Макеты, изображающие
библейскую сцену Рождества, которые называют «яслями» или «вифлеемами»,
произошли от «живых постановок», инициатором которых стал Франциск Ассизский
почти восемьсот лет назад. Сегодня они являются одним из самых главных украшений
праздника Рождества в Мексике и многих других католических странах.
Рождественскую атрибутику,
используемую в домах во время праздников, условно можно разделить на три типа.
Первый - это использование атрибутики, заимствованной у других народов – елки с
шарами, костюмы Санта-Клауса и им подобные. Второй тип комбинирует заимствованную
и местную атрибутику и третий придерживается местных традиций украшения праздника,
то есть имеет центром как раз сцену Рождества, хотя и она сегодня стал смесью различных
культурных элементов.
Что же касается
церквей и храмов, сцены рождества, создаваемые в них продолжают нести старинный
облик, и являются зачастую необыкновенными по своей художественной красоте и
впечатляющими по размерам. В этих сценах главными героями являются члены святого
семейства – Дева Мария, святой Иосиф и младенец Иисус в яслях. Каждый год в
преддверии крупнейшего католического праздника в храмах «кладут ребенка», и эта
традиция насчитывает уже многие сотни лет.
Происхождение традиции инсценировки Рождества
Как гласит легенда,
начало обычая создавать сцену рождения младенца Иисуса восходит к эпохе Джованни
Бернардоне (Giovanni Bernardone) (1182 г. -1226 г. ), намного более известного
всему миру под именем Франциска Ассизского. Именно он был первым, кто инсценировал
Рожество Христово, чтобы наглядно поведать об истории рождения сына божьего.
Точная дата первой постановки неизвестна, но это могло произойти в 1223 году. После
того, как основал францисканский орден, Франциск из Ассизи предпринимал походы
по Италии с проповедническими целями. Зимой 1223 г. он проходил вблизи города
Рьети, и Рождество застало его в капелле Греччо. Там, вдохновившись, он создал постановку
сцены Рождества – вместе с другими священниками, построил соломенный домик,
навес и стойло и пригласил местных жителей принять участие в сцене, где главными
героями были Иосиф, Мария, новорожденный ребенок, пастухи и даже бык и ослик,
для большего правдоподобия.
Традиция, возникшая
и развивавшаяся в странах Европы долгое время представляла собой инсценировки «вифлеемов»
с приглашением людей, которые осуществлялись во дворах церквей и храмов. Но постепенно
стали изготавливаться фигуры или изображения персонажей и сцены рождества,
таким образом, могли быть воссозданными в домах обычных верующих-католиков.
Считается, что первый «вифлеем» из глиняных фигур был сделан в Неаполе, в
Италии, в конце XV. Начиная с
того периода, король Карл III издал указ о том, чтобы сцена воссоздавалась во всех уголках
королевства.
После испанской
Конкисты нового континента, монахи стали использовать рождественские праздничные
традиции, в качестве одного из инструментов по христианизации местных жителей.
Очень пригодились им в этом и фигурки, используемые для «вифлеемов». К тому же
индейцы и сами были умелыми ремесленниками, и умели изготавливать персонажей и украшения
из самых разных материалов. Сколько лет прошло с той поры и сколько поколений и
семей внесли свою лепту в передачу традиции потомкам? Даже в наши дни мы может обнаружить
во многих уголках Мексики еще живой обычай изготавливать фигурки для вифлеемов,
ставших отдельным видом художественного ремесла Мексики. Это, например, ангелочки
из Цинцунцана, Мичоакан, глиняные фигурки из Метепека, штат Мехико,
Амеяльтепека и Толимана, Герреро, или целые сцены Рожества в миниатюре,
изготавливаемые в местечке Тлакепаке, в пригороде Гвадалахары, Халиско.
Современное «Рождество»
(слово «вифлеем» вышло из обращения, по крайней мере, в Мексике) сочетает в
себе достаточно противоречивые элементы, заимствованные, синтетические, которые
зачастую, не имеют ничего общего с воссозданием точной обстановки рождения
младенца Иисуса. Если уччесть, что он
родился на Ближнем Востоке, трудно представить, что такое место, могло быть
покрыто деревьями с пышной листвой. То же самое происходит с хвойными деревьями
(«ёлками»), которые сегодня включают в «рождество», так как такие ботанические виды
не могли существовать на сухой земле современного Израиля. Елка является
традицией, пришедшей к нам из Северной Европы и попавшей в Мексику через
Соединенные Штаты.
Такими же неточными,
но очень типичными для мексиканского «Рождества» элементами являются опунции, агавы,
кокосовые пальмы ойямели, деревья розового перца (шинуса мягкого) или животные
домашние или тягловые, используемые в разных странах мира, которых включают в
компанию «аутентичных» ослика и быка. А еще Рождество могут украшать лодки с веслами, ветряные мельницы и средневековые
замки, а иногда появляется даже дьявол и его искусители. Фигура дьявола может
варьироваться в форме и цвете, но самая обычная - красная с черными крыльями.
Многие мексиканские
сцены Рождества включают и прочие элементы, свойственные национальной повседневности
и народной культуре, что делает их очень живописными. Таким образом, могут появиться
фигуры булочника, водоноса, тётушки, готовящей тако, продавца гелиевых надувных
шаров, шарманщика и многих других персонажей, которыми наполнены улицы современной
Мексики. Нет пределов фантазии создателей «Рождества». А пропорции фигур могут превосходить
любые понятия о соразмерности и повергать зрителя в мир абсурда - младенец, размеров со святого Иосифа, либо
превосходящий барашков из стойла. Или гигантские Волхвы, пришедшие поклониться крошечной
фигурке новорождённого.
В наши дни для светового
оформления чаще всего используются гирлянды с бегущими огнями, многие из них –
с музыкой. Но в домах, где строже придерживаются
традиций, до сих пор можно встретить восковые или парафиновые свечи, или даже
лучины. Несмотря на это, по очевидным причинам, в таких случаях необходима крайняя
осторожность, чтобы избежать возникновения пожара.
Это эфемерное декабрьское
искусство может быть сделано с
применением из любых подручных материалов. Самые распространёнными являются картон,
мох, омела, солома, хотя могут использоваться также камни, металлические пластины,
трубки из пластика или резины и любой другой материал, который автор «рождества»
сочтет подходящим или который надет под рукой. Самое главное при этом – суметь воссоздать
дух праздника, который, к сожалению, год от года исчезает. Часто, из-за незнания,
нехватки времени, или нежелания делать, люди предпочитают поставить елку, так как
это проще и не требует таких затрат, поскольку украшения могут храниться десятилетиями
и использоваться повторно.
Однако, не все
потеряно, и есть положительные тенденции: последние годы возникли различные национальные
и местные конкурсы сценок рождества, с помощью которых неравнодушные люди намереваются
сохранить и продолжать эту красивую праздничную традицию.
Омеро Адаме
Мартинес (Homero Adame Martínez) и Карлотта Мапелли
Моцци (Carlotta Mapelli Mozzi), “México desconocido”.
Комментариев нет:
Отправить комментарий