Мир ацтеков характеризовался особым вниманием, которое правители уделяли общественному образованию. Школы столицы, Теночтитлана (современного Мехико) были разделены на два типа, подростки распределялись в них в соответствии со своим происхождением. Дети знати (пипильтин) поступали в Кальмèкак, учреждение, которое располагалось в пределах церемониального центра города (ныне археологическая зона Темпло Майор), а отпрыски простонародья (масегуальтин) шли учиться в Тельпочкалли, школы, которые были в каждом районе города. Помимо этих двух общеобразовательных школ, существовали при храмах заведения, в которых учили музыке, танцам и пению, так как эта деятельность была важнейшей частью всех праздников ацтеков, которые отмечались каждые двадцать дней.
Ацтеки считали своих
детей божьим даром, дети являлись продолжением их рода, со временем они должны были
стать помощниками в производительном труде, которым занималась семья, научиться
уважать старших и почитать богов, а затем сочетаться браком и создать новое звено в цепи поколений и общественную
ячейку в городском районе кальпулли,
жителей которого, как правило, объединяли и родственные отношения.
В ацтекском
видении мира, как и у многих других народов, в создании и поддержании вселенной
участвовал союз двух сил – мужской и женской. Для родителей было важно объяснить
детям их принадлежность к мужскому или женскому полу и привить модели
поведения, принятые в обществе для каждого пола. Как и во многих других традиционных
обществах, в неформальном образовании внутри семьи роли были четко распределены
- воспитанием девочек занимались женщины, а воспитанием мальчиков – мужчины.
В целом, можно сказать,
что в процессе воспитания сочетались наставления, проявления родительской любви,
выговоры и весьма суровые наказания. С трех – четырех лет дети уже должны были выполнять простые поручения по дому, быть сдержанными и послушными. С течением времени труд, поручаемый им, становился всех сложнее и тяжелее. Таким образом, сыновья обучались занятиям отцов, а дочери – всех работе по дому,
уборке, приготовлению еды, ткачеству и шитью одежды и т.д.
Наказания для воспитания молодых ацтеков. Сверху - юношу протыкают иглами агавы. Снизу - мать заставляет свою дочь подметать улицу ночью. Иллюстрация из Кодекса Мендосы |
Когда подросткам исполнялось пятнадцать лет, юноши в обязательном порядке направлялись своими родителями в Кальмекак или в Тельпочкалли, а девушки оставались дома, продолжая обучаться всем тонкостям домашнего труда, чтобы, когда придет время, стать хорошими женами. Некоторые знатные девушки отправлялись в специальные школы ичпочкалли, где их учили разным домашним искусствам (гитью, ткачеству, вышиванию и пр.) и обслуживающему труду, и готовя к будущему браку, наставницы объясняли им что такое брачные отношения, но лишь с тем, чтобы воспитать целомудренных девушек, будущих верных жен, таким, у которых не возникало и мысли о распущенности и пороках. Поэтому, воспитание в этих школах было жестким.
Задачей школы для знати - Кальмекак - было воспитать воинов и полководцев, хотя, при этом ее выпускники получили и звание священнослужителя.
Поступлению подростка в Кальмекак предшествовала трапеза с главными учителями школы, на которой отец предлагал своего сына в ученики. Затем его отводили в школу, где его раскрашивали в черный цвет и вешали ему на шею ожерелье из деревянных четок, тлакопатли, к которым, по их представлениям, отныне был привязан дух ученика. Поэтому, по окончании учебы, прежде чем вернуть воспитанника его родителям, наставники снимали четки и оставляли их в «залог» в школе.
Ученик, вступивший в 15 лет в Кальмекак, будучи отпрыском знатного рода, тем не менее, начинал суровую жизнь, полную трудностей, воздержания, во всех смыслах и дисциплины. Он должен был быть очень острожным, потому что, если портил имущество, принадлежавшее школе, его родители должны были уплатить подобие штрафа, и в случае, если это не делалось вовремя, провинившегося ученика окунали в озеро (оно было совсем рядом), а вытащив, били так, что он терял сознание. Если нарушение было серьезным, ученик изгонялся из Кальмекак.
День воспитанников
начинался рано утром и продолжался до позднего вечера. Часть ночи они проводили
в обрядах покаяния и очищения, совершая ритуальные кровопускания.
С течение
времени, отрок, уже овладевший разными навыками и науками, помогал жрецу в
подготовке и проведении церемоний, приносил для церемонии оружия жертвоприношения
, бил в ритуальный деревянный барабан тепонакстле (в него не мог ударять кто
попало, тепонакстле до сих пор в некоторых регионах Мексики считается живым
существом, связанным с небом или стихией воздуха), следил за звездами по ночам,
чтобы объявлять часы и осуществлял дальнейшее обучение – он заучивал песнопения
богам, пиктографическое письмо (если у него к этому проявлялись особые
способности, он в дальнейшем становился писцом), астрологию, счет дней по общественному
и по священному 260-дневному календарю, церемонии, обряды, посвященные
ацтекским богам, толкование снов.
Жрец, наблюдающий за звездами. Ученики Кальмекак должны были научиться определять время по звездам, они дежурили, чтобы объявлять часы. Иллюстрация из Кодекса Мендосы |
Помимо этого, все
ученики Кальмекак должны были овладеть уточенным литературным вариантом языка
науатль и запомнить самые выдающиеся поэтические произведения стихотворцев
минувших дней, которые передавались среди ацтеков из уст в уста. Они обязаны были декламировать эти гимны и песни торжественно и выразительно.
Жрец, поющий и играющий на тепонакстле, еще одно ритуальное искусство, которое должен был освоить ученик Кальмекак. На виске виден красный полукруг - знак жреческого титула. Иллюстрация из Кодекса Мендосы |
В зависимости от
того, в какой сфере больше отличился – в воинских или религиозных делах – юноша
в дальнейшем продолжал свою карьеру в войсках, в числе священнослужителей, в
судебном учреждении или правительстве, продвигаясь в соответствии со своими личными
заслугами и престижем своего рода.
Школы для
отпрысков простых людей, Тельпочкалли были в каждом квартале Теночтитлага. В их
задачу входило подготовить юношей к войне и приучить к общественному труду, так
что еоретические знания в них были намного куда более поверхностными. Образование
представляло собой знакомство с религиозными практиками, на практике же юношей
приучали переносить голод, холод, усталость и боль, а так же быть исполнительными
и послушными – это прививалось посредством многочисленных практик покаяния,
поста и саможертвоприношения. Дисциплина была жесткой, а работа тяжелой.
По материалам: Wikipedia, “México
desconocido”, книги Alfonso
Caso “El pueblo del Sol”, FCE, 2ª edición, México, 1962.
Комментариев нет:
Отправить комментарий