Копия плюмажа Монтесумы, экспонат Национального музея антропологии, г. Мехико, фото Томас Ледл, wikipedia |
Так называется головной убор, кетцалапанекайотль, сделанный из перьев различных видов птиц, закрепленных на золотом основании, находящийся сейчас в Всемирном Музее г. Вены , Австрия, который по неподтверждённой научно традиции считают принадлежавшим последнему тлатоани (правителю) ацтеков Монтесуме Щокойотцину, (род. 1466- ум. 1520). Нет однозначных доказательств, подтверждающих эту идею, равно как позволяющих удостовериться в столь почтенном изделия. Даже тот факт, что плюмаж в самом деле является головным убором, подвергался сомнениям - в момент его обнаружения в Амбрасе, Австрия, было предположено, что это накидка или даже веер. Поэтому его выпрямили, и с того момента он потерял свою гибкость. Плюмаж не является короной правителя, скорее всего, он использовался в культовых целях. Существуют доказательства того, что головной убор ацтекских тлатоани, являющийся атрибутом власти, имел другой вид и не был таким объемным.
Плюмаж представляет
собой настоящее произведение искусства, созданное ацтекскими ремесленниками - амантеками,
специализировавшимися на работе с декоративными перьями. Его высота – 116 см, и
диаметр – 175 см. Середина плюмажа сделана из синих перьев котинги (шиутототль)
и золотых украшений нескольких форм, с драгоценными камнями. Далее изнутри к
наружной стороне следует красная полоса перьев фламинго (тлаукечоль) со
вставками из небольших перьев кецаля, а затем еще одна – коричневых перьев
кукушки украшенных золотыми бляшками, которая сменяется обрамлением из
хвостовых перьев кецаля. Некоторые из них достигают длины 55 см. Общее количество
перьев кецаля – 222.
Несмотря на то, что
в настоящий момент плюмаж находится в сильно изношенном состоянии, его
приблизительная стоимость, определенная австрийскими властями составляет около пятидесяти
миллионов долларов.
Нахождение предмета
в Австрии зафиксировано с 1575 года (по другим источникам – с 1699 года), где
он на протяжении столетий хранился в Амбрасе, в коллекции эрцгерцога Фердинанда
Тирольского. В этнологический Музей Вены
он попал только в начале XIX века вместе с рядом других
предметов, имеющих отношение к культу Кецалькоатля -Эекатля (бога ветров). В конце
XIX – начале XX века некоторые
европейские исследователи начали
интересоваться изделием. Идея того, что объект использовался как головной убор кетцалапанекаойтль
принадлежит американскому антропологу Зелии Наттолл (Zelia Nuttall).
Как плюмаж попал
в Европу.
Мексиканская
исследовательница Кармен Кук де Леонард (Carmen Cook de Leonard) утверждает, что этот плюмаж является одним из многих, которыми владел Монтесума,
и речь не идет об уникальном и единственной в своем роде предмете. Монтесума
был обладателем большого количесва ценных вещей и носил разнообразные
украшения. Согласно теории, имеющей наибольшее распространение, Эрнан Кортес при
первой встрече с ацтекским правителем завел с ним речь о том, чтобы тот принял католичество
и стал вассалом испанского короля Карлоса I. Вероятно в тот момент
Монтесума уже понимал, что война неизбежна и, и чтобы выиграть время, он
отправил Кортесу это украшение вместе с другими 158 изделиями, в качестве
подарка для испанского короля Карлоса I. Таким образом, эти
предметы подверглись переписи и были отправлены в европу. По всей вероятности, корабль,
на котором их везли, был ограблен пиратами, поэтому подарки Монтесумы сменили
нескольких хозяев, переходя из рук в руки, пока не оказались в Амбрасе, Австрия,
где в 1878 г. его заметил в одной из витрин
в дальнем углу натуралист Фердинанд фон Хохштеттер (Ferdinand von Hochstetter), который занялся его реставрацией.
Впоследствии плюмаж был перемещен в венский Музей этнографии.
В ХХ веке плюмаж
стал объектом кампании мексиканского правительства, насаждавшей идеологию
национализма с целью объединения различных социальных слоев и этнических
групп в новом послереволюционном
государстве. Целью кампании было возвращение в Мексику этого объекта, который в
свете внимания к доиспанскому периоду истории страны, приобрел новый
идеологический смысл (в Мексике существует копия плюмажа, являющаяся экспонатом
Национального Музея Антропологии в г.
Мехико). Однако, есть и скептики,
утверждающие, что плюмаж не имеет никакой реальной связи с Монтесумой и вымысел
вокруг него является инструментом идеологического манипулирования.
Несмотря на то, что
мексиканское правительство неоднократно запрашивало плюмаж обратно, и даже было
предложение его обмена на карету императора Максимилиана I, которая
сейчас находится в Национальном историческом музее в парке Чапультепек, г. Мехико,
плюмаж так и не был перевезен. Ученые обеих стран подтвердили, что никакой вид
транспортировки при современных технологиях не сможет гарантировать сохранность
плюмажа – тот просто подвергнется необратимым изменениями от тряски и вибраций
и его невозможно будет восстановить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий