4 июл. 2020 г.

В мексиканском штате Табаско обнаружен город майя, самый большой и древний из ныне известных


3D изображение монументальной платформы в Агуада Феникс,
сделанное с помощью технологии LiDAR. Фото Такеши Иномата
Огромная земляная платформа выстроенная около 3000 лет назад, с несколькими зданиями на ней, включая пирамиду 4 метров высоты, была признана самым древним и самым большим церемониальным центром, обнаруженным на сегодня в регионе майя. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Nature 3 июня 2020 г. Строение насчитывает около 400 м в длину, его высота колеблется от 9 до 14 метров. Его открытие подтверждает предположение о том, самые ранние архитектурные комплексы  в регионе были намного больше, чем  выстроенные тысячелетием позже, то есть уже во время классического периода   (250-900 н.э.), когда, согласно традиционной точки зрения, цивилизация майя достигла своего апогея.

Открытие было сделано в мексиканском штате Табаско, в местечке Агуада Феникс (Aguada Fénix), недалеко от границы с Гватемалой и примерно в 1368 км от столицы страны, Мехико. Этот регион известен под названием нижние земли майя, и именно здесь зародилась эта цивилизация. До этого открытия пальмуц первенства по древности удерживал церемониальный центр Сейбаль (El Ceibal) в регионе Петен, Гватемала, заселенный с 900 г. до н.э.

В 2017 году ученые сделали исследование с применением технологии LiDAR, оно позволило выявить платформу и по меньшей мере девять широких дорог, ведущих к ней. Инновационное лазерное сканирование обычно производится с самолета, чтобы «увидеть» строение под густыми кронами деревьев. В этом случае, однако, сканировалась открытая местность – поля, лес на которых был давно вырублен. Но если не было растительности, скрывавшей от человеческого глаза древние руины, почему их не заметили раньше?  

«Это довольно трудно объяснить. Однако, когда шагаешь по земле, скрывающей древние строения, размеры их настолько велики, что структура теряется в человеческом восприятии», говорит археолог Такеши Иномата (Takeshi Inomata), из Университета Аризоны, главный автор статьи о научном открытии. «Ее высота 9 метров, но протяженность настолько велика, что эта искусственная возвышенность не бросается в глаза».

Строительство платформы началось примерно в 1000 г. до н.э., согласно датировкам полученным радиоуглеродным анализом. Однако, отсутствие поблизости остатков строений более раннего периода, наводит на мысль, что люди в те времена – возможно это были предки народа майя классического периода – вели полукочевой образ жизни и часто перемещались с одного места на другое. А раз так, то скорее всего, основными занятиями их оставались собирательство и охота. Поэтому сейчас историки строят предположения о том, каким же образом такой большой церемониальный центр – строение совсем не похожее на те, что возводятся на временных стоянках - возник практически на пустом месте.

По оценкам Иноматы общий объем платформы и строений на ней составляет около 3.7 млн. куб. м., что превышает объем самой большой египетской пирамиды. Так же, по его подсчетам, в строительстве были заняты около 5 тыс. человек, работавших ежедневно в течение шести лет. «По нашему мнению это церемониальный центр, в котором могли собираться большие количества людей, проводились процессии и совершались ритуалы, которые мы можем лишь воображать».

Раз вокруг платформы не было обнаружено жилых зданий, остается загадкой, сколько людей могло проживать поблизости. Поэтому, по мнению Иноматы строители платформы находились в стадии переходного образа жизни – покидая прежнее кочевничество и переходя на оседлое земледелие, с выращиванием кукурузы – свидетельства этого так же были обнаружены при раскопках.

Аналогично мнение археолога Джона Лозе (Jon Lohse) - хотя размеры постройки и поразительны, это тем не мнее еще не говорит о том, что ее создатели вели оседлый образ жизни. «Монументальные строения, созданные кочевыми или полукочевыми народами не такая уж редкость в мировой истории», говорит он. Однако, отличительной чертой Агуада Феликс является большая способность людей к совместной работе, организованной на основе равенства, характерного для раннего майянского общества. Иномата также считает, что платформа и строения на ней позволяют судить об отсутствии разветвленной социальной иерархии ее создателей.
Иномата также упоминает, в качестве косвенного подтверждения этой идеи, еще более древний церемониальный центр и город, ныне известный под названием Сан Лоренсо (San Lorenzo), в 386 км на запад от Агуада Феликс, на территории штата Веракрус, в регионе, где развивалась ольмекская цивилизация. Построенный по меньшей мере четырьмя веками ранее, чем платформа в Агуада Феликс, Сан Лоренсо так же располагает масштабной искусственной возвышенностью с террасами, имевшей, по всей видимости, то же назначение. Сан Лоренсо имеет свою отличительную черту – колоссальные головы и троны с рельефами, вытесанные из камня - это позволяет думать, что у ольмеков  уже было стратифицированное общество и одни люди имели более высокий общественный статус, чем другие.

Может показаться вероятным, что строители платформы в Агуада Феликс вдохновлялись примером Сан Лоренсо. Но по мнению археолога Энн Сайферс (Ann Cyphers) из Национального автономного университета Мексики (UNAM), которая работала в Сан Лоренсо, эти два церемониальных центра довольно таки разные, что можно установить в том числе и по керамике найденной в обоих местах – она отличается друг от друга.

Какой же была цель столь масштабного строительства, организованного представителями бесклассового общества? Соавтор исследования, Вероника Васкес Лопес (Verónica Vázquez López) из Университета Калгари, считает, что возведение церемониального центра могло ознаменовать некое соглашение, объединение усилий разных общин с целью сотрудничества на протяжении нескольких поколений, призванного укрепить политическую и идеологическую общность. Некоторые находки в Агуада Феникс подтверждают эту мысль. Так, например, в специальном тайнике были обнаружены ритуальные топоры из жадеита, самого ценного камня в Месоамерике, и это может означать посвящение достроенного здания, сделанное по окончании работ. Так же археологи отметили, что слои грунта, использовавшегося для строительства платформы, имеют разный цвет, их насыпали наподобие шахматной доски, чередуя цвета. Это тоже может символизировать вклад разных групп или общин в возведение церемониального центра.

«До сих пор существует мексиканская традиция, когда за жителями разных кварталов одного городка «закреплен» определённый участок главной площади перед церковью, и представители каждого их них следят за чистотой своего участка».

К 750 году до н.э. монументальная структура в Агуада Феникс была заброшена и в классический период истории майя, то есть тысячу лет спустя, церемониальные центры полностью изменили свой облик - региональные элиты строили высокие пирамиды с храмами наверху, доступ в которые был открыт очень немногим избранным лицам. Платформы стали меньше, превратившись в места исключительно для правящего класса.

Открытие в Агуада Феникс имеет особую важность, так как позволяет переосмыслить некоторые моменты доиспанской истории Мексики. Раньше археологи предполагали, что цивилизация майя развивалась медленно. Теперь же оказывается, что консолидация первых майя произошла намного раньше, чем предполагалось (зарождение народа майя относили к периоду от 1000 до 350 г.г. до н.э., согласно традиционным взглядам, в это время только начали появляться первые деревни, в которых майя, перешедшие к оседлому образу жизни, выращивали кукурузу и изготавливали керамику).

Как говорилось ранее,Агуада Феликс имеет черты несомненного сходства с ольмекским древним городом Сан Лоренсо и это в который раз оживляет споры о том, развилась ли культура майя под влиянием ольмеков, или независимо от них.  По словам Такеши Иномата, исследование становится ключевым пунктом в этом вопросе. В период, когда была построена платформа в Агуада Феникс, политическое влияние ольмекского Сан Лоренсо ослабло – он давно пришел в упадок, и еще не возник другой могущественный ольмекский город – Вента (La Venta). В отсутствие определенного идеологического и культурного ориентира происходил активный обмен идеями, от религиозных до архитектурных на всей территории юга Месоамерики.
Бытует мнение, что лишь при наличии могущественной элиты возможно такое монументальное строительство – правители организуют массовую работу, распоряжаясь большими ресурсами и властью. Однако с открытием в Агуада Феникс, где строительство осуществлялось не по принуждению, а по общему согласию и договоренности, историкам стоит пересмотреть старые идеи о способностях доклассовых и раннеклассовых обществ.

Группа исследователей намерена продолжать изучение археологической зоны и ее окрестностей с помощью технологии LidDAR, а также более внимательно изучить археологические зоны, находящиеся неподалеку, чтобы лучше понять, как взаимодействовали майя и ольмеки. 

Источники:


Комментариев нет:

Отправить комментарий