15 февр. 2015 г.

Рарамури: народ, рожденный бегать


Традиционная игра рарамури - гонка с мячом "рарахипаме".

Катина Агилар (Katyna Aguilar), Аргентина

Можно услышать название народа «тараумара». Можно услышать «рарамури». Кто они такие и есть ли между ними разница? Я не задавалась этим вопросом, до того, как приехав в регион, не стала обращать внимания на то, что употребляют оба слова одинаково. Герардо и я отправились в сторону Гуакочи (Guacochi), селения расположенного как раз наверху «Королевы каньонов», ущелья Ла Синфороса. Ущелье Синфороса имеет глубину 1.830 м и здесь проводится марафон Каньонов, бег легендарных тараумара. 100 км по местности, описать которую не хватает никаких слов,  в самом сердце Медного Каньона, Чиуауа, в Мексике.

Как раз по дороге туда я решила обратиться к шоферу, который нас вез, чтобы прояснить раз и навсегда сомнения,  в отношении этой народности и мифов, что вокруг нее сложились, Он оказал мне любезность, подробно ответив на все мои вопросы, и объяснил , что самоназвание народности – рарамури, но в период, когда континент завоевывали испанцы, им было трудно произносить слова местных языков, так что они исказили название до слова рараомара, которое потом со временем преобразилось в тараумара. То есть, оба слова означают одно и то же. Сами индейцы называют себя «рарамури» и для них существует две расы – они сами и «чабочи», любые смертные, которые не являются рарамури, “белые, пусть даже они черные».  

Второй вопрос касался ставшей легендарной выносливости рарамури, которая проявляется в том, что они могут бегать на огромные расстояния. Бегают ли они,  используя лишь природные силы своего организма, или «подстёгивают» себя, употребляя пейот, маленький кактус-эндемик Чиуауа и некоторых других равнин в северной Мексике который обладает галлюциногенными и психоделическими свойствами, изменяющими сознание?

Шофёр объяснил нам, что пейот и в самом деле, традиционно используется рарамури, но не для их длительного бега, а для определенных ритуалов и целительства. Чаще всего его применяют старейшины или шаманы общины.

Чтобы больше узнать об этом, рекомендую посетить музей поселка Криль (Creel), расположенный в том месте, откуда начинается шоссе, ведущее по горам до Гуакочи. Этот городок –непременная остановка на пути, по которому курсирует известный туристический поезд Чепе, между Лос Мочис (Los Mochis) и Чиуауа (Chihuahua). Путешествуя на нем, также стоит сделать остановку в Эль Фуэрте, где родилась легенда о Зорро, и в Дивисадеро сего канатными дорогами и возможностью промчаться на тросе над ущельями, простирающимися внизу на многие сотни метром, или посетить его смотровую площадку «Пьедра Волада» (Летящий Камень).  

Направляясь по упомянутому шоссе в Гуакочи, мы сделали несколько остановок – невозможно проехать мимо Вайе де лос Онгос (Valle de los Hongos, Грибной Долины), озера Аререко (Lago de Arareco) и водопада Кусараре (Cascada de Cusarare) – необыкновенных пейзажей, в которых природа не поскупилась ни на цвета, ни на формы. Тем временем наш проводник продолжал рассказывать нам о традиционной игре в мяч, сочетающейся с бегом, состязании, которое до сих пор устраивают рарамури между своими общинами – собираются вместе представители разных общин и обсуждают маршрут и расстояние для того, чтобы преодолеть его бегом, в течение семи дней подряд.  Составляют две команды бегунов, у каждой из которых есть мячик небольшого размера, сделанный из твердых пород дерева. Участники бегут, передавая мяч руками или взъемом ноги, стремясь послать его как можно дальше, и сделать это в одном и том же направлении. Нужно, чтобы мяч не останавливался.  По пути участники отсеиваются, до тех пор, пока не останется только один в каждой команде. Они-то и будут объявлены победителями и награждены подарками от своей общины.

Когда я услышала этот рассказ, меня впечатлило расстояние, которое могут пробегать рарамури во время своих традиционной игры. Вспомнились мои собственные ощущения, когда я только начинала знакомиться с особенностями, в том числе психологическими, ультра-марафонов. Конечно же, у меня возникли вопросы:

«Как у них это получается?»  «Откуда такая выносливость?» Мой тренер однажды посоветовал мне проанализировать, о чем я думаю, когда бегу, каким образом распределяю свою выносливость… «Интересно узнать, то происходит во время бега в их головах», подумалось мне. Но сначала, я как настоящий «тренер положительного настроя», обратилась за ответом к Герардо. «Вот ты, о чем думаешь, когда ты уже устаешь, но тебе еще бежать и бежать?», спросила я его. Его ответ, очень простой, и удивил меня,  и восхитил, одновременно: «Я? Ни о чем не думаю, я не думаю… я только концентрируюсь моем движении вперед».

Наверное, именно в этом заключается секрет супер-атлетов, а также и бегунов-рарамури. Может быть, когда-то, в старые времена, они пользовались и пейотом, для выносливости в своих гонках по горным склонам и перевалам, во время охоты на оленей. Он преследовали добычу, до тех пор, пока животное не падало без сил, практически сдаваясь охотникам в руки. Возможно, пейот, имел это значение – немного затуманить сознание, и позволить разуму впасть в такое состояние, когда он меньше восприимчив к усталости и боли. Еще думаю, что с течение многих поколений произошла адаптация к окружающей среде, мутировали некоторые гены и возможности, за которые они отвечали. Так что у рарамури выработалась эта огромная выносливость, которую другому человеку не могут обеспечить употребление пейота или какого-нибудь другого наркотика… Это доказала мне одна симпатичная девушка, с которой я познакомилась чуть позже.

После нескольких часов езды по горам и ущельям, мы смогли наконец добраться до поселка и даже к месту регистрации участников марафона. Номер 001 оказался у Герардо, и улыбающаяся девушка, регистрировавшая бегунов, сказала: «Аргентинец прибыл!»  

Маршрут марафона начинается на площади Гуакочи, маленького посёлка, который очень гордится тем, что в нем проживает община рарамури. Их постоянно пытаются приобщать к самым разным видам деятельности и мероприятиям, организуемым  в муниципалитете, хотя им и не слишком нравится  смешиваться с остальными, они являются довольно закрытой общиной, управляемой своими собственными советами.

Нужно пробежать около 17 км по ровной местности, до края ущелья, дальше идет спуск около 15 км, затем внизу еще 4 км и начинается подъем примерно также, около 15 км, который идет почти до самого высокого места ущелья, там находится подвесной мост, самый длинный в ущелье, и смотровая площадка в виде беседки-киоска. Оттуда бегуны возвращаются на площадь, где заканчивают свою дистанцию те, кто бежит 65 км, а те, которые 100 км, снова возвращаются к мосту, чтобы опять, во второй раз прибежать на площадь и там завершить состязание.

Конечно, самой сложной частью дистанции является весь путь по ущелью, где нет никаких дорог, которые могли бы считаться таковыми. Он отмечен маленькими красными ленточками (которые некоторые участники, срывают, чтобы запутать остальных) и тропинка почти все время петляет вдоль края обрыва, который в некоторых местах достигает 1000 м.

Когда меня привезли на то место, где находится смотровая площадка ущелья «Кумбрес де Уэрачи» с необыкновенным видом, откуда видна нижняя часть ущелья и откуда мы будем видеть пробегающих участников соревнования, я не выдержала и закричала: «Герардо, лучше возьми такси, я заплачу!» мои спутники давай надо мной смеяться. «Сеньора, туда не дойдет крик, там внизу ничего не слышно”.

Да какой там крик – ничего даже видно не было – ни одной движущейся точечки – такая глубина! Так что я в очередной раз позавидовала бегунам – там они могли видеть то, что мне даже в фотокамерой, при максимальной зуме, не удавалось разглядеть. Мне оставалось только поверить на слово, когда мне сказали, что они будут пробегать внизу в том месте, куда падают струи речушки, создавая водопад  Ла Росалинда», потоки которого даже не долетают до дна каньона, по пути успевая рассеяться на брызги и пар.  

А еще мне объяснили, что на дне ущелья климат совсем другой - очень влажный и жаркий, типа тропического, что создает дополнительную нагрузку на организм бегунов.
На квадроциклах мы спустились со смотровой площадки до навеса из пальмового листа, который мы называли киоском. Именно здесь я провела больше семи часов, ожидая, когда поднимется из ущелья и перебежит через мост номер 001, “Аргентинец”. Здесь я познакомилась с девушкой по имени Лупита и ее приятелем Маркосом. Они рассказали мне что на следующий день будут участвовать в полумарафоне. Мое внимание привлекли татуировки Маркоса, а также и тот факт, что Лупита болела за кого-то из рарамури, т.к. она кричала «Уэрига! Уэрига!» (давай, давай) и «репабе рарамури» (Вперед, рарамури!).

Но больше всего меня впечатлило зрелище бегущих рарамури – босых, с сандалиями,  связанными друг с другом за ремешки и закинутыми за спиной. Они так делают, потому что на затяжных крутых спусках им легче сбегать вниз босиком, чем в их шлёпанцах. Меня растрогало то, что многие их них боятся перебегать по подвесным мостам, так что организаторы всеми силами стараются сдержать колебания этих конструкций. Некоторых участников даже берут за руку, помогая им «переправиться».

Потрясли меня и бегущие девочки, обутые в пластиковые сандалии, которые у многих слетали на бегу. Так они, ее останавливаясь, умудрялись снова надевать их и мчались дальше, без передышки. «Казалось, что они летят», как сказал потом Герардо: «Они бежали, словно спускаясь на облаке, неслись на всей скорости к дну ущелья, с таким дыханием, что казалось, они вот -вот взорвутся, но они все –таки обогнали меня на первом спуске и я их больше видел…”

Наверное, спустя только четыре часа, после того, как первый из бегунов рарамури пересек тот самый мост, показался первый участник-чабочи. Да и уже некоторые из рарамури к тому моменту снова вернулись к мосту и уже бежали на площадь, когда на пути им попадались чабочи. Я ждала когда появится Герардо - после этого я уже могла вернуться на площадь  в поселок (где заканчивался марафон для тех, кто бежал 65 км), купить себе «Корону», но мое приключение еще только начиналось. Когда он появился и начал подъем, я, за неимением собственного транспорта попросила у представителей муниципалитета и работников Красного Креста, чтобы посадили меня на первую же машину, которая поедет в сторону поселка, и так я оказалась в пикапе с семейством рарамури, которые ехали изрядно навеселе. Почему именно, мне объяснил водительих бегун-рарамури, на которого они ставили пришел первым. Это было самое веселое приключение того дня – бензин у них закончился, но очевидно, что никого из них не волновало то, что нужно ждать, или что придется идти пешком или бежать. Они не предложили мне ничего попить, т.к. кроме пива у них ничего не было, а рядом со мной не было моего мужа, который дал бы им разрешение на то, чтобы они угостили меня пивом… Словом, это неправильно, что женщина-чабочи будет одна распивать пиво в их компании, как сказал мне шофер « и так у нас не будет проблем с твоим мужем». Я хотела спросить «чтоно предпочла промолчать. Невозможно было без улыбки смотреть на бабушек-рарамури, крепко по хмелю, которые умирали со смеху, переговариваясь на своем языке. 
До посёлка я добралась пешком - к счастью, оказалось, что бензин у тех, кто взял меня в попутчики, закончился совсем недалеко от него.  Там я купила «Корону», попросила вновь отвезти меня к подвесному мосту у водителя микроавтобуса местного телевидения и там я уселась ждать. Благо, что недолго  – ведь пиво я выпила без разрешения мужа, и к тому же мне подтвердили что Аргентинец уже 10 минутами ранее развернулся, чтобы сделать второй круг в сторону моста.

Герардо успешно закончил свою дистанцию, и полагаю, что самым большим удовлетворением для него стала не награда за пятое место, а тот факт, что он на подиуме был одним единственным чабочи, окруженным рарамури.
На следующий день, мы ожидали начала церемонии награждения, как раз когда приходили на финиш участники полумарафона, и мне удалось в их числе узнать Маркоса. Я обратила внимание на то, как одна девушка подбадривала его у финиша, но каково же было мое удивление, когда я в ней узнала Лупиту. Все дело в том, что накануне она была в спортивной одежде и кроссовках Nike, а сегодня – одета, как рарамури. Она уже закончила свою дистанцию.

Я, раз уж собралась написать эту статью, не могла не расспросить у нее немного о том, как она начала бегать. Луита рассказала мне, что начала как раз, когда родился ее последний сын, она немного располнела и ее сестры в шутку записали ее на одни состязания. А она, никогда до этого не тренировавшаяся, не принимавшая участия в соревнованиях, отказываться не стала.

Так она пробежала свою первую дистанцию 10 км, протренировавшись всего неделю, и пробегая по 5 км. Она рассказала мне, что бежала, как рарамури, и ей понравилось, что ее фотографировали, восхищались ею. Так что недолго думая, она записалась на 65-километровый ультрамарафон Кабайо Бланко, который должен был состояться спустя 3.4 месяца, и тоже его пробежала.

Я ей сказала - вот что значит кровь рарамури и наследственность, и она мне ответила, что она 100% рарамури, поэтому бегает в традиционном наряде, чтобы люди не забывали, кто она. И добавила, что если бы ей довелось родиться снова, она бы хотела родиться самой собой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий