20 дек. 2014 г.

"Стена Смерти" в древнем городе Тонинá, штат Чьяпас


На «Стене Смерти» в древнем городе Тонинá, Чьяпас, имеется немало
элементов, которые наводят на мысль о том, что этот город имел контакты
с представителями тольтекской культуры. Фото из журнала
"Arqueología mexicana", спец. выпуск № 2.
 
В зеленой раме Лакандонской сельвы расположен акрополь древнего города Тонина, одного из археологических сокровищ Чьяпаса. Руины этого города, в свете последних открытий, позволяют различить новые горизонты в изучении древних майя и их контактов с другими месоамериканскими культурами, в частности, тольтекской.  

Расположенное на территории муниципалитета Окосинго (Ocosingo), это место  воссоздает, разговаривая с нами языком своих камней – образ народа воинов, чуждый восприятию майя, как мирных математиков и наблюдателей за звездами. И этот воинственный народ сумел поведать – используя искусство работы с камнем – о своей военной мощи и своих представлениях о мире. Народ  Тонины сумел воспринять художественные стили своих ближайших и отдаленных соседей и из их  сочетания создать свой собственный, уникальный, который является выдающимся в силу пропорций, реализма и торжественной красоты. Примеров тому становится все больше: несколько лет назад, например, была открыта величественная статуя Тцотц Чох, одного из самых прославленных правителей города. Но, пожалуй, самым любопытным  объектом, которым Тонина не перестает удивлять, является Стена Смерти, или Стена четырёх эпох.

Стена Смерти
Она является подобием письменно доиспанского документа – кодекса, созданного в виде монументального рельефа, вылепленного из гипсовой смеси более 1000 лет назад, 12 метров ширины на 4 м высоты. Она транслирует нам послание, созданное умами и руками майя, но в нем несомненно присутствуют идеи, привнесенные в местную культуру тольтеками - ведь на стене запечатлена легенда о четырех космогонических эпохах, солнцах, предшествовавших, по представлениям древних культур Центрально-мексиканского нагорья, рождению современного мира, и сил подземного мира в земной. Удивительно то, что персонажи Стены сочетают в себе скульптурный стиль, присущий древним городам майянской сельвы и мифологическое восприятие реальности, характерное для земель, находящихся далеко к северу Тонины. Этот сплав рождает произведение искусства древней Мексики, образец огромного мастерства и выразительности.

Рельеф был обнаружен на одной из стен акрополя Тонины, в месте, которое было священным для обитателей древнего города (об этом говорят находки объектов культа и послужил пищей для разговор. Можно только предполагать масштабы загадок, до сих пор таящихся под руинами Тонины.

О существовании древнего города было известно давно – путешественники посещали его развалины на протяжении последних четырех эпох. А в XIX веке он не остался без внимания европейских исследователей - Дюпэ, Стефенса, Блома, вооруженных новыми научными идеями и колесивших по просторам экзотических для них стран. Однако все они лишь поверхностно осматривали город, оставаясь в нем всего на несколько часов или дней. Англичанина Джона Л. Стефенса  (John L. Stephens) поразили фрагменты гипсовых крыльев, найденные им среди  развали, и похожие на те, что изображали египтяне. Франц Блом (Franz Blom) и Антуан Ла Фарж (Antoine La Farge) выразили мнение, что скульптуры Тонины существенно отличались от прочих подобных произведений, созданных в других городах майя, а Морли (Morley) отметил, что статуи Тонины имели сходство со скульптурами, обнаруженными в далеких Копане и Киригуа, находящихся на территории современной Гватемалы.

Многие исследователи внесли это Тонину в список мест майянского мира второстепенной значимости. И лишь с реализацией проекта Института Истории и Антропологии (INAH) по раскопкам и восстановлению места, возглавляемого Хуаном Ядеуном (Juan Yadeun), чтобы, наконец, открылись нашему взгляду историческая значимость и художественная красота одного из могущественных городов-государств древних майя, самого воинственного и устрашающего. Сегодня «Город небесных пленников», как его называли в лучшие его времена, раскрывает нам один из своих секретов.

Тонина, рассказывает нам Хуан Ядеун, достигла своего величия в период  с 800 по 900 гг. н.э., когда пришли в упадок  многие города майя , находящиеся на территории мексиканского штата Чьяпас, Гватемалы и северной части Гондураса и развивавшиеся в период с 400 по 800 гг. н.э. Последняя календарная запись города относит нас к 909 году нашей эры, так что кажется, что лингвист Сесар Корсо (César Corzo) попал в самую точку, когда перевел слово «Тонинá» как «Дом запада» или «Место, где темнеет».

Из-за многочисленных тольтекских элементов, обнаруженных в акрополе, сложилось мнение, что Тонина стала предвестником завязывания культурного обмена между народами майя и Центрально-мексиканского нагорья, кульминацией которых стало рождение новой империи майя с элементами тольтекской культуры, империи итца, расцветшей спустя около века после заката Тонины на Юкатанском полуострове.

Что касается религии и мифологии, Пополь-Вух отметило здесь начало четырёх космогонических эпох – солнц. Видимо, в Тонине уже не поклонялись так сильно богу кукурузы и священному дереву  сейбе, как это делали в Паленке или Исапе, и священнослужителей Тонины беспокоил больше конец эпохи четвертого солнца и сумерки, которые окутают весь мир перед появлением нового светила – в точности то же, о чем повествовала космогония народов, живших далеко на севере.  

А еще жители Тонины узнали от представителей тольтекской культуры о том, что кровь была соком, питающим вселенную и что война была средством, чтобы добыть ее. Представление о народе майя, как о мирном, меланхоличном, посвящающим себя математическим вычислениями и наблюдению за звездами, здесь, в Тонине, теряет всякий смысл. На вершине своего могущества город вел многочисленные войны против своих соседей, с основной целью - захватить живыми в плен вражеских правителей и поднести в жертву сверхъестественным силам вселенной их головы, во имя сохранения равновесия в мире.

Захваченные в плен правители неприятеля приводились на территорию акрополя, где они, после совершения ряда пышных церемоний, обезглавливались, так как божественная кровь (а ведь майя считали правителей богами)  считалась движущей силой всех вещей в мире.

В Тонине были обнаружены останки большого количества знатных мужей, принесенных в жертву и монументы с надписями, увековечившими эти события. На каменных стелах также нередки изображения людей, практически без одежды, со связанными за спиной руками, в позах и с жестами, выражающими мольбу о пощаде, либо обезглавленных.

Однако именно Стена Смерти является памятником, наиболее полно отразившим идеологию уничтожения, принятую этим народом. В художественном смысле на территории культуры майя не существует ничего подобного. Стена впечатляет своей красотой и размерами.

В четырех углах композиции, очень похожие на те, что изображены на фресках в Теотиуакане, находятся умершие солнца. Они изображены в виде человеческих лиц тонкой работы и волосы, изображённые так живо, что кажется, они, словно настоящие, свисают  вниз. Светила изображены летящими головой вниз, окутанные сиянием, слепленным на рельефе, напоминающем лепестки ромашки или дикорастущих цветов. А их закрытые глаза сообщают нам, что они мертвы и мчатся, низвергаясь в подземный  мир.

Месоамериканское искусство изобилует изображениями черепов и скелетов. В кодексах, на рельефах, в скульптуре, настенных росписях имеются многочисленные образы смерти, с голым черепом, мрачных и пугающих, показывающих свой язык из обсидианового ножа или носящие облачения воинов. Однако, череп Стены Смерти в Тонине превосходит все остальные.

На первый взгляд он кажется веселым и симпатичным, создается впечатление, что он пританцовывает, довольный своим существованием, как это хотел представить автор. Смерть, воплощенная в этом черепе, обладает ярко-выраженной индивидуальностью и идентифицируется с народом, создавшим это ее воплощение. На рельефе видно, что череп  Смерти имеет искусственную деформацию определенного типа, характерную для подобных практики у майя, при этом у него имеются уши и шикарная шевелюра. Поскольку она изображена в профиль, виден только один глаз, который тем не менее, изучает исподтишка зрителя, смотрящего на рельеф, а рот изображает подобие многозначной улыбки. Ее руки скелета покрыты перчатками, так что она выглядит элегантно. Она похожа на образ Смерти,  созданный художником Хосе Гуадалупе Посадой (José Guadalupe Posada), что-то вроде прапрапрабабушки знаменитой «Модницы» - Катрины.

Но при этом кокетливый скелет вовсе не такой уж добряк – в руке у него отрубленная голова, которая по мнению Хуана Ядеуна, принадлежит одному из известных правителей Паленке. Ведь Тонина дважды выиграла войну с этим городом, и имеется мнение, что во второй раз именно жители Тонины практически полностью разрушили Паленке. Смерть на рельефе держит за волосы отрубленную голову, у которой закрыты глаза и торчит наружу язык.

Рельеф композиционного поделен на четыре части, которые можно уподобить страницам кодекса. Помимо светил, правивших каждой из четырёх эпох, на рельефе есть ягуар с человеческими повадками, который делая шестом углубления в почве сеет семена новой эпохи, пятого солнца, которое не успело осветить камни Тонины.

Во время нашего визита в Тонину, мы заметили, что рельеф еще был в процессе восстановления – археологи складывали отколовшиеся кусочки, на манер головоломки. Так что, есть возможность, что на нем обнаружатся новые фигуры и символы, которые еще более обогатят содержание этого скульптурного произведения.

Почти ежедневно участники проекта Института Истории и Антропологии совершают здесь новые находки. Поскольку акрополь был возведен на склоне холма, высота его над уровнем долины, более 80 метров,  превышает высоту Пирамиды Солнца в Теотиуакане.

Другие интересные объекты, найденные в Тонине – деревянный косяк, оформлявший входной проем, возрастом более 1000 лет (Стефенс описывал его в середине XIX века), сделанный из древесины малого сапоте, и который находится до сих пор в том же состоянии – без гнили, трещин и плесени, а также любопытный диск с рельефом, на котором изображен мужчина, избиваемый женщиной.

В ближайшее время в Тонине будет открыт музей археологической зоны и появится асфальтированная дорога, которая соединит зону с поселком Окосинго.

Сколько еще загадок таит в себе Тонина? Возможно ,здесь находятся ответы на вопрос о скором закате многих могущественных городов майя, который произошел примерно в одно и то же время. Может быть, есть и другие рельефы, скрытые под завалами и обломками акрополя. Но уже сегодня город может много рассказать внимательному посетителю.

Если вы едете в Тонину

Как добраться: по федеральному щоссе 190 от Сан-Кристобаля де лас Касас (San Cristóbal de las Casas)  до Комитана (Comitán) и далее около 12 км, до поворота на поселок Окосинго.  Добравшись до Окосинго по неасфальтированной дороге вы доедете до археологической зоны.

Что касается услуг, Окосинго располагает скромными отелями и местами общественного питания, но если вам необходим сервис лучшего качества, лучше остановиться в Сан-Кристобаль де лас Касас, городе, находящемся примерно в 50 км от археологической зоны.

Давид Д. «México desconocido”

Комментариев нет:

Отправить комментарий