6 июн. 2015 г.

Эмилио Рабаса, мексиканский романист XIX века

Писатель, связавший воедино два столетия, два поколения и два художественных движения, Рабаса без сомнения является автором, которого стоит читать, чтобы понять как порфирианскую эпоху так и переход к революционной прозе, которая появилась в первые годы XX века 

Эмилио Рабаса, фото из Wikipedia.
Эмилио Рабаса (Emilio Rabasa) является одним из крупных писателей конца XIX века, сумевшим изобразить порфиризм с точки зрения, ломавшей привычные штампы всего, написанного до тех пор.
Произведения Рабасы, без сомнения, представляют собой мост, соединяющий два столетия нашей литературы. Стоит вспомнить, что до его появления мексиканскую литературу питал романтизм, течение, исчерпавшее себя к концу XIX века.

То же столетие ознаменовал период восстаний американских колоний Испании и возникновение новых государств, процесс, который неизбежно повлек за собой культурное движение, разорвавшее связь с господствовавшей идеологией, чтобы освободить место чувству национальной принадлежности.
Период, известный под названием «Независимая Мексика» (1821-1854) был очень сложным. Новая страна начала свое существования в условиях кризиса, проявившегося во всех сферах и особенно подкосившего и без того трудную экономическую ситуацию. Основным действующим лицом на политической сцене тех времен был один из самых одиозных персонажей нашей истории – Антонио Лопес де Санта Анна (Antonio López de Santa Anna)

Борьба между представителями разных политических течений отражала столкновение разных идей о том, какой же должна быть лучшая форма управления для страны. Это привело к разделению мексиканцев, и к тому, что иностранные державы поспешили воспользоваться несогласием и политической разобщенностью. Внутреннее положение характеризировалось полнейшим беспорядком, так что впоследствии порфирианские историки окрестили период, «эпохой анархии».

Бенито Хуарес (Benito Juárez) и другие деятели Реформы заложили основы, позволившие постепенное политическое строительство нации, а режим Порфирио Диаса (Porfirio Díaz) стимулировал робкий поначалу подъём экономики, который мексиканское общество оплатило кровью, потом и слезами. 

Национальная литература?
Если Мигель Идальго (Miguel Hidalgo) является всеми признанным вождем политической борьбы за независимость, то  Хосе Хоакин Фернандес де Лисарди (José Joaquín Fernández de Lizardi) сыграл ту же роль освободителя в культурной сфере.

Впрочем, после новаторства Лисарди литературное творчество в Мексике переживало период относительного затишья, так как политическая ситуация была отнюдь неспокойной: братоубийственная война, идеологическая борьба, вездесущая власть церкви, нищета и неграмотность – все это было лицом страны, искавшей свою национальную идентичность. Гийермо Прието (Guillermo Prieto), известный политик и журналист той эпохи, вот как описал это: «Период борьбы за независимость был сумеречным и траурным, музы умолкли при грохоте пушечных залпов».
В 1836 году возникла Академия Летран (Academia de Letrán), литературная ассоциация, в которой проявился сплав неоклассицизма и романтизма. В этом союзе первый окончательно сошёл на нет, а второму течению суждено было удержаться до конца XIX столетия.

Мексиканский романтизм дошел и до Европы, где его значение вышло за рамки литературного, став еще и идеологическим. Как только литература стала восприниматься, как одно из средств просвещения народа, сразу же сформировалась тенденция морализма, перегруженная сентиментализмом, как в сфере любовных переживаний, так и в отношении патриотических чувств. Именно в таком романтическом духе возникли первые описания мексиканского окружения, портреты в жанре костумбризма, необходимость воспитывать и выражаться посредством своих собственных национальных черт.

Игнасио Мануэль Альтамирано точнее всех осознал эту концепцию и выразил ее в журнале El Renacimiento (Возрождение), на страницах которого он оформил идею создания национального искусства, которое позволило бы понять наше прошлое,  осознать настоящее и приготовить общество к лучшему будущему.
В ту эпоху оформился исторический роман, представленный такими авторами, как Висенте Рива Паласио (Vicente Riva Palacio)  и были заложены основы, которые, впоследствии, развилось первое в истории течение, возникшее на американском континенте – модернизм.

В конце XIX века, в период укрепления и централизации власти в стране Порфирио Диасом, литература направилась по путям реализма и позитивизма, чей лозунг «Порядок и прогресс», стал девизом правящей группы вошедшей в историю под названием «ученых».
И, наконец, представители реализма обозначились и сплотились в нашей литературе, в конце XIX века, наряду с модернистами.

Жизнь писателя
Эмилио Рабаса родился 22 мая 1856 года в Окосокоаутле (Ocozocoaultla), небольшом поселке в штате Чьяпас.  В  течение своего жизненного пути он превратился в творческую фигуру, ставшую ключом для понимания порфиризма, и, без сомнения, в писателя, олицетворявшего переход между литературой XIX века и так называемой Революционной прозы.

Первые школьные годы будущий писатель провел в родном городке, а затем отправился в Оахаку, где защитил степень адвоката в 1879 году. В 1886 году в тридцатилетнем возрасте он отправился в  Мехико, где начал сочетать свою адвокатскую деятельность с журналистикой и с Рафаэлем Рейeсом Спиндолой (Rafael Reyes Spindola) основал газету El Universal (1888 – 1901), в которой активно сотрудничал и  в которой частями публиковал роман, который впоследствии будет считаться его шедевром – «Трехлетняя война» (La Guerra de tres años) , которая вышла отдельной книгой в  1931 году.

В 1887 под псевдонимом Санчо Поло (Sancho Polo) он опубликовал “La bola” (Шар), роман, у которого в том же году появились продолжения в трех томах – «La gran ciencia» (Великая наука), “El cuarto poder  (Четвертая власть) и “Moneda falsa” (Фальшивая монета).

В 1891 писатель был назначен губернатором штата Чьяпас, а спустя четыре года вернулся в столицу в качестве сенатора республики. С 1914 года он провел шесть лет в Нью-Йорке, представляя Мексику на Конференциях Niagara Falls.

Рабаса считается до сих пор одним из самых глубоких знатоков мексиканского конституционного права, в сфере которого он оставил два юридических труда: «La Constitución y la dictadura» (Конституция и диктатура), 1912 и «La evolución histórica de México» (Историческая эволюция Мексики), 1920.

Умер в г. Мехико 25 апреля 1930 года.

Романист
Писатель Мануэль Гутьеррес Нахэра (Manuel Gutiérrez Nájera), современник Рабасы, отзывался о нем так: «Санчо Поло – хороший романист. Это качество, редкое повсюду, в Мексике поистине невероятно, мы, мексиканцы, умеем хорошо делать многие вещи – стихи, восстания и другое, но не умеем писать романы.»

В 1961 году Эммануэль Карбайо (Emmanuel Carballo), один из самых значительных литературных критиков современности, писал: «На мой вкус, Рабаса является лучшим мексиканским романистом XIX века. Как никто другой, он умеет изложить все подробности истории, а также с плутовством и юмором умеет пояснить причины тех или иных действий. Персонажи его более раскованные, более убедительные, более возможные. А его мексиканский дух, то есть его подлинность – абсолютен».

Дело в том, что своей тетралогией “La bola” (Шар),  «La gran ciencia» (Великая наука), “El cuarto poder”  (Четвертая власть) и “Moneda falsa” (Фальшивая монета), Рабаса показал совершенно новый способ литературного творчества. В произведениях его присутствует идеология, основанная на позитивизме. Он представлял историю, как линейный процесс постоянного прогресса, основанный на закономерностях, подобных закономерностям природного мира, которыми управлялось все от микрокосма до вселенной.

Его романы развертываются в разных местах- действие первой книги трилогии, La bola происходит в маленьком поселке,  чтобы потом переместиться в провинциальный город (La gran ciencia), и завершиться в столице (Moneda falsa).

Рабаса воспринимает концепцию науки, как политическую. Тут стоит вспомнить, что позитивизм породил социологию, которая, упрощенно говоря, пыталась превратить историю в науку. С появлением Рабасы слезливые повествования о непонятной любви и самоубийствах, столь свойственные для новелл, созданных в жанре романтизма, исчезают, уступая место другим темам, смешанным с историями любви. Персонажи становятся структурированными, словно созданными из крови и плоти, а сюжет вмещает в себя политические темы, посредством которых писатель изображает социальный кризис порфирианского режима, с большой долей юмора и иронии.

Персональное восприятие Рабасы воссоздает на бумаге общество с хорошо прописанными персонажами, и при этом не являющимися стереотипными. Такими видятся нам священник, амбициозный политик, военный, в конце концов, весь средний класс, стремящийся к верхам общества, буржуазиюю Все эти герои вытесняют героев сельской, пасторальной тематики.

Рабаса, определяемый, как тезисный романист, критикует общество, живущее в хаосе: «В этой стране общественное мнение всегда на стороне беспорядка». В своих идейных построениях Рабаса подхватывает порфирианский лозунг «Порядок и прогресс». Общество может двигаться вперед, только если существует порядок. Эта концепция появляется во всех его произведениях, и свидетельствует о знании писателем социальных теорий, бывших в ходу в ту эпоху.

В этом смысле тетралогия раскрывается словно изображение во все большем приближении – к чему и стремился позитивизм - чтобы прийти к этапу прогресса и роста. «Произведение полностью является историческим -  неизвестно,  ни где, ни когда оно происходит в реальности. Оно принадлежит истории без дат, вечной истории».

Его литературная тетралогия составляет серию «Мексиканские романы», который, при внимательном изучении, похож на «Национальные эпизоды», проект испанского писателя Бенито Переса Гальдоса (Benito Pérez Galdós).

Первый роман, “La bola”, относит нас к революции, к начальному ее периоду, инициированному  политической деятельностью Франсиско И. Мадеро (Francisico I. Madero). В произведении описывается противостояние локального масштаба, в которой одним из главных действующих лиц является местный политический «князек», управляющий захолустным, полным беспорядков краем. Провинция, являющая крохотной клеточкой, которая должна улучшиться, для того, чтобы изменилась вся социальная «ткань» и страна в целом (таким образом, автор обращается к идее прогресса).

Здесь появляются два героя, которые будут присутствовать во всех последующих книгах  тетралогии.  Хуан Киньонес, молодой идеалист и Матео Кабесудо, военный и политик, дядя девушки, в которую Хуан влюбляется. Среди перипетий политической борьбы возникает история любви, не лишенная потрясений и несбывшихся желаний.

“Великая наука» (La gran ciencia) повествует о политике, власти, проистекающей из коррупции и злоупотреблений. Действие романа разворачивается теперь в столице штата, где появляются персонажи более городской культуры. Главные герои стали выросли в смысле возраста и личностного становления, хотя и продолжают исповедовать те же идеи. Политика представляет собой ту самую «великую науку», к которой относит нас название романа, те самые хитросплетения власти, в которых воссоздается тот же хаос, что и в предыдущем произведении, “La Bola”, и все это перемешивается с любовными переживаниями, имеющими в романе второстепенную важность.
В третьем романе, «Четвертая власть» Рабаса описывает журналистскую братию и давление власти на прессу. Стоит вспомнить, что порфирианская власть осуществляла железный контроль над печатью, и автор знал о нем не понаслышке.

Сюжет произведения разворачивается теперь уже в большом городе, в мире,  в котором размах коррупции колоссален и в котором автор изображает отношения между политиками и журналистами.
Писатель попытался изобразить социальные недуги общества, критиковать в воспитательных целях, указать путь к новой стране, в которой наука и мораль приводили бы к порядку, и, в итоге, к прогрессу.

Рабаса, Рафаэль Дельгадо (Rafael Delgado), Хосе Лопес Портийо (Jose Lopez Portillo)  Викториано Саладо (Victoriano Salado) стали плеядой  писателей, ознаменовавших переход к периоду, началом которого стал так называемый «революционный роман», а окончанием – произведения Карлоса Фуэнтеса (Carlos Fuentes), на рубеже XX XXI веков.
Черты национального мексиканского характера и культурной идентичности, на которых стала базироваться впоследствии новая идеология, которую развивал Хосе Васконселос (José Vasconcelos) и новые революционные правительства, были изображены Эмилио Рабасой с портретной точностью, и, чтобы нам понять корни национального самосознания, познать самих себя, стоит читать и знать произведения этого писателя.

 Агустин Санчес Гонсалес (Agustín Sánchez González), журнал “Relatos e historias de México”, №4, апрель 2012

Комментариев нет:

Отправить комментарий