8 мар. 2015 г.

Время, астрономия и города в древней Мексике


Энтони Ф. Эйвени (Anthony F.Aveni)

Мы создали календари, чтобы связать прожитое нами с тем, что мы предвосхищаем в будущем. Мы установили поток времени, наблюдая за меняющимся положением Солнца на горизонте, появлением растущей Луны, яркой звезды или планеты. Мы запомнили, когда пошел первый дождь после долгого периода засухи, когда взошел первый росток, или заметили появление животных или птиц в определенный период года.

Археоастрономия

Вид на Пирамиду Солнца в Теотиуакане, с передней платформы Пирамиды
Луны: видна гора Серро Патлачике, в которую "вписана" пирамида.
Когда культуры осознают систему повторений и связи между этими природными явлениями, в особенности, когда они начинают фиксировать их каким-либо образом, с целью экстраполяции на отдаленное будущее, результатом становится календарь. Поскольку самыми точными и предсказуемыми, из тех, что мы можем увидеть и понять, становятся явления, возникающие вследствие движения небесных тел, неудивительно, что самыми точными календарями являются календари, основанные на астрономических наблюдениях. Достаточно упомянуть таблицы, предсказывающие движение Венеры или Марса, а также затмения в Дрезденском кодексе, связанные с календарем майя, чтобы можно было оценить способности древних обитателей Месоамерики, с помощью которых они создавали наброски будущего.

Из цитат месоамериканской космогонии, содержащихся в хрониках Бернардино де Саагунаа (Bernardino de Sahagun), мы узнаем, что вселенную создали боги и далекие предки людей. Так что естественно, что род, приписывавший себе происхождение от богов, носил в себе нечто божественное, связанное со временем и пространством, с окружением, которому воздавались почести, в котором он работал и процветал. Каждый из жителей города должен был найти себе место в структуре вселенной.

Месоамериканские календари и космология, являющая их подоплекой, является только частью временнóй организации мира, призванной по возможности более эффективно упорядочить общественную жизнь. Следовательно, мы может узнать больше о тех, кто построил тот или иной город, если изучим археологические останки, чтобы проанализировать закономерности расположения и ориентации архитектурных элементов, из которых складывался город. И такой анализ является частью междисциплинарной отрасли, называемой археоастрономией.

Лица, наделенные властью обладают наибольшими возможностями для оправдания и достижения своих целей в соответствии с системой ценностей в обществе, которым они управляют. Если включить географию, экологические условия, сезонные циклы, а также небесные явления в те условия, на которые общество должно ответить некой стратегией приспособления, то наше исследование города, как человеческого окружения, ориентированного в соответствии с астрономическими закономерностями, становится не настолько уж невозможным. Это приводит нас к ряду вопросов, более тесно связанных с восприятием природы, отраженным в культуре: «какая совокупность обстоятельств позволяет избранному правителю воспользоваться небесными метафорами, так, чтобы они приобрели огромную важность для народа?» Или: «Можем ли мы узнать что-нибудь о распространении политических взглядов, идеологии и религии, установленных на основе повторяющихся  небесных явлений, изучая материальные останки месоамериканских городов?»

Теотиуакан был спроектирован, как например, Вашингтон или Бразилиа. По человеческой воле он был представлен неким подобием земного рая, обладавшим при этом своей собственной «священной» географией. Как утверждает исследовательница Эстер Пастори  (Esther Pasztory), в книге “Teotihuacán, en Experiment in Living” (1997, стр. 49), инновационная и оригинальная планировка города воплощает «новую и, возможно, привилегированную связь с божествами».

Прямоугольная разбивка города на кварталы является сама по себе и грандиозной, по тем временем, и очень точной. Архитектура демонстрирует порядок, гармонию и точность, привязанную к месоамериканской космологии. Пирамида Солнца, например, имитирует окружающие ее горы, а объём ее уравновешен вогнутой квадратной формой площади Сьюдадела.

Линия, параллельная основной оси города, ведущей с севера на юг Теотиуакана (которую мешика называли Дорогой Мертвых), проходит точно от вершины Пирамиды Солнца до геометрического центра Сьюдаделы. Другие, более мелкие здания,  расположенные таким же образом, связанным с ритуалами, отлично вписываются в прямоугольную планировку. Венчает северную оконечность оси симметрии города Пирамида Луны, которая словно бы вставлена в раму расположенной за ней Серро Гордо (Cerro Gordo), великой горы, даровавшей воду. Раскопки показывают, что Пирамида Луны, возможно, является самым древним церемониальным зданиям города. И еще – две большие пирамиды Теотиуакана ориентированы близко к географической оси север-юг.

Пирамида Луны начерчена на фоне великой горы, в которой рождаются
реки, серро гордо. Фото из архива исследователя Рене Мильона (René Millon)
Археологические находки демонстрируют, что в теотиуаканской культуре большое место отводится небесному символизму. Вероятно, именно в Теотиуакане появилась традиция изображать пятиконечные звезды на настенных росписях и керамике, которые ассоциировались с водой и плодородием, военной символикой и планетой Венерой. Эти символы пережили Теотиуакан и встречаются в культуре Какаштла, на Центрально- мексиканском нагорье и даже у майя. Захоронения, раскопанные в Храме Пернатого Змея в Теотиуакане, демонстрируют некий шаблон, по котором они делались – скелеты людей были погребены с четырех сторон света, по 4, 8, 9 и 18 человек в одной могиле, что без сомнения, является привязкой к месоамериканскому календарю и космологии. Декоративные орнаменты, состоящие из пересекающихся кругов, которые можно найти на остатках зданий по всему городу, тоже отражают календарные числа. Зооморфные скульптуры, украшающие Храм Пернатого Змея очень похожи на крокодилов, животное, в день которого начинался  цикл ритуального календаря из 260 дней во всей Месоамерике, и поэтому ассоциирующиеся с началом времени. Мексиканский исследователь Альфредо Лопес Аустин и ряд его коллег полагают, что эта пирамида – храм была посвящена мифу о рождении времени, такого, каким человек его воспринимает, и появлении календаря.

Так как ориентация зданий Теотиуакана, как кажется противоречит топографическим особенностям местности, археоастрономы пытаются отыскать объяснения этому на небосводе. Улица древнего города выровнены в соответствии с двумя осями: север-юг, смещенной на 15° 28´ к востоку, как это можно заменить по ориентации Дороги Мертвых, и оси восток – запад, смещенной на 16° 30´ к югу. Почему была установлена такая разметка, не согласующаяся с пейзажем? Это равнение, зафиксированное по ключевым положениям Солнца и звёзд на видимом горизонте, приводит нас к многочисленным сочетающимся между собой значениям, как космологическим, так и нумерологическим.


Верхняя часть росписей на наклонной стене в помещениях так называемого
Двора Ягуаров. представляет собой орнаментальную полосу, на которой
чередуются  стилизованные изображения бога дождя и пятиконечной звезды,
которая, возможно, олицетворяет собой планету Венеру.
Чтобы доказать, что ось север-юг прочерчена в соответствии с астрономическим закономерностями, надо также выяснить, какие небесные тела могли быть видимыми в этом направлении, в соответствии с географической широтой, эпохой строительства и возвышением места над уровнем моря. Очень вероятным предположением считается, что это была группа звезд, которую майя называли тсаб (хвост гремучей змеи) и которая известна нам сегодня под названием созвездия Плеяд. Помимо того, что их положение очень близко у вышеуказанной ориентации, это созвездие сыграло большую роль в эпоху строительства Теотиуакана. Плеяды сезонно появлялись на небосводе в день, соответствующий первому проходу Солнца по зениту, а этот день, согласно этнографическим свидетельствам считается до сих пор у некоторых коренных народов очень важным, для определения времен года. Таким образом, появление Плеяд на небе служило указанием на наступление дня, в который Солнце не отбрасывает теней на землю. И более того, сами звезды пересекали небосвод очень близко от зенита в Теотиуакане. Саагун рассказывает в своих хрониках, что мешика, которые так или иначе, являлись наследниками древних традиций Теотиуакана, отмечали «связку времени» -  то есть начало нового 52 летнего цикла, когда боги обновляли мир – поднимаясь на гору Серро де ла Эстрейя (Cerro de la Estrella, находящуюся сегодня в черте города Мехико, в делегации Истапалапа), чтобы увидеть проход Плеяд по небосводу.

На проекцию этой самой оси, прочерченную с вершины Пирамиды Солнца, Солнце на восходе попадает два раза в году – 29 апреля и 12 августа. Отсюда можно вывести вторую астрономическую гипотезу об ориентации зданий в Теотиуакане: эти две даты должны были иметь особое значение, так между ними умещается отрезок времени равный 260 дням, во время которого Солнце на юг от вышеупомянутой оси, и затем возвращается на север от нее в течение оставшихся 105 дней астрономического года. Более того, ось восток-запад, вдоль которой размещаются постройки города, указывает на положение Солнца на закате в течение 40 дней после весеннего равноденствия  и 20 дней до его прохода по зениту (эти интервалы меняются местами, когда солнце осенью начинает восходить все южнее). Этнографы утверждают, что сред и майя-хакальтека существует деление года на сезоны по сорок дней (по два двадцатидневных месяца-уиналя). Гористые особенности рельефа в Теотиуакане, вероятно, служили в качестве отметок для осуществления всех этих наблюдений и фиксирования важных дней календаря.

Фактор, не относящийся к астрономическим, но  повлиявший на расположение зданий Теотиуакана, это возведение Пирамиды Солнца над пещерой в форме цветка (несколько коридоров расходятся в разные стороны из одного места, расположенного очень близко к центру основания пирамиды, а к этому месту в свою очередь ведет узкий проход, вход в который с поверхности земли находится у подножия западной грани пирамиды). Если провести линию от центрального места, из которого расходятся коридоры-«лепестки» ко входу в пещеру, она будет  практически совпадать с направлением оси восток-запад, по которой производилась разметка города.

Схема Пирамиды Солнца и пещеры под ней (белая полоса
под основанием пирамиды показывает протяженность
 пещеры). Фото с jornada.inam.mx
Раскопки свидетельствуют о том, что пещера может быть частично или полностью искусственной и это может быть связано с тем, что месоамериканская космогония утверждает, что пещера является началом, откуда исходит жизнь, местом начала времени. Другим фактором не астрономической ориентации может быть очень распространенный культ поклонения горам в Месоамерике. Так как гора Серро Гордо являлась основным поставщиком воды в Теотиуакан она не могла не иметь значения для его жителей. Ось юг-север направлена как раз на ее вершину. Многие города Месоамерики, такие разные между собой, как Тенаюка (Мехико) и  Копан (Гондурас), использовали естественные возвышения ландшафта для ориентации оси север-юг. Возможно, речь идет об архитектурном проявлении общего месоамериканского символизма, в котором север идентифицируется с верхней частью пространства. Такие разные культуры, как майя и пуэбло,  считают север местом творения, местом, где появились предки людей.

Планировка центральной части Теотиуакана включает в себя ориентации. зданий на гору Серро Гордо (точки 1 и 2) и ось запад восток со смещением, заданным появлением созвездия Плеяд, которые были видны над Серро Колорадо
Резюмируя, можно сказать, что факторов, повлиявших на ориентацию зданий в самом большом городе Месоамерике, было много. Должно быть, для тех, кто занимался планированием города, проблема расположить здания в соответствии с небесными движениями светил, волей богов и ландшафтом, была колоссальной, но они справились с ней достойным восхищения образом, так как теотиуаканская космология ощутима в сочетании неба, земли, гор, пещеры и времени – элементов модели мироздания, распространившейся и существовавшей в Месоамерике на протяжении многих веков.

Город и календарь

Города, возникавшие на Центрально-мексиканском нагорье после упадка Теотиуакана,  копировали географическую ориентацию зданий, а в период после испанской Конкисты, поселки, городки, и даже кукурузные посев, в особенности в штатах Пуэбла и Тласкала,  сохраняли ориентацию, которая была столь важной в древности. Вероятно, в центре города Мехико, находится самый значительный пример сохранения теотиуаканской концепции  города, разработанной, чтобы запечатлеть в камне календарь. Ключи, которые дают археология и этнографическая история, позволяют нам проникнуть в древний архитектурно-церемониальный замысел. О Темпло Майор (Большом Храме) Теночтитлана, хронист монах Мотолиния говорит, в своих «Воспоминаниях», что праздник в двадцатидневный «месяц» тлакашипеуалицтли, отмечался тогда, когда Солнце находилось над серединой большой пирамиды, а именно между храмами Уитцилопочтли и Тлалока, это было знаком весеннего равноденствия. А поскольку храм был немного неправильно ориентирован, Моктесума хотел даже снести его и построить заново, ориентированный четко и правильно. Если сегодня смотреть с основания храма, можно увидеть, что Солнце до сих пор неукоснительно соблюдает вверенную ему миссию в день весеннего равноденствия сиять на небе в положении между храмами двух самых почитаемых ацтеками божеств -  Уитцилопочтли, бога солнца и войны и Тлалока - бога дождя и плодородия.

Солнце спускалось с небес в город чтобы упрочить сплав символов войны и воды, смерти и жизни, столь важный для ацтеков. Однако, создатели этой империи пошли еще дальше, попытавшись соединить  центр острова, где была их столица, с окраинами, которые они подчинили своей власти.

Их священной горой на севере, по которой ориентировались строения Темпло Майор, стала Куатепетль, а еще они установили алтарь  на горе Тлалок, доме бога дождя, расположенной прямо на востоке перед Темпло Майор, на расстоянии 44 км от него. Сочетание символизма солнца и горы было живым воплощением и, если угодно, постановкой на природной сцене легенды о происхождении племени мешика. В центре своей вселенной они подносили бессмертным кровь принесенных в жертву людей, как свидетельство соглашения, заключённого с богом, для того, чтобы он посылал на землю ранние дожди. Взгляд с вершины пирамиды Темпло Майор позволяет понять, что сам по себе храм, созданный в соответствии с движением солнца, становится инструментом измерения времени, основанного на отсчете двадцатидневных периодов, которые, которые, свою очередь, можно было различить, наблюдая, как на закате солнце касается вершин или седловин окрестных гор.  

Что такое город, как не место, в котором политика, экономика и социальная жизнь сочетаются в различных  институтах, отражение которых находится в идеологии? Мы, живущие в двадцать первом веке с трудом можем понять, каким образом звезды оказывали прямое влияние на строительство мест, в которых люди жили, работали, молились, хотя подобное не удивило бы строителей Парфенона, Ангкор-Вата, египетских пирамид или этрусских городов. Археоастрономические исследования приоткрывают нам, что все они, также, как и наши месоамериканские предки, когда-то обратились к небу, с тем, чтобы воссоздать на земле изначальную гармонию, авторами которой могли быть только боги.

Журнал “Arqueología mexicana”, № 41, 2000 год

Комментариев нет:

Отправить комментарий