Дерево жизни –
керамическая скульптура, изготавливаемая по традиционным ремесленным канонам в
Центральной Мексике, в основном, на территории муниципалитета Метепек (Metepec), штат Мехико. Образы, которые присутствуют в этих
скульптурах, в ранний период Колонии (XVI веке) использовались, для того, чтобы в фигурах и красках рассказать
библейскую историю творения представителям коренного населения, которых тогда
обращали в христианство. Изготовление фигурок из глины, украшавших глиняное
дерево, началось в городе Исукар де Матаморос (Пуэбла) , однако в наши дни особенно
славится этими изделиями Метепек. Считается, что традиционно, в композиции дерева
должны присутствовать библейские персонажи, Адам и Ева в частности, однако
сегодня создается множество деревьев самой разной в том числе и очень
современной тематики, ничего общего с библейскими сюжетами не имеющих.
Создание
композиций – деревьев является совершенно логичным продолжением центрально-
мексиканской гончарно-керамической традиции, зародившейся в период с XVII по XII века до н.э. «Мода» на окрашивание фигурок
пришла в в этот регион немного позже, вместе с ольмекской культурной традицией.
В VIII веке н.э. теотиуаканское
культурное влияние привнесло религиозный символизм в изготовление множества
керамических объектов. С того момента местная керамика, в частности, гончарное дело,
практиковавшееся проживающим до сих пор в северо-западной части штата Мехико народом
матлатцинка, продолжала развиваться, впитывая в себя разные тенденции и
влияния, распространявшиеся на территории, где сегодня находится штат Мехико. А
таких тенденций и влияний было немало, поскольку штат находился на перекрестке крупных
торговых путей и зон влияния разных этнических групп и культур.
После испанской Конкисты,
католические монахи постарались уничтожить объекты, связанные с культом прежних
богов и заменили их изображениями католических святых, а в изобразительно
искусство внедрили христианскую иконографию. Итак изображение Древа Жизни, в живописи
и других жанрах, стало инструментом христианизации местного населения. В период
испанской колонии на территории штата Мехико производилось большое количество бытовой
керамики, предназначенной для местного потребителя. Шло время и местное
керамическое производство превращалось в сплав испанских и автохтонных техник и
рисунков. Так продолжалось до первых десятилетий XX века, когда появился спрос на
декоративную керамику и даже предметы роскоши, созданные из глины. Одним из
видом таких ремесленных изделий стало дерево жизни, в особенности такие
композиции, которые не имеют религиозного содержания, а представляют совершенно
другие темы (например, весну или даже смерть).
Как уже было
сказано выше, традиция лепить из глины деревья с фигурками, представляющими библейские
темы, зародилась в г. Исукар де Матаморос (Izucar de Matamoros). Затем она распространилась в другие места.
Метепек прославился тем, что в нем стали раскрашивать фигурки в яркие привлекательные
цвета. Так «деревья» постепенно превратились в символ посёлка и одну из самых
знаковых ремесленных традиций. Помимо
библейских или чисто тематических персонажей очень популярны мифические
существа, такие как сирены или пегасы, а также петухи, львы и цветы.
Описание
Традиционное дерево жизни, представляющее
Эдемский сад.Фото Алехандро Линарес Гарсия (Alejandro Linares Garcia). |
Самый традиционный вид дерева содержит ряд важных образов. В верхней части скульптуры располагается изображение Бога, под ним ветви деревьев, имеют фигуры, рассказывающие о сотворении мира за семь дней. Другие характерные фигурки — это солнце, луна, Адам, Ева, животные, цветы и плоды, символизирующие рай. Обязательно здесь и присутствие змея-искусителя, расположенного в нижней части дерева, а также Михаила Архангела, который изгнал из рая человеческую пару. Деревья в основном изготавливаются для культовых или декоративных целей . Первые имеют емкости для сжигания ладана. В г. Исукар де Матаморос деревья жизни используются в религиозных процессиях, таких, как процессия тела Христова.
Вылепленные керамические
изделия обжигаются в газовой печи при невысокой температуре. Большинство изделий
имеют размеры 26 и 60 см. высотой, а их изготовление может занимать от двух
недель до трех месяцев. Изготовление деревьев
гигантских размеров может длиться до трех лет. Такие представляют собой уже
многометровые скульптуры, используемые для выставления перед широкой публикой.
Большинство деревьев производится до сих пор руками мастеров, научившихся этому
ремеслу у своих отцов и дедов.
Часть современных
деревьев, хоть и не представляет библейскую историю, при этом имеет общую тему. Наиболее частыми
является изображение дуализма жизни и смерти, либо связь человека и природы.
Тем не менее, в большинстве случаев сохраняются традиционные библейские
персонажи. Известный мастер Тибурсио Сотено Фернандес (Tiburcio Soteno Fernández) является одним из немногих изготовителей
деревьев, которые представляют темы, не связанные с изгнанием из рая. Многие их них рассказывают историю
какого-нибудь места, или известного персонажа и изготавливаются на заказ. Его работы выставлялись на временных или постоянных экспозициях
в таких странах, как Канада, Шотландия, США, Италия и Франция. Тем не менее, «пуристы»
настаивают на том, что скульптура не может называться деревом жизни, если не
представляет Эдемский сад. Интересный факт: на обложке альбома группы Битлз «Оркестр
клуба одиноких сердец сержанта Пеппера», есть дерево жизни.
Ремесло дерева жизни в современном мире
Кроме Метепека
(штат Мехико), дерево жизни в основном, сегодня производят еще в двух местах,
Исукар де Матаморос (Пуэбла) и Акатлан (Пуэбла). Хотя в прежние времена скульптуры
использовались в религиозных церемониях, а также по традиции вручались в
качестве подарка молодоженам, потому что считались символом изобилия, больших
урожаев и многочисленного потомства, сегодня деревья производятся в основном на
продажу.
Ремесленная
традиция в Метепеке имеет широкую известность. Большая часть доходов местных жителей
здесь - как раз от продажи ремесленных изделий, а заказы принимаются из самых разных
стран, например, Китая, Японии, Франции. Италии, Германии, и, очень часто - из Испании.
Самыми известными мастерами в Метепеке являются Одилон Арчундия (Odilón Archundia), Тито Рейес (Tito Reyes), Модеста Фернандес (Modesta Fernández), Макарио гардуньо (Macario Garduño), Пас Лопес (Paz López), Клаудио Тапиа (Claudio Tapia), Тимотео Гонсалес (Timoteo González), Сельсо Родригес (Celso Rodríguez), Хосе Санчес де Леон (José Sánchez de León), Ласаро и Мануэль Леон
(Lázaro y Manuel León). Муниципальные власти
Метепека занялись организацией курсов керамики и гончарного ремесла, для того,
чтобы поддерживать традиции.
Несмотря на это,
со временем, изготовление деревьев жизни шло на убыль, так что в какой-то
момент ремесло оказалось «га грани исчезновения». На улице Комонфорт, в
Метепеке, имеется множество лавок по продаже сувениров, однако, всего две
мастерских, которые продолжают изготавливать дерево жизни по традиционным
ремесленным канонам. Одна их причин упадка ремесла - дешёвые имитации, в
большинстве своем импортируемые из Азии. Имитации из азиатских стран стали большой
проблемой для многих видов мексиканского ремесла, так что федеральное
правительство вмешалось в развитие отрасли, чтобы стимулировать регистрацию
обозначения происхождения и регистрации товарных знаков, для традиционных
изделий, с тем чтобы они окончательно. Таким образом, дерево жизни в 2009 году,
стало зарегистрированной маркой ремесленников Метепека и соседнего городка
Калимайя. В обоих около трёхсот семей занимаются
их изготовлением. Помимо гарантии подлинности, регистрация поможет продвижению ремесла
на международном уровне, повысив его узнаваемость и спрос.
В Мексике существует Национальный конкурс керамистов
и гончаров «Дерево жизни», который организуется ежегодно и проводится в муниципалитете
Метепек. Несмотря на его название, тематика и тип изделий не ограничиваются
деревьями. Участвуют в нем произведения мастеров из разных регионов страны - Оахаки,
Халиско и Гуанахуато, хотя большинство участников
все-таки из штата Мехико. Есть номинации – изделия из сырой глины, изделия
обожжённые при невысокой температуре, изделия, обожжённые при высоких
температурах и керамика, покрытая лаком. А еще в Мексике существует традиция строить
живое древо жизни. Представители коренных народов объединяются специально для
этого. В 2006 году 500 человек - представителей 63 этнических групп сгруппировались
в пирамиду из людей, одетые в традиционные костюмы. Цель церемонии - обратиться
к миру с просьбой о мире. На церемонии присутствовали представители сапотеков,
уастеков, пурепеча, майя, отоми,
уичоли (уихарика), тараумара (рарамури)
и яки.
Некоторые проекты
с целью популяризации ремесла, такие как Площадь Ремесленников (Explanada Artesanal), организованная на улице Идальго в Метепеке, сначала не имели большого
успеха. В 2002 году, мастера жаловались, что площадка просто не приспособлена для
торговли, на ней отсутствовала элементарная инфраструктуре и не поддерживалась
чистота. Поскольку покупателей было мало. Большинство торговых точек
открывалось только по выходным, из-за малого количества покупателей. По мнению ремесленников,
это происходило потому, что муниципальные власти не уделили этому надлежащего внимания,
но в настоящий момент (2012 год), ситуация меняется и местное правительство
осознало наконец необходимость вложений в то, чтобы Метепек получил заслуженное
признание на международном уровне.
По материалам Wikipedia
Комментариев нет:
Отправить комментарий