Фото с huautlaoaxaca.wordpress.com |
После того, как о
ее знаниях и практиках использования галлюциногенных грибов, произраставших в ее
регионе, рассказал американец Роберт Гордон Уоссон (Robert Gordon Wasson), банкир и миколог-любитель, Мария Сабина
превратилась в знаменитость в Мексике и за ее пределами, в особенности в кругах
людей, которые боролись за легализацию употребления наркотических веществ.
Мария Сабина происходила
из коренной народности масатеков, родилась в 1894 году в поселке Уаутла де Хименес
(Huautla de Jiménez), расположенном в
горном регионе Сьерра Масатека, в 254 км от города Оахаки. Ее родителей звали Мария Консепсьон
(María Concepción) и Крисанто Фелисиано
(Crisanto Feliciano). Отец, который был крестьянином, умер, когда
Марии Сабине было три года , поэтому ее мать и сестра, которая была на два года
младше Марии Сабины, переехали жить к бабушке и дедушке по материнской линии –
Мануэлю Косме (Manuel Cosme) и Марии Эстефании (María Estefanía), которые занимались разведением тутового
шелкопряда и традиционным сельским хозяйством. В детстве, как и всю свою жизнь,
Мария Сабина жила в крайней бедности, страдая от недоедания, не получила
официального образования. Дети помогали по хозяйству старшим в поле и пасли скот.
Когда Марии исполнилось
14 лет, ее выдали замуж Серапио Мартинесу (Serapio Martínez). Через год родился ее первый сын. В тот же период она осталась одна, т.к. в
1910 году ее муж ушел воевать вместе с революционными
воинскими частями. Спустя два года он вернулся, и вместе они прожили еще два года, обзаведясь
еще двумя детьми. В 1914 году Серапио умер, оставив ее вдовой.
Мария впоследствии
рассказывала, что по линии отца у нее были предки, практиковавшие когда-то ритуалы
с употреблением галлюциногенных грибов. Люди эти были шаманами или «мудрецами»
(Чотá-a T чи-нée на масатекском диалекте Уаутлы), которые,
в частности, с помощью таких ритуалов пытались предотвратить смерть ее отца, на
которого, как они предполагали, было наложено проклятие. Но по всей
вероятности, она узнала об этом от матери, и сама при тех ритуалах не
присутствовала, так как это случилось еще до ее рождения.
Ее первое прямое
знакомство с ритуальным употреблением грибов произошло, когда ей было 5 – 7
лет, во время шаманского ритуала в доме
родственников, призванного вылечить одного ее дядю. Зная уже о галлюциногенном эффекте,
она затем, однажды, когда в очередной раз, вместе с сестрой, пасла скот,
порученный ей и сестре бабушкой и дедушкой, нашла в горах грибы и девочки их
съели, таким образом в первый раз узнав об экстатических ощущениях, которые
дает их употребление.
Вторым мужем
Марии стал Марсиаль, колдун, который и
посвятил ее в таинства магии и проведения шаманских церемоний. Но муж очень
ревниво относился к тому, что способности Марии превышали его собственные и
часто ее бил, без всякой жалости. Она говорила, что вынести все это ей помогало
действие грибов. Видя, что жену так не извести, он решил обзавестись любовницей, но случилось так, что взрослые дети этой любовницы, взбешённые позором, избили его так, что от полученных ударов он скончался.
Таким образом, Мария Сабина снова осталась вдовой, но теперь у нее было дело, которым она могла жить. Она лечила и делала
предсказания, самым точным из которых стала смерть бывшего мэра Уаутлы, Эраста Пинеды
(Erasto Pineda), убитого пулей в спину. Таким образом, это дало возможность
ей доказать, что ее ритуалы с грибами позволяли пробудить такие
сверхспособности, как ясновидение.
В 1952 году банкир и миколог-любитель из США, Роберт Гордон Уоссон случайно наткнулся на репортаж журналиста Роберта Грейвса (Robert Graves) в газете Ciba в Нью-Йорке о свойствах некоторых видов грибов, произраставших в Мексике. По описаниям монахов, приехавших в Новый Свет после Конкисты, такие грибы поедались во время ритуалов. Статья заинтересовала Роберта Гордона Уоссона, который изучал использование грибов в различных культурах, начиная с 1927 года. В 1955 году, он, в компании своей жены, Валентины Павловны, отправился в регион Сьерра Масатека где, после длительных переговоров, он был принят Марией Сабиной, которая устроила приглашенным ночную церемонию. В течение нескольких дней американец записывал на магнитную пленку интервью со знахаркой, которые были затем записаны, используя латинскую транслитерацию, сначала на масатекский язык, а потом переведены на испанский и английский. Так же были сделаны фотографии церемоний, с применении м стробоскопических ламп.
13 мая 1957 года
журнал Life опубликовал
пространную статью Роберта Гордона Уоссона с иллюстрациями. В котором
описывались ночные церемонии с галлюциногенными грибами , проводимые Марией
Сабиной. Тотчас же тысячи людей бросились в горы и леса Мексики, чтобы
самостоятельно отыскать грибы, обладающие свойствами вызывать видения.
Спустя пятнадцать
лет, в 1968 году Роберт Гордон Уоссон опубликовал книгу под названием «Чудесный
гриб. Теонанакатль. Поклонение грибам в Месоамерике».
В ней он подробно описывает ритуалы и
способы применения «святых детей», как называла грибы Мария Сабина, в культуре масатеков.
Мария Сабина оказалась стержнем всего повествования, получив тем самым неожиданную,
и тем более колоссальную рекламу, так как книга вышла в период пика
популярности культуры хиппи в США, которая, как известно, среди прочего, поощряла
использование психотропных веществ. Книга ознаменовала собой не просто
переворот, а потрясение в жизни Марии Сабины - к ней началось массовое
паломничество людей, жаждущих обрести
просветление с помощью грибов, или тех, кто занимался исследованиями. Достаточно
упомянуть, что у нее побывали такие личности, как Боб Дилан, Джон Леннон, Мик
Джаггер, Кейт Ричардс и множество других знаменитостей 60-х годов.
Фото с elblogdeltlatoani.blogspot.com |
В 1986 году выходит
репортаж Рамона Мендеса Эстрады (Ramón Méndez Estrada), под названием “Мария Сабина из Уаутлы. Разоблаченная Исида?”. В нем описывалась другая часть жизни целительницы,
практически последние ее месяцы. Репортер писал: «Последний раз, когда я видел Марию
Сабину, в сентябре 1984 года, за четырнадцать месяцев до ее смерти, она мне
показалась очень усталой, высохшей. Она была очень взвинченной. Не хотела разговаривать. Ходила
туда-сюда по комнате. Я думаю, она очень устала выслушивать одни и те же
вопросы навязчивых, незнакомых ей людей в течение тридцати лет подряд, и
отвечать, отстаивая свою вековую истину».
Уоссон, популяризируя
употребление грибов, побудил множество людей отправиться в Уауатлу. Некоторыми их
них двигала только жажда психоделических приключений, и они не задумывались и
не уважали эту практику, как форму духовного проецирования. Мария Сабина,
рассерженная этим отсутствием уважения, сказала так: «Много людей мною воспользовалось.
Помню тот раз, когда вернулся Уоссон. Он подарил мне диск на котором были мои песнопения.
Я спросила его, как он это сделал. Я никогда не представляла, что он украдет мои песнопения. Я потом долго ходила со слезами, и бессонница не давала мне спать». С
начала шестидесятых грибы стали считаться наркотическим веществом, что повлекло
еще и преследование Марии Сабины полицией. Однажды прямо к ней домой приехали федералы,
дом обыскали, а, в тех вещах, в которых она была в своей хижине забрали и
увезли на машине, хотя затем сразу же отпустили. Мария Сабина сказала тогдашнему
муниципальному президенту, Хенаро Терану (Genaro Teran): «Ты знаешь, что наш
народ табак не употребляет, а этот несчастный утверждает, что я его будто бы продаю. Обвиняют меня, что я
привожу гринго к себе домой. А они сами меня разыскивают. Фотографируют меня. Разговаривают
со мной, задают вопросы, те же самые на которые я уже тысячи раз отвечала… а
пот ом уезжают, приняв участие в одном из ритуалов». И в самом конце своей
жизни она говорила о том, что сила «святых детей» уменьшилась, и им уже никогда
не стать прежними, так как их воспринимали теперь, как игру, а она будет тем,
кому придется платить за все это, так как на нее перешли все болезни, которые
она когда –то вылечила, и такова была плата за ее дар.
Мария Сабина умерла в 1985 году, в бедности, так как у нее не было
установленной оплаты за целительство, которым она занималась. Она получала от своих
больных только то, чем они ее хотели отблагодарить.
Как народная
целительница, практиковавшая традиционную медицину, она передала свои знания
своему внуку Филогонио (Filogonio), ставшему ее наследником.
Фото jornada.inam.mx |
В Мексике
рок-группа была названа в часть целительницы Санта Сабина (Santa Sabina). Мексиканский музыкальный коллектив Эль Три (El Tri) посвятил ей песню «María Sabina». В песне
Лисандро Аристимуньо (Lisandro Aristimuño), под названием «Вещи мечтателя», есть отсылка к личности Марии Сабины.
Кроме того, она является эмблематической фигурой своего родного городка, Уаутла
де Хименес.
Оригинал статьи: http://es.wikipedia.org/wiki/Mar%C3%ADa_Sabina
Оригинал статьи: http://es.wikipedia.org/wiki/Mar%C3%ADa_Sabina
Комментариев нет:
Отправить комментарий