26 июл. 2017 г.

Теотиуакан

Теотиуаканская культура

Расположенный в   40 км от города Мехико, в северной части так называемой впадины Мехико, находится древний город Теотиуакан.  В те времена, когда он был обитаем, климат в нем был умеренный и полусухой на равнине и более влажный на окружающих его холмах. Сезон дождей длился с июля по сентябрь, однако воды было достаточно небольших окрестных озерах. Вблизи города также имелись пещеры, которые с незапамятных времен были культовыми местами для местных жителей. 
Ритуальная теотиуаканская курильница в виде
головы  Уэуэутеотля, "Старого бога",
олицетворяющего огонь и время. Фото Pinterest
Город был обитаем в период с I века до н.э. по VIII век н.э. Его сегодняшнее имя происходит из языка науатль и означает «место, где становятся богами». Скорее всего это имя было получено городом уже после того, как он превратился в руины, либо, может быть это перевод оригинального названия города, которое со временем забылось. До сих пор точно неизвестно, на каком языке говорили его жители. Одни исследователи утверждают, что это был язык индейцев отоми, другие же, напротив – что это был один язык науа-чичимеков, третьи – что в Теотиуакане говорили на языке ольмеков. И наконец, самая признанная из гипотез утверждает, что это был язык прото-науатль, который впоследствии эволюционировал и стал языком ряда больших этнических групп, проживавших в прошлом и проживающих до сих пор на территории Мексики.

На ранних этапах жители теотиуаканской долины жили за счет сельского хозяйства, которое дополнялось охотой, рыбной ловлей и собирательством, однако, со временем произошли серьезные социальные изменения, за счет увеличения количества излишков произведенного продукта и методов его хранения.  Это послужило развитию специализации производства и появлению регионального обмена излишками продукции, а затем привело к централизации власти и сосредоточению людей в одном месте, что завершилось строительством городского поселения.
В Теотиуакане были построены системы добычи почвенных вод, а также водосборные системы, позволявшие накапливать воду в период сезона дождей и дренажные каналы. Здесь были мастерские ремесленников, жилые комплексы, рынки, улицы, храмы, дворцы и кварталы, в которых жили представители других регионов Месоамерики, мигрировавшие в Теотиуакан. 
Строительство огромных сооружений стало возможным благодаря многочисленной рабочей силе, сосредоточенной в городе и наличию жреческого сословия, представители которого, помимо организации ритуалов и церемоний, еще и смогли организовать работу и сосредоточить в своих руках политическую, административную и экономическую власть, упрочив таким образом социальное расслоение и разделение производительного труда.
Среди множества видов деятельности, которой занимались жители этого мегаполиса, можно указать основные – это сельское хозяйство, строительство, обработка камня и кости и раковин моллюсков, меновая торговля как с довольно отдаленными регионами, так и  натуральный обмен на внутреннем рынке, гончарное производство, скульптура, живопись, ткачество. Товары и жители Теотиуакана перемещались по установленным торговым путям в самые дальние уголки Месоамерики, и влияли на местные культуры, как это случилось в Тикале, Гватемала.
Религия имела первоочередное значение, и образы основных божеств, таких как Тлалок, бог дождя, Чальчиутликуэ, богиня  рек и озер, а также Кецалькоатль, Драгоценный Змей, демонстрируют основные религиозные устремления теотиуаканцев, связанные с водой, землей и плодородием.  Фигуры божеств в большом количестве представлены в скульптурах, глиняных фигурах и настенной росписи.
 В VII веке наметился упадок города, и постепенное его опустение, так что в следующем столетии он оказался полностью покинутым, окруженным всего лишь несколькими небольшими деревьями. Точная причина упадка и прекращения существования города неизвестна, однако, существует ряд гипотез – это  могли быть засуха, продлившаяся несколько лет, которая заставила жителей мигрировать, борьба за власть, разделившая представителей правящего класса на разные группировки, вторжение других этнических групп, переселявшихся с севера, народное восстание против правителей, либо сочетание нескольких явлений. В любом случае, в ходе археологических раскопок были обнаружены следы пожара, разрушившего жилые и культовые постройки знати, находящиеся на центральной улице, которую сегодня называют Дорогой Мертвых.

Пирамида Солнца на переднем плане, слева Дорога Мертвых и
на заднем плане Пирамида Луны. Фото pueblosoriginarios.com
Хронологические этапы теотиуаканской культуры

Тесоюка (Tezoyuca) 200 – 150 гг. до н.э. Возникновение поселений, разбросанных по склонам холмов, окружающих теотиуаканскую долину,  земли которой используются для сельского хозяйства.
Патлачике (Patlqchique) 150 – 0 гг. до н.э.  Создание общего церемониального центра (начало строительства пирамид Солнца и Луны), повлекшее объединение поселений, расположенных недалеко от долины.
Тцакуалли (Tzacualli) 0 – 150 гг. н.э. расширение церемониальной зоны до места, где находится Пирамида Пернатого Змея, начало ее строительства.
Миккаотли (Miccaotli) 150 – 200 гг. н.э. Теотиуакан приобретает городской облик – прямоугольный в плане, разбитый на четыре части, сориентированные по странам света. Начинается активное проектирование и строительство его разных частей, возникают первые настоящие черты урбанизма. К Пирамидам Солнца и Луны добавляются дополнительные постройки.
Тламимилольпа (Tlamimilolpa) 200 – 450 гг. н.э. – Консолидация Теотиуакана, как государственного образования, в котором правящий слой контролирует экономическую, политическую и религиозную системы. Строительство зданий ведется во всех четырех частях города, размеченных главной улицей и рекой, протекающей  по городу с востока на запад.
Шолальпан (Xolalpan) 450 – 550 гг. н.э. Внутренняя перестройка и реконструкция городской инфраструктуры с целью привести ее в соответствие с экономической ситуацией постоянного процветания Теотиуакана. Внешняя экспансия теотиуканской культуры и политики (распространение в разные регионы Месоамерики).
Метепек (Metepec) 650 – 750 гг. н.э. – Внутренние проблемы вследствие перенаселения городской части населения – скученность людей становится все больше, город развивается вширь, сокращаются сельскохозяйственные угодья. Внешние проблемы – с подчиненными экономически и политически, и колонизованными территориями.
Остотикпак  (Oxtoticpac) 750 – 800 гг. н.э. Внутренние волнения и восстания, внешние нашествия в короткий срок разрушают политическую систему. Группы, находящиеся у власти первыми покидают город (или изгоняются), затем из города уходит основное количество населения.
Шометла  (Xometla) - 800 – 950 гг. н.э. – Небольшие группы людей, типа деревенский поселений, живут в разных местах покинутого города, на развалинах городских построек. Возможно, этнически они не связаны с теотиуаканцами, и появились здесь позднее. В тот же период происходит рост влияния других городов в регионе, которые развиваются экономически и политически. 

Памятники искусства и архитектуры в Теотиуакане

Сьюдадела (La Ciudadela)
Состоит из большого квадрата, который первые европейцы увидевшие его, назвали Сьюдадела (Крепость), из-за отдаленного внешнего сходства с укрепленным европейским городом – посередине возвышается основное архитектурное сооружение – больгая утопленная площадь, окруженная возвышением, напоминающим широкую стену, доступ на которую осуществляется по ступенькам. Это возвышение, выстроенное с четырех сторон, замыкает площадь квадратом.
В ходе археологических исследований, осуществленных в ХХ веке, оказалось, что главное здание Сьюдаделы было храмом, посвящённым Кецалькоатлю, Пернатому Змею, а  «стена» вокруг него была создана из вытянутых платформ семиметровой высоты с пирамидальными конструкциями наверху.

Сьюдадела.На заднем плане видны Храм Кецалькоатля,
пристроенная платформа и основания административных и жилых
построек знати периода  I - II вв. н.э. Фото "Arqueología mexicana".
Так же исследования показали, что на основных пирамидальных конструкциях Сьюдаделы, в том числе храме Пернатого Змея, в древности были возведены небольшие деревянные храмы, которые использовались для совершения ритуалов и проведения праздников. В ходе раскопок, произведенных в конце XX века были обнаружены боковые пристройки к Храму Пернатого Змея, которые, возможно, использовались для жилья представителями местного правящего класса. Внутренняя часть Сьюдаделы представляет собой площадь с Пирамидой Кецалькоатля и возвышением типа центре окружённую стеной-платформой. Симметрию площади нарушает конструкция на юго-востоке (от нее остались только основания), в которой обнаружены семь последовательных этапов строительства.
 
Храм Кецалькоатля (Templo de Quetzalcoatl)

Восточная часть Сьюдаделы с Храмом Кецалькоатля (справа) и
пристроенной платформой (слева), которая закрывала
храм многие столетия. Пространство между постройками было
засыпано грунтом и заложено камнями. Также видны основания
построек вокруг храма, которые, возможно, служили местом размещения
знати в период, когда храм использовался в первоначальном виде.
Фото pueblosoriginarios.com
Постройка была возведена в два этапа  - на первом этапе было построена пирамида из семи ступеней, архитектурным решением которой было сочетание вертикальной (таблеро) и наклонной (талуд) плоскостей, типичное для Теотиуакана. Также оба типа плоскостей были украшены различными типами рельефов. Это произошло в I – II веках н. э. В ее украшении, уникальном для Теотиуакана, еще больше выделяются головы пернатых змей, вероятно символизирующее одноименно божество, которые перемежатся с образами бога дождей, в дальнейшем известным под именем Тлалок и изображениями мифического чудовища- крокодила, сипактли, первоисточника материальной вселенной в космогониях месоамериканских культур, олицетворяющее собой союз земли и воды. Изобилуют среди орнаментальных элементов морские раковины – теотиуаканцам они были хорошо знакомы, несмотря на то. что город находился в полупустынной местности, вдали от океанов. Раковины, как и для других народов Месоамерики, имели для них глубокий священных смысл, связанный с водой и плодородием.

Храм Кецалькоатля, фасад. Фото сgocurrycracker.com, Winnie Tseng
На втором этапе строительства,  в период с 200 по 450 гг. н.э. богато украшенный фасад пирамиды с лестницей ведущей наверх, был полностью закрыт новой стеной, пристроенной платформой, как ее еще называют. Она состоит из четырех ступеней, а не из семи, и полностью лишена каких-либо украшений, как впрочем, и остальные здания в Теотиуакане. Вероятно, она была построена с целью полностью спрятать от человеческих глаз предыдущий внешний облик пирамиды с ее роскошными рельефами и украшениями. В таком виде пирамида простояла много столетий, вплоть до 20-х годов ХХ века. Ни ацтеки, ни испанские конкистадоры не подозревали, что под ней скрывается  совсем другое здание. Также в течение этого второго этапа была возведена Сьюдадела, замыкающая в себе храм Кецалькоатля, и боковые пристройки к этому последнему.
Во время проведения недавних исследований были обнаружены захоронения людей, принесенных в жертву во время закладки храма, по больше части это мужчины. Очевидно, они были умерщвлены и захоронены, как подношение божествам – об их насильственной смерти свидетельствует положение этих людей с сведенными за спиной руками, которые когда-то были связаны. Самым известным является захоронение восьми воинов, расположенной со стороны фасада храма. В момент смерти на многих из них были серьги из ценного зеленого камня, ожерелья из раковин и роскошные нагрудные украшения, и вместе с ними были положены глиняные фигурки и предметы из обсидиана – ножи и наконечники для стрел.

Дорога Мертвых (Calzada de los Muertos)

Развитие Теотиуакана стало возможно благодаря масштабным работам по созданию городской инфраструктуры, проведенными его жителями, которые оформили деление города на восточную и западную часть посредством широкой центральной улицы, на северном конце которой была построена одна из двух больших пирамид города – Пирамида Луны.
Никто не знает, как называли центральную улицу жители города – сегодня ее имя – Дорога мертвых, потому что ацтеки так когда-то называли ее (Миккаотли, на языке науатль). Дорога мертвых расположена с небольшим отклонением от оси  север – юг. Ее протяженность от Пирамиды Луны до Сьюдаделы составляет 2 км, но она простирается дальше на юг более чем на 3 км, и ее окончание находится под современными постройками городка Сан Хуан Теотиуакан. 
Пирамида Луны, вид с севера. Позади постройки видна площадь Луны
и уходящая на юг Дорога Мертвых. Фото pueblosoriginarios.com
К этой центральной оси города, шириной 40 м,  в районе главного входа в археологическую зону, примыкает с восточной стороны квадрат Сьюдаделы и с западной – так называемый Большой комплекс, где в древности располагался городской рынок. Улицы, параллельные Дороге Мёртвых служили для разделения города на кварталы и пригородные зоны, которые разрастались вокруг центра Теотиуакана с четырех сторон света.
На пути от Сьюдаделы к Пирамиде Луны в одном месте Дорога Мёртвых пролегает по мосту из булыжника, перекинутому через речку Сан Хуан (San Juan). Мост не является оригинальным, его многократно перестраивали. От моста далее на север, до Пирамиды Солнца, часть Дороги Мёртвых представляет собой не просто ровную улицу, а пять или шесть утопленных площадок, идущих друг за другом, вдоль нее, разделенных возвышениями с лестницами. От Пирамиды Солнца до Пирамиды Луны она снова представляет собой улицу с небольшим уклоном с севера на юг.
С первой, самой южной площадки, для публики есть доступ в так называемые Наложенные здания, (Edificios Superpustos) в разные периоды времени. На первом этапе в этом месте был возведен небольшой, по всей вероятности, домашний алтарь, в виде пирамиды, в структуре которой сочетаются прямая и наклонная стена (таблеро-талуд) с орнаментами. Также расписаны были ступеньки этой пирамиды – на красном фоне зеленые кольца, стилизованные изображения бусин из зеленого камня, которые символизировали капли воды, высшую ценность. В другом отделении этого жилого комплекса сохранилась часть другой постройки  в виде талуд-таблеро с контрфорсом и декоративной стенкой сверху, украшенной зубцами. Поверх этого строения была сделана лестница, ведущая к небольшому храму, который был разрушен, чтобы дать место еще одной постройке на последнем этапе – комплексу из трех пирамидальных оснований с лестницами, возведенному на старых постройках. Этот комплекс является интересным свидетельством того, что Месоамерике при ветшании зданий они не сносились – новые постройки возводились прямо на старых. Такую же технику практиковали спустя столетия ацтеки в Теночтитлане.

Наложенные Здания. Фрагмент раннего периода, с реконструкцией.
Фото pueblosoriginarios.com
Следующим объектом, доступным для осмотра, является Западная площадь (Plaza Oeste). Здесь расположены  частные жилые комплексы богатых теотиуаканцев. Некоторые их них, к сожалению, были разрушены, когда по Дороге Мертвых была проложен путь для старинных дилижансов, соединявший поселки Сан Мартин де лас Пирамидес (San Martín de las Pirámides) и Сан Хуан Теотиуакан (San Juan Teotihuacan). Строители использовали камень древних построек для того, чтобы нивелировать неровности грунта.

На Западной площади специально сооружена выемка в полу, позволяющая увидеть, как выглядело одно и то же место в разные периоды времени, на котором были выстроены один над другим два храма. Бордюры, которыми огорожена лестница с боков в первоначальном варианте были украшены большими каменными головами змей, тогда как на позднейшем этапе их заменили головы животных из семейства кошачьих.
Западная площадь. Под полом позднейшего этапа, видны лестница
более раннего периода. Ее бордюры украшены головами
 змей, которые впоследствии были заменены на ягуаров.
Фото pueblosoriginarios.com
Идя по Дороге Мёртвых нельзя не отметить, что постройки вдоль нее на протяжении двух  километров имеют повторяющиеся черты, вследствие четко соблюдаемого архитектурного канона Теотиуакана – сочетания наклонной и вертикальной стены таблеро-талуд в зданиях, имеющих форму пирамидальных оснований. Выделяется своими особенностями так называемых Храм земледелия (Templo de la agricultura), расположенный почти у входа на Площадь Луны.
Росписи Храма земледелия, связанные с посевными работами
и ритуалами плодородия. Фото pueblosoriginarios.com
Храм был назван так, потому что в одном из его зданий, выстроенных одно над другим были найдены росписи, связанные с водой и сельскохозяйственными работами. Ранние постройки храма демонстрируют отсутствие вышеупомянутого архитектурного канона.  В сообщающемся с Храмом строении была обнаружена комната с настенными росписями, которые, из -за химерических существ, которые они воспроизводят, были названы Росписями Мифических Животных.  А почти напротив Храма земледелия, с другой стороны улицы можно увидеть роспись на вертикальной стене одного из зданий, на которой изображена пума, на фоне воды, нарисованной рядами волн.

Пирамида Cолнца (Piramide del Sol)

Эта пирамида, являющаяся самой большой постройкой в городе, изначально состояла из четырех уровней-ступеней, квадратных в плане, хотя в настоящий момент пирамиды их насчитывает пять, из-за неточной реконструкции, произведенной в 1905 - 1910 годах.
Ее высота – 63 метра в настоящий момент. Раньше строение было выше, так как его венчало святилище с идолом внутри, которое приказал снести в XVI веке первый архиепископ Новой Испании Хуан де Сумаррага (Juan de Zumarraga).

Пирамида Солнца, фасад с позднейшей пристроенной платформой.
Как и у многих месоамериканских пирамид, расположена с западной стороны, 
там, где солнце спускается в подземный мир.
C восточной и южной стороны на боковых стенах пирамиды бросаются в глаза огромные ступенчатые контрфорсы. Также по всей поверхности пирамиды можно заметить выступающие продолговатые камни, расположенные на примерно одинаковом расстоянии друг от друга. Их функцией было поддерживать штукатурку, которой когда-то было покрыто колоссальное строение, и которая была раскрашена в два цвета – белый и красный. Пирамида представляет собой конструкцию из туфовых вулканических камней тесонтле, заполненную плотным грунтом также вулканического происхождения, которого было в изобилии в Теотиуакане. Никаких ниш или проходов в ней не предусматривалось. Туннель, который можно видеть с восточной стороны – это работа археологов, проверявших, что у нее внутри. Пирамида была выстроена в один этап, длившийся более ста лет. Внутри нее нет предыдущих структур, которые бы надстраивались или обновлялись, это означает, что ее проектировали именно в таком виде. И те, кто ее проектировал, могли только в своем воображении видеть ее величие – они не дожили до того дня, когда она была выстроена больше, чем наполовину. Тем удивительнее кажется инженерный гений ее творцов.

Позднейшие доработки строителей добавили пирамиде пристроенную платформу с западной стороны и организовав две лестницы в нижней части этой пристроенной пирамиды. Также, как и Пирамида солнца, эта пристройка состоит из четырех уровней и архитектурно у них обеих сочетается чередование наклонной и прямой (горизонтальной в данном случае) плоскостей.
В 70-х годах ХХ века под Пирамидой Солнца была обнаружена пещера естественного происхождения интересной формы. Вход в нее спускается вниз на несколько метров, а потом идет горизонтально, и примерно там, где проходит вертикальная ось пирамиды заканчивается несколькими небольшими помещениями, некоторые из них были искусственно расширены. Возможно, именно эта пещера послужила решающим фактором выбора места для колоссальной постройки. Здесь были найдены различные культовые объекты и это неудивительно - согласно месоамериканской космогонии, пещеры порождали воду и все живое. У многих индейских они культур были и остаются священными местами.
В соответствии с характером человеческих жертвоприношений, обнаруженных по углам Пирамиды Солнца, ученые пришли к выводу, что она была посвящена на самом деле Богу Дождей, и только ацтеки, совершавшие здесь различные обряды спустя столетия, связывали ее с Солнцем и современной эпохой мироздания.
Пирамида Луны (Piramide de la Luna)
Она возвышается с северной части города, гармонируя с очертаниями высокой горы позади нее, называемой сегодня Серро Гордо. Это вторая по величине постройка Теотиуакана, ее высота - 46 м. В отличие от Пирамиды Солнца эта многократно перестраивалась и даже надстраивалась, в период с 0 по 450 гг. н.э. Первоначально объектом культа было сооружение, прикрытое сегодня пристроенной платформой, а основная масса здания была возведена только на пятом этапе реконструкции здания. Это было сделано в период с 250 по 450 гг. н.э. То, что на ранних этапах было самой пирамидой, превратилось в пристройку – возвышение, на котором проводились обряды, посвященные богине земных вод  - рек и озер, культ которой связывался с Луной. Ее храм стоял на самом верху пирамиды, и в нем была статуя, которая спустя столетия была обнаружена у подножия культового сооружения.
Пирамида Луны. Фото El Universal.
Перед пирамидой находится Площадь луны, огороженная сгруппированными одинаковыми по высоте пирамидальными основаниями. В центре площади располагается основной алтарь и конструкция необычная в плане, в которой внутреннее пространство разделено четырьмя небольшими прямоугольными возвышениями, расположенными по осям плана здания, и четырьмя им подобными – по диагонали от основных, получившими название «теотиуаканский крест». Очевидно, в ней совершались поклонения и ритуалы с шествиями жрецов по восьми основным сторонам света.
Внутри Пирамиды Луны также были найдены захоронения людей, большая часть которых является принесенными в жертву постройке разными способами, в зависимости от этапа, на котором они производились. Рядом с некоторыми из них найдено немалое количество украшений из зеленого камня, обсидиановых орудий и останков животных.

Дворец Пернатой Бабочки (Palacio de Quetzalpapalotl)
Это здание находится в архитектурном комплексе, примыкающем к Площади Луны с запада и являющегося одним из самых статусных построек города, открытых на сегодняшний день. На самом деле данный комплекс является результатом поэтапного возведения помещений, чье назначение и использование с течением времени  менялось. Во время раскопок здесь были обнаружены следы пожара, который произошел в самый последний период существования города. Это позволяет предположить, что закат Теотиуакана сопровождался внутренней борьбой и восстаниями. 

Дворец Пернатой бабочки, вид изнутри. Фото pueblosoriginarios.com
В настоящий момент вход во дворец Пернатой бабочки осуществляется юго-западной стороны. Поднявшись по лестнице, вход на которую сторожит каменное изваяние змеиной головы, посетитель попадает в просторный портик. Это здание было реконструировано в 60-е годы XX века, основываясь на надёжных археологических доказательствах того, как оно выглядело – с тем, чтобы показать посетителям Теотиуакана, какие крыши были в теотиуаканских домах (будучи деревянными, крыши поздних этапов не сохранились).
Пройдя портик, посетитель оказывается во внутреннем дворе, который и дал название всему дворцу.  Он четырехугольный в плане, обрамленных портиками со всех четырех сторон. Из портиков проемы ведут в другие помещения. Двор имеет в середине углубление, подобное римскому имплувию – бассейну в домах знати, глубина которого составляет на более 30 см. По всей вероятности, он наполнялся во время дождей. Пилястры, поддерживающие крыши портика, имеют рельефы, инкрустированные обсидианом, которые дали название этому зданию – на них изображены птицы, повернутые к зрителю, тело которых представляет собой стилизованную форму бабочки. Птиц два типа, головы одних повернуты вбок, другие смотрят прямо на зрителя. Когда-то они были ярко раскрашены в желтый, красный, зеленый цвета. Полосы орнаментов над и под птицами представляют собой повторяющиеся изображения глаза в круге – атрибута бога бурь и дождей. Крыши портиков увенчаны зубчатыми украшениями, представляющими собой теотиуаканский символ года. Не так давно было выяснено, что вскоре после восхода в день весеннего равноденствия тени, отбрасываемые восточными зубцами, в точности совпадают с узорами, нарисованными на штукатурке  на западной стене  двора (подробнее можно узнать здесь).

Дворец Ягуаров (Palacio de los Jaguares)
Это сооружение расположено «этажом» ниже в том же архитектурном комплексе, однако является современником Дворца Пернатой Бабочки. На внутренней площади находится небольшое пирамидальное возвышение, снабженное лестницей, чьи бордюры у основания украшают изваяния погремушек гремучей змеи. С северной стороны площадь ограничена рядом портиков, стены которых украшены росписями, представляющими пум, с плюмажами на головах и морскими ракушками, украшающими их спины. Они идут процессией, трубя в раковины, из которых выходит музыка, нарисованная завитушками и брызги воды. В соседних зданиях на стенах сохранились другие изображения больших хищников, чьи тела украшает сетчатый узор.

Храм Драгоценных раковин (Palacio de los Caracoles Emplumados)
С восточной стороны Дворца Ягуаров есть проход во помещения нижнего уровня, над которыми в свое время был выстроен Дворец Пернатой Бабочки. Соответственно, нижние здания датируются более ранним периодом, нежели этот последний, и были заполнены землей и строительным мусором, чтобы возвести на них новые постройки. После расчистки внизу было обнаружено небольшое здание, построенное на возвышении, получившее название Храма драгоценных раковин, так как пилястры, расположенные с его торца, украшены рельефами, изображающими ряды морских раковин, украшенных перьями – таки образом подчеркивалась их большая ценность и значимость.
Дворец Драгоценных раковин. Помимо рельефов морских раковин,
украшенных перьями, на пилястрах по бокам от входа,
 можно увидеть и вырезанные в камне цветки с четырьмя
лепестками. Этот символ был известен многим месоамериканским
 культурам, в том числе ацтекам, живщим столетиями позже в долине
Мехико. Он олицетворяет вселенную - четыре стороны света
 лепестки и центр, середина. Фото pueblosoriginarios.com
Платформа, на которой построен храм, имеет архитектурных шаблон чередования наклонной и вертикальной стены с трех сторон, и только с западной стороны она превращается в лестницу, ступенька которой полностью расписана – она изображает попугая, поливающих цветок водой из своего клюва. Этот декоративный элемент многократно повторяется на вертикальной стене платформы. 
Жилые комплексы Теотиуакана
Чтобы понять грандиозность города и уровень жизни теотиуаканцев, стоит выйти за пределы зоны основных памятников, или зоны А (вся та территория, что замкнута кольцевой дорогой мощеной камнем) и посмотреть жилые постройки, расположенные неподалеку. В отличие от многих других народов Месоамерики, которые жили семьями в хижине, стоящей из одного помещения, практически все теотиуаканцы, даже небогатые, жили во «многоквартирных» домах, то есть целых комплексах, структура которых была довольно четко определена. Эти постройки размещали несколько простых семей, объединенных между собой более широким родством. Жилые комплексы возводились из камня и раствора и размещали от 20 до 100 человек. Качество применявшихся материалов и значительные усилия по их постройке говорят о сравнительно высоком уровне жизни и благосостоянии теотиуаканцев.
В период наивысшего расцвета Теотиуакан насчитывал около 2000 жилых комплексов, все они были одноэтажные, прямоугольными в плане с плоскими крышами и высокими наружными стенами без окон. Несмотря на то, что большинство из них являются «типовой моделью» - квадратами со стороной 60 м (площадью 3600 м2). Есть большие, одна сторона которых превосходит 100 м, а есть и маленькие, чья сторона не превышает 30 м.


 Археологи подразделили все теотиуаканские жилые комплексы на шесть групп, в соответствии с социально-экономическим статусом этих построек, начиная от величественных дворцов правителей и заканчивая самыми скромными жилищами наиболее бедных горожан.
В 1884 году исследователь Леопольдо Батрес (Leopoldo Batres) извлёк на свет из-под земли жилой комплекс, который назвали Теопанкаско, он находится в центре современного городка Сан Себастьян. С того момента было открыто и исследовано более 30 жилых комплексов, которые составляют 1.5% от общего числа существовавших (по примерной оценке). Эти исследования представляют большую ценность, так как позволяют понять, кто такие были теотиуаканцы, и какой была их частная жизнь.
С улицы было практически невозможно знать, что происходило внутри жилых домов, так как они были отделены от общественного пространства высокими наклонными стенами – талудами, в которых не было окон, а проходы делались намеренно узкими.
На первый взгляд внутренняя планировка жилого комплекса может показаться наблюдателю все лишь хаотическим нагромождением множества помещений прямоугольной формы, соединенных между собой узкими коридорами. Однако, при более внимательном рассмотрении, можно понять, что помещения представляют собой комнаты, предназначенные для проживания простых семей (родителей с детьми), расположенных с четырех сторон вокруг дворов, снабженных портиками, через которые внутрь проникал свет и воздух, а также производился сбор дождевой воды.
Семья имел свои помещения для отправления культа, сна, работы, приготовления и приема пищи, сбора отходов и погребения мертвых. Однако определенные элементы, были общими для всех семей комплекса  - это широкие внутренние дворы, в центре которых строился пирамидальный алтарь.
В некоторых комплексах были найдены помещения, где содержались и разводились животные, в других помещения, которые, предположительно, служили для прислуги.
Недавние исследования доказывают, что жители одного жилого комплекса не только  принадлежали к одной этнической группе, но и были объединены между собой родственными связями, занимались общим ремеслом или иным видом деятельности и поклонялись одному и тому же родовому божеству. 

Вентийя (La Ventilla)
К югу от первых ворот расположен вход в четыре интересных жилых комплекса, принадлежавших одному и тому же кварталу города. Они отделены друг от друга длинными узкими улочками, снабженных сложной системой дренажа, которая была проложена по всему городу. В самом скромном из них были найдены около 300 захоронений и мастерская по изготовлению украшений из камня и морской ракушки. Другой комплекс построек, названный Двором с красным окаймлением, как оказалось, являлся культовым центром этого квартала.  И ещё один  выделяется среди прочих тем, что на его полу нарисованы схематические изображения, которые по мнению некоторых исследователей, являются примерами теотиуаканской письменности.
Тетитла
Между первым и вторым входами в археологическую зону находится поворот на дорогу, которая ведет в Тетитлу. Это жилой комплекс известен своими впечатляющими настенными росписями, изображающими хищников – пернатых и кошачьих, божеств плодородия и даже ныряльщика в воде, среди морских раковин и других водных элементов. Настенные росписи в Тетитле сочетают в себе местные черты и элементы, характерные для культур Мексиканского залива, майя и Оахаки. Майянскими по стилю являются изображения некоторых божеств, людей, змей. Были также найдены элементы письменности майя, вот почему Тетитла получила название «Международного дома». Некоторые предполагают, что здесь проживали торговцы из других регионов, или даже послы других государств.


Фрагмент настенной роcписи в Тетитле, изображающей
 ряд женских персонажей (божеств) в масках, богатых нарядах
и головных уборах. Фото planbviajero.com
Атетелько

Находится недалеко от Тетитлы. Основная  достопримечательность – два красивых внутренних двора. В так называемом Белом дворе в середине располагается алтарь в виде небольшой пирамиды, раньше он был украшен пернатыми змеями и изображениями бога дождя. Белый двор был тщательно реконструирован, в том числе восстановлены настенные росписи,  найденные во время раскопок. 
Настенные росписи в Белом дворе Атетелько. Фото planbviajero.com
В портиках двора нарисованы процессии ягуаров и койотов, издающих рычание и пожирающих сердца, а также люди или персонажи с головами животных, размахивающих жертвенными ножами. Вероятно, жители Атетелько принадлежали к могущественным воинским кланам. 

Тепантитла (Tepantitla)
Напротив четвертых входных ворот располагается этот жилой комплекс, знаменитый своей настенной росписью, которую исследователи окрестили «Тлалокан» (Обитель Тлалока, бога  дождей). В ее верхней части расположена мифическая гора - подательница пищи и воды, над которой возвышается божество. В его образе сочетаются элементы воды и огня. Руки его распростерты и из ладоней падают вниз и в стороны большие капли дождя. Позади видно дерево, покрытое цветами, ветви его сплетены. На нижней стене нарисована еще одна гора, с которой бегут ручьи, питающие засеянные поля. Повсюду разбросаны фигурки небольших людей, которые предаются самым разным занятиям – поют, танцуют, плавают, ловят бабочек, срывают цветы или играют в мяч или другие игры. 


Настенная роспись "Тлалокан", фрагмент. Фото pueblosoriginarios.com
Сакуала (Zacuala) и Яйягуала (Yayahuala)
Рядом с Тетитлой и неподалеку от Атетелько находятся еще два жилых комплекса. Сакуала  представляет собой жилой комплекс изящной архитектуры, состоящий из комнат, портиков, центральной площади и прихожих, которые соединялись с системой дорога-дренажный канал, собиравшей воды и являвшейся важной частью городской инфраструктуры (дороги были проложены параллельно осушительным каналам).
Жилой комплекс Яйагуала обнесен стеной и огражден улицами, одна из которых также соединяется с системой дорога-оросительный канал. Лестница ведет в большую прихожую, которая выводит на площадь, чей уровень ниже, чем уровень остальных строений. Площадь сообщается с тремя архитектурными комплексами, либо жилого, либо административно-религиозного характера. На ней есть портики, переходы и остатки второго входа, меньших размеров.

Музей Теотиуакана
В центре археологической зоны, недалеко от Пирамиды Солнца, расположен музей. Его вестибюль украшает каменный рельеф с изображением одного их самых важных теотиуаканских божеств, связанных с водой, землей и плодородием.
В залах выставлены образцы полезных ископаемых и ресурсов, которыми была богата территория, поясняется, как люди в древности использовали окружающую среду, архитектурные элементы и экспонаты, представляющие собой предметы самых разных видов изобразительных искуств и ремесел: керамики, резьбы по кости и камню, скульптура, настенные росписи, сведения о религии теотиуаканцев и их представлении о мире, символизм настенных росписей, погребальные маски и урны, в которые складывали прах кремированных людей высокого социального статуса.
По материалам: Teotihuacan. Historia, Arte y Monumentos, Nonclem Ediciones, México D.F., 2013, журнал Arqueología Mexicana, № 74, июль-август 2005 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий