24 дек. 2014 г.

Чарро

Слово  «чарро» впервые появляется в документах в XVII веке, (1627) как синоним слов «грубый», «неотесанный», «деревенщина», «дурного вкуса», и происходит  от баскского слова «txar» - плохой, как утверждает Королевская академия испанского языка.


Дефиле мексикаснких чарро в г. Мехико. Фото из Википедии


 
Мексиканский чарро
Чарро являет собой эволюционирующий тип человека, для которого верховая езда, это и способ заработать себе на жизнь, и добиться славы, и развлечься. Современный чарро практикует деятельность, называемую чаррерия (серию трюков, демонстрирующих потрясающее умение держаться верхом, владеть лассо и т.п.), и чаррерия признана национальным видом спорта в Мексике, несмотря на то, что футбол является видом спорта несравненно более популярным, а современное городское население имеет очень мало представления даже о базовых аспектах чаррерии. Одной из причин, помимо постоянных изменений, происходящих в современном мире, является еще и то обстоятельство, что в отличие от футбола (вид спорта, для которого нужен только мяч и в который можно играть практически в любом месте), чаррерия очень дорого обходится, в прямом смысле, так что увлечение ею под силу только достаточно состоятельным людям – из-за стоимости содержания лошади и типичного наряда чарро.

В последнее время, чаррерия, как явление, стала популярной, но это связано с ростом популярности жанра «корридо». Вышеупомянутый жанр никакого отношения к чаррерии не имеет, но в силу того, что исполнители одеваются как чарро – сапоги, сомбреро, ковбойские рубашки, а также  тот факт что некоторые фанаты этого жанра песен, называют себя «чарро», возникло много подражателей чарро, и, как следствие споров на эту тему – потому что это стиль жизни и пласт культуры был профанирован и превращён в дешевую подделку псевдо-последователями чаррерии.

Все же, если кто-то хочет отыскать подлинные принципы и правила чаррерии, основы от которых можно отталкиваться, ему стоит обратиться к практикам верховой езды со времен Колонии до Мексиканской революции (с XVI века по 1921 год).

Происхождение

Исторический образ чарро-борца
за независимость Мексики.
Фото из Wikipedia
В Вице-королевстве Новой Испании индейцам было запрещено ездить верхом или держать лошадей. Исключение составили представители знатных индейских родов из города Тласкалы и другие лидеры местных этнических групп, примкнувшие к испанцам, а также их потомки. Тем не менее, в те времена появился домашний скот, завезённый из Европы и для его содержания были необходимы пастухи. Обычно это были пастухи-метисы и намного реже индейцы. Чтобы вышеупомянутые люди могли получить разрешение на езду верхом, они должны были выполнить ряд требований: быть работниками какого-нибудь поместья, иметь седло, отличающееся от военного и одеваться в кожу или замшу. Поэтому таких пастухов называли «кожанами».
Со временем как землевладельцы, так и их работники, на территории Центрально-мексиканского нагорья, создали особый стиль верховой езды, как нельзя более подходивший к географическим условиям и рельефу этой территории.

После того, как Мексика стала независимой страной, стали пользоваться куда большей свободой люди самых разных сословий, и как легко догадаться многие их них, в силу своей работы, практически жили в седле: владельцы ферм и поместий,  арендаторы земельных участков, трудившиеся сами на себя, принадлежали к довольно бедным слоям населения. Многие из них, метисы, да еще и с присутствием африканской крови или сильно выраженными индейскими чертами, именовались «чинако», а люди, служившие в поместьях и присматривавшие за скотом, назывались «капралами» или пастухами.
Скакун был неотъемлемым атрибутом жизни тех времен, как сегодня автомобиль, с той лишь разницей, что передвигаясь верхом можно было выставить напоказ и наряд всадника. Богатым владельцам поместий нравились украшения, подобающие аристократам и офицерам кавалерии, которыми они усеивали без меры костюмы самого причудливого кроя – сделанные таким образом, чтобы выставить на всеобщее обозрение свои богатства. А менее состоятельные всадники украшали свои костюмы вышивками из «питы» (волокон агавы-магей) или завитушками и ажурными элементами из замши.

Генерал Игнасио Сарагоса (Ignacio Zaragoza), в 1861 году, во время правительства президента Бенито Хуареса (Benito Juárez), создал первый «Корпус сельских вооруженных сил», которые были вспомогательным подразделением в его войсках, боровшихся с французскими интервентами. Также в их задачу входило бороться с большим количеством грабителей и бандитов, промышлявших на проезжих дорогах и в маленьких селениях. В конце XIX . начале XX века, в период правления Порфирио Диас (Porfirio Díaz), такие вооруженные корпусы были одним их самых устрашающих подразделений. Их действия смогли обеспечить покой и относительную безопасность в самых разных местах страны, но часто они превращались карательные отряды в руках губернаторов штатов, совершая расправы над мирными жителями. Это были очень опытные наездники, носившие форму чарро серого цвета и сомбреро. Их вооружение представляло собой следующий набор: мачете, лассо, пистолет, карабин для верховой езды и длинная пика. Бытовало даже выражение, об этой последнее, поговорка, гласившая, что «с лассо и копьем был выкован Чарро».  

В середине XIX века в Мексике разгорелась Война Реформы (1859 -1861 гг.), разделившая страну на два лагеря. Не обошло это стороной и тех, кто проводил всю свою жизнь в седле. Родовитые чарро в период противостояния либералов и консерваторов, примкнули к этим последним. Консерваторы стали инициатором попытки ввести в Мексике во второй раз монархическую форму правления, которая вошла в историю под именем Вторая Империя, на трон которой был приглашен европейский принц, Максимилиан Габсбургский из Австрии. Он, добиваясь расположения знатных мексиканцев окружил себя местными традициями, в числе которых был и стиль жизни, свойственный чарро. Он быстро усваивал новые для него манеры и одежду и есть легенда о том, что именно он внес некоторые изменения в тип брюк, которые носили чарро.

С другой стороны политического лагеря расположились чарро, примкнувшие к либералам. Это были  «платеадос» - «посеребренные», называвшиеся так, потому, что они носили серебряные нашивки на своих костюмах. Платеадос были состоятельными людьми, но придерживались либеральных взглядов, так же, как и простолюдины «чинако», они сражались за восстановление Республики.
Маркиз Гуадалупе Гайардо, Каплос Ринкон Гайардо (Carlos Rincón Gallardo) считается родоначальником чаррерии, то есть зрелища, устраиваемого наездниками-чарро, чтобы посоревноваться в разных умениях. Он так же является родоначальником династии известных и талантливых чарро и игроков в гольф.

Однако, самым представительной личностью среди мексиканских чарро является, конечно, мексиканских революционер, сражавшийся в штате Морелос, Эмилиано Сапата (Emiliano Zapata), который до начала революции был известен в регионе, находящемся к югу от Мехико, как талантливый объездчик лошадей и экстраординарный наездник.
Говорят, что чаррерия зародилась в штатах Мехико и Халиско. А примерно в 30-е годы XX века, когда началась миграция сельского населения в города, чаррерия превратилась в вид спорта со своим регламентом, проводящуюся на специально предназначенных сооружениях, называемых Аренами Чарро.

чарро на состязаниях, показывают фигуру "шаг смерти",
заключающуюся в том, чтобы пересесть с объезженной лошади
на необъезженную  у держаться на ней, схватившись за гриву и
усмирить ее. Фото из Wikipedia.
 


Характеристики
Мексиканское седло, являющееся производным от испанского, которое, в свою очередь произошло от арабского, несмотря на то, что является достаточно тяжелым, очень удобно как для коня, так и для всадника. Его основные элементы - «бочонок» или деревянный каркас, крыльев из кожи и стремян. Существуют седла, красивые настолько, что их можно считать произведениями искусства: из кожи, украшенной фигурами или орнаментами, выбитыми или нанесенными на разные части седла. Есть седла с серебряными украшениями-штамповками, с цветными нитями, которыми расшивается сбруя. Седла обычно комплектуются кобурой или чехлом, в который помещается мачете или огнестрельное оружие.

Сбруя и амуниция, использовавшаяся мексиканскими пастухами, потом стала популярной среди северо-американских ковбоев, после колонизации части мексиканских территорий, которые отошли Штатам после войны с Мексикой, в 1848 году. Техасское седло, используемое местными ковбоями, было модификацией мексиканского седла, которое использовали скотоводы и хозяева мелких ранчо, которых называли «чинако».

В период мексиканской революции (1910 - 1921) местные породы лошадей практически исчезли, поскольку именно они использовались в сражениях. В наше время самые популярные для чаррерии породы это Куарто де Мийя (Cuarto de Milla, «Четверть мили»), родом из США и Кабайо Астека («Ацтекский Конь»), эта последняя является новой породой.

Лошадь для чаррерии должна быть среднего роста, очень сильная, быстрая и благородного темперамента.
Лассо является неотъемлемым элементом чаррерии, так же как и шпоры, чапы и костюм чарро.


История костюма чарро

Сельские поместья в Мексике, до начала XX века представляли собой практически феодальные владения, в которых функции распределялись в соответствии с жесткой иерархией. Эта иерархия отображалась и в одежде сельских жителей. Костюмы, которые использовал хозяин поместья и его сыновья, отправляясь верхом по своим делам, были самыми роскошными, и для разных случаев были разного цвета. Самые богатые наездники использовали наряды, типичные для своих предшественников, которые ездили верхом, используя способ, называемый «Хинета» (когда ступни поставлены в стремена, которые подтянуты очень высоко, не спускаются под брюхо лошади).

Затем, через некоторое время, вошли в широкое пользование одежда, состоявшая из «колето» (очень короткой куртки), довольно широких брюк, которые имели застежку сзади и назывались «тапабаласос», либо узких брюк с рядами пуговиц с внешней стороны. Снизу из под брюк были видны кальсоны, и они обычно украшались узорами, кружевами и прочей тонкой работой.  Обычно креолы (потомки испанцев, родившиеся в Мексике) носили костюмы из шерсти с украшениями из серебра, а люди более низких доходов . из боле дешёвых тканей с орнаментами из замши. Пеоны, зависимые работники поместий, по своей сути безлошадные, довольствовались хлопчатобумажной накидкой и шлёпанцами в качестве обуви, вместо сапог.
Разумеется, главными «модельерами» и создательницами одежды «капралов» и пастухов были женщины, жившие в сельской местности, которые с большим умением и изобретательностью, которые имея под рукой только материалы, гораздо более дешевые, че те, из которых заказывали себе костюмы знатные господа, тем не менее умудрялись создать для своих мужей, братьев и сыновей ничуть не менее красивые и ноские предметы одежды. Одним из важных элементов являются кожаные чапы, надеваемые поверх брюк чарро. Они были незаменимы для всадников, скакавших через заросли колючего кустарника, называемого чапарраль.

Не стоит забывать что источником чаррерии стала повседневная практика обращения  с крупными домашними животными, а именно подковывать, ловить, разделять, гнать, останавливать поворачивать табуны и стада лошадей и коров, перегоняя их с места на место. Так что чапы - это не фольклорное украшение или игрушка, а предмет одежды, возникший от насущной необходимости защищать ноги и брюки от колючек, ударов рогов и копыт и прочих возможных повреждений.  

Чапа представляет собой подобие длинный кусок кожи, который привязывается к поясу сзади специальными веревками. С пояса она свисает вниз двумя лентами, которые связываются между собой или застегиваются пуговицами от бедра до лодыжки, становясь защитным панцирем. Кроме того, когда чарро орудуя лассо, захватывает бегущее животное, чтобы свалить его, сила натяжения верёвки и скорость рывков такова, что не будь чап, от трения загорелась бы ткань  брюк и кожа человека на бедре. Кроме того, задняя часть чапы немного прикрывает  внутреннюю часть бедра, которая при езде верхом, постоянно трется о седло,  что может привести к серьезным повреждениям кожи, после долгой скачки или выполнения различных элементов выездки.

Наездники из бедных слоев населения - «чинако» использовали плоскую шляпу - сомбреро, похожую на андалузскую. Они носили длинные кальсоны, поверх которых надевали брюки, открытые с внешних сторон, которые застегивались на пуговицы. Эти пуговицы затем стали использовать и богатые владельцы скотоводческих ферм.   

Костюм современного чарро

Костюм чарро строго регламентирован. Он может быть рабочий или парадный и должен быть сделан из замши или шерсти, либо комбинации этих двух материалов. Он состоит из брюк, короткой куртки, рубашки (иногда может присутствовать жилет), ботинки и узкий шарф, который выполняет роль галстука.

Так же регламентируются цвета для костюма чарро: это вся гамма оттенков кофейного цвета, темно синий, коричневый, серый и серо-зеленый, которые контрастируют с орнаментами и украшений и пуговицами. Также может использоваться очень темно-красный цвет, но только для брюк «капрала» и в дополнительных элементах, таких как конская попона. Такие цвета, как розовый или белый категорически запрещаются.

Ботинки должны совпадать по цвету с кожей седла, то есть быть медового цвета, каштанового или кофейного. Черный костюм чарро надевает исключительно на свадьбу или похороны. В этом случае ботинки тоже должны быть черного цвета.  

Рубашка как правило, с отложным воротничком. Предпочтение отдается белому или бело-желтоватому цвету. Черный и розовый категорически запрещаются.

Сомбреро чарро
Знаменитая шляпа сделана из шерстяного фетра, из войлока, который изготавливается из заячьей шерсти или может быть соломенной.  Она является незаменимой защитой от палящего мексиканского солнца и предохраняет голову в случае падения с коня. Вот почему шляпа чарро всегда широкополая, приподнятая с задней стороны. Но тулье сомбреро-чарро имеются углубления, как будто она вдавлена с четырех сторон. В народе эти углубления называют «ударами камня». Считается, что они придают тулье наибольшую прочность. Кстати, несмотря на легкость, самой прочной шляпой, является сомбреро из пальмы, т.к. волокна этого растения очень жёсткие.

Сомбреро, в зависимости от региона, может изготавливаться по-разному и с применением разных материалов. В местах более открытых и солнечных поля его является более длинными, чем в лесистых регионах. Там, где больше влажности, используют более легкие материалы, чем, в высокогорных зонах.

Обычно шляпы украшаются по кромке вышивками или кружевными материалами. Самые популярные типы сомбреро это «Сан Лиус Модерадо», «Пачука», Кокула», «Асендадо» и др.

Настоящее сомбреро чарро изготавливается на заказ мастерами шляпного дела и оно очень отличается от тех, что продаются туристам в качестве сувениров.
Сомбреро на удивление многофункционально – помимо защиты от солнца, влажности, ветра, пыли, им удобно раздувать тлеющие угли костра, и с той же эффективностью оно может пригодиться, чтобы сбить огонь начинающегося пожара. Можно накрыть им ядовитую змею, и тем самым, обезвредить ее, можно сделать отличный бросок, дразня разъярённого быка во время чаррерии, можно поить из нее скакуна, там где нет ручьев и речек, закрыть лицо, чтобы остаться в неизвестности, использовать как щит, чтобы загородиться от удара мачете или ножа, держа шляпу за подбородный ремешок. Во время исполнения трюков с укрощением быком сомбреро может стать защитой от удара рогами. А в случае падения – защитить голову.

Социальный контекст
В конце  XIX века слово «чарро» однозначно обозначало опытного и очень искусного наездника.
Один чарро мог быть богатым владельцем поместья, другой - бедным крестьянином, но при этом оба использовали одинаковые элементы одежды и один и тот же тип сомбреро. Если чарро был богатым землевладельцем или доверенным лицом этого последнего, его социальный статус был одним значительно выше, чем у прочих жителей села, независимо от их достатка.
Что же касается термина «чинако», неоднократно упоминавшегося ранее, после достижения Мексикой независимости он оставался в употреблении ещё в В XIX – начале XX века. Он был по сути наследием колониальной эпохи, периода, когда человека по процентному содержания в нем кровей той или иной расы, относили к определенной касте, коих существовало великое множество. Чинако в те столетия обозначал метиса с определенной долей африканской крови, то есть был синонимом одного из самых низших социальных классов.  

Объездчики лошадей или пастухи, работавшие по найму могли относиться или не относиться к классу «чинако». В любом случае, несмотря на свое очень скромное социальное положение, их работа оплачивалась выше, чем любых других работников поместий - в силу их специфических навыков и умений. Так что они могли позволить себе носить костюмы, напоминавшие костюмы чарро – их работодателей.

Итак, в XIX и начале XX века слово чарро обозначало к состоятельным людям, много времени проводившим в седле. Неудивительно, что за редкими исключениями чарро были людьми реакционных или весьма консервативных взглядов. После революции, когда начали смешиваться и демократизироваться социальные слои, чарро отстаивал прежние политические бастионы (землевладельцы в особенности скотоводческих поместий, пострадали больше всех от революционных преобразований, так как значительная часть  их земельных угодий, подлежали разделу между представителями крестьянских общин или зависимыми работниками поместий).

С появлением и активизацией деятельности и профсоюзных организаций (20 – 30 е гг. XX века) возник даже такой термин – «Лидер-чарро», то есть лидер, представлявший интересы предпринимателей и работодателей, а не трудящихся.

И хотя чарро связывали с реакционным движениям, погонщики скота, пастухи, кузнецы, подковывавшие лошадей, конюхи -  все стремились к тому, чтобы приобрести этот статус. Чарро превратились в категорию лиц, обладавших особым статусом, наподобие рыцарей средневековой Европы, так что многие стремились попасть в этот круг.

Что касается официальных культурных учреждений, развивавшихся в послереволюционный период, они приложили много усилий, чтобы сделать образ  чарро архетипом мексиканца, парой которого стала чина поблана , Китаянка из Пуэблы. И это, несмотря на то, что оба феномена складывались в разное время и в совершенно разных социальных слоях. Несмотря на это чарро и чина превратились со временем в пару танцоров фольклорных танцев и чина утратила свою подлинную мужскую половину, то есть бедняка «чинако». Чарро стал олицетворять даже, как это ни парадоксально, повстанца, в том числе и индейского. При этом в чертах культурного стереотипа чарро отмечалось и испанское наследие, приобретшее некие романтические штрихи.  

В наши дни, несмотря на классовость происхождения чарро, этот вид спорта практикуют и этот образ жизни ведут люди самого разного социального происхождения. Как состоятельные, так и скромные по доходам люди соблюдают дух равенства во время встреч, событий и состязаний.  

В сельской культуре современного периода  роль чарро в последние годы изменилась, в силу размывания национальных и региональных традиций и происходящей повсеместно глобализации.  

Несколько слов о фенотипе чарро. Изначально это был креол (потомок испанцев, рождённый в Мексике), либо метис с европейскими чертами внешности, хотя этот внешний облик может сегодня различаться в разных регионах. В Халиско чарро в основном светлокожие, либо отличаются незначительной смуглотой. На побережье Мексиканского залива во многих чарро чувствуется присутствие африканской крови, а в южных штатах они имеют индейские черты. Любопытным фактом является то, что значительное количество потомков ливанских и сирийских иммигрантов очень успешно интегрировались в культуру чарро.

В США также существуют ассоциации чарро, любителей и профессионалов, в силу большого количества мексиканского населения в этой стране.

Образ чарро в кинематографе и искусстве
Чарро, весельчак и любитель петь, не является таким уж вымышленным или гротескным персонажем, как хотят его представить его критики. Ведь еще совсем недавно, до начала распространения средств массовой информации, люди, особенно в селе, развлекались, устраивая песенные и танцевальные вечеринки, что несомненно поддерживало и заставляло развиваться различные фольклорные жанры.

В Мексике культ праздника и совместного проведения свободного времени сделали из чарро действительно веселого персонажа, немного фанфарона, но при этом типа крайне общительного, в отличие от мрачного  (хотя в равной степени обладающего чертами мачиста) северо-американского ковбоя.  

Влияние образа жизни чарро на массовую культуру воплотилось в современной Мексике разных формах и видах. Например, слово «шерсть», которое часто используется сегодня в значении «деньги», заработало такое значение потому что когда-то эта ткань была очень дорогой, и следовательно, ей пользовались в основном очень состоятельные. Выражения типа "не спешивайся с лошади" то есть: "не сдавайся"; или повелительное "пришпорь его" со значением «поторопись», «пошевеливайся».  Слово «пришпорь его» превратилось «давай», которое повсеместно используется в наши дни, в качестве просторечного выражения.

В кино образ чарро использовался не менее часто, чем ковбой. Некоторыми известными чароо в кино были Педро Инфанте (Pedro Infante), Луис Агилар (Luis Aguilar), Хавьер Солис (Javier Solís), Тито Гисар (Tito Guízar), Мигель Асевес Мехия (Miguel Aceves Mejía), Франсиско Авития (Francisco Avitia) и другие.

Хорхе Негрете (Jorge Negrete), Поющий Чарро считается лучшим представителем образа мексиканского чарро в кинематографе. Очень прославился своими блестящими конными шоу  Антонио Агилар, возможно последний из подлинных чарро в сфере развлечений.
Именно шоу-бизнес  в последние десятилетия внес свою лепту в искажение образа и сущности чарро, используя его в телесериалах низкого качества, с использованием атрибутики чарро певцами исключительно коммерческого характера, с низким или вообще без какого-бы то ни было культурного содержания.  Хотя образ чарро, гаучо (похожего на него персонажа из Южной Америки) до сих пор вырывает вздохи из груди многих латиноамериканок, так как пока еще является архетипом испано-американской первозданной мужественности.

И даже в Мексике, известной своей множественностью локальных культур и традиций чарро стал образом национальной культуры, объединителем Мексики . Его использование не ограничивается отдельными регионами, представляет собой культурное скрещивание и основу для мексиканской культурной идентичности.

Женщина и ее участие в чаррерии


Участницы мероприятия, скачущие «косичкой»

Ассоциации Чарро, используя традиционные способы, каждый год выбирают Королеву Чарро. Эта девушка обязательно принадлежит к одной из местных или региональных ассоциаций, и, соответственно, владеет искусством верховой езды в полной мере. Ее функции – представлять лучшую половину чарро во время мероприятий и открывать сезоны.

Во все более развивающемся контексте равенства полов амазонке  является активной спортсменкой чарро, и ее основная сфера – участие в групповых выступления по выездке. Хотя есть женщины - наездницы, выступающие в других категориях чаррерии, требующих чрезвычайного умения и хладнокровия.  

Оригинал статьи: http://es.wikipedia.org/wiki/Charro

Комментариев нет:

Отправить комментарий