13 сент. 2017 г.

Плюмаж Монтесумы


Копия плюмажа Монтесумы, экспонат Национального музея
антропологии,  г. Мехико, фото Томас Ледл, wikipedia

Так называется головной убор, кетцалапанекайотль, сделанный из перьев различных видов птиц, закрепленных на золотом основании, находящийся сейчас в Всемирном Музее г. Вены , Австрия, который по неподтверждённой научно традиции считают принадлежавшим последнему тлатоани (правителю) ацтеков Монтесуме Щокойотцину, (род. 1466- ум. 1520). Нет однозначных доказательств, подтверждающих эту идею, равно как позволяющих удостовериться в столь почтенном  изделия. Даже тот факт, что плюмаж в самом деле является головным убором, подвергался сомнениям - в момент его обнаружения в Амбрасе, Австрия, было предположено, что это накидка или даже веер. Поэтому его выпрямили, и с того момента он потерял свою гибкость.  Плюмаж не является короной правителя, скорее всего, он использовался в культовых целях. Существуют доказательства того, что головной убор ацтекских тлатоани, являющийся атрибутом власти, имел другой вид и не был таким объемным. 
Плюмаж представляет собой настоящее произведение искусства, созданное ацтекскими ремесленниками - амантеками, специализировавшимися на работе с декоративными перьями. Его высота – 116 см, и диаметр – 175 см. Середина плюмажа сделана из синих перьев котинги (шиутототль) и золотых украшений нескольких форм, с драгоценными камнями. Далее изнутри к наружной стороне следует красная полоса перьев фламинго (тлаукечоль) со вставками из небольших перьев кецаля, а затем еще одна – коричневых перьев кукушки украшенных золотыми бляшками, которая сменяется обрамлением из хвостовых перьев кецаля. Некоторые из них достигают длины 55 см. Общее количество перьев кецаля – 222.
Несмотря на то, что в настоящий момент плюмаж находится в сильно изношенном состоянии, его приблизительная стоимость, определенная австрийскими властями составляет около пятидесяти миллионов долларов. 

Нахождение предмета в Австрии зафиксировано с 1575 года (по другим источникам – с 1699 года), где он на протяжении столетий хранился в Амбрасе, в коллекции эрцгерцога Фердинанда Тирольского.  В этнологический Музей Вены он попал только в начале XIX века вместе с рядом других предметов, имеющих отношение к культу Кецалькоатля -Эекатля (бога ветров). В конце XIX – начале XX века некоторые европейские исследователи  начали интересоваться изделием. Идея того, что объект использовался как головной убор кетцалапанекаойтль принадлежит американскому антропологу Зелии Наттолл (Zelia Nuttall).​
Как плюмаж попал в Европу.

Мексиканская исследовательница Кармен Кук де Леонард (Carmen Cook de Leonard) утверждает, что этот плюмаж является одним из многих, которыми владел Монтесума, и речь не идет об уникальном и единственной в своем роде предмете. Монтесума был обладателем большого количесва ценных вещей и носил разнообразные украшения. Согласно теории, имеющей наибольшее распространение, Эрнан Кортес при первой встрече с ацтекским правителем завел с ним речь о том, чтобы тот принял католичество и стал вассалом испанского короля Карлоса I. Вероятно в тот момент Монтесума уже понимал, что война неизбежна и, и чтобы выиграть время, он отправил Кортесу это украшение вместе с другими 158 изделиями, в качестве подарка для испанского короля Карлоса I. Таким образом, эти предметы подверглись переписи и были отправлены в европу. По всей вероятности, корабль, на котором их везли, был ограблен пиратами, поэтому подарки Монтесумы сменили нескольких хозяев, переходя из рук в руки, пока не оказались в Амбрасе, Австрия, где  в 1878 г. его заметил в одной из витрин в дальнем углу натуралист Фердинанд фон Хохштеттер (Ferdinand von Hochstetter), который занялся его реставрацией. Впоследствии плюмаж был перемещен в венский Музей этнографии.

В ХХ веке плюмаж стал объектом кампании мексиканского правительства, насаждавшей идеологию национализма с целью объединения различных социальных слоев и этнических групп  в новом послереволюционном государстве. Целью кампании было возвращение в Мексику этого объекта, который в свете внимания к доиспанскому периоду истории страны, приобрел новый идеологический смысл (в Мексике существует копия плюмажа, являющаяся экспонатом Национального Музея Антропологии  в г. Мехико).  Однако, есть и скептики, утверждающие, что плюмаж не имеет никакой реальной связи с Монтесумой и вымысел вокруг него является инструментом идеологического манипулирования.

Несмотря на то, что мексиканское правительство неоднократно запрашивало плюмаж обратно, и даже было предложение его обмена на карету императора Максимилиана I, которая сейчас находится в Национальном историческом музее в парке Чапультепек, г. Мехико, плюмаж так и не был перевезен. Ученые обеих стран подтвердили, что никакой вид транспортировки при современных технологиях не сможет гарантировать сохранность плюмажа – тот просто подвергнется необратимым изменениями от тряски и вибраций и его невозможно будет восстановить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий