Равноденствие - для многих мистический праздник. И многие древние города являются прекрасными местами для того, чтобы увидеть и запомнить это астрономическое явление. Археологическая зона Теотиуакана не является в этом смысле исключением.
Внутренний двор дворца Бабочки-Кецаля. Фризы украшены зубцами характерной формы, отбрасывающими ступенчатые тени на росписи на стенах портиков. Фото "México desconocido" |
Во дворец Бабочки Кетцаля, как он называется сегодня,
или Паласио Кецальпапáлотль, можно попасть с Площади Луны, оттуда, где находится
одноименная пирамида. Дворец расположен в юго-западной части площади, откуда, после подъёма
по широкой лестнице, открывается доступ во дворец - через дверной проем в
помещение, бывшее подобием террасы, откуда есть проход во внутренний двор этой резиденции,
по всей вероятности, когда-то бывшей частной. В 1964 году Акоста организовал работы по
реконструкции, которая по мнению многих, стала пионерской в своем роде. Точность
реконструкции выдержала проверку архео-астрономическим исследованием, которые
было осуществлено в 1995 году. Сам Акоста рассказывает в своих записях о
технической точности проделанной работы: рельефы на колоннах, часть крыши,
расположение и количество декоративных зубцов, украшавших фриз внутреннего
двора – все это дало наводку реставраторам, для довольно точного воспроизведения
оригинального здания и помещений.
В ту эпоху, когда Акоста обнаружил дворец Кецальпапалотль,
архео-астрономия была совершенно неизвестной и новой отраслью знания. Только
спустя годы был замечен в Чичен-Итца феномен, являвшийся сочетанием архитектуры
и астрономических познаний строителей этого города. Феномен, которому впоследствии
суждено было обрести мировую известность: на пирамиде, ищвестной под названием Эль
Кастийо, Зáмок, отбрасывается тень, похожая формой на изгибающееся тело змеи, и
этот феномен знаменует наступление равноденствия, вехи чрезвычайно важной для практической
жизни древних государств Месоамерики.
Оказалось, что во дворце Кецальпапалотль тоже
можно увидеть наступление этого события. В лень весеннего равноденствия, утром,
в промежутке между 7:15 и 7:45, во время
восхода солнца, ступенчатая тень фигурных зубцов, установленных по краю крыши
внутреннего двора, с восточной его стороны, двигается по узорам, нарисованным
на стене в портике его западной части, Тень перемещается с юга на север, словно
спускаясь по этим ступенькам.
Росписи на стене дворца, на которые падает тень,
сопровождались в древности кругами из слюды, наподобие зеркалец, которые, по
мере того, как на них падал свет, отбрасывали
«зайчики» на неосвещенную сторону двора. Ступенчатые фигуры на стенах – это наполненные
смыслом украшения, называемые современными исследователями «греками». В доиспанские
времена грека имела свое название – шикальколиуки (xicalcoliuhqui). Эта геометризированная
орнаментальная фигура, как
показали исследования Альфонсо Касо (Alfonso Caso), имела отправной точкой природные формы змеи. По этой причине оба
явления, за которыми можно наблюдать в Теотиуакане и в Чичен-Итца, представляют
собой перемещения тени на змееподобных формах, и оба можно наблюдать, с большой
точностью, в день равноденствия. И поскольку теотиуаканский дворец был выстроен задолго до
пирамиды в Чичен-Итца, налицо влияние распространившееся в Юкатан из
центральных областей современной Мексики.
Наблюдения за перемещением теней являют собой
некий сакральный принцип, воплотившийся в материальных, земных началах. Об этом
же говорит и символизм обоих элементов, создающих необыкновенный эффект
света и тени: это настенная роспись и фигурный зубец на крыше. Известный археолог
Фелипе Солис (Felipe Solís), в одной своей книге говорит, что за колоннах западной части дворца
высечены филины, птицы, ассоциирующиеся с темнотой, а фигурные зубцы на крыше
являются символическим изображением солнечных лучей. В некоторых доиспанских кодексах,
таких, как Ватикан 3773, Бурбонский и Борджиа можно увидеть шикальколиуки
(орнаментальные завитушки-греки), расположенные над полосами, в которые вписаны
круги, очень напоминающие украшения архитектурных вертикальных панелей в
Теотиуакане. В кодексах также присутствует такой мотив, связанный с календарем
и светилами (Солнцем и Венерой). Схематические изображения храмов в них демонстрируют
наличие зубцов, имеющих ступенчатую форму с одного края и очень похожих на
завитушки-греки. Связь декоративного зубца и греки – шикальколиуки на этих
примерах становится очень ясной - зубцах дворца присутствует
стилизованный луч, вписанный в трапецию, знак, обозначающий год, возникший еще
на заре месоамериканских астрономических исследований, в ходе которых в Америке возник календарь - в Монте-Альбане, примерно за 400
лет до н.э. Эта символическая отсылка усиливает значение календарно-астрономического
аспекта, учтенного при строительстве дворца Кецальпапалотль.
Много лет спустя после исследований Хорхе Акосты,
анализируя его работы, стало возможным произвести наблюдения за солнцем в этом
архитектурном комплексе, реставрация которого сегодня позволяет понять, какими
были подобные постройки в эпоху расцвета доиспанского мегаполиса. Благодаря восстановительным
работам была обнаружена эта своеобразная солнечная обсерватория, значение декоративных
элементов которой выходит за пределы просто украшений и становится инструментом
измерения времени и астрономических наблюдений, причем инструментом высокой
точности, служащим для определения дней, имевших значение в сельскохозяйственном
и религиозном календарном цикле.
“México desconcido”
Комментариев нет:
Отправить комментарий