16 окт. 2014 г.

День Равноденствия в Теотиуакане

Равноденствие - для многих мистический праздник. И многие древние города являются прекрасными местами для того, чтобы увидеть и запомнить это астрономическое явление. Археологическая зона Теотиуакана не является в этом смысле исключением.  

Внутренний двор дворца Бабочки-Кецаля. Фризы украшены зубцами
характерной формы, отбрасывающими ступенчатые тени на росписи на
стенах портиков. Фото "México desconocido"
В начале 1961 г. археологи Хорхе Акоста (Jorge Acosta) и Хорхе Кансеко (Jorge Canseco) начали раскопки зданий, расположенных в западной части  Площади Луны. В 1962 году они сообщили об обнаружении  «сложной постройки», которую назвали «Дворцом бабочек», поскольку крылатые фигуры на каменных рельефах в этом древнем здании имели крылья, похожие на крылья бабочек. Эти рельефы являлись украшениями опор – квадратных в сечении колонн, поддерживающих крыши вестибюлей, расположенных с четырех сторон вокруг двора, на чьих стенах были обнаружены росписи с "декоративными мотивами в виде ступенчатой греки, обрамлённые орнаментами в виде крючков". На них угадывались ряды кругов зеленого цвета, которые на поверку оказались следами клейкого вещества, державшего приклеенными к стенам круги из слюды. Акоста сделал заключение, что дворец был сожжён жителями самого Теотиуакана, в последний период великого города.  
  
Во дворец Бабочки Кетцаля, как он называется сегодня, или Паласио Кецальпапáлотль, можно попасть с Площади Луны, оттуда, где находится одноименная пирамида. Дворец расположен в  юго-западной части площади, откуда, после подъёма по широкой лестнице, открывается доступ во дворец - через дверной проем в помещение, бывшее подобием террасы, откуда есть проход во внутренний двор этой резиденции, по всей вероятности, когда-то бывшей частной. В 1964  году Акоста организовал работы по реконструкции, которая по мнению многих, стала пионерской в своем роде. Точность реконструкции выдержала проверку архео-астрономическим исследованием, которые было осуществлено в 1995 году. Сам Акоста рассказывает в своих записях о технической точности проделанной работы: рельефы на колоннах, часть крыши, расположение и количество декоративных зубцов, украшавших фриз внутреннего двора – все это дало наводку реставраторам, для довольно точного воспроизведения оригинального здания и помещений.    
В ту эпоху, когда Акоста обнаружил дворец Кецальпапалотль, архео-астрономия была совершенно неизвестной и новой отраслью знания. Только спустя годы был замечен в Чичен-Итца феномен, являвшийся сочетанием архитектуры и астрономических познаний строителей этого города. Феномен, которому впоследствии суждено было обрести мировую известность: на пирамиде, ищвестной под названием Эль Кастийо, Зáмок, отбрасывается тень, похожая формой на изгибающееся тело змеи, и этот феномен знаменует наступление равноденствия, вехи чрезвычайно важной для практической жизни древних государств Месоамерики.

Оказалось, что во дворце Кецальпапалотль тоже можно увидеть наступление этого события. В лень весеннего равноденствия, утром, в промежутке между  7:15 и 7:45, во время восхода солнца, ступенчатая тень фигурных зубцов, установленных по краю крыши внутреннего двора, с восточной его стороны, двигается по узорам, нарисованным на стене в портике его западной части, Тень перемещается с юга на север, словно спускаясь по этим ступенькам.

Росписи на стене дворца, на которые падает тень, сопровождались в древности кругами из слюды, наподобие зеркалец, которые, по мере того, как на них падал свет,  отбрасывали «зайчики» на неосвещенную сторону двора. Ступенчатые фигуры на стенах – это наполненные смыслом украшения, называемые современными исследователями «греками». В доиспанские времена грека имела свое название – шикальколиуки (xicalcoliuhqui). Эта геометризированная орнаментальная фигура,  как показали исследования Альфонсо Касо (Alfonso Caso), имела отправной точкой природные формы змеи. По этой причине оба явления, за которыми можно наблюдать в Теотиуакане и в Чичен-Итца, представляют собой перемещения тени на змееподобных формах, и оба можно наблюдать, с большой точностью, в день равноденствия. И поскольку теотиуаканский дворец был выстроен задолго до пирамиды в Чичен-Итца, налицо влияние распространившееся в Юкатан из центральных областей современной Мексики.

Наблюдения за перемещением теней являют собой некий сакральный принцип, воплотившийся в материальных, земных началах. Об этом же говорит и символизм обоих элементов, создающих необыкновенный эффект света и тени: это настенная роспись и фигурный зубец на крыше. Известный археолог Фелипе Солис  (Felipe Solís), в одной своей книге говорит, что за колоннах западной части дворца высечены филины, птицы, ассоциирующиеся с темнотой, а фигурные зубцы на крыше являются символическим изображением солнечных лучей. В некоторых доиспанских кодексах, таких, как Ватикан 3773, Бурбонский и Борджиа можно увидеть шикальколиуки (орнаментальные завитушки-греки), расположенные над полосами, в которые вписаны круги, очень напоминающие украшения архитектурных вертикальных панелей в Теотиуакане. В кодексах также присутствует такой мотив, связанный с календарем и светилами (Солнцем и Венерой). Схематические изображения храмов в них демонстрируют наличие зубцов, имеющих ступенчатую форму с одного края и очень похожих на завитушки-греки. Связь декоративного зубца и греки – шикальколиуки на этих примерах становится очень ясной - зубцах дворца присутствует стилизованный луч, вписанный в трапецию, знак, обозначающий год, возникший еще на заре месоамериканских астрономических исследований, в ходе которых в Америке возник календарь - в Монте-Альбане, примерно за 400 лет до н.э. Эта символическая отсылка усиливает значение календарно-астрономического аспекта, учтенного при строительстве дворца Кецальпапалотль.   

Много лет спустя после исследований Хорхе Акосты, анализируя его работы, стало возможным произвести наблюдения за солнцем в этом архитектурном комплексе, реставрация которого сегодня позволяет понять, какими были подобные постройки в эпоху расцвета доиспанского мегаполиса. Благодаря восстановительным работам была обнаружена эта своеобразная солнечная обсерватория, значение декоративных элементов которой выходит за пределы просто украшений и становится инструментом измерения времени и астрономических наблюдений, причем инструментом высокой точности, служащим для определения дней, имевших значение в сельскохозяйственном и религиозном календарном цикле.

“México desconcido”

Комментариев нет:

Отправить комментарий