5 дек. 2014 г.

Вышивки Тенанго – история, драма и надежды народного искусства

Тенанго. Фото с сайта www.hidalgo.gob.mx

Тенанго, традиционные вышивки из штата Идальго, представляют собой силуэты фантастических существ, вышитые разными цветами на однотонном полотне. Родом из области, населенной народами отоми-тепеуа, они являются одним из характерных ремесленных изделий Мексики, и одним из источников существования жительниц и их семей на территории муниципалитета Тенанго де Дория.

Тенанго (или Тенанко) является словом из языка науатль и означает «там, где стены». Когда-то это место называлось Тенамеальтепетль -  «Город обнесённый стеной». Дория – фамилия первого губернатора штата, полковника Хуана Крисостомо Дории (вторая половина XIX века), назначенного президентом Бенито Хуаресом, после подписания декрета об учреждении штата Идальго.

Говорят, что орнаментальные мотивы вышивок были навеяны сверхъестественными существами, чьи фигуры были высечены на стенах пещер далекими предками современных жителей  поселка Сан Николас, входящего в состав муниципалитета Тенанго де Дория.

Для вышивки используются разные цвета и техника, называемая гусиные лапки, которая позволяет не тратить нитку впустую.
Изначально делались только покрывала, а в наши дни вышивки украшают самые разные вещи: настенные ковры, занавески, одежду и представляют собой даже декоративные композиции для украшения стен.

Для создания этих работ ремесленники покупают покрывало, наносят на него рисунок с фигурами, выбирают цвета нитей, их сочетания и затем занимаются вышивкой.  Работа трудоемка и требует фантазии. Одно покрывало может вышиваться до 3 месяцев, а в целом количество более мелких изделий, производимых в месяц, примерно таково:  10 ребосо, 30 маленьких салфеток, 5 пар подушек-думок, 5 сумок, 4 картины.
В ожидании покупателей. Лавочка индейских ремесленных изделий.
сверху - круглое покрывало "тенанго".
Фото Алехандро Гальвеса (Alejandro Gálvez).

Однако, вышивальщицам с давними традициями и фантазией, в современном мире приходится нелегко. Эксплуатируемые, плохо оплачиваемые, изо всех сил зарабатывая себе на еду, почти всеми забытые - так проводят свои дни сотни людей, занимающихся традиционным ремеслом в горных посёлках штата Идальго, изготавливающие традиционные вышивки тенанго. Популярность тенанго в стране и за ее пределами позволила обогатиться пиратам-скупщикам, но уж никак не самим авторам этих народных произведений, которые едва-едва могут себе позволить «фасоль, амарант и чили».

Одно изделие тенанго большого размера, например, покрывало, может быть перепродано конечному покупателю за цену, достигающую 8 тыс. песо (почти 600 долларов), но из этой суммы в руки самих ремесленников, которые в большинстве своем являются представителями коренных народностей региона, попадает не больше 1200 песо (меньше 100 долларов).

Из-за своей красоты, но также из-за спроса на них, слава тенанго распространилась за пределы страны, таким образом скупщики, которых здесь называют «койотами»,  приезжают за ними не только из разных регионов Мексики, но и из США, Франции и Германии, поскольку они увидели в перепродаже этих изделий выгодный бизнес. Он процветает, но ремесленники муниципалитета Тенанго де Дория при этом все больше и больше оказываются загнанными в угол. И то при том, что место где они проживают никогда не благоденствовало являясь одной из самых бедных и маргинализированных зон штата  Идальго.
Многие из вышивальщиц всерьез задумываются о том, чтобы оставить это рукоделие, так как «работа тяжелая, а плата за нее очень мала, достаточно сказать. Что некоторым приходится выживать всего на 30 песо в день».

Очень непохожую ситуацию переживают те, кто перепродает эти произведения и даже идеи, как зачастую случается с традиционным ремеслом в современном мире. Скупщики предлагают цены, которые могут в 10 раз превышать то, что они уплатили за изделия ремесленникам. Но и это еще не все – некоторые дизайнеры моды занялись «плагиатом» образом и фигур, используемых в вышивках тенанго, приписывая их изобретение самим себе.

Модель Хоффман с рисунками "тенанго".

Например, дизайнер из США, Мара Хоффман (Mara Hoffman), чей бизнес расположен на Манхэттене, предлагает платья и даже бикини с рисунками тенанго, продавая вои работы через Интернет.

В 2009 году во время показа коллекции весны-лета, проходившего в Нью-Йорке, Хоффман представила свою пляжную линию, которая включала в себя коллекцию бикини, среди них были набивные рисунки с фигурами знаменитых тенанго. Эта коллекция была также показана в ходе сезона моды Мерседес-Бенц в Майами.

Красочные рисунки Хоффман получили признание у многих знаменитостей, среди которых Дженнифер Лопес, Дрю Бэрримор, Рианна, Кэти Перри и многие-многие другие, как заявляет в своем профиле в  Facebook сама дизайнер.
 
А тем временем в Мексике… В столице штата Идальго, Пачуке (Pachuca) Министерство социального развития располагает своим магазином произведений народного искусства, Hidarte, в котором тенанго тоже продаются по ценам, намного превышающим суммы, уплаченные за них представителям индейских народностей, занимающихся их созданием. Индейские ремесленники, в свою очередь обвиняют власти в нежелании оказывать помощь по поддержке этого ремесла и «невозможных» требованиях, которые они выставляют aперед лицами, желающими стать поставщиками тенанго.

В «Hidarte» выставлены на витринах традиционные ремесленные изделия штата, изготовленные из различных материалов. Тут все рассчитано на состоятельных покупателей, есть даже эксклюзивный ресторан. Впрочем, помимо дизайнеров и «койотов» тенанго привлекли однажды внимание самого богатого человека в мире – Карлоса Слима (Carlos Slim), который попытался нанять индейских ремесленников из горных областей Идальго, для того. чтобы они сделали вышивки для маленьких скатертей, чтобы оживить столики в его сети ресторанов Sanborn's.

Хотя, бизнес этот не удался, потому что объёмы производства оказались непосильными для вышивальщиц. Нужно было вышить колоссальное количество скатертей, а индейцы не располагали необходимыми ресурсами, ни человеческими, ни финансовыми, чтобы завершит такой титанический труд. Со стороны властей тоже не последовало никакой реакции с целью поддержать из и помочь договориться о том, что могло бы стать самой колоссальной работой в их истории.  

Именно в городке Сан-Николас (San Nicolas), расположенном в  7.5 км от столицы муниципалитета, Тенанго, начали делать когда-то первые разноцветные вышивки. «Многие говорят, что тенанго вышивают в Тенанго де Дория (поэтому их так называют), но это не так, они родом отсюда, именно здесь начали делать первые покрывала”, говорит с особенной гордостью  Ребека Лопес (Rebeca López) , которая в Сан-Николасе имеет собственную мастерскую вышивания.

Когда-то, в первые десятилетия XX века, в революционный период, в Сан-Николасе (самом большом населенном пункте муниципалитета) находилась военная казарма. Первые муниципальные президенты, Карлос и Сантос Патрисио, были также командующими воинских подразделений, расквартированных здесь.

Религия была и остается одним из основополагающих принципов жителей Сан-Николаса. Здесь есть несколько храмов, в которых поклоняются католическим образам, и верующие строго следуют христианским нормам. Здесь, например, люди практически не употребляют спиртного, “очень редко можно увидеть здесь пьяного» говорят местные. Рассказывают они т и то, что еще до организации муниципалитета «приехал однажды один господин из Соединенных Штатов,  который занимался миссионерской деятельностью. После него люди стали очень привержены вере”.

Вышивая тенанго с раннего детства и до глубокой
старости. Фото Алехандро Гальвеса (Alejando Gálvez)
Когда идешь по Сан-Николасу, некоторые ремесленники открывают двери своих очень скромных жилищ, которые обустроены у них для работы, как мастерские. Большинство из них, в теории, не должны испытывать нужду, ни лишений, хотя бы в отношении базовых продуктов, поскольку сложилось ошибочное мнение о том, что они живут вольготно, в силу высоких цен ремесленных изделий, которые с одинаковым вкусом могут оживить  и правительственный интерьер и зал коллекционера этих «дорогих» полотен.

Однако, в реальности все обстоит совсем не так: это люди, у которых нет денег на элементарные нужды, включая лечение от болезней и временной нетрудоспособности, но  при этом не  теряющие желания продолжать вышивать свои великолепные полотна. Они отлично знают, что вознаграждение будет даже ниже того минимума, который им жизненно необходим. Если им повезет, они смогут выручить 30 - 45 pesos (USD 2 - 2.5) за небольшое покрывало, которое скупщики обычно перепродают потом за цену, достигающую 300 (около 20 долларов); или за большое покрывало, продающиеся по цене  4000 – 6000 песо (275 – 415 долларов) они смогут в лучшем случае выручить  800 - 1200  песо (55 – 83 доллара).

Хуанита, женщина 80 лет, провела их них 74, вышивая, так  как в 6 лет уже научилась ремеслу у своей матери. Она, как и большинство вышивальщиц в регионе, занимается этим, чтобы добыть средства к существованию. Заработка не хватает на достойную жизнь.  

К тому же ей не на кого рассчитывать, она доживает свои дни, всеми покинутая. Дети мигрировали в США, и вот уже многие годы она ничего о них не знает. Он них не приходит ни денег, ни писем, ни известий, ничего. Она показывает покрывало 4 метров длины, над которым работает уже полгода. Надеется получить за него по крайней мере,  800 песо ( 55 долларов), которые, поделенные на количество дней работы, составляют 133 песо в месяц.  (чуть меньше 10 долларов).

Другой случай, еще более печальный, это история Хустины Валерио (Justina Valerio) 60 лет. Как и большинство тех, кто давал интервью, она почти не говорит на испанском, так что местные жительницы, сопровождающие меня в моем походе по городку, помогают мне переводить.

Узнав о том, что к ней пришли посетители, Хустина выходит из маленького деревянного домика. Из открытой двери валит  дым от очага. Невозможность купить хотя бы маленькую газовую плиту является прямым свидетельством крайней бедности. Хустина едва идет, так как из-за диабета, которым она страдает уже несколько лет, у нее на ноге незаживающая рана.

Однако, помимо диабета Хустина еще должна противостоять сложностям, которые возникли по причине того, что у нее отказала левая рука. Это случилось после эмболии и с тех пор она вынуждена вышивать одной рукой.  

Еще одна вышивальщица, Хеохина, 46 лет, занята своей работой. Она, в полной сосредоточенности, вышивает, сидя на пороге своей дома, и совсем не обращает внимания на окружающий ее пейзаж, к которому давно привыкла. Зеленые поля, обрамлённые высокими деревьями,  под лазурным небом составляют разительный контраст с бедностью ее жилища и с трагедией, которая не дает ей покоя.
Едва завидев нас, поскольку других покупателей нет, она сразу же предлагает свои товары журналистам:

“Не хотите купить у меня?”, предлагает она, глядя на нас с недоверием.
“Это несправедливо, что мы делаем вышивки, а потом продаем их так дешево. Мы это делаем, потому что вынуждены, а другие этим злоупотребляют», вступает в разговор дочь Хеорхины, Элиса, 22 лет.  

Вышивальщица садится на стул, взгляд ее устремлён на работу, за которую она принялась, Она говорит с нами, но  при этом не перестает вышивать, отвечая через силу на наши вопросы. Потом она рассказывает свою историю, неподъемным грузом лежащую на ее плечах: ее дети живут в США, один  из них оказался в тюрьме в Техасе, обвиненный в убийстве по неосторожности, так как в дорожной аварии его сын погиб. Он не смог оправдаться перед судом, который приговорил его к 20 годам тюрьмы.
Глаза Хеорхины краснеют, кажется она вот-вот расплачется, но ей удаётся овладеть собой он вздыхает и говорит “Мое самое большое желание – снова увидеть когда-нибудь моего сына, не знаю когда, но хоть бы это случилось!”.
“На какую сумму в день вы живете?»
“Ну, на 30 песо”.
“Чем питаются в ващей семье?
“фасоль, амарант и чили”.

Дон Аполонио еще один случай, не менее тяжелый. Он занимается тем, что делает рисунки для вышивок - фигуры диковинных растений и животных, по его эскизам потом делаются разноцветные вышивки. Однако, и его работа тоже малооплачиваемая, хотя он в ней уже давно мастер.
«Сколько вы берете за рисунки?»
"Ну, примерно 35 песо”, отвечает он, не отрывая взгляда от полотна, на котором ручкой четко выводит фигуры персонажей.
"Ваша работа столько и стоит?
"Ну, нет. Но люди больше уже платить не могут, потому что им слишком дорого выходит”, говорит он, изображая улыбку.

Ребека Лопес (Rebeca López), вышивальщица тенанго, рассказывает, что помимо низкой платы за их труд, ремесленники ещё подвергаются дискриминации со стороны некоторых покупателей, так как неоднократно те «предпочитают покупать у выходцев из Штатов, которые с большим удовольствием товар перепродают».

“Наша работа находится на грани исчезновения, потому что никто не хочет платить хорошую цену”, добавляет Ребека, которая признает, что скупщики стали главной причиной этих проблем. По ее словам, власти тоже не хотят иметь дела с ремесленниками, не оказывают им поддержки, и на предложения последних, покупать у них продукцию, чтобы потом уже ее распространять, не реагируют. Однако, когда приезжают скупщики - соседи с севера, «блондины с зелеными глазами», для них открыты все двери.
Финансовые проблемы сказываются и на личной жизни, так как мужья многих против того, чтобы жены зарабатывали на жизнь вышиванием.

*                                                         *                                                       *

ТЕНАНГО из штата Идальго - теперь зарегистрированная марка.

Пачука, Идальго, 16 окт 2014.- Тенанго, популярные народные вышивки, которые изготавливают жители региона отоми-тепеуа в штате Идальго стали зарегистрированной маркой.

"От этого производители получат преимущества, которые дает зарегистрированная марка…, марка коллективная, она обозначается Tenangos Hidalgo, в ней указано место производства, штата Идальго», пояснила Гриссель Убийя Рамирес (Grissell Ubilla Ramírez), делегат министерства экономики по штату Идальго.
Раньше труд местных женщин, создававших волшебные картины своими руками мастериц, недооценивался, часто ремесленники эксплуатировались.
А между тем, произведения стоят того, чтобы называться подлинным народным искусством, ведь по словам одной из вышивальщиц, Антонии Мартинес Гарсия (Antonia Martínez García) "Все делает по вдохновению, у нас нет клише, ни шаблонов, картины просто рождаются в голове».
"Когда продукцию покупают напрямую у производителя, мастера могут получить немного больше за свой труд. Но когда в этом процессе участвуют те, кто товар перепродает, они закладывают свой доход, так что мастера не могу получить то, что действительно заслуживают, за свой труд, говорит Джоэл Альмарас Уэрта (Joel Almaraz Huerta), директор управления по туризму и культуре муниципалитета Тенанго де Дория, Идальго.
Благодаря регистрации марки, работа мастеров из Тенанго де Дория сможет быть переоценена, и ремесленники смогут получать по достоинству, за свой труд, ведь зарегистрированная марка защищает место производства и рисунки.
Вещи, претендующие имитировать тенанго, но произведенные в других местах или в соответствии  с другими техниками, уже не смогут называться таковыми, и, соответственно, стоить так, как стоят тенанго.
Регистрация марки придаст стимул для работы более чем 400 ремесленникам, проживающим в регионе. Их продукция может теперь поставляться в большие торговые сети в Мексике и за рубежом.
А самое главное, что теперь можно надеяться, на то, что это ремесло не умрет, из-за того, что создатели работ оказались не в состоянии конкурировать с серийными имитациями тенанго.

по материалам электронных СМИ Мексики и США.
 
 


 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий