27 июн. 2015 г.

Путешествие в края амусгов

Коренная народность амусго проживает в Мексике на границе штатов Оахака и Герреро. Эта небольшая этническая группа отличается большой привязанностью к своим традициям и укладу жизни, который продолжает сохраняться в современном мире. Их традиционная одежда отличается оригинальностью и красотой, которые заметны при первом же взгляде.

Мы – в северной части Оахаки, гористой местности, называемой Миштека. Впечатляющие пейзажи очаровывают путешественников, решивших посетить эти места – смешиваются на горной палитре самые разные оттенки зеленого, желтого, кофейного и терракотового. Синюю высь украшают белые узоры, предвещающие дожди, которые питают весь регион. Необыкновенная красота природы, радующая глаз   - это первый подарок для путешественников.  

Центральная площадь Сан Педро Амусгос
Мы избрали путь, ведущий в городок Саньяго Пинотепа Насьональ (Santiago Pinotepa Nacional); в самой возвышенной части горного массива располагаются поселки Тлашьяко (Tlaxiaco) и Путла (Putla), из которых можно добраться во многие селения, где проживают индейцы миштеки и трики. Мы следуем нашим путем, по шоссе, спускающемуся к морскому побережью. Не доезжая несколько километров до него, расположен Сан Педро Амусгос (San Pedro Amuzgos), на языке этой народности называемый Тсхон Нон, или Тахон Ноан, что в переводе означает «поселок спряденных нитей». Это муниципальный центр территории, занимаемой амусгами в пределах штата Оахака.
Здесь, как в других местах, которые мы посещаем после, бросается в глаза благородство местных жителей, их сердечность и энергичность. Гуляя по улицам поселка мы приходим к одной из четырёх школ Сан Педро. Нельзя не обратить внимание на то, как десятки детей, сопровождая свою работу смехом и шутками, принимает участие в сооружении новой классной комнаты. Их задача – доставлять воду для замешивания раствора, в бутылках, соответствующих возможностях каждого ученика. Один из учителей объяснил нам, что  детей привлекают к сложной или тяжелой работе, в которой принимает участие вся община, и в которой обязанности выполняются сообща. В данный момент доставка воды была совершенно необходимой, еще и из-за засухи. Вода была не везде и за ней нужно было ходить к небольшому ручейку поодаль. Пока малыши, таская воду, соревновались между собой в скорости, взрослые – учителя и несколько родителей, возводили стены нового здания. «У нас все принимают участие в важных делах, поэтому они потом намного больше ценят сделанную работу», заметил учитель.

Обычай приниматься за сложные или трудные дела сообща – весьма давний и традиционный для штата Оахаки вообще. В средней части штата сапотеки его называли «гелагетца», а в области Миштека такой совместный труд носит название текио.
Амусги, или амочки, как их еще называют – народ особенный. Их культура безусловно, подверглась различным влияниям их соседей – более многочисленных миштеков, с которыми их объединяет родство, но при этом их обычаи и язык продолжают существовать и переходить и поколения в поколение, в некоторых случаях, даже все более консолидируясь. В регионе, включающем в себя Нижнюю Миштеку и тихоокеанское побережье северной Оахаки, амусги известны своими познаниями в лечебных травах и достижениями в народной медицине,  которую они до сих пор используют и доверяют ей больше, чем врачам с образованием, так как уверены, что она куда более эффективна.

Название народности происходит от амошко, составного слова из языка науатль (где «амокстли» означает «книга», а «ко» является суффиксом, указывающим на местоположение), переводящимся как «место книг».  Название это закрепилось этой местностью, а впоследствии и за ее жителями, потому что еще до прихода испанцев, поселение было административным и религиозным центром, и здесь регистрировались в виде книг – кодексов события, происходящие в регионе.

Согласно переписи INI (Национального Института коренных народов) в 1993, эта этническая группа насчитывала 23 456 человек, проживающих в штате Герреро и 4 217 в Оахаке, все говорят на своем родном языке. Только в муниципальном центре Ометепек, Герреро, больше употребляют испанский, чем амусго, во всех остальных общинах жители говорят на родном языке, и с трудом изъясняются на испанском.
Далее мы взяли курс на Сантьяго Пинотепа Насиональ, а оттуда в штат Гереро, по шоссе, ведущему в Акапулько. С шоссе мы свернули на дорогу, ведущую в Ометепек, самый крупный из поселков, где прошивают амусги. Ометепек – типичный маленький городок, с парой гостиниц и несколькими ресторанами, и он является перевалочной базой для тех, кто, путешествуя от морского побережья, поднимается в горы со стороны штата Герреро. Мы сходили на воскресный рынок, куда амусги приезжают из самых отдаленных поселков, чтобы купить или даже выменять необходимые продукты, вещи или предметы для дома. В Ометепеке не проживают исключительно амусги, здесь большая часть населения – метисы, и есть даже мулаты.

Пейзаж вблизи поселка амусгов Сочистлагуака, Герреро. Фото из
Wikipedia автор Алехандро Гарсия Линарес (Alejandro García Linares)  
Ранним утром мы отправились дальше в горы. Наша цель – добраться до поселков муниципалитета Сочистлагуака (Xochistlahuaca). День был превосходный – ясное небо и жара, которая чувствовалась уже с утра. Дорога, вначале хорошая, затем превратилась в просёлочную, из сухой растрескавшейся глины. В одном из первых поселков, которые стали нам встречаться, мы увидели религиозное шествие.  Мы спросили, по какому случаю процессия, и нам показали на статую Святого Августина, которую вынесли из церкви, чтобы таким образом, просить у него о дожде, потому что засуха давала о себе знать и уже нанесла немалый урон. Только тогда мы обратили внимание на погодную странность: высоко в горах во время нашей поездки мы попадали под дождь, а в низменности и прибрежной зоне жара стояла невыносимая, и не было никаких признаков того, что в ближайшее время с неба упадет хоть немного воды. В процессии, в центре мужчины несли статую святого, а женщины, которых было большинство, шли за ними, наподобие эскорта. Каждая из несла букет цветов, перемежая молитвы и песнопения на амусго.

Потом мы столкнулись с похоронной процессией. Мужчины из общины, сохраняя безмолвие и полнейшую безмятежность, вынесли гробы на улицу, и попросили нас, чтобы мы не делали фотографий. Участники церемонии медленно пошли к сельскому кладбищу, показав нам , что мы не можем их сопровождать. Мы увидели, как небольшая группа пожилых женщин с букетами цветов, похожими на те, что несли молящиеся Святому Августину, ожидала процессию с гробами у обочины, и присоединилась к ней, встав в голову. Все вместе отправились по дороге, ведущей в ущелье.
Хотя амусги в большинстве своем определяют себя, как католики, они совмещают христианскую религиозную практику с доиспанскими ритуалами, связанными с сельскохозяйственным циклом. Они молятся чтобы попросить у христианских святых богатый урожай, но, помимо этого, обращаются к силам природы, прося покровительства у гор, ущелий, рек, и конечно, владыки-солнца, а также других природных явлений.

Религиозная процессия амусгов в страстную пятницу в Сочистлагуаке.
На переднем плане женщины и девушки в традиционных платьях.
Фото из Wikipedia автор Алехандро Гарсия Линарес (Alejandro García Linares).
По приезду в Сочистлагуаку, мы увидели красивый городок с белыми домиками, увенчанными красными крышами. Удивила нас и безупречная чистота ее улочек, мощенных камнем и снабженных тротуарами. Прогуливаясь по городку мы зашли в общественную мастерскую вышивки и ткачества, которыми славятся рукодельницы – амусги. Мастерской заведует Евангелина, которая немного говорит по-испански, так что именно ее обязанностью является прием посетителей, приезжающих познакомиться с работами местных ткачих.

Мы пообщались с Евангелиной и другими ремесленницами, не прекращающими свою работу. Они рассказали нам подробности всего производственного цикла - начиная от прядения нитей, ткачества полотна и, затем, вышивания на нем традиционных орнаментов, со вкусом и тщательностью – умением, переходящим от матерей к дочерям многие поколения.

Мы прошлись по местному рынку, повстречавшись и поболтав с интересным персонажем «куэтеро» - торговцем, ходящим из поселка в поселок и продающим пиротехнику, без которой не обходится здесь ни один традиционный праздник. Поговорили и с продавцом пряжи, который привозит ее из другого удаленного селения, для тех рукодельниц, которые не могут или не хотят сами прясть нити для вышивания.

Основная экономическая деятельность амусгов – сельское хозяйство, которое позволяет им поддерживать довольно скромное существование, как и большинству сельских общин  страны. Основные культуры, которые они выращивают, это кукуруза, фасоль, чили, арахис, тыква, батат, сахарный тростник, гибискус-каркаде, томат и другие, менее значимые. Есть и садовые культуры, среди которых самыми важными являются манго, апельсины, папайя, арбузы и ананасы. Помимо этого, индейцы занимаются и скотоводством,  разводя коров, свиней, коз и лошадей, домашнюю птицу и занимаются пчеловодством. В селениях амусгов нередко можно видеть женщин, носящих в ведрах, которые ставят на голову, всевозможные грузы – покупки с рынка или наоборот, товар, предназначенный на продажу. Среди амусгов до сих пор более распространён натуральный обмен, нежели купля-продажа товаров.

Амусги живут в нижней части горной цепи Южной Сьерра Мадре, на границе двух штатов – Герреро и Оахаки. Климат в их регионе умеренно жаркий, и регулируется воздушными массивами, приходящими с Тихого океана и приносящими влагу.Здесь часто можно увидеть красноватые почвы – из-за обилия в них оксидов.

Основными поселками амусгов в штате Герреро являются: Ометепек (Ometepec,) Игуалапа (Igualapa), Сочистлагуака ( Xochistlahuaca), Тлакоачистлагуака (Tlacoachistlahuaca) и Косуйопан (Cosuyoapan); а в Оахаке – Сан Педро Амусгос (San Pedro Amuzgos) и Сан Хуан Какагуатепек (San Juan Cacahuatepec). Селения располагаются на высоте от 500 м над уровнем моря (Сан Педро Амусгос) до 900 м над уровнем моря, хотя эта часть горной цепи и невысокая, она представляет собой горы с обрывистыми крутыми склонами и  ущельями. Это ответвление Южной Сьерра Мадре называют Сьеррой Юкойагуа (Yucoyagua), она является водоразделом между бассейнами рек Ометепек и Ла Арена (La Arena).
Традиционные наряды женщин-амусго простого кроя,
но отличаются богатством и разнообразием
ручной вышивки. Фото México desconocido.
Одним из самых значительных занятий, как мы смогли удостовериться в этом во время нашего путешествия, является ремесло, которым занимаются женщины – речь идет о чудесных расшитых платьях, которые амусги изготавливают для внутреннего использования, а также на продажу в другие посёлки и городки, хотя на этом они не зарабатывают много. Дело в том, что ручная вышивка требует много времени и сил, но ремесленницы, по их словам, не могут брать за готовые изделия столько, сколько они в самом деле стоят, а продают их значительно дешевле, в противном случае они не могли бы сбывать эти платья. Места, где больше всего производится блуз и платьев с вышивками амусго – это Сочистлагуака и Сан Педро Амусгос. Замужние женщины, девушки, девочки и пожилые женщины каждый день наряжаются в свою традиционную одежду, которую носят с большой гордостью.

Шагать по улицам Сочистлагуаки, из красноватой земли, среди белых домиков с красными крышами и обилием зелени между ними, отвечая на приветствие все проходящих, является своего рода антидепрессантом для таких, как мы, живущих каждый день в вихре непрекращающейся суеты. Эта необычная для нас действительность словно переносит в давние времена, когда люди – в точности как в этом посёлке – были более внимательные и приветливые.

АМУСГИ: ИХ МУЗЫКА И ТАНЦЫ
В рамках традиционной культуры штата Оахаки важное место занимает большое количество плясок и танцев, которые до сих пор продолжают исполнять в разных местах штата. Танцы могут иметь сопровождать общественные мероприятия, или исполняться во время религиозного празднования. Ритуальный смысл, связанный с религиозной церемонией, вокруг которой человек создает танец с незапамятных времен, являются душой индейской хореографии до сегодняшнего дня.

Танцы коренных народов стали, таким образом, духовным наследием от поколений, живших века назад, и даже колониальные европейские власти не смогли истребить этот дух.
Практически во всех регионах штата проявление танцевальной культуры имеют различные характеристики, и «танец тигров», исполняемый амусгами в городке Путла, не является тому исключением. Танцоры исполняют его стоя на корточках, и, кажется, что сюжет его был навеян охотничьими ритуалами – это выражается в том, что танцоры, изображающие собак и танцоры, изображающие ягуаров, взаимно преследуют друг друга. Танцоры надевают костюмы соответствующих животных. Музыка представляет собой смесь ритмов, пришедших с побережья и оригинальных отрывков, которые исполняются во время определенных танцевальных движений. Хореография танца включает в себя, помимо отбивания чечетки и поворотов танцующих в противоположные стороны, свои особенности. Такие, как отклонения туловища в бок, в одну и другую сторону, наклоны вперед, которые танцоры делают, поставив руки на пояс, полные обороты вокруг своей оси, в том же положении и резкие наклоны вперед, словно бы желая подмести пол платками, повязанными у них на правой руке. После каждой серии таких движений танцоры садятся на корточки.

Обычно тут же присутствуют один или два персонажа в совершенно невероятной одежде. Это гуэнчес, и их задача «заводить» зрителей прибаутками и кривлянием. Что же касается музыкального, используются разные сочетания инструментов - духовых или струнных. Может присутствовать все только скрипка или маленькая гитара -  харана, или как происходит на некоторых праздниках, может звучать такой древний инструмент, как чиримия (разновидность гобоя с двумя тростями, использовавшаяся в Испании с XVвека и попавшая в американские колонии в XVI веке).  Чиримия до сих пор очень популярна и ансамбль из музыкантов играющих на чиримиях пользуется заслуженной славой во всем регионе.

Если вы едете в Сан Педро Амусгос, то лучше всего отправляться из города Оахаки. путь лежит на северо-восток, в сторону города Уахаупан де Леон (Huajuapan de León) по шоссе 190,  не доезжая 31 км до Ночикстлана (Nochixtlán) повернуть на шоссе 125 соединяющее плоскогорье с побережьем. Ехать нужно на юг в сторону Сантьяго Пинотепа Насьональ, не доезжая 40 км до него, находится Сан Педро Амусгос (San Pedro Amuzgos), штат Оахака.

Если вы желаете посетить другой городок амусгов, Ометепек, находящийся в соседнем штате Герреро – расстояние между Акапулько и Ометепеком – примерно 225 км, нужно ехать по шоссе 200 (ночные путешествия по нему крайне нежелательны, также стоит ехать с полным баком, не рассчитывая на возможность заправиться в пути), на восток и на развилке над мостом через реку Кетцала  (Quetzala), в поселке Сан Хуан де лос Льянос (San Juan de los Llanos) повернуть влево. Через 15 км вы достигнете Ометепек, самого большого поселка амусгов.

По материалам : México desconocido № 251 / январь 1998

Комментариев нет:

Отправить комментарий