16 мар. 2015 г.

Зеленая керамика из Санта Мария Атцомпа, Оахака

Кувшины из зеленой керамики, покрытой глазурью, традиционные
изделия Санта Мария Атцомпа, Оахака. Фото www.fofa.us
Санта Мария Атцомпа, городок, находящийся так близко от столицы штата, Оахаки, но при этом столь далекий от его современных достижений и уровня жизни

Трудное дается выживание городку гончаров, в котором живут 5 781 человек. Несмотря на чрезвычайную бедность его жители еще борются за сохранение многовекового ремесленного производства – зеленой керамики. Всего в 9 км на северо-западе от столицы штата, там, где, где долина сменяется горами, находится этот поселок, Санта Мария Атцомпа - церковь с двумя башнями, площадь с беседкой в центре, школа, недостроенное здание муниципалитета, скромные домишки из кирпича и листового железа, и новый рынок ремесленных изделий – гордость местных жителей.


Дни в городке гончаров   

По пятницам, гуляя по его неасфальтированным дорожкам, нельзя не заметить черный дым, в большом количестве выходящий из печей, в которых обжигают кувшины, горшки, комали, тарелки, чашки и кастрюли, которые затем продаются в основном, на оптовом рынке в оахакской столице, на следующий день, то есть в субботу.

Среди жителей Атцомпы уже стало традицией, превратившись даже в ритуал, который не может быть нарушен, как рассказывает Хуана Васкес (Juana Vázquez), ремесленница-, “не работать по воскресеньям, никто не сделает ни одного кувшина, ни разведет огня в печи. В этот день с глиной ничего не делают…. Просто потому что нет, и всё тут.” Однако, по субботам все гончары целиком посвящают себя продаже своих изделий, некоторые из них добираются до столицы и там занимают какое-нибудь местечко на краю рынка, кто-то, наоборот, остается в Атцомпе и привозит свой товар в на местный рынок, который существует всего несколько лет. Там они предлагают свой товар каждому, кто подходит, чтобы купить, просто полюбопытствовать или полюбоваться вблизи на самые оригинальные их изделия лакированную зеленую керамику.

В столице штата, на рынке их импровизированные торговые места, сооруженные из подручных материалов прямо на земле, так контрастируют с красотой керамики, которую они выставляют на продажу. На рынке в Оахаке торгуют около двухсот гончаров из Атцомпы, пытаясь получить доход после целой недели своего труда, однако, чаще всего бывает так, что им не удается даже покрыть расходы на пропитание своих семей. К счастью, сейчас в самой Атцомпе недавно появился рынок, который открыт каждый день, и куда приезжает с каждым годом все больше туристов из страны и даже из-за границы, которые покупают то, что им понравится из этих оригинальных работ (будь то декоративная или бытовая керамика), стимулируя, тем самым экономическую деятельность поселка.

Местный рынок позволяет гончарам не отлучаться надолго от своего дома и работы, располагать большим временем для изготовления своих изделий - организация рынка предполагает, что только два ремесленника заняты непосредственно продажей как своих собственных изделий, так и своих соратников по гончарному делу, и они меняются каждый день. Регулирование продаж осуществляется посредством разноцветных ценников, приклеенных к керамическим изделиям. Такие же клейкие бумажки, позволяют определить хозяина изделия. Руководствуясь этой информацией, продавцы каждой смены записывают на имя каждого ремесленника все проданные ими его работы. В конце дня, когда уже темнеет, гончары, являющиеся участниками этого объединения, собираются на рыночной площади, в надежде на доход от продажи своих творений.

Не сказать, что удача улыбается им так часто, но и надежда не оставляет. Однако, не всегда времена для гончаров из Атцомпы были такими трудными. Около 40 лет назад Атцомпа считалась крупнейшим центром керамистов в регионе. Продукция отсюда распространялась по всей республике и даже экспортировалась в США, как это зафиксировано в журнале Acta Antropológica за 1957 год. В наши дни система посредничества вмещалась в их экономическую деятельность, и реальными плодами нелегкого труда ремесленников сегодня в большей степени пользуются те, кто керамику перепродает, нежели сами производители. Эти ремесленники, которые проводят часы и дни под палящим солнцем, размешивая глину, формуя изделия, обжигая его в печи, выживают только за счет мизерных доходов от продажи керамики и урожаями кукурузы, которую сеют на землях, не слишком пригодных для этого. Необходимость выживания их толкает на то, чтобы согласиться на цены, предлагаемые посредниками, приезжающими в Атцомпу, и торгующимися с гончарами. Еще больший соблазн возникает, когда посредники предлагают купить у них сразу большую партию, и гончары, привыкшие продавать три-четыре изделия в удачный день, не могут не согласиться на такое предложение, как рассказала там ремесленница Сара Хуарес (Sara Juárez).

От глины до глазури 

“Руки работают, пока ноги крутят круг” – так, в очень простых словах описывает Сара Хуарес свою работу. Однако, работа не так проста на самом деле – изготовление зеленой керамики является довольно длительным процессом, начинающимся часто, еще до восхода солнца.


Первым делом нужно привезти глину из карьера Сан Лоренцо Какаутепек (San Lorenzo Cacautepec), находящихся в 4 км от Атцомпы. Вместе с осликом, которого нагружают пять – шестью ведрами, полными сырья, ремесленники следуют по тропинке, протоптанной еще их дедами, и по которой, вероятно, будут ходить и их внуки. Когда глина доставлена в мастерскую, мужчины ломают ее пласты глины, измельчая их до однородной массы, затем в нее добавляется вода и вся семья, включая младших ее членов принимается ее месить. К этом времени обычно, кто-то из женщин уже приготовил завтрак, состоящий из домашних тортилий, фасоли, чили и кофе, который частенько является основной трапезой дня.

Постепенно наращивая фрагмент за фрагментом, на гончарном круге, чье использование уходит вглубь веков, ремесленники формуют изделие, которое затем оставляют сушить на открытом воздухе примерно неделю, перед обжигом. Это время ремесленники используют для работы над изделиями, которые были выдержаны на воздухе ранее. Характерный зеленый цвет и блеск, как у майолики им придает силикатная глазурь, которая продается в порошке, и для применения ее размешивают с водой и пропитывают керамику. Такой технике в XVI веке научил жителей Атцомпы католический священник Алонсо Фигероа (Alonso Figueroa), и она до сих пор передается из поколения в поколение гончарами поселка. Хотя, керамика Атцомпы вполне может использоваться и без этой финальной стадии обработки.

После своего первого обжига, который происходит еще до нанесения глазури, горшки, кувшины и чашки сохраняют свой естественный беловатый цвет и уже вполне могут использоваться в быту, имея прочность, необходимую для применения на любой кухне. По этой причине небольшое количество изделий продается в их первозданном виде, и по гораздо более низкой цене. Но все-таки, большая часть керамических изделий имеет характерный цвет и металлический блеск , так как, помимо ее традиционности, именно она востребована покупателем. «Глазурь довольно-таки дорогая, но если мы не положим ее на керамику, люди не купят, им нравится зеленый», простодушно признается Сара Хуарес, не подозревая, что именно эта отделка превращает керамику в весьма оригинальное произведение. Так же, как и пятьсот лет назад художники продолжают создавать свои работы из глины, покрытые глазурью, часть народного искусства, являющегося достоянием Мексики.


Разноцветная глина     

В мастерской доньи Долорес Поррас.
Фото www.academictoursoaxaca.com
Донья Долорес Поррас (Dolores Porras) родилась 30 марта 1937 в Санта Мария Атцомпа, Оахака, в семье Педро Порраса (Pedro Porras Juárez) и Нативидад Энрикес Монтелеон (Natividad Enríquez Monteleón) уроженцев того же посёлка, занимавшихся гончарным ремеслом. Долорес выросла в бедности, в школе в силу этого она не училась. В 13 лет она начала работать за гончарным кругом, в 17 лет вышла замуж за Альфредо Регино Рамиреса (Alfredo Regino Ramírez), который с того момента тоже стал заниматься керамикой. Примерно четыре года они работали сами на себя, но в силу очень стесненных финансовых возможностей, Долорес была вынуждена подрабатываться в других керамических мастерских.

Так она попала в мастерскую Теодоры Бланко Нуньес (Teodora Blanco Núñez), от которой многому научилась. Теодора считается создательницей оригинальных куколок «монас». После смерти доньи Теодоры Долорес снова начала работать на себя. В 1984 году, Долорес, прислушавшись к советам других людей, решает воплотить в жизнь некоторые свои задумки, и так рождается ее оригинальный стиль росписи керамики – на белом фоне оригинального цвета глины появляются разноцветные фигуры. После этого изделия покрываются прозрачной глазурью.

Донья Долорес считается одним из признанных народных мастеров по керамике в штате Оахака.







Фабиола Гонсалес Рамирес (Fabiola González Ramírez), “México desconocido”



Комментариев нет:

Отправить комментарий