23 нояб. 2014 г.

Пиньята – украшение и развлечение на Рождество в Мексике

Пиньята в форме звезды. Фото "México desconocido"
Пиньята представляет собой изготавливаемый для рождественских праздников горшок из глины, коробку из картона, или структуру из проволоки, покрытую папье-маше и обклеенную цветной бумагой, которая содержит внутри фрукты, сладости и другие призы. Она подвешивается веревкой на определенной высоте и участники церемонии, с завязанными глазами, по очереди бьют по ней палкой, чтобы разбить ее и высыпать угощение. Трудно представить без этой игры празднование Рождества в Мексике.

История



Горшки -"полуфабрикаты" для изготовления пиньяты.
Фото Slevinr, из Wikipedia
Некоторые авторы утверждают, что прообразом пиньяты послужила церемония, совершавшаяся в средние века в Китае, во время празднования нового года (весной): китайцами делалась полая фигура быка, украшенная разноцветной бумагой, в которую помещали разные семена. Цвета олицетворяли пророчество о погоде, которая будет сопровождать грядущий сельскохозяйственный год. Мандарины ударяли палкой по фигуре до тех пор, пока не разбивали ее, семена высыпались на землю, а бумага поджигалась, зрители церемонии пытались завладеть хотя бы небольшой горсточкой пепла от нее, так как существовало поверье, что он приносит удачу.
Предположительно, Марко Поло (Marco Polo) «привез» вышеописанный обычай в XIII веке в Италию. Тем не менее, то, что там называлось пиньятой и затем стало известно под тем же названием во всей Европе, никак не украшалось, и к тому же трудно понять, как эта китайская традиция украшать полую фигуру, чтобы затем разбить ее, смогла попасть в Новый свет в XVI, чуть раньше, чем был открыт прямой судоходный путь из Мексики в Азию.
Так что же было пиньятой в Европе? Традиция утверждает, что пиньята была придумана в Италии (pignata  на итальянском обозначает кувшин или глиняный котелок), где в средние века было принято, во время Великого поста, дарить работникам, трудившимся на полях у синьора, котелок полный подарков.

Из Италии обычай такой распространился в Испанию, откуда попал в Мексику, где стал очень популярным, претерпев некоторые изменения. Кстати, стоит отметить, что мешика (ацтеки) имели похожую церемонию, проводившуюся во время праздников, посвященных Уитцилопочтли.  В том числе, может быть поэтому, монахи, прибывшие на новый континент, быстро смекнули, что пиньяту можно было использовать как наглядный инструмент христианизации местных жителей.
статуя монаха-августинца с пиньятой,
установленнав в Акольмане.
Фото Алехандро Гарсии Линареса
(Alejandro García Linares)
из Wikipedia,
В начале  XVI века испанские миссионеры, прибывшие в Америку, стремились заинтересовать местных жителей, иллюстрируя христианскую доктрину с использованием пиньяты. Монахи умело преобразовали привычную традицию глиняного горшочка с сюрпризом, в уроки катехизиса, а еще, придумали обернуть горшочек цветной бумагой, сделав его внешний вид более впечатляющим и запоминающимся.

Свой же современный облик пиньята приняла в тот же самый период, когда зародился обычай праздновать предрождественские праздники «посадас» (суть которых – напомнить верующим о  пути в Вифлеем Святого Иосифа и Девы Марии), и произошло это в монастыре монахов-августинцев в Акольмане (который находится в современном штате Мехико, очень близко от Теотиуакана).  В 1586 монахи-августинцы в Акольмане получили от папы Сикста V разрешение на проведение так называемых «месс даров», которые позже превратились в праздники «посадас». Именно в во время этих месс, которые служили в дни, предшествующие Рождеству, монахи и представили пиньяту, как элемент церемонии. Она послужила аллегорией, призванной помочь миссионерам в их усилиях просветить региона в отношении понятий греха и добродетели в христианском значении. Оригинальная пиньята имела форму звезды c семью лучами-остриями. Эти острия воплощают собой семь главных грехов, блестки – пустое тщеславие бренного мира, а яркие цвета – искушение. Человеку, разбивающему пиньяту глаза завязывали не зря - это олицетворяло тот факт, что вера, ведущая человека, является слепой. А палка, которой он ударял по украшенному горшку являлась воплощением желания сломить иллюзию искушения и победить грех. Карамельки и другие вкусности внутри пиньяты – представляли собой сокровища небесного царства. М все вместе становилось моралью о том, что только просвещение в христианской доктрине, сопровождаемое верой и только лишь добродетель могут  победить грех, а  наградой за это становится райское благоденствие.

Включение пиньяты в мексиканские праздники

Итак, августинские монахи прибегли пиньяте как к инструменту христианизации, элементу с религиозным смыслом. Но при этом невозможно отрицать что сама процедура «выбивания» сладостей из глиняного горшочка является весьма увлекательной. Неудивительно, что она пользовалась популярностью. Игра в пиньяту, ставшая частью предрождественских «посадас», распространилась в Новой Испании, став одним из элементов культуры, несмотря на то, что церковь со временем перестала одобрять ее, так как во время игры исполнялись шаловливые куплеты, которые сводили на нет торжественную атмосферу религиозного праздника. Священники окончательно запретили церемонию разбивания пиньяты в период с 1788 по 1796 г., однако, запрет не пользовался успехом, и не искоренил обычай, так что уже в 1818 его были вынуждены отменить.



Пиньята (1953).
Роспись Диего Риверы в Детской больнице г. Мехико
Кстати, и сегодня существуют традиционные песенки, сопровождающие церемонию пиньяты. Во время праздников «посадас» обычно поют: “Не хочу я серебра, не хочу я злата, все, чего хочу я - разломать пиньяту!”, это, своего рода, «подводка» к началу игры. Так же в тот момент, когда какой-либо участник пытает свое счастье, нанося удары вслепую по красочному горшку, его подзадоривают следующей песенкой: “Врежь ей, врежь ей врежь ей, а то прицелиться не сможешь, а  прицелиться не сможешь – значит и не попадёшь. Вот ударил раз ты, вот ударил два, вот ударил три, время кончилось, уйди». Или "Врежь ей, врежь ей врежь ей, а то прицелиться не сможешь, а  прицелиться не сможешь – значит и не попадёшь. Врежь ей, врежь ей врежь ей, но ты врезать ей не смог, так снимай с себя повязку, потому что мой черед!”

В период Рождества готовые пиньяты, сделанные руками ремесленников, можно купить в самых разных местах – на любом рынке, в уличных торговых точках. Но стоит отправиться в то место, где она когда-то родилась - в Акольман (штат Мехико), особенно в  период с 16 по 23 декабря, когда организуется ежегодная Ярмарка Пиньяты, где помимо продажи этой яркой игрушки, исполняют народные танцы, организуют конкурсы на самую лучшую пиньяту, в которой принимают участие множество поселков, сел и населенных пунктов, и каждый желает получить награду за свою пиньяту. Проводятся здесь и скачки, традиция организации которых восходит к временам Мексиканской революции. И, конечно, в Акольмане инсценируют «посадас», которые, к слову, появились тоже именно здесь.

В других странах

В наши дни традиция пиньяты распространилась за пределы Мексики, и превратились в развлекательный элемент многих праздников в разных частях мира, но, в особенности в Центральной Америке и на юге США, благодаря влиянию мексиканской культуры.

В Пуэрто-Рико, Эквадоре, Эль Сальвадоре, Боливии, Перу, Венесуэле, Гватемале, Колумбии пиньяты можно встретить на праздновании детских дней рождения. Обычно эти изделия не глиняными являются горшочками, они сделаны из  папье-маше и ярко декорированы изображениями, имеющими отношение к празднику (сюда тоже распространились супергерои, принцессы, но используются и другие, оригинальные, рисунки). Ее наполняют карамельками, шоколадными конфетами, другими сладостями и мелкими игрушками и конфетти. Также к ней приделывают бумажные цепи, достаточно длинные, чтобы до них можно было дотянуться детям. Цепи должны открыть что-то типа дверцы в пиньяте, но она сделана так, что ее не видно под украшениями.  Игрушка вешается в центр праздничного зала, так чтобы ее было видно, но сначала цепи убирают вне доступности детей. Обычно после разрезания именинного торта, объявляют, что теперь будет сломана пиньята и каждому ребенку дают пустой пакетик. Дети собираются внизу, под игрушкой. Когда на счет три ребятишки дергают за цепи, пиньята раскрывается и на них обрушивается дождь из сладостей, конфетти и игрушек, а они стараются собрать все это в подставленные пакетики.  

В Коста-Рике и Сальвадоре пиньята привязывается к концу веревки, перекинутой через зафиксированный на чем-нибудь шкив. Другой конец верёвки находится в руках у взрослого. Дети чередуются в своих попытках достать пиньяту деревянной палкой, а взрослый тем временем поддергивает ее верёвкой, то приспуская, то приподнимая, так чтобы дети ее не достали. Но в любом случае самому старшему или самому проворному, в конце позволяется разбить пиньяту.
В Аргентине пиньяты представляют собой резиновые надувные шары около 50 см в диаметре, имеющие отверстие достаточно большое для того, чтобы поместить в них сладости и конфетти. Они подвешиваются в помещении на высоте, доступной для приглашенных на мероприятие, и их не разбивают, а протыкают острым предметом, шар лопается и его содержимое высыпается наружу, на радость собравшихся детей, которые подбирают сладости в пакетики.

В последние декады этот обычай стал практиковаться в Европе, хотя его распространение там идет медленно. Вне американского континента Индия стала одной из немногих стран, в которой прижилась традиция пиньяты на культурно-массовых мероприятиях.

В Тепатитлане, Халиско, была создана самая большая в мире пиньята, классической формы, с семью остриями. Случилось это в 2010 году, размер изделия составлял 11.2 метра от конца одного острия до конца другого.

Пиньята в Тепатитлане. Фото с сайта www.comunicacióntepa.com
 По материлам Wikipedia и “Mexico desconocido

Комментариев нет:

Отправить комментарий