14 нояб. 2015 г.

Традиционная женская одежда уипиль

Девушки в уипилях, сделанных в разных регионах Мексики.
Фото Casa Méjicú
Уипиль (huipil), слово происходящее из языка науатль от уипилли (huīpīlli), обозначает самый традиционный предмет женской одежды, используемой индейскими народностями центральной и южной Мексики и Центральной Америки. Он представляет собой свободно ниспадающую тунику, обычно изготавливается из двух или трех кусков ткани, которые соединяются между собой булавками, лентами или сшиваются нитками, оставляя отверстие для головы, и если бока зашиваются, то в них оставляют отверстия для рук. Традиционные уипили, в особенности те, что предназначены для различных ритуалов, делаются из материала, сотканного на поясном ткацком станке и богато украшены вытканными узорами, вышивками, лентами, кружевами и пр. Тем не  менее, не все уипили сегодня производятся из ткани  кустарного производства, часть  делается их промышленных материалов.

Длина уипиля может варьироваться от изделия размером с короткую блузку до такого, чья длина достигает пола. Стиль уипиля обычно указывает на этническую принадлежность и определенную общину ткачихи, его изготовившей, так как у каждого местечка, и зачастую, даже у многих ремесленниц одного и того же поселка есть свои собственные методы и приемы изготовления ткани и узоров. Многие уипили имеют сложные узоры и рисунки.  Церемониальные уипили являются самыми изысканными, и ткутся для свадеб, похорон, иных обрядов и праздников, богато украшенные уипили предназначаются для женщин, имеющих высокий социальный статус, а еще их надевают на статуи Девы Марии и католических святых.
Уипиль использовался женщинами месоамериканского региона (центральная и южная Мексика и Центральная Америка), независимо от их богатства и социального статуса, задолго до прихода испанцев на континент. И по сей день он остается самой популярной индейской женской одеждой.  Чаще всего можно его увидеть в штатах Чьяпас, Юкатан, Кинтана-Ро, Оахака, Табаско, Кампече, Идальго, Мичоакан (где его называют уаненго), Веракрус и Морелос.  В Центральной Америке он больше всего используется народностями майя в Гватемале.  


Уипиль Ла Малинче. Фото из Wikipedia. Автор Maurice Marcellin
После испанского завоеваний ацтекской империи и дальнейшего распространения европейской колонизации уипиль продолжал использоваться, но он постепенно вбирал в себя новые традиции, привезенные с других континентов. Самым древним на сегодняшний день уипилем считается «Ла Малинче» (La Malinche), который по преданию носила переводчица Эрнана Кортеса (Hernán Cortés), вошедшая в историю под тем же именем. В самом деле, он весьма похож на те уипили, в которых изображена Малинче  на так называемом «Холсте из Тласкалы» и во Флорентийском кодексе (письменные исторические  источники XVI века, прим. перев.). Как бы то ни было, радиоуглеродный анализ предмета показал, что он датируется XVIII веком, а не XVI. Впрочем, он исключителен не только из-за своей древности, но и еще и потому, что ни в одной коллекции одежды мира нет ничего подобного ему, а его длина на 20 см больше нежели самые длинные уипили (то есть предмет одежды насчитывает 140 см длины). Сделан он из хлопка с вышивками из золотой и вощеной нити, и украшен перьями. Рисунок вышивки представляет собой двуглавого орла, с явными художественными влияниями, как европейского, так и местного характера. Этот предмет является частью музейной коллекции Национального музея антропологии (Museo Nacional de Antropología).
Некоторые виды уипиля, например, те, что производят на перешейке Тегуантепек демонстрируют влияние азиатских культур, вследствие культурного обмена и наличия в Мексике товаров, экспортируемых с Филиппин. К тому же, уипиль в колониальный  период начали носить и с другими предметами одежды, в частности, европейскими юбками. Это привело к изменениям в уипиле и способе его использования. В некоторых случаях уипиль стал короче, и начал применяться скорее, как блузка, нежели, как платье. В некоторых регионах уипиль, наоборот, превратился в подобие головного убора, обрамляющего лицо.

Как было уже сказано выше, по большей части уипиль делается ткется кустарным способом на поясном ткацком станке.  Тем не менее, распространение и широкое использование промышленных тканей сделало кустарное производство неоправданно дорогим и многие индейские ткачихи перестали производить ткань ручной работы, либо стали делать упрощенные версии. В начале XIX века в некоторых частях страны распространилась мода на уипили без украшений, на манер европейских блузок. К концу XIX века многие представительницы народностей группы майя полностью забыли технику узорного ткачества.

Создание

Сшивая вместе два куска ткани, производство уипиля в г. Сочистлагуака
 (Xochistlahuaca), штат Герреро. Фото из Wikipedia, автор Алехандро
Гарсия Линарес (Alejandro García Linares)
Уипиль является одеждой свободного кроя. Он может быт сделан как из цельного куска материи, так и делаться и сживаемых между собой нескольких полотнищ (до пяти). Самая популярная ткань для изготовления уипиля это хлопок, но он может делаться также из шерсти и шелка. Большинство уипилей, как уже говорилось ранее, делаются из двух-трех соединяемых между собой кусков материи, которые обычно одинаковы по размеру. Исключение составляют уипили, изготавливаемые в горной части Чьяпаса, у них центральная часть обычно шире, чем боковые. Куски ткани не сшиваются между собой просто нитками, а соединяются с помощью лент, небольших полосок ткани или с помощью причудливой строчки, с применением которой края разных кусков ткани чуть касаются или не касаются друг друга. Это становится еще одним видом украшения одежды.

Большинство классических уипилей в ширину больше чем в длину и только в последние годы наметилась тенденция к уменьшению их ширины. Как уже говорилось, уипиль длину может иметь разную – от короткой блузки до платья, но большинство из них доходит до верней части колена или заканчиваются чуть ниже колена. Но, в любом случае, независимо от длины уипиль является одеждой свободного ниспадающего кроя. Вырез для шеи может быть круглым, овальным, квадратным или быть просто щелью. Таким же образом, в виде щели оставляются отверстия для рук в верхней части уипиля, по бокам. Некоторые модели уипилей вообще по бокам не сшиваются, в частности, самые короткие.

Куски ткани, используемые для шитья уипиля изначально ткутся определенной длины и никогда не обрезаются. Несмотря на простоту, поясной ткацкий станок позволяет применять различные техники ткачества и создавать различные рисунки на ткани, чем другие типы ткацких станков.  Поэтому рисунки большинства уипилей, в особенности церемониальных, ткутся изначально прямо на ткани, а не вышиваются затем на готовой одежде. Узоры обычно содержат множество недоступной для глаз непосвящённого человека информации – они рассказывают о народности, месте создания уипиля, а также выражают личные вкусы и приемы ткачихи, создавшей его. Поскольку индейские общины принадлежат к земледельческому типу общества, узоры и орнаменты одежды очень часто навеяны окружающей природой. Самые сложные орнаменты под силу выполнить обычно лишь немногим старым и опытным мастерицам. Помимо узоров, вытканных на полотне уипиля, одежда может украшаться вышивками, лентами, перьями, кружевами и др.

Изготовление уипилей является значимой культурной и экономической деятельностью у народности амусгов. Городок Сочистлагуака (Xochistlahuaca), штат Герреро, населенный представителями этой народности, славится далеко за пределами штата своими ткачихами и текстильными изделиями, а большинство жителей здесь до сих пор носит традиционную одежду.  Девушки начинают обучаться ремеслу ткачих в юном возрасте, перенимая техники и способы украшения уипилей от своих мам и бабушек. Ткачество для амусгов является одним из значимых источников дохода, так как сельское хозяйство не может полностью удовлетворить основные нужды индейских семей. И хотя ткачихи работают над столовыми скатертями и другими видами текстиля, самым популярной и высоко ценящейся работой остается уипиль. Женщины-амусги достигли определенной известности благодаря своему оригинальному стилю кустарного текстильного производства, благодаря таким мастерицам, как Флорентина Лопес де Хесус (Florentina López de Jesús), получившей в 2001 году премию ЮНЕСКО в конкурсе ремесел Латинской Америки и Карибского бассейна.

Варианты уипилей

Традиционные уипили отражают культуру народности, в которой он создается. В некоторых местах, таких, как Хамильтепек (Jamiltepec) в штате Оахака, женщинам нельзя надевать уипили, сделанные в других общинах.
За исключением самых длинных уипилей, все остальные виды этой одежды обычно надевают с юбкой или нижней юбкой. Большинство уипилей не подвязывают при ношении, однако некоторые виды, могут подвязываться поясом на талии или заправляться в юбку, как блузки. В городке Сан Хуан Копала (San Juan Copala), в штате Оахака, если довольно длинный уипиль надевается с юбкой, то его избыточная длина скручивается на талии.

Обычно женщины имеют в своем гардеробе уипиль для повседневного ношения и уипиль для специальных случаев, таких, которые надеваются на различные церемонии.  Декоративные элементы часто располагаются на уипиле горизонтальными полосами, хотя есть модели уипилей, где орнаменты расположены вертикально. В некоторых индейских общинах, впечатляющей красоты уипили делаются на свадьбу женщины, а после ее празднования, бережно хранятся до дня ее похорон. В других специальный свадебный уипиль начинает изготавливаться в тот момент. когда девушка достигает брачного возраста. Церемониальные уипили могут надеваться на статуи святых. Во время религиозных праздников такие статуи могут быть одеты сразу в несколько уипилей, и тем самым создается впечатление, что они растолстели.

Уипиль является типичной одеждой среди представительниц народностей майя. У гватемальских майя по орнаментом на плечах  можно определить народность и общину, где был создан уипиль. Церемониальные уипили майя могут надеваться только на статуи святых, или их носят жены служителей культа.
Уипили народности чинантеков создаются из цельного полотна, покрытого вытканными и вышитыми геометрическими рисунками разных цветов, края которого впоследствии украшаются лентами. В поселке Охитлан (Ojitlán), штат Оахака, женщины – чинантеки для церемоний надевают специальные уипили, которые можно разделить на три группы. Первая называется «нарядный» или «красный» и выполняет роль свадебного платья невесты. Но, в силу его  дороговизны, немногие чинантекские семьи  могут себе это позволить. Второй тип называется «павлин», и он может использоваться не только для свадьбы, но и для других торжеств. Он не такого ярко красного цвета, как первый и орнаменты на нем меньшего размера. Третий тип называется «птицы и голуби», он самый недорогой из трех типов и его проще всего найти на рынках. Он белого цвета с фигурами птиц и животных ярких контрастных цветов. Раньше он использовался исключительно женщинами среднего и старшего возраста, но в последнее время он стал использоваться женщинами самого разного возраста.


Уипиль типа "бидани роо",
регион Тегуантепек,
штат Оахака. Фото Хулио Сесар Роблес
Альварес (Julio Cesar Robles Álvarez)
Индейские женщины перешейка Тегуантепек известны тем, что носят два уипиля. Первый из них – короткий уипиль из бархата, богато расшитый цветочными мотивами. Второй надевается только по специальным случаям, он обычно белого цвета и располагается на голове так, что обрамляет лицо, покрывает шею и плечи. Уипиль – блуза первого типа в длину насчитывает около 60 см, и в нем сочетаются современные тенденции, европейские и даже азиатские влияния. Обычно он одевается с широкой европейской юбкой. Второй уипиль, покрывающий голову, так и называется «укрывающий уипиль» или, на сапотекском языке «бидани роо» (большой уипиль).

Уипили из Санта Мария Магдалена (Santa María Magdalena), штат Чьяпас насыщены симоволическими изображениями богов, цветов и различных существ, имеющих мифологическое значение. Также они включают в себя набор символов, являющихся своеобразной подписью ремесленницы, которая его создала. Церемониальный уипиль Магдалены содержит рисунки, изображающие вселенную в форме креста, в которой символический восток находится на правом плече, а запад – на левом. Юг располагается на груди, а север на спине. Надевая уипиль женщина оказывается в самом центре вселенной. Такие уипили используются только представительницами высокого социального статуса, либо используются, чтобы наряжать статуи святых.  

Уипили амусгов делаются из вышитой ткани. Они славятся сложными украшениями, в которых используются изображения животных, растений, геометрические формы.  Некоторые рисунки не являются очевидными, так как крайне стилизованы – например, бабочки изображаются в виде двух треугольников, соединенных вершинами.  Тем не менее все изображения имеют смысл.

Церемониальные уипили  Синакантана (Zinacantán), Чьяпас также отличаются техникой изготовления и символизмом.  Они делаются из белого хлопка с квадратным вырезом или с вертикальным разрезом, застёгивающимся на пуговицы. Грудная часть уипиля ограничена вышитой красной нитью, внутри которой небольшие белые куриные перья пришиты белыми, синими или зелеными нитками. Нижний край уипиля имеет бахрому из того же материала и тех же цветов. Это один из немногих предметов одежды в Мексике, в котором до наших дней сохраняется искусство декорирования перьями, возникшее и развивавшееся задолго до прихода европейцев. Такой уипиль часто используется для свадебной церемонии и существует поверье, что его использование обеспечит хороший брак.

Другие белые свадебные уипили делают в городах Пинотепа Насьональ  (Pinotepa Nacional), Чопан (Chopan) и Котсокон (Cotzocón) в Оахаке. В Пинотепа Насьональ, в орнаментах используются фигуры животных, цветов, человека, луны, солнца, рыб, насекомых и завитушки.

Церемониальные уипили цоцилей тоже содержат подобные элементы доиспанского искусства декорирования перьями, которые прикрепляются на грудь и на нижний край одежды.

Уипили на продажу в Музее народного искусства, Мехико.
Фото из Wikipedia, автор Thelmadatter
В Окотепеке (Ocotepec) и Кукиле (Cuquila) – городках расположенных в горном районе Миштеки, области в штате Оахака, уипили делаются из шерсти, для защиты от холода, а уипили из хлопковой ткани обычно надеваются здесь на праздник.

Уипили сапотекских женщин из северной части Оахаки, местечка Ялалаг (Yalalag) являются довольно простыми по своему стилю декорирования – орнаменты расположены у них только на груди и верхней части спины, в них сочетаются несколько цветов, также для украшения используется бахрома.

Исходя из сказанного ранее, уипиль играет важную роль в свадебной церемонии индейской женщины, хотя, также он наполнен глубоким символизмом и в другие моменты общественных жизни современных индейских народностей.

Женщина, в момент, когда надевает уипиль символически появляется из его отверстия, становясь таким образом, осью вселенной. Она попадает в священное пространство, и становится проводником мировых энергий. Они,  как волны, распространяются по сторонам и вниз, образуя крест, с женской фигурой в центре. Надевая с гордостью этот наряд, сотканный на основе мифов и преданий, женщина занимает свое центральное место во вселенной, между небесами и подземным миром.

Комментариев нет:

Отправить комментарий