения. По некоторой части этих коридоров в теле пирамиды сегодня можно пройтись, чтобы из подземелья потом оказаться с другой стороны колоссального древнего сооружения и увидеть Двор Алтарей, с остатками церемониальных сооружений и настенных росписей, таких как Церемония Распития Пульке или Роспись Бабочек. Весь комплекс сооружений датируется периодом с I века до н.э до VIII в. н.э.
Посетителям открыт доступ только по внутренним коридорам протяжённостью 280 метров, оборудованных светильниками, что позволяет увидеть ранние ступенчатые структуры, на которые со временем надстраивались все более масштабные сооружения. Путь внутри пирамиды начинается с ее восточной стороны и затем выводит в южную часть религиозно-церемониального комплекса.
В музее археологический зоны, расположенном на ул. 4 Poniente, напротив входа в чрево Пирамиды, можно познакомиться с различными периодами истории города, увидеть макет пирамиды, керамику, погребения и копии росписей, украшавших храмы Чолулы в древности.  Музей открыт ежедневно с 9 до 18.

Стоит воспользоваться возможностью, и посетить расположенный рядом с археологической зоной  Центр ремесел, культуры и гастрономии Шельгуа (Centro Artesanal Cultural y Gastronómico Xelhua) расположенный неподалеку от входа в недра пирамиды. В нем можно познакомиться с разнообразием произведений народной культуры, представлена здесь и местная кухня, а также проводятся разнообразные культурные мероприятия, такие как выставки, мастер-классы, концерты и пр.


Контейнер Сити, Чолула, фото с theadventuresofadr.com
Обратная сторона монеты – это Чолула современная, воплощённая в квартале Контейнер Сити. Оригинальная идея появилась в Англии, где таких проектов насчитывается несколько, но в Чолуле Контейнер Сити - стопроцентно мексиканский). Это квартал площадью 4,500 кв. м, в котором установлено  около 50 контейнеров для морских перевозок, внутри которых размещены магазины, мастерские, бары, галереи. Больше всего привлекает внимание, то что здесь есть даже контейнеры, оборудованные для жилья (с системой звуко- и температурной изоляции). Жить в таких – все равно, что находиться в футуристическом рассказе, которые вовсе не является антиутопией, так как все здесь радует глаз яркими цветами, и повсюду царит атмосфера  полнейшей релаксации. В проходах между контейнерами можно пользоваться беспроводным Интернетом, звучит музыка лаунж.  Есть здесь и зоны отдыха со стульями модели «Акапулько», стол для пинг-понга, обручи, которые может покрутить каждый желающий. Контейнер Сити открыт для посетителей с 10 утра, но наибольшую зрелищность Контейнер Сити занимает 12ую Восточную улицу приобретает на закате, когда Церковь де лос Ремедиос вспыхивает вдалеке, освещенная последними лучами солнца, а проходы между переоборудованными контейнерами заполняет свет, музыка и смех развлекающихся.

Контейнер Сити занимает 12ую Восточную улицу (12 Oriente), но и следующая за ней 14 Восточная улица (14 Oriente) тоже изобилует барами и клубами, привлекающими любителей ночных развлечений.

Перед отъездом из Чолулы стоит почтить своим вниманием традиционные ремесленные изделия, керамику, называемую талаверой, которая изготавливается в штате Пуэбла с колониальных времен – посетить Музей талаверы Аларка (Museo de la Talavera Alarca), рядом с мастерской – магазином Талавера де ла Реина (Talavera de la Reyna). В музее представлен весь путь, который разноцветная керамика прошла с XVI века до наших дней. Коллекция состоит их более чем 300 экспонатов, принадлежащих таким мастерам, как  Висенте Рохо (Vicente Rojo), Хуан Сориано (Juan Soriano), Серхио Эрнандес (Sergio Hernández), Франсиско Толедо (Francisco Toledo) и Хавьер Марин (Javier Marín). Музей расположен на боковой улице прямого шоссе между Чолулой и Пуэблой (Lateral Sur 3510, Recta a Cholula) и открыт с понедельника по пятницу с 9 до 19 часов, а в субботу и воскресенье с 9 до 15).

В двух шагах от Чолулы

Храм Санта Мария Тонансинтла (Templo de Santa María Tonantzintla)
В нескольких километрах от Чолулы, в поселке Тонансинтла  находится одна из самых удивительных и впечатляющих церквей Мексики, построенная и украшенная руками и вдохновением индейцев в XVIII веке, для почитания Девы Марии в ее проявлении Девы Непорочного зачатия. Именно к ней научились обращаться представители коренных народностей с молитвой о плодовитости своих жен и богатых урожаях, делая ей подношения из первых плодов своих урожаев, точно также, как совершали подобные обряды их предки несколькими поколениями ранее, обращаясь к Матери- Земле, Тонанцин. Освоив выразительные средства, которыми обладало европейское барокко, создатели церкви запечатлели в каждом декоративном элементе свою собственную вселенную – детей в головных уборах и перьев, смуглокожих ангелочков, перцы-чили и початки кукурузы в качестве растительного орнамента. Нет ни одного кусочка внутреннего пространства, которое не было бы украшенным, и до сих пор входящий ощущает большую любовь, с которой это было сделано.

Храм Сан Франсиско Акатепек

Примерно в километре от Санта Мария Тонансинтла возвышается этот храм, который начали возводить в 1560 году, но завершили спустя целых два столетия.  Поэтому фасад его весьма отличается от тех, которые являются типичными для францисканских храмов. Церковь была построена в период расцвета барокко, так что неудивительно, что самой заметной его частью является купол, украшенных разноцветными изразцами из талаверы. Его алтарные образы – ретабло, изготовленные из дерева и позолоты в XVIII веке, были уничтожены пожаром в 1939 году, и семья мастеров Пантле (Pantle) восстановила их, на основе техник изготовления гипсовой лепнины, традиционной для Чолулы.   (Храм находится на 13ом км шоссе Пуэбла-Атлиско).

Национальный Институт астрофизики, оптики и электроники (INAOE)

Камера Шмидт Института астрофизики, оптики и
электроники, Пуэбла.
Направляясь в Тонансинтлу стоит воспользоваться возможностью и посетить научно- исследовательский институт, который с 1971 года готовит исследователей и специализированный преподавательский состав. Прежде это была обсерватория, наследница обсерватории в районе Такубайя в Мехико, и в ней работали известные мексиканские ученые, как Луис Энрике Эрро (Luis Enrique Erro) и Гийермо Аро (Guillermo Haro). В этом центре при помощи Камеры Шмидты было сделано около 15 тыс. фотографий космоса, открыты новые и сверхновые звезды, галактики и кометы. (INAOE находится в Тонансинтле, по адресу Luis Enrique Erro 1, www.inaoep.mx; время и день посещения нужно согласовывать заранее).

По материалам: www.mexicodesconocido.com, Специальный путеводитель México desconocido Descubre Puebla, июль 2014

Комментариев нет:

Отправить комментарий