25 окт. 2014 г.

Пещера Соледад: удивительная находка в Нижней Калифорнии

Будучи расположена в труднодоступном месте, пещера сохранила в первозданном
виде одни из самых выразительных образцов древнейшего ритуального искусства.
наскальные росписи, а также другие следы первобытных обитателей этих мест.
Фото "México desconocido"

Спелеолог Карлос Ласкано (Carlos Lazcano), рассказывает о пещере, в которой были найдены наскальные рисунки типа «Гигантская роспись», и которая, по его мнению, является одной из самых впечатляющих из увиденных им в течение 40 лет поисков таких объектов:

"В 2012 году я совершил несколько поездок верхом по центральной пустыне Нижней Калифорнии, с целью обнаружения и регистрации мест, где сохранилась  древняя наскальная роспись, типичная для региона. В ходе этих поездок, некоторые из которых длились до десяти дней, я знакомился с местностью. В основном, это были места, расположенные в долинах, окружённых невысокими холмами. Здесь растут только кактусы, кустарники и деревья, называемые «сирио» (Fouquieria columnaris). Это открытые места со скалистой почвой, бескрайними горизонтами, под раскаленным солнечными лучами небом. Если избрать путь в такую долину через горы, то приходится путешествовать по глубоким каньонам, полным безмолвия, в которых нет ни одной живой души.

В этих местах, которые находятся в пределах заповедника, называемого Долина Сириос, почти никто не живет. Здесь есть несколько ферм, рассеянных на пустынной  территории в десятки тысяч гектаров. Некоторые дороги в свое время были проложены в этой местности, однако, в основном, ранчо связаны между собой маленькими тропинками: одни были проторены исконными обитателями этих земель - индейцами кочими в незапамятные времена, другие - более двухсот лет назад проложили первые  миссионеры, появившиеся в этих местах с целью христианизации коренных жителей, которых было немного и они были точно так же рассеяны по этим бескрайним просторам.  

Благодаря моим поездкам по этим местах, которые я совершил более десяти лет назад, я был знаком с некоторыми пастухами и хозяевами ранчо, живущими в этих местах. Они рассказывали мне, что видели места с наскальными рисунками, обычно спрятанными в пещерах или под скальными навесами в ущельях или на равнинах. Я, разумеется, не мог оставить без внимания их рассказы и именно поэтому я начал заниматься систематическим поиском и регистрацией памятников древней живописи.

Верхом, в сопровождении местных жителей я совершил немало поездок. Почти всегда оказывалось, что о существовании того или иного места они в свое время узнали по рассказам отцов. Одни наскальные рисунки находились довольно близко от тропинок, другие - в очень отдаленных местах, куда даже верхом на лошади невозможно добраться. Только пешком, и преодолевая всяческие препятствия. Самые труднодоступные места были когда-то обнаружены отцами и делами этих пастухов,  когда они обшаривали по окрестностям, отыскивая животное отбившееся от стада. Благодаря этим случайным находкам, мои проводники знали и показали мне удивительные места. И это -  несмотря на то, что до этого они их не посещали в течение долго времени (до тридцати лет), но при этом отлично помнили их местоположение, что меня, надо сказать, впечатлило.

По мере того, как я двигался вперед в моей работе по регистрации мест с наскальными росписями, становилось все более очевидно, что некоторые из самых красивых и зрелищных мест находятся в самых отдаленных и труднодоступных местах. В целом я даже заметил некую связь между труднодоступностью места и красотой ее росписей.

Но самая большая неожиданность была впереди...

Один из моих лучших проводников сказал мне, чтобы я приготовился к дальней поездке: нужно было ехать верхом, в течение нескольких дней, чтобы добраться до нескольких мест с наскальными рисунками, расположенных в самых глухих местах. На самом деле, верховой езды оказалось не так уж и много – мы путешествовали без  тропинок и двигались по очень пересеченной местности, поэтому часто приходилось спешиваться и вести лошадь под уздцы. Чтобы добраться до последнего места, нам вообще пришлось оставить лошадей в лагере, поскольку путь для них был совершенно непригоден.
Сначала нам пришлось идти по руслу высохшего ручья, среди скал, окруженному с обеих сторон стенами из голого камня. Затем мы стали подниматься по берегу этого несуществующего ручья, состоящему из вулканических пород. Мы взобрались по склону почти до самого верха горы; склон представлял собой подобие каменной террасы, в которой было несколько неглубоких пещер и углублений, образовавшихся в свое время в мягких туфах и других породах вулканического происхождения. Спустя несколько часов мы добрались до нашей цели - Пещеры Соледад (Одиночества), которая обязана своим названием полнейшей изоляции, в которой она находится.
В реальности она состоит из нескольких углублений или, вернее, скальных карнизов, и самая большая из них называется Соледад. На входе она имеет 39 метров ширины и 12 глубины.  Высота потолка варьируется между  7 метрами и  70 сантиметрами.

Вряд ли можно описать мое удивление в тот момент, когда я увидел перед собой, на потолке пещеры, над ее входом, одну из самых красивых наскальных росписей, которые мне доводилось видеть. Среди изображений особенно бросаются в глаза олени со своими прямыми рогами, горные бараны с изогнутыми рогами, шаманы, стоящие, распахнув руки навстречу вселенной, запечатленные во время совершения магически обрядов. Фигур было столько, что некоторые из них были, частично накладывались друг на друга. К тому же они намного превышают человеческий рост. Я примерно определил, что шаманы были ростом от 2 до 2.5 м. В цветовой гамме преобладали красный, чёрный и охристый цвета, некоторые фигуры имеют контур, обведенный белой краской. Привлекает внимание яркость цвета и пластичность фигур, что придает им реалистичность. Нарисованные таким образом, они кажутся живыми. Роспись находится на высоте 4.5 м от пола пещеры, ее длина целиком составляет 8 метров и максимальная ширина – 3 метра.
Есть и вторая панель, намного меньшего размера, 3 метра длиной, на которой изображены многочисленные горные бараны. Вдоль стен пещеры, помимо этих двух панелей есть и другие изображения небольшого размера, разбросанные там и сям. Одни из них очень абстрактные, другие, наоборот, реалистичные. На полу пещеры мы обнаружили каменные ступки, до сих пор хранящие свои пестики, а также каменные орудия ее древних обитателей. То, что в пещере объекты нетронуты, говорит о том, что человек наведывается сюда крайне редко, да и то, это обычно жители ранчо, которых настигла ночь.

Сюрпризы в нескольких метрах

Как я уже говорил, в нескольких метрах от этой пещеры, в стене скалы есть два других углубления, в которых тоже есть наскальные рисунки. В самой отдаленной представлены горные бараны, нарисованные на низко нависающем потолке красным пигментом. В другом углублении бросается в глаза изображение пумы или «льва» как их называют местные жители. Изображения пум очень редки, я видел только одну, кроме этой в Сьерра де Сан-Франсиско. Эта пума нарисована полностью черным цветом. Фигура животного небольшая и изображена на выступающем камне, над стеной пещеры. Есть здесь и несколько оленей, а также абстрактные фигуры.

Ночь застала нас в этом столь необычном месте -  очень трудно побыть здесь недолго и сразу уйти. Ведь такие находки крайне редки и очень впечатляют. Так что мы, окруженные фигурами шаманов, оленей и баранов, разводим небольшой костер, чтобы приготовить ужин. Наши тени, словно исполняют ритуальные танцы на стенах, а теплые тона живого огня придают особенное очарование месту. Сколько поколений индейцев посещало эти места? Как они выглядели? Как жили? Столько вопросов рождались в ожидании ответов. Я был совершенно околдован этой невероятной находкой, этим открытием. Спустя почти сорок лет моих странствий и исследований, эта чудесная страна еще таила столько неизведанного.

Гигантская Роспись

Стиль этих наскальных изображений определяется, как  Гигантская Роспись. Назван он был так именно в силу размеров изображавшихся фигур. Похоже, что он сформировался в горах Сьерра де Сан Франсиско,  но не здесь, а в Южной Нижней Калифорнии, где были обнаружены сотни пещер и скальных карнизов, со множеством изображений этого стиля.  Эта же, располагалась в северной половине полуострова, в штате Нижняя Калифорния, где нет сведений о находках наскальных рисунков подобного стиля. Но теперь становится ясно, в силу недавних открытий, что стиль начинаясь в этих местах, распространяется к югу полуострова, и там такие изображения нередки. Возраст их точно не определен, но имеется предположение о том, что им от 3 до 4 тысяч лет."

Карлос Ласкано, "México desconocido"
http://www.mexicodesconocido.com.mx/cueva-soledad-baja-california-hallazgo-rupestre.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий