24 дек. 2014 г.

Ночь Редиски, неувядаемая рождественская традиция Оахаки

Каждый год, 23 декабря в центре Оахаки организуется очень необычная выставка: огромное количество скульптур, вырезанных из редиски, которые представляют зрителям в качестве одной из частей программы рождественских празднований. Эта традиция возникла здесь в конце XIX века.

Конкурсные фигурки Ночи Редиски. Фото "México desconocido"
Выставку организуют на центральной площади города, Площади Конституции, с 17 часов. Все фигурки из редиски сначала регистрируются в конкурсе. Понравившиеся композиции можно купить, т.к. все они продаются.

В последние годы событие обогатилось новыми элементами – в выставке и конкурсе принимают теперь участие композиции из бессмертника и кукурузного листа.
Оахака, или как ее называли в старину Антекера, стала местом где сплав традиций породил необычную кухню, в которой есть особые блюда для каждого праздника. Но больше всего таких гастрономических изысков предназначено, конечно же для рождественского сочельника. В прежние времена традицией было готовить салаты из овощей, выращивавшихся на огородах Тринидад, располагавшихся по берегам реки Атояк. И редиска была самым востребованным овощем, потому что очищенная и нарезанная самыми разными способами, она всегда служила украшением всевозможных блюд. Овощами сопровождались кушанья из рыбы, такие как заморская треска или местная кефаль-лиза, подающая копченой или морская рыба бобо (Joturus pichardi), приправленные ароматическими травами и специями.

Ужин заканчивался десертами из сладостей, сладкого льда всевозможных вкусов, повидла и разных фруктов, богатством которых славятся эти края.
Предшественником появления Ночи Редисок можно считать старинный предрождественский рынок продовольствия, где продавались овощи, ароматические травы, цветы, фрукты, сушеная рыба и прочие продукты, очень востребованные для приготовления рождественского ужина.

В ходе превосходного исследования, проведенного Алехандро Мендесом Акино (Alejandro Méndez Aquino), и называющегося как раз «Ночь Редисок», выяснилось, что в 1897 году, когда муниципальным президентом Оахаки был дон Франсиско Васконселос (Francisco Vasconcelos), было объявлено о первом подобном конкурсе, служившем развитию овощеводства и цветоводства. Местом проведения стали лотки предрождественского рынка 

Огромный успех этого первого конкурса стал залогом его повторения и непрерывности последующих конкурсов. Было определено, что лучшим местом для его проведения будет Центральная городская площадь.

Не существует точных данных о том, какие виды редиса выращивались и использовались для изготовления различных фигур. А бытовые названия овощей, зачастую, наоборот, больше запутывают. Овощеводы считают, что существует четыре основных сорта редиса: камбрай, креол (большой белый сорт), чиуауа и иностранный, плод которого самый большой и толстый.

Вероятнее всего, что первым сортом, использовавшимся для вырезания фигур стал креол, так как именно его плоды, в силу природный особенностей, принимали самые причудливые формы во время роста. К тому же он не был очень подвержен гниению, даже во влажной среде. Ведь работу над фигурами надо начинать примерно за неделю до конкурса и сохранять плоды и заготовки влажными, обернутыми в намоченную ткань.

В самом начале традиции ночи Редиски, используя плоды причудливой формы, делались всего лишь несколько надрезов, наносились отдельные штрихи, составлялись композиции из нескольких плодов, такие, как те, что послужили  источников вдохновения для Диего Риверы (Diego Rivera), когда он создавал свое произведение «Искушения Святого Антония» Другой работы не требовалось, так как редис креол сам по себе был произведением, созданным природой. Но, к сожалению, этот сорт исчез и больше не осталось семян для его размножения.

Использование других сортов сделало необходимым внедрение новых техник, больше декоративных, чем скульптурных. Используется художественный контраст двух цветов - красного цвета кожуры и белого цвета самого плода, для изображения узоров, традиционных костюмов региона Оахаки.

Изготовление фигурок из редиски не такое уж простое дело. Имеются сведения о хороших резчиках по дереву, которые пробовали резать редис, но не смогли, т.к. этот материал имеет свои особенности, в добавок к  очень короткому времени, за которое необходимо закончить фигуры. Так что современные работы, представленные на конкурс, это труд целых групп мастеров, посвятивших свое время целиком и полностью их изготовлению.

Другим фактором, воздействие которого может отрицательно сказаться на преемственности этой традиции, является рост города. Огороды, которых в пойме реки Атояк было в изобилии, теперь исчезли. Земли общего сельскохозяйственного пользования распроданы строительным компаниям для возведения домов.

Чтобы традиция не оказалась утерянной, необходима поддержка со стороны, так как прежний огородник, который раньше был и скульптором редиса, сегодня стал только ремесленником, обрабатывающим готовые плоды. Бесплатная раздача редиса для создания конкурсных работ Ночи Редисок для участников, записавшихся на него, позволяет отбор плодов конкурсантами для их дальнейшей обработки. Однако техники резки редиса постоянно меняются и выращивание корнеплодов причудливой формы отходит на второй план.
Наличие новых техник, тем и художников современных жанров побудило жюри создать в конкурсе «свободную номинацию», в противовес традиционной, чтобы не связывать дух творчества рамками традиций. Однако, положительные последствия этого решения нейтрализуются практически тотчас же, потому что премии в традиционной категории намного более высоки, так что практически все конкурсанты выбирают участие в этой последней, а студенты курсов пластического искусства подавляют  мастеров-ремесленников. Не стоит забывать, что народное искусство это не просто ремесло - существуют свои высоты качества в этой отрасли. Так что будем надеяться на то, что премии в свободной категории уравняют с  традиционной, так чтобы никто из творческих личностей не оказался вытесненным из его традиционной сферы.
Религиозные скульптуры и образы, сделанные на основе плетеной осоки и бананового листа, и затем покрытые обрезками  осоки и цветами бессмертника, являются вторым отделением праздника. Это художественное ремесло зародилось в Сан Антонио Окотлане и  ближайших к нему селениях.

Эти образы очень броские и яркие. Каждая из конкурсных работ являются превосходным образчиком того, что можно назвать воображением народа, воплотившимся в искусстве.
Еще одна часть выставки и конкурса - изделия из кукурузных листьев, называемых тотомокстле. Здесь не позволяется использовать никаких красителей, так что все оттенки являются натуральными.

Изобретательность мастеров, как кажется, не знает никаких пределов, а сами работы с течением времени становятся все более изысканными и сложными.

Конкурс и выставка творческих работ как нельзя лучше вписывается в атмосферу Рождества и сказки, порождая впечатления и эмоции, которыми наслаждаются все органы человеческих чувств.
Шумная и яркая выставка под шатрами дополняется и другими развлечениями: здесь можно поучаствовать в «котомпинто», оахакской лотерее, розыгрыш которой сопровождается декламацией народных стихов, или купить гору булочек на блюде, которое, после их поедания, должно быть разбито на счастье. Все это сопровождается употреблением сладкого льда, местных десертов и мескаля.

Энрике Адуифред Бустаманте (Enrique Aduiffred Bustamante), «México desconocido»

Комментариев нет:

Отправить комментарий