20 дек. 2014 г.

Предрождественские праздники Посадас в Мексике

группа персонажей, изображающих путешествие
евангельских персонажей в Вифлеем,
 в сопровождении маленького ангела.
Фото c suttercreek.com
 
Посадас являются одним из традиционных народных праздников, отмечаемых в Мексике, Гондурасе, Гватемале, Сальвадоре и Панаме в течение девяти дней, предшествующих Рождеству, а именно с 16 по 24 декабря. Эти праздники призваны напомнить верующим о путешествии Девы Марии и Св. Иосифа  из Назарета в Вифлеем, перед самым рождением Иисуса.  В эти девятидневные религиозные празднования вплетаются традиции и торжества светского характера. В Колумбии, Эквадоре и Венесуэле отмечается похожий праздник, сопровождающийся чтением молитв Розария, распределенных по днем. Он называется Девять Дней Даров.

Происхождение и история
Посадас были созданы первыми миссионерами Америки:  монах-августинец Диего де Сория  (Diego de Soria) запросил разрешения у Папы для того, чтобы организовать девять месс в дни, предшествующие Рождеству для того, чтобы отпраздновать рождение Иисуса Христа, как настоящего Господа, на что Ватикан ответил согласием. Идея Диего де Сории имела под собой местную почву: мешика в Центральной Мексике, по традиции, устраивали как раз в эти дни крупные праздники, посвященные их богу войны Уитцилопочтли. Кроме местных ритуалов, за которыми наблюдали христианские миссионеры, был у мешика и другой обычай – покупать раба, который в течение этих девяти дней должен был представлять собой бога Кетцалькоатля, который по верованиям мешика спускался на землю к смертным, в конце девятидневки, во время праздников поминовению старого солнца. По прошествии девяти дней празднества раб приносился в жертву в честь Луны и в тот же день во всех храмах отмечалось явление Кетцалькоатля. В силу этих причин, монахи-августинцы решили заменить персонажей праздников, чтобы вытеснить таким образом доиспанских богов и верования. Сами церемонии сохранились, но миссионеры придали им христианский смысл. Празднования, таким образом, служили для верующих подготовкой для принятия в своем сердце Иисуса в день Рождества и распространяли христианские идеи.
В 1587 году  монах Диего де Сория (Diego de Soria) получил от папы Римского Сикста V буллу, разрешавшую в Вице-королевстве Новой Испании  служение специальных месс, называвшихся мессами даров, в период с 16 по 24 декабря, которые должны были проходить в церковных дворах. Вместе с мессами разыгрывали представления -  монахи, занимавшиеся миссионерством организовали спектакли, чтобы более наглядно рассказать индейцам евангельский сюжет и облегчить им понимание наставлений католической церкви. В этих спектаклях представлялись сцены, изображавшие путь Девы Марии и Св. Иосифа их Назарета в Вифлеем, куда они шли, чтобы подчиниться требованию цезаря Августа о переписи, а также чтобы найти место, где можно было ожидать рождения младенца Иисуса. Таким образом, эти девять представлений составили цикл посадас, и представляют собой просьбы о ночлеге на исполненном символизма пути святого семейства в Вифлеем. Начинаются они 16 декабря и заканчиваются 24, в канун Рождества. В спектаклях по традиции изображаются лишения и трудности, которые испытывали в дороге Дева Мария и Св. Иосиф, пока им не удалось устроиться на ночлег в одном хлеве в Вифлееме.

После окончания месс отмечали праздник, с музыкой, которую исполняли ансамбли музыкантов, пускали фейерверки, зажигали огни,  исполняли вильянсико и, конечно, разбивали пиньяту.
В XVIII веке, празднование посадас, хотя и не перестало проводиться в церкви, распространилось также и на улицы, на центральные площади городских районов и в домах. Церковные песнопения дополнились народными песнями и танцами.

Пиньята на праздниках посадас
Разбивание пиньяты является одной из самых популярных традиций на праздники Посадас в Мексике.  Пиньята является ремесленным произведением состоящим из глиняного горшка внушительных размеров, обклеенного цветной бумагой и блестками. Ее традиционная форма - семиконечная звезда, и каждый луч олицетворяет один из главных грехов.  Пиньята должна быть разбита шестом, представляющим собой силу  веры. Этим шестом человек, принимающий участие в церемонии, путем проб и ошибок (поскольку у него завязаны глаза, что олицетворяет тот факт, что вера в Бога не нуждается в зрении), должен разбить ее. После того, как горшок разбит, выпадающие из него сладости и фрукты символизируют духовные вознаграждения и дары за победу над грехом, и которые получают все присутствующие.

Празднование посадас в Мексике
Посадас в Мексике, как уже было сказано, длятся 9 дней, с 16 по 24 декабря. Они могут проводиться каждый день в разных домах, если речь идет о большой семье, когда во время праздника собирается вся родня. Так же праздники могут  организовывать соседи, живущие на одной улице или в одном квартале, так чтобы один из праздников был организован на одной улице, следующий на другой и так далее. В пример можно привести посадас, отмечаемые в муниципалитете Тласко, в штате Тласкала, в центре Мексики. В течение праздничных 9 дней люди молятся и поют вильянсико религиозного содержания. Хозяева праздника угощают гостей пуншем, сахарным тростником, апельсинами или мандаринами, а так же дают кулечек сладостей и арахиса – подарок. Ну и конечно же неизменно присутствуют пиньяты, полные фруктов и сладостей.

Один из хозяев праздника отвечает за то, чтобы организовать группу «пастухов», состоящую из детей. Количество участников может составлять 10, 15 , 20 и более пар мальчик-девочка. Они строятся в два ряда по два человека, один из мальчиков, другой из девочек. Пара, которая оказывается впереди называется «капитаном и капитаншей». В сочельник, 24 декабря, вечером, «пастухи исполняют песни и танцы, надев специальные костюмы. Девочки надевают черный корсет и фартук, платье белое или с цветочным рисунком а так же сомбреро, которое у них лежит на спине, украшенное длинными полосами цветной бумаги и большим бумажным цветком. Волосы у них заплетены в две косички с цветными лентами. В правой руке у них металлический колокольчик, которым они отбивают ритм в унисон, во время танцев и песен. Мальчики одеты в рубашку, которая не заправляется в брюки, потому что по нижнему краю она украшается воланом. Рубашка может быть белой  или однотонной другого цвета (все участники должны использовать один и тот же цвет) и короткие брюки, надетые на обтягивающее трико, (похожие на панталоны, которые носили испанцы во времена Колонии), сомбреро и колокольчик, такие же как у девочек, но, помимо этого на правом плече у них лук, сделанный из прута и украшенный цветной бумагой. После исполнения танцев и песен, посвященных божественному новорождённому, каждый участник рассказывает наизусть стихотворение и вручает свой символический подарок для младенца Иисуса. Часто песни и танцы включены в общую сценическую постановку на тему Рождества, и хотя их персонажи могут быть очень современными, торжественный смысл мероприятия не теряется. Все это представление называют «пасторалью».
В других местах сохранилась традиция готовить праздник во дворе приходской церкви, так, чтобы туда пришли все жители городка или поселка. Представители местного духовенства выбирают среди жителей ответственных за каждый день «посадас». Таким образом, девять семей организуют девять дней праздника. Семьи обеспечивают прием гостям - угощают всех пришедших фруктами, сладостями, напитками и легкой закуской. Это требует немало сил и ресурсов, но такая ответственность очень почетна, так что люди оспаривают между собой право стать организаторами праздника и обязанность каждый год ложится на разные семьи.
Сама церемония праздника каждый день с 16 по 24 декабря проходит следующим образом: Люди собираются в процессию, сопровождая «таинство» - статуи или людей, переодетых в Иосифа, Марию, путешествующих с осликом и Ангела. Процессия двигается, распевая литании и вильянсико, пока не подходит к дому, где они просят пристанища. Люди внутри тоже отвечают песнями, сначала они отказывают странникам в крове, но потом, когда узнают, что это Иосиф и Мария, они впускают всю процессию, распевая «входите, страннники святые». После этого произносятся молитвы Розария и настает черед разбить пиньяту, фруктами и сладостями из которой награждаются все присутствующие. Помимо  этого, хозяева потчуют гостей пуншем.

В наши дни название «посадас» распространилось на любые праздничные мероприятия, даже светского характера, организуемые в период с 16 по 24 декабря, что послужило причиной протеста со стороны католического духовенства, против неизбирательного использования этого термина.  
Из статьи Wikipedia

Комментариев нет:

Отправить комментарий