5 окт. 2014 г.

Штат Герреро и археологическая культура Мескала

Штат Герреро  находится в числе тех, в которых археологии до сих пор не придается большого значения. Несмотря на то, что он, в силу своего расположения, представляет собой (и представлял в древности) важное связующее звено между Оахакой и Центральным нагорьем, он до сих пор остается «терра инкогнита»  на картах археологических атласов страны, и удостаивается весьма скупых описаний в трактатах по антропологии, даже самых недавних. Вследствие скудости научной информации, его до сих пор считают всего лишь южной частью западных культур Мексики, чем-то вроде переходной зоны, местом, где развивались маргинальные или периферические культуры в доиспанскую эпоху, чья эволюция на протяжении всей истории их существования зависела от «влияний» более передовых культур, распространявшихся из ближайших, или далеких земель.

Территория культуры Мескала, штат Герреро.
Из журнала "Arqueología mexicana"
Разные факторы стали причиной того, что территория штата не была изучена с той же интенсивностью, что и другие регионы Месоамерики – мнение о нем, как об опасном, отсутствие развитых коммуникаций, нездоровый климат во многих его частях, мнение о том, что здесь нет впечатляющих древних городов или поселений, ущерб, причиненный грабителями, не поддающийся оценке, особенности академических взглядов, и прежде всего, его культурная и этническая мозаичность и отсутствие интереса у официальной ареологии. Археологические находки, сделанные в Герреро, свидетельствуют о его культурной сложности. Здесь речь пойдет только о зоне, охватывающей западную, центральную и северную часть штата, около его границы с Морелосом, штатом Мехико, и, отчасти, с Пуэблой.

Археологическая работа в Герреро осуществлялись в несколько этапов. На первом этапе ей занимались путешественники и искатели сокровищ, из числа которых можно отметить Уильяма Нивена (William Niven), который в конце XIX века осуществил раскопки в разных местах штата и сделал первые находки объектов и мест, которые сегодня мы относим к археологической культуре Мескала. На втором этапе, который можно назвать этапом исследователей пионеров и археологических экспедиций 40 - 50 гг. XX века, появился ряд работ некоторых известных антропологов, таких, как Доналд Брэнд (Donald Brand), Роберт Листер (Robert Lister), Педро Армийяс (Pedro Armillas), Роберт Барлоу (Robert Barlow),  Роберт Уэйтлэйнер (Robert Weitlaner), Педро Хендрикс (Pedro  Hendrichs), которые осуществили первые научные исследования, пролившие некоторые свет на понимание археологии штата  Герреро. Далее следует этап, когда археологические работы в штате практически прекратились, и последний, с семидесятых годов до наших дней - этап недавних исследований. Эти последние, хотя и были самого разного характера, отдельные, не связанные друг с другом, с результатами и интерпретациями непропорциональными, и подчас, нестыкующимися, предоставили большое количество данных. Благодаря большому количеству найденных объектов, рассмотрению заявлений о разграблении руин и неисследованных мест, официальным проектам Луи Паради (Louis Paradis), Пауля Шмидта (Paul Schmidt), Кристин Нидербергер (Christine Niederberger), Гуадалупе Мартинес Донхуан (Guadalupe Martínez Donjuán) и Розы Марии Реины (Rosa Maria Reyna) и проектам по спасению археологических находок Хосе Луиса Лоренцо (José Lusi Lorenzo), Ноэми Кастийо (Noemí Castillo) и Рауля Араны (Raúl Arana), Фелипе Родригеса (Felipe Rodríguez),  Рубена Кабреры (Ruben Cabrera), Рубена Мансанийя (Ruben Manzanilla) и Артуро Талаверы (Arturo Talavera), среди прочих,  археология Герреро  начинает открываться перед нами, представляя самые неожиданные перспективы, и идеи, которые подчас разрушают устоявшиеся взгляды.

Всего около двух десятилетий назад, в археологии Герерро констатировались два неизвестных - ольмекское присутствие и «стиль Мескала». Первое включает в себя многочисленные свидетельства ольмекской эпохи: церемониальная и погребальная архитектура (эта последняя с такими новшествами, как ложный свод),  сложные гидравлические системы, построенные из каменных блоков, до сих пор уникальные в своем роде, монументальная и переносная скульптура, керамика, наскальная роспись и другие элементы, которые, несмотря на свою неповторимость, имеют очевидные черты ольмекской иконографии. Сегодня мы знаем, что столь многочисленные свидетельства не являются продуктом «влияния», распространившегося с побережья Мексиканского залива, а являются произведениями мультикультурной цивилизации, говорившей на разных языках, синхронно распространившейся на обширной территории - рождавшейся Месоамерике. Эта цивилизация идентифицируется посредством ее особого панмесоамериканского стиля, отражавшего общую систему верований и зарождающиеся идеологии.

Что касается второго феномена – за пять или шесть веков до н.э. в Герреро развилась культура, очень отличавшаяся от остальных культур мексиканского Запада, названная Культурой Мескала. Она возникла раньше Теотиуакана и пережила его. Эта культура достигла наивысшего расцвета и экспансии  в так называемый Эпиклассический период (примерно 600 - 900 гг. н.э.), а некоторые из ее компонентов просуществовали до появления империи мешика.

Пейзажи

Река Бальсас в центральной части штата, в сезон дождей
На первый взгляд, географический регион, в котором развивалась культура Мескала, довольно негостеприимен. Это очень гористая местность, где крайне мало земель, пригодных для сельского хозяйства и такие участки изолированы друг от друга. Отроги горных цепей, ограничивающих регион с двух сторон и имеющих схожий между собой климат, спускаются в долину реки Бальсас, в которой безжизненный пейзаж серых тонов, присущий сухому периоду, сменяется зеленью растений, оживающий в период дождей. Здесь существует много эндемических видов растений и в этих краях находится самое большое количество растений вида бурзеровых (ценившийся в древнейших времен за свою ароматическую смолу, похожую на янтарь), акаций и кактусовых разных видов. В этих местах фауна была разнообразной и многочисленной, и среди животных для промысла ценились больше всего кабанчики-пекари, белохвостый олень, кролики, зайцы и различные виды птиц.
Самый важный гидрографический бассейн этой территории – образуемый рекой Бальсас. Ее русло проложено среди глубоких слоев аллювиальных пород, так что река оказывается практически везде на своем пути стиснутой в глубоких и узких ущельях, однако спускаясь в жарким землям на западе региона, она расширяется, образуя долины, пригодные для земледелия.  Эта река, и его притоки являются транспортными артериями, позволявшими сообщение и обмен между разными территориями.
В восточной части бассейна Бальсас были обнаружены, помимо знаменитых схематических фигурок стиля Мескала, десятки древних поселений с монументальной архитектурой: строениями распределенными вокруг центральной площади и закрытых дворов, большое количество разнообразной керамики и других артефактов, имеющих свои особенные черты, которые невозможно спутать ни с каким другими культурными элементами Месоамерики.

Скульптура малых размеров

Каменный макета храма, воспроизводящий
характеристики реального строения
Эпиклассического периода (600-900 гг н.э.)
Задолго до начала первых археологических раскопок в регионе Мескала, уже получила распространение информация о различных загадочных объектах из камня, неустановленного возраста. Первым шагом к их пониманию стало определение стиля, в который они могли быть включены, с присущими ему формами и декоративными характеристиками. Проблемы начались, когда в отсутствие всей информации, определяющей любую археологическую культуру, исследователи  попытались прийти к обобщениям, выходящим за пределы чисто эстетической сферы.

Первая стилистическая классификация скульптур и антропоморфных масок была осуществлена художником Мигелем Коваррубиасом в 1948 г., который с присущей ему остротой восприятия, сумел выделить пять различных стилей, один из которых имел явные связи с ольмекской культурой, три – со стилистическим чертами, связанным с ольмекской культурой и с теотиуканской традицией, которые он назвал «переходными стилями», и еще один, состоящий из объектов локальных стилей, который впоследствии получил название стиля Мескала (1956 г.) Коваррубиас заметил, что изображения людей в этом последнем стиле имели чрезвычайно схематические и стилизованные черты, компактные крепкие фигуры, которые невозможно были спутать ни с чем, несмотря на разнообразие техник, применявшихся для их изготовления. Заготовки, из которых они делались, были очень похожи на каменные топоры. Симметричными насечками на гладкой поверхности едва намечались черты изображаемых персонажей, но при этом можно было выделить несколько различных типов.

Коваррубиас работал с объектами неясного археологического происхождения, многие из них были из разграбленных археологических зон. Тем не менее, он предположил, что все они происходили из бассейна реки Мескала (так называется часть реки Бальсас в этих местах). Таким образом, Коваррубиас отметил границы «археологической провинции Мескала», которая составляла примерно 13 тыс. кв. км  и представляла собой важную культурную территорию и четко очерченную, в силу своеобразного локального стиля изготовления каменных скульптур.
Среди всей месоамериканской скульптуры эти изображения, без сомнения, являются самыми стилизованными и схематичными. По нашему мнению, своим теперешним внешним видом они обязаны тому, что утратили первоначальный черты, а именно, пигменты и, вероятно, инкрустацию. Например, из более чем 400 фигурок, найденных в ходе раскопок в доиспанском храмовом центре Темпло Майор в Мехико, многие являются изображениями божества бурь и дождя, Тлалока, которому поклонялись во всей Месоамерике.

До начала восьмидесятых годов не был точно известен возраст объектов стиля Мескала. Несмотря на то, что в археологическим контексте были найдены совсем немногие из них, благодаря работам французского археолога Луизы Паради (Louise Paradis), в бассейне реки Тепекуакуилько в 1991 г., стало известно, что объекты этого стиля начали изготавливаться сразу же после ольмекской эпохи. В местечке Ауинагуак командой Паради были найдены семь фигурок: шесть изображавших человека и одна зооморфная, возможно, белка, археологический контекст которых (останки органических веществ рядом с ними или в тех же слоях) удалось датировать с помощью радиоуглеродного анализа, и получить даты об их изготовлении в промежутке 700 - 230 гг. до н.э. Несколькими годами ранее в местечке Эль Мирадор, в муниципалитете Кабрера были найдены две фигурки, ассоциированные с керамикой стиля Тонкая Оранжевая (Anaranjado delgado), что позволило датировать находки Классическим периодом (200 – 700 гг. н.э. в данном случае). Археолог Родригес нашел две фигурки в археологической зоне Органера-Мескала,  позднего Классического периода (600 - 900 гг. н.э.) они были положены, как подношение богам, в центре площадки для игры в мяч. Оба археолога осуществили раскопки, в ходе которых в ряде мест вдоль реки Мескала  были найдены маски и фигурки, связанные с керамическими материалами эпохи мешика (ацтеков), то есть в период  XIVXV веков н.э. Мансанийя и Талавера нашли две фигурки в Куэтлахучитлане,  местечке, датированном началом нашей эры. Мы осуществляя раскопки в археологической зоне Органера-Сочипала, нашли фигурку того же стиля,  положенную когда-то  в раствор стены здания, чье строительство также относится к позднему Классическому периоду  (600 - 900 гг. н.э.). Здание своими архитектурными чертами воплощает каменные макеты, изготавливавшиеся в тот же период.

Фигурки и другие объекты стиля Мескала служили, в большинстве случаев, для ритуальных целей: как памятные подношения при строительстве зданий, или при погребении умерших, и даже как инструменты для изготовления ритуальных ножей для жертвоприношения (Гонсалес Руль, 1997).

За пределами зоны, очерченной Мигелем Коваррубиасом, фигурки и предметы стиля Мескала были найдены в некоторых местах южной части штата Герреро, а также в нескольких археологических зонах штата Мехико.

В  нескольких словах, местная традиция обработки камня, называемая стилем Мескала, имеющая своим истоком малую скульптуру ольмеков, предшествует и переживает по времени теотиуаканскую культуру и доживает до времен распространения мешика. Очевидно, что эти объекты высоко ценились за пределами штата Герреро. На это указывают их находки, сделанные в ритуальном контексте  в таких местах, как Теотиуакан (штат Мехико), Сочикалько (Морелос), Большом Храме (Темпло Майор) Теночтитлана (город Мехико) и даже в Шкамбо, на юкатанском полуострове.

В отношении большого количества объектов стиля Мескала, обнаруженных в Темпло Майор, мы говорили ранее, что в тот период жители обедневшей на тот момент области Мескала, обложенной мешиками дань, помимо обязательства производить новые скульптуры, занимались также грабежами своих древних могил, храмов и других сооружений, чтобы удовлетворить имевшийся спрос. Так что производство и грабеж объясняют такое разнообразие в «коллекции» скульптуры Мескалы, найденной при раскопках в храме Темпло Майор, которые были в свое время размещены там мешиками в качестве подношений. Изделия, найденные в Шкамбо, хотя нам и неизвестны подробности из обнаружения, вероятно, прибыли туда по сетям торгового обмена с Теотиуаканом (который находится в более чем 300 км севернее зоны Мескала), а не прямой дорогой из Герреро в Юкатан.

Имеются оценки, что в частных и музейных коллекциях насчитывается примерно 20 тысяч объектов стиля Мескала (Gay, 1987). Если подумать, что для их получения нужно было вскрывать могилы и разрушать храмы, можно представить себя масштабы произведенных «искателями сокровищ» разрушений.

Архитектура

Проход в несущей стене, перекрытый ложным сводом,
ведет в так назваемые "утопленные дворы"
Городская архитектура, один из самых заметных компонентов материальной культуры, и наименее подверженный изменчивости, была изучена в региона Мескала только по фрагментам, которые свидетельствуют о тех или иных строительных техниках, формальных компонентах и декоративных элементах, которые представляют собой наиболее однородный культурный комплекс в регионе.  Из нескольких десятков археологических зон, существующих в Герреро, только одна было исследованы, и то не полностью, в ходе археологических раскопок: Органера- Сочипала. Благодаря информации, найденной в этом месте, можно говорить об основополагающих характеристиках, отличающих ее архитектуру от остальных регионов Месоамерики.
Так же, как у малой скульптуры, некоторые черты архитектуры региона Мескала, имеют начала  в ольмекской эпохе. Среди таких – использование вставных каменных элементов в качестве украшений, лестницы, «утопленные» в структуры и строения, перекрытые ложным сводом.
На востоке города  Чильпансинго (Chilpancingo) была раскопана небольшая площадка, где находится ряд погребальных сооружений, в числе которых захоронение, перекрытое ложным сводом, на сегодняшний день, самое древнее в Месоамерике. Внутри захоронения были найдены сосуды с декоративными образами ольмекской иконографической традиции, а также украшения из зеленого камня: диорита, жадеита и полевого шпата. В сосудах содержались остатки подношений  - ароматическая смола «копаль», соль, кукуруза и  другие растения, которые намеренно были сожжены. Анализ материалов позволил установить, что захоронение использовалось в период от 1000 до 500 гг. до н.э. (Reyna y González, 1998).

Есть немало сообщений о найденных в зоне Мескалы сложных сооружениях, постройка которых осуществлялась как на протяжении последних двух столетий до нашей эры, так и в в первые два столетия  нашей эры. Например, в местечке Ауинагуак были обнаружены остатки жилых комплексов «в теотиуаканском стиле», а в Куэтлахучитлане – основания жилых помещений, выстроенных когда-то вокруг «утопленных» дворов, остатки больших чанов для сбора воды, основания колонн, монолитных, или сложенных из цилиндрических сегментов, темаскаль (паровая доиспанская баня), дренажные каналы и переходы, мощеные плиткой из камня. К этому же периоду относятся погребальные сооружения, перекрытые ложным сводом в таких местах, как Теопантекуанитлан, Сакуантла и Эль Фрихолар.
Архитектуры классического периода, современной Теотиуакану (200 - 700 гг. н.э.), в зоне Мескалы пока не найдено. Это возможно, как по причине недостаточной изученности зоны, так и потому что такой архитектуры не существует. Зато, после заката Теотиуакана, этого грандиозного города классического периода Месоамерики, очевидно, наметилась интенсификация архитектурного строительства: сооружения возводились как на вершинах холмов, так и по берегам рек с явным учетом защитных характеристик местности, что свидетельствует о политической нестабильности, воцарившейся в  те времена.

 Одно из пирамидальных оснований в Органера-Сочипала,
нижняя панель украшена углублением - эскапулярием с
рядом каменных вставок -"гвоздей". В основании ступенек
дренажное отверстие. Слева на платформе - емоксть для
 сбора дождевой воды.
Исследования в археологической зоне Органера- Сочипала позволили изучить основные архитектурные жанры и строительные приемы, которые повторяются во всем регионе.  Это место, которое подверглось безжалостному грабежу, находится на вершине холма, являющегося отрогом Южной Сьерра-Мадре.  Естественная топография была скорректирована строителями: ровная площадка была сделана посредством стесывания скал, заполнения углублений и строительства террас - для создания ровных поверхностей, окруженных подпирающими стенами. Была построена гидравлическая инфраструктура, состоящая из система сбора, подачи и хранения воды. Здесь имеются строения самого разного типа, среди которых выделяются сооружения архитектурного и одновременно социального назначения, поскольку они служили и подпирающими стенами площадей и одновременно размещали захоронения, с верхними перекрытиями, выполненными в виде ложного свода. Сверху на этих стенах возводились здания. В Органера-Сочипала имеются и пирамидальные основания для храмов, и жилые постройки элиты. Это были здания с портиками и гладкими стенами с трех сторон, плоские крыши которых поддерживали колонны. Есть в них переходы, либо без крыш, либо перекрытые ложным сводом. Разница в уровнях нивелировалась посредством лестниц, пристраиваемых извне к платформам, которые могли иметь бордюры или быть без них, хотя были и лестницы, встроенные в боковые поверхности зданий. Полы в зданиях, переходы, площади и дворы были вымощены каменной плиткой. На некоторых стенах сохранились остатки росписей красного, желтого и чёрного цветов.
Что касается архитектурного стиля - большинство пирамидальных оснований имели чередование наклонной стены талуда  и вертикальной - таблеро, украшенной прямоугольными углублениями, называемыми простым эскапулярием.  В эти углубления помещали горизонтальный ряд цилиндрических каменных вставок - гвоздей, служивших декоративным элементом. Те же самые декоративные элементы были использованы для украшения единственного храма, который смог устоять и при строительстве защитных стен.
Напоследок можно упомянуть наличие странного строения круглого в плане, площадки для игры в мяч в форме двух букв Т поставленных друг к другу основаниями, и два двора, закрытых архитектурными сооружениями, доступ в которые осуществлялся по коридору с ложным сводом. Площадка для игры в мяч, закрытые дворы и некоторые другие сооружения остаются неисследованными. Двенадцать процедур датировки радиоуглеродным анализом дали даты места между 700 и 1000 гг н э.
Из всех архитектурных черт, описанных выше, три были обнаружены в разных местах местечка Сочипала и других местах региона  - конструкции с ложным сводом, здания с портиками и система боковых стен талуд-таблеро, украшенных каменными вставками – « гвоздями». Хотя нередки также здания, круглые в плане и площадки для игры в мяч в виде двойной буквы Т.
Ряд, или все целиком архитектурные приемы встречаются во многих археологических зонах штата Герреро, в Морелосе, граничащем с ним и штате Мехико – на севере.


Керамика

В отличие от малой скульптуры, которая столько ценится в силу своих эстетических характеристик,  грабители и частные коллекционеры не удостоили своим вниманием керамику. Археологические исследования местной керамики, тоже трудно назвать передовыми  - поскольку найденные керамические объекты в подавляющем большинстве представляют собой монохромные сосуды, и очень малое их количество является целыми. Так что анализ керамики осуществляется, в основном, по ее фрагментам, по которым удается узнать состав глины, окончательную обработку поверхностей, различие форм, устанавливается ее типология.  Сравнение этой керамики с другой керамикой региона  и керамикой других регионов, позволяет узнать ее культурную принадлежность и датировать ее, создав при этом хронологическую последовательность, т.к. из других минеральных  объектов керамика подвержена наиболее быстрым изменениям. В Органера-Сочипала, например, было изучено около 30 тыс. черепков, из которых более 99% принадлежали сосудам, изготовленным в этом месте, или в пределах региона.


Кувшин из Органера-Сочипала,
керамика Белая Зернистая. Фото из Cerámica Mezcala.
Hugo Herrera Torres 
В этом месте, помимо бытовой керамики, которая среди находок составила большую часть, были также найдены чаши полусферической формы с кольцевым основанием, сделанные из тонких глин и покрытые шликером – тонкодисперсной глиной, смешанной с водой, в которую добавляли красный или оранжевый краситель и наносили сверху, создавая декорированный слой изделия. Такие сосуды имитировали керамику, имевшую большую ценность на территории Месоамерики – Оранжевую Изящную (Anaranjado Fino). Нередки также чаши со сплошным основанием, закругленным при лепке а затем уплощенным, или сосуды с ручками, покрытые неровными штрихами шликера, похожими на мазки кисти. Другие виды керамики – светлых тонов, шлифовались и покрывались рисунками в виде насечек или штамповкой, а ещё один тип, представлявший собой более длительную традицию, называемую Белая Зернистая (Blanco Granular) имели нанесение из белого матового шликера и узоры в виде лент красноватого или коричневого цветов.   Одна из часто встречающихся форм этого последнего типа керамики – кувшины с тремя ручками, очень похожие на те, которые до сих пор делают в Тулимане (Tulimán), Герреро, для транспортировки воды. Во время периода упадка Сочипалы производилась красивая керамика Иестла Оранжевая (Yezlta Naranjo), украшавшаяся стилизованными фигурками животных черного, бурого или красноватого цвета. Она использовалась наряду с ввозимой в регион керамикой, покрашенной красными и бежевыми  цветами, изготавливавшейся, возможно, на юге штата Мехико. 


Заключения

Сейчас можно сказать, что штат Герреро, или по крайней мере, регион Мескала, в культурном отношении не является частью Запада Мексики, но представляет собой регион и культуру особую, отличающуюся от всех остальных месоамериканских культур. Она зародилась в финальный после упадка ольмекской эпохи, а расцвет ее приходится на Эпиклассический период, когда она распространилась на территории около 22500 кв. км., а некоторые из ее компонентов просуществовали почти до испанской конкисты. В течение своей истории она контактировала с другими культурами, однако, как показывают материальные объекты, взаимодействие осуществлялось скорее на уровне идей, нежели на уровне импорта различных предметов. Никоторые типы местной керамики имитируют керамику из Теотиуакана, Монте-Альбана, центральной части Веракруса, Тулы и Мехико-Теночтитлана. Зато ее архитектура, равно как и предметы из камня является уникальными в своем роде.
Какое-то время назад бытовало мнение, что ложный свод  был самым весомым элементом, позволяющим подтвердить контакты этого региона с регионом майя (Schmidt, 1977), однако эта строительная система, как было установлено, происходит из региона Мескала, и самые древние ее свидетельства находятся именно здесь, где впоследствии она получила широкое распространение.
Хотя еще много остается неисследованного, скорость, с которой разрушаются древние города из-за грабежей или строительства сооружений инфраструктуры, видимо, уже очень скоро, не позволит узнать больше об этих доиспанских поселениях. Несмотря на то, сами по себе исследования отмечены перманентными проблемами, такими, как их изолированность друг от друга, отсутствие координации, нельзя не отметить, что политическая чехарда и административная несогласованность также является причиной того, что средства, предназначенные для исследований зачастую направляются совсем не то, что необходимо исследовать. Стоило бы поразмыслить именно сейчас над вопросом, поставленным Вейтланером и Барлоу более полувека назад: «Не стоило бы хотя бы часть условий, которые сегодня очень часто направлены в сторону зрелищных археологических зон, направить в сторону регионов, которые слишком долго находились белыми пятнами на карте? (1944)


Роза Мария Реина Роблес (Rosa María Reyna Robles). Докторская степень в антропологии университета UNAM. Журнал «Arqueología mexicana»,  № 41, янв. февр. 2000 года.



Комментариев нет:

Отправить комментарий