Коренная народность амусго проживает в Мексике на
границе штатов Оахака и Герреро. Эта небольшая этническая группа отличается
большой привязанностью к своим традициям и укладу жизни, который продолжает
сохраняться в современном мире. Их традиционная одежда отличается
оригинальностью и красотой, которые заметны при первом же взгляде.
Одним из самых значительных
занятий, как мы смогли удостовериться в этом во время нашего путешествия, является
ремесло, которым занимаются женщины – речь идет о чудесных расшитых платьях,
которые амусги изготавливают для внутреннего использования, а также на продажу
в другие посёлки и городки, хотя на этом они не зарабатывают много. Дело в том,
что ручная вышивка требует много времени и сил, но ремесленницы, по их словам, не
могут брать за готовые изделия столько, сколько они в самом деле стоят, а
продают их значительно дешевле, в противном случае они не могли бы сбывать эти платья.
Места, где больше всего производится блуз и платьев с вышивками амусго – это Сочистлагуака
и Сан Педро Амусгос. Замужние женщины, девушки, девочки и пожилые женщины каждый
день наряжаются в свою традиционную одежду, которую носят с большой гордостью.
Шагать по улицам Сочистлагуаки, из красноватой земли, среди белых домиков с красными крышами и обилием зелени между ними, отвечая на приветствие все проходящих, является своего рода антидепрессантом для таких, как мы, живущих каждый день в вихре непрекращающейся суеты. Эта необычная для нас действительность словно переносит в давние времена, когда люди – в точности как в этом посёлке – были более внимательные и приветливые.
Мы – в северной
части Оахаки, гористой местности, называемой Миштека. Впечатляющие пейзажи
очаровывают путешественников, решивших посетить эти места – смешиваются на
горной палитре самые разные оттенки зеленого, желтого, кофейного и
терракотового. Синюю высь украшают белые узоры, предвещающие дожди, которые
питают весь регион. Необыкновенная красота природы, радующая глаз - это первый подарок для путешественников.
Центральная площадь Сан Педро Амусгос |
Мы избрали путь, ведущий
в городок Саньяго Пинотепа Насьональ (Santiago Pinotepa Nacional); в самой возвышенной части горного
массива располагаются поселки Тлашьяко (Tlaxiaco) и Путла (Putla), из которых можно добраться во многие селения, где
проживают индейцы миштеки и трики. Мы следуем нашим путем, по шоссе, спускающемуся
к морскому побережью. Не доезжая несколько километров до него, расположен Сан Педро
Амусгос (San Pedro Amuzgos), на языке этой народности называемый Тсхон Нон, или Тахон
Ноан, что в переводе означает «поселок спряденных нитей». Это муниципальный центр
территории, занимаемой амусгами в пределах штата Оахака.
Здесь, как в других
местах, которые мы посещаем после, бросается в глаза благородство местных жителей,
их сердечность и энергичность. Гуляя по улицам поселка мы приходим к одной из четырёх
школ Сан Педро. Нельзя не обратить внимание на то, как десятки детей,
сопровождая свою работу смехом и шутками, принимает участие в сооружении новой
классной комнаты. Их задача – доставлять воду для замешивания раствора, в бутылках,
соответствующих возможностях каждого ученика. Один из учителей объяснил нам, что
детей привлекают к сложной или тяжелой работе,
в которой принимает участие вся община, и в которой обязанности выполняются сообща.
В данный момент доставка воды была совершенно необходимой, еще и из-за засухи. Вода
была не везде и за ней нужно было ходить к небольшому ручейку поодаль. Пока
малыши, таская воду, соревновались между собой в скорости, взрослые – учителя и
несколько родителей, возводили стены нового здания. «У нас все принимают
участие в важных делах, поэтому они потом намного больше ценят сделанную
работу», заметил учитель.
Обычай
приниматься за сложные или трудные дела сообща – весьма давний и традиционный
для штата Оахаки вообще. В средней части штата сапотеки его называли
«гелагетца», а в области Миштека такой совместный труд носит название текио.
Амусги, или
амочки, как их еще называют – народ особенный. Их культура безусловно,
подверглась различным влияниям их соседей – более многочисленных миштеков, с
которыми их объединяет родство, но при этом их обычаи и язык продолжают
существовать и переходить и поколения в поколение, в некоторых случаях, даже
все более консолидируясь. В регионе, включающем в себя Нижнюю Миштеку и тихоокеанское
побережье северной Оахаки, амусги известны своими познаниями в лечебных травах
и достижениями в народной медицине, которую
они до сих пор используют и доверяют ей больше, чем врачам с образованием, так
как уверены, что она куда более эффективна.
Название народности
происходит от амошко, составного слова из языка науатль (где «амокстли»
означает «книга», а «ко» является суффиксом, указывающим на местоположение),
переводящимся как «место книг». Название
это закрепилось этой местностью, а впоследствии и за ее жителями, потому что еще
до прихода испанцев, поселение было административным и религиозным центром, и
здесь регистрировались в виде книг – кодексов события, происходящие в регионе.
Согласно переписи
INI (Национального Института
коренных народов) в 1993, эта этническая группа насчитывала 23 456 человек,
проживающих в штате Герреро и 4 217 в Оахаке, все говорят на своем родном
языке. Только в муниципальном центре Ометепек, Герреро, больше употребляют
испанский, чем амусго, во всех остальных общинах жители говорят на родном
языке, и с трудом изъясняются на испанском.
Далее мы взяли курс
на Сантьяго Пинотепа Насиональ, а оттуда в штат Гереро, по шоссе, ведущему в
Акапулько. С шоссе мы свернули на дорогу, ведущую в Ометепек, самый крупный из
поселков, где прошивают амусги. Ометепек – типичный маленький городок, с парой
гостиниц и несколькими ресторанами, и он является перевалочной базой для тех,
кто, путешествуя от морского побережья, поднимается в горы со стороны штата
Герреро. Мы сходили на воскресный рынок, куда амусги приезжают из самых
отдаленных поселков, чтобы купить или даже выменять необходимые продукты, вещи
или предметы для дома. В Ометепеке не проживают исключительно амусги, здесь большая
часть населения – метисы, и есть даже мулаты. Пейзаж вблизи поселка амусгов Сочистлагуака, Герреро. Фото из Wikipedia автор Алехандро Гарсия Линарес (Alejandro García Linares) |
Ранним утром мы
отправились дальше в горы. Наша цель – добраться до поселков муниципалитета
Сочистлагуака (Xochistlahuaca). День был превосходный – ясное небо и жара, которая чувствовалась уже с
утра. Дорога, вначале хорошая, затем превратилась в просёлочную, из сухой
растрескавшейся глины. В одном из первых поселков, которые стали нам
встречаться, мы увидели религиозное шествие. Мы спросили, по какому случаю процессия, и нам
показали на статую Святого Августина, которую вынесли из церкви, чтобы таким
образом, просить у него о дожде, потому что засуха давала о себе знать и уже
нанесла немалый урон. Только тогда мы обратили внимание на погодную странность:
высоко в горах во время нашей поездки мы попадали под дождь, а в низменности и прибрежной
зоне жара стояла невыносимая, и не было никаких признаков того, что в ближайшее
время с неба упадет хоть немного воды. В процессии, в центре мужчины несли статую
святого, а женщины, которых было большинство, шли за ними, наподобие эскорта.
Каждая из несла букет цветов, перемежая молитвы и песнопения на амусго.
Потом мы
столкнулись с похоронной процессией. Мужчины из общины, сохраняя безмолвие и
полнейшую безмятежность, вынесли гробы на улицу, и попросили нас, чтобы мы не
делали фотографий. Участники церемонии медленно пошли к сельскому кладбищу,
показав нам , что мы не можем их сопровождать. Мы увидели, как небольшая группа
пожилых женщин с букетами цветов, похожими на те, что несли молящиеся Святому
Августину, ожидала процессию с гробами у обочины, и присоединилась к ней, встав
в голову. Все вместе отправились по дороге, ведущей в ущелье.
Хотя амусги в большинстве
своем определяют себя, как католики, они совмещают христианскую религиозную практику
с доиспанскими ритуалами, связанными с сельскохозяйственным циклом. Они молятся
чтобы попросить у христианских святых богатый урожай, но, помимо этого,
обращаются к силам природы, прося покровительства у гор, ущелий, рек, и
конечно, владыки-солнца, а также других природных явлений.
По приезду в
Сочистлагуаку, мы увидели красивый городок с белыми домиками, увенчанными
красными крышами. Удивила нас и безупречная чистота ее улочек, мощенных камнем
и снабженных тротуарами. Прогуливаясь по городку мы зашли в общественную мастерскую
вышивки и ткачества, которыми славятся рукодельницы – амусги. Мастерской заведует
Евангелина, которая немного говорит по-испански, так что именно ее обязанностью
является прием посетителей, приезжающих познакомиться с работами местных
ткачих.
Мы пообщались с
Евангелиной и другими ремесленницами, не прекращающими свою работу. Они рассказали
нам подробности всего производственного цикла - начиная от прядения нитей, ткачества
полотна и, затем, вышивания на нем традиционных орнаментов, со вкусом и тщательностью
– умением, переходящим от матерей к дочерям многие поколения.
Мы прошлись по местному
рынку, повстречавшись и поболтав с интересным персонажем «куэтеро» - торговцем,
ходящим из поселка в поселок и продающим пиротехнику, без которой не обходится
здесь ни один традиционный праздник. Поговорили и с продавцом пряжи, который привозит
ее из другого удаленного селения, для тех рукодельниц, которые не могут или не
хотят сами прясть нити для вышивания.
Основная экономическая
деятельность амусгов – сельское хозяйство, которое позволяет им поддерживать довольно
скромное существование, как и большинству сельских общин страны. Основные культуры, которые они выращивают,
это кукуруза, фасоль, чили, арахис, тыква, батат, сахарный тростник,
гибискус-каркаде, томат и другие, менее значимые. Есть и садовые культуры,
среди которых самыми важными являются манго, апельсины, папайя, арбузы и
ананасы. Помимо этого, индейцы занимаются и скотоводством, разводя коров, свиней, коз и лошадей, домашнюю
птицу и занимаются пчеловодством. В селениях амусгов нередко можно видеть женщин,
носящих в ведрах, которые ставят на голову, всевозможные грузы – покупки с
рынка или наоборот, товар, предназначенный на продажу. Среди амусгов до сих пор
более распространён натуральный обмен, нежели купля-продажа товаров.
Амусги живут в
нижней части горной цепи Южной Сьерра Мадре, на границе двух штатов – Герреро и
Оахаки. Климат в их регионе умеренно жаркий, и регулируется воздушными
массивами, приходящими с Тихого океана и приносящими влагу.Здесь часто можно
увидеть красноватые почвы – из-за обилия в них оксидов.
Основными
поселками амусгов в штате Герреро являются: Ометепек (Ometepec,) Игуалапа (Igualapa), Сочистлагуака ( Xochistlahuaca), Тлакоачистлагуака (Tlacoachistlahuaca) и Косуйопан (Cosuyoapan); а в Оахаке – Сан Педро Амусгос (San Pedro Amuzgos) и Сан Хуан Какагуатепек (San Juan Cacahuatepec). Селения располагаются на высоте от 500 м
над уровнем моря (Сан Педро Амусгос) до 900 м над уровнем моря, хотя эта часть
горной цепи и невысокая, она представляет собой горы с обрывистыми крутыми
склонами и ущельями. Это ответвление
Южной Сьерра Мадре называют Сьеррой Юкойагуа (Yucoyagua), она является водоразделом между бассейнами рек
Ометепек и Ла Арена (La Arena).
Традиционные наряды женщин-амусго простого кроя, но отличаются богатством и разнообразием ручной вышивки. Фото México desconocido. |
Шагать по улицам Сочистлагуаки, из красноватой земли, среди белых домиков с красными крышами и обилием зелени между ними, отвечая на приветствие все проходящих, является своего рода антидепрессантом для таких, как мы, живущих каждый день в вихре непрекращающейся суеты. Эта необычная для нас действительность словно переносит в давние времена, когда люди – в точности как в этом посёлке – были более внимательные и приветливые.
АМУСГИ: ИХ МУЗЫКА И ТАНЦЫ
В рамках традиционной
культуры штата Оахаки важное место занимает большое количество плясок и танцев,
которые до сих пор продолжают исполнять в разных местах штата. Танцы могут иметь
сопровождать общественные мероприятия, или исполняться во время религиозного
празднования. Ритуальный смысл, связанный с религиозной церемонией, вокруг
которой человек создает танец с незапамятных времен, являются душой индейской
хореографии до сегодняшнего дня.
Танцы коренных народов
стали, таким образом, духовным наследием от поколений, живших века назад, и
даже колониальные европейские власти не смогли истребить этот дух.
Практически во всех
регионах штата проявление танцевальной культуры имеют различные характеристики,
и «танец тигров», исполняемый амусгами в городке Путла, не является тому исключением.
Танцоры исполняют его стоя на корточках, и, кажется, что сюжет его был навеян охотничьими
ритуалами – это выражается в том, что танцоры, изображающие собак и танцоры, изображающие
ягуаров, взаимно преследуют друг друга. Танцоры надевают костюмы соответствующих
животных. Музыка представляет собой смесь ритмов, пришедших с побережья и оригинальных
отрывков, которые исполняются во время определенных танцевальных движений. Хореография танца включает в себя, помимо отбивания чечетки и поворотов танцующих в противоположные стороны, свои особенности. Такие, как отклонения туловища в бок, в одну и другую
сторону, наклоны вперед, которые танцоры делают, поставив руки на пояс, полные обороты
вокруг своей оси, в том же положении и резкие наклоны вперед, словно бы желая подмести
пол платками, повязанными у них на правой руке. После каждой серии таких движений
танцоры садятся на корточки.
Обычно тут же
присутствуют один или два персонажа в совершенно невероятной одежде. Это гуэнчес,
и их задача «заводить» зрителей прибаутками и кривлянием. Что же касается
музыкального, используются разные сочетания инструментов - духовых или
струнных. Может присутствовать все только скрипка или маленькая гитара - харана, или как происходит на некоторых
праздниках, может звучать такой древний инструмент, как чиримия (разновидность
гобоя с двумя тростями, использовавшаяся в Испании с XVвека и попавшая в американские колонии в XVI веке).
Чиримия до сих пор очень популярна и ансамбль из музыкантов играющих на
чиримиях пользуется заслуженной славой во всем регионе.
Если вы едете в Сан Педро Амусгос, то лучше всего отправляться из города Оахаки. путь лежит на северо-восток, в сторону города Уахаупан де Леон (Huajuapan de León) по шоссе 190, не доезжая 31 км до Ночикстлана (Nochixtlán) повернуть на шоссе 125 соединяющее плоскогорье с побережьем. Ехать нужно на юг в сторону Сантьяго Пинотепа Насьональ,
не доезжая 40 км до него, находится Сан Педро Амусгос (San Pedro Amuzgos), штат Оахака.
Если вы желаете посетить
другой городок амусгов, Ометепек, находящийся в соседнем штате Герреро –
расстояние между Акапулько и Ометепеком – примерно 225 км, нужно ехать по шоссе
200 (ночные путешествия по нему крайне нежелательны, также стоит ехать с полным
баком, не рассчитывая на возможность заправиться в пути), на восток и на развилке
над мостом через реку Кетцала (Quetzala), в поселке Сан Хуан де лос Льянос (San Juan de los Llanos) повернуть влево. Через 15 км вы достигнете
Ометепек, самого большого поселка амусгов.
По материалам : México desconocido № 251
/ январь 1998
Комментариев нет:
Отправить комментарий