19 июн. 2016 г.

Канделарио Уисар. Послереволюционный патриотизм в мексиканской музыке

Канделарио Уисара обычно называют в числе крупнейших мексиканских композиторов первой половины XX века, однако важность его творчества заключается не только в этом. Достигшие больших художественных  высот произведения этого мастера симфонии, проникнутые духом экзальтированного патриотизма, типичного для постреволюционной эпохи и музыкального индихенизма, стали основополагающими в формировании таких творческих личностей, как Блас Галиндо (Blas Galindo) и Хосе Пабло Монкайо (José Pablo Moncayo).
 
Канделарио Уисар Гарсия де ла Кадена, анонимное фото, 1927 г.
Институт Культуры г. Хереса, Сакатекас, Мексика.
Журнал "Relatos e historias en México"
Утром 23 июня 1914 года, после пушечного залпа, прозвучавшего ровно в 10, и возвестившего о начале сражения в городе Сакатекас, Канделарио Уисар Гарсия, 31 года от роду, был в полной боевой готовности к наступлению на врага. Уисар был армейским музыкантом, так что кроме карабина, он был вооружен еще и сверкающей валторной.

Его подразделением командовал известный революционный генерал Панфило Натера (Pánfilo Natera). За несколько дней до происходящего армия Натеры, подчинявшаяся президенту-конституционалисту Венустиано Каррансе (Venustiano Carranza), совершила попытку взятия города Cакатекас. Внутри город обороняли артиллерийские части федеральных войск Викториано Уэрты (Victoriano Huerta), объявившего себя президентом после военного переворота и убийства законного президента. Однако та первая попытка Натеры не увенчалась успехом.

Сегодня, впрочем, все было по-другому, так как подоспевшее подкрепление генерала Панчо Вильи (Pancho Villa) – его знаменитой Северной Дивизии, повернули ход сражения в свою пользу, так что захват Сакатекаса стал одним из самых ярких эпизодов революционной истории Мексики. Именно в этой известной военной кампании участвовал и Канделарио Уисар, с необычайном рвением проявивший себя и как боец, и как валторнист.
Битва была выиграна и революционные части заняли город. Уисар предстал перед Северным Кентавром, как называли в народе Панчо Вилью, и тот пригласил отличившегося музыканта занять место в военном оркестре его Северной дивизии. Музыкальным подразделением Вильи  командовал Карлос Уитман (Carlos Whitman) и основной задачей оркестра было сопровождение военных парадов. Уисар принял предложение и, отложив карабин, практически полностью посвятил себя игре на валторне.

Так, в составе военного оркестра Северной Дивизии Уисар маршируя, вступил в Мехико. В тот момент он еще не знал, что судьба уготовила ему одну из главных ролей в создании национального музыкального патриотизма.

Первое движение

Жизнь Канделарио Уисара Гарсии де ла Кадена (Candelario Huízar Garcia de la Cadena), родившегося 2 февраля 1883 года в муниципалитете Херес (Jerez), штат Сакатекас, является одной из самых показательной, из числа мексиканских музыкантов. Скромного происхождения, он провел первые годы своей жизни в слесарной мастерской своего отца, где постигал основы этого ремесла. Однако, в восемь лет его интерес переключился на ювелирное искусство. Его дядя, Хусто Гарсия (Justo García), хранитель давних ювелирных традиций в Хересе, посвятил мальчика в основы дела. Канделарио очень скоро сам начал придумывать формы и образы серебряных изделий и с умением воплощать их в жизнь. Однако была у него еще одна страсть – музыка. В мастерской своего дяди он, в свободные минуты, начал играть на гитаре, которую освоил очень быстро.

В 1892 году Канделарио присутствовал на выступлении Муниципального оркестра Хереса, которым управлял дирижер Нарсисо Арриага (Narcico Arriaga). Концерт очаровал и заворожил Уисара, в особенности партии медных духовых, которые с того для полюбились будущему музыканту больше всех остальных инструментов.

Маэстро Арриага принял мальчика в свой оркестр и так Канделарио начал осваивать игру на разных инструментах, в основном, на саксгорне, вместе с этим Уисар выполнял функции архивариуса оркестра. Это не означало, что он оставил ювелирное дело - его ответственность и чувство долга, скромность и простота – качества отличавшие Уисара всю жизнь – побуждали его продолжать работу ювелира параллельно с его занятиями музыкой.

Музыкант в Сакатекасе

В 1900 году Уисар познакомился в своем родном Хересе с врачом и скрипачом Энрике Эррерой (Herrera), у которого был свой собственный квартет, Эррера, и в который Уисар был приглашен играть. Канделарио с радостью принял предложение и занялся виолой. Несмотря на то, что виола не вошла в число его любимых инструментов, он в очень короткий срок научился играть на ней. Этот период стал для него периодом познания и изучения, так как он познакомился с произведениями Гайдна, Моцарта, Беллини, Доницетти, Вебера и Бетховена.

Вполне вероятно, что именно в тот период еще один уроженец Хереса, ставший впоследствии известным поэтом – Рамон Лопес Веларде (Ramón López Velarde), услышал игру Канделарио на одном из многочисленных концертов, которые квартет Эррера давал в Театре Инохоса в Хересе, поскольку коллектив пользовался большой известностью в регионе. Спустя годы Уисар сочинил арию для голоса и фортепиано на стихи Лопеса Веларде «Сестра, заставь меня плакать». (Hermana, hazme llorar).

В 1902 году квартет Эрреры распался и Уисар перебрался в Сакатекас для продолжения изучения виолы и композиции у маэстро Аурелио Элиаса (Aurelio Elías). Однако, окончательно в Сакатекасе Уисар поселился с 1907 года, когда получил должность валторниста в Оркестре штата Сакатекас.

Уисар неустанно трудился, создавая над своей музыкальной карьерой. В 1908 году руководство оркестра штата принял Канделарио Ривас (Candelario Rivas), с которым Уисар занимался, совершенствуя свое исполнение на валторне. С этого момента валторна стала любимым инструментом Уисара, музыкант много лет впоследствии играл на ней в Симфоническом оркестре Мексики.   
В 1910 году началась мексиканская революция и Оркестр штата Сакатекас превратился в Оркестр Первого подразделения Батальона Сакатекаса. Когда военные действия на севере страны приобрели размах, Уисар, не раздумывая, встал в ряды революционеров под командованием генерала Панфило Натеры.

В столице

Уисар прибыл в столицу военным маршем, в рядах Военного Оркестра Северной Дивизии. С 1917 года он окончательно поселился в столице, отчасти, благодаря тому, что получил работу валторниста в Оркестре Генерального штаба Президента страны, под управлением дирижера Мелькиадеса Кампоса (Melquiades Campos).

Спустя еще год, в возрасте 35 лет - немного необычном для того, чтобы начинать официальное обучение музыке – Уисар поступил в Национальную музыкальную консерваторию (CNM) на класс валторны и композиции. Его преподавателями в консерватории были Артуро Роча (Arturo Rocha) Густаво Э. Кампа (Gustavo E. Campa), Эстанислао Мехия (Estanislao Mejía), Рафаэль Х. Тейо (Rafael J. Tello).

Не изменяя своим чертам характера, таким как скромность и сдержанность, Уисар, помимо обучения в консерватории, посвятил себя также и работе в ней, сначала в качестве копииста и библиотекаря, затем, преподавателем и заместителем директора, в тот период, когда этим последним был Карлос Чавес (Carlos Chavez). Чавес, помимо наставника, стал другом будущего композитора, а Уисар – незаменимым помощником Чавеса, решавшим своей ответственностью и креативностью, множество задач, как в администрации консерватории, так и в руководстве Симфоническим оркестром Мексики, главным дирижером которого являлся также Чавес.

Влияние идеологии патриотизма

Композиторская деятельность Уисара относится к поздним периодам его жизни. Началом плодотворного периода его творчества считаются годы 1923 и 1924, хотя известно, что он начал сочинять несколькими годами ранее. В этот период он все еще находится под влиянием своего наставника по композиции – Густаво. Э. Кампы и его привлекают известные классические стили, он очарован французским лиризмом и романтизмом. В 1925 году Уисар заканчивает консерваторию.

 В том же, 1925 году, Канделарио сочиняет  романс «Одной волне» (A una onda), для сопрано и оркестра, на стихи своего друга, поэта Луиса Гонсаги Урбины (Luis Gonzaga Urbina). Тем самым он начинает приближаться к произведениям, чей идеологической направленностью был мексиканский патриотизм,  формировавшийся в тот период. Революция, завершившаяся совсем незадолго до этого, стала причиной активных поисков и построения нового национального самосознания. Рождавшийся мексиканский патриотизм проявился в различных сферах жизни, в том числе в искусстве и в музыке. В этом последнем случае наиболее крупными представителями течения стали композиторы Карлос Чавес, Сильвестре Ревуэльтас (Silvestre Revueltas), Мануэль М. Понсе (Manuel M. Ponce), Канделарио Уисар и другие.

Что касается музыкальных форм, Уисар продолжает обращаться к формам, типичным европейской музыки конца XIX – начала XX века, хотя при этом он стал первым композитором в Мексике, который включил в свои произведения ритмы и звучания индейских песен и танцев.  Яркими примерами этого являются его Вторая симфония, «Ошпаництли» (так назывался 11ый месяц солнечного календаря ацтеков, прим. перев.) и Четвертая симфония, «Кóра». Не подлежит сомнению, что Уисар много времени посвятил изучению музыкальной культуры различных этнических групп страны, как в местах их первоначального расселения, так и у диаспор, образовавшихся в больших городах. Больше всего по душе пришлись ему музыкальные звучания народностей запада Мексики – уичолей и кора.

Интерес к этим темам привел его к воссозданию в своих произведениях доиспанских ритуалов, и включению в партитуру инструментов индейской традиции, таких, как бубенчики из высушенных плодов растений, или чиримии (старинной деревянной флейты, используемой в этнической музыке Мексики уже несколько столетий, хотя ее начало и является европейским – прим. перев.), тенабариса, и деревянных горизонтальных барабанов, изготавливаемых из стволов дерева - уэуэте, и тепонакстле. В этом Уисар считается первопроходцем, наметившим путь для других представителей музыкального национализма.

Скромная известность

1927 год стал значимым для музыкальной карьеры Уисара. Его произведение «Образы» (Imágenes) получило премию на Национальном конкурсе композиторов, организатором которого был Национальный Университет, также «Образы» прозвучали в премьерном исполнении Симфоническим оркестром Мексики под управлением маэстро Хосе Рокабруны (José Rocabruna).  Именно в этот период известность начинает понемногу вступать в скромную жизнь тогдашнего библиотекаря Национальной консерватории. Годы учебы, работы и опыт начинают отражаться в его произведениях. Известные музыкальный критики эпохи уделяют внимание его композициям и превозносят их, отмечая их, как уникальными и актуальными, так как они написаны в духе расцветшего послереволюционного мексиканского патриотизма.
Уисару, который всю свою жизнь работал, учился и  полностью посвящал себя музыке, непривычны эти похвалы, однако, он, польщённый, принимает их и начинает щедро делиться с другими всем, что накопил и наработал сам. Его вклад становится неоценимым для формирования таких крупных музыкальных персоналий, как Блас Галиндо (Blas Galindo), Сальвадор Контрерас (Salvador Contreras), Даниэль Айала (Daniel Ayala) или Хосе Пабло Монкайо (José Pablo Moncayo).

В 1930 году Канделарио сочиняет свою Первую симфонию, которая в том же году звучит в премьерном исполнении Симфонического оркестра Мексики, под управлением друга Уисара, Карлоса Чавеса. В связи с этим известный композитор Сильвестре Ревуэльтас сказал: «Уисар является подлинным достоянием нашей музыки».

Уроженец Хереса продолжает двигаться вперед. Наравне с административной работой в консерватории, он не оставляет игру на валторне и преподает в нескольких учебных заведениях (например, на своей известной кафедре музыкального анализа в Национальной консерватории).

В этот же период Уисар создает еще две симфонии, одна из которых, знаменитая Ошпаництли, также исполненные впервые Симфоническим оркестром под руководством Чавеса, являет собой музыкальное переосмысление древней ацтекской церемонии. Помимо этого, появляются на свет многочисленные произведения камерной музыки, симфонические поэмы, песни, аранжировки.  

В 1940 - 1943 гг. Уисар несколько раз сольно выступает  с Симфоническим оркестром Мексики, а в1942 году состоялось премьерное исполнение его Четвертой симфонии, «Кóра», которая стала вершиной его музыкального патриотизма и стала свидетельством его зрелости, как автора концертной музыки.

Чудовищное потрясение

Однако, когда казалось, что удача и неустанный труд навсегда сочетались в карьере Уисара, произошло непредвиденное событие, изменившее его жизнь в одно мгновение ока. В 1944 году он стал жертвой мозгового кровоизлияния, практически полностью оставшись парализованным. Работа полностью остановилась и начались скитания между кабинетами врачей и больницами. Преподавательские ставки Уисара передают другим людям, и его увольняют с других мест работы. Известный композитор в одно мгновение ока исчезает в никуда, как и его произведения, которых больше нет в концертных репертуарах. Личные вещи из его кабинета в здании Симфонического оркестра вывозят, без всякого уведомления.

Однако упорство Уисара помогло ему постепенно преодолевать последствия инсульта.  Понемногу он начал писать левой рукой – словно бы музыка, живущая у него внутри будоражила его, не давая покоя. Так он сочиняет две симфонии, около сотни хоровых и фортепианных аранжировок. Некоторые специализированные журналы начинают о нем писать, брать у него интервью, интересоваться этим стариком, который неустанно трудится. Однако, музыку его уже не исполняют. Ничто уже не будет, как раньше.

В 1951 году правительство президента Мигеля Алемана (Miguel Aleman), при содействии Карлоса Чавеса, вручает Уисару Национальную премию искусств и наук. Награда сопровождается составлением концертного репертуара во Дворце изящных искусств, куда включаются его произведения. Тем не менее, в самый последний момент театральное учреждение отменяет эти концерты.

Спустя год у композитора повторно случается мозговое кровоизлияние, паралич не коснулся только его левой руки. Благодаря чрезвычайным усилиями и дисциплине, Уисар продолжает сочинять, и создает свою последнюю симфонию и несколько скерцо для фортепиано.

Концерт окончен

В 1967 году о старом композиторе вспоминает правительство Сакатекаса, его родного штата. Ему организуют чествование. Уисар едет в родные края и наполняется гордостью, видя мемориальную доску на стене дома, в котором он появился на свет. В репертуарах концертов планируется исполнение его музыки и учреждается премия в его честь. Однако, это не облегчает серьезную ситуацию, в которой находится он сам и его семья.  Финансовые трудности сопровождают его все последние годы, до самой смерти, 3 мая 1970 года, которую он встретил, работая, как всегда.
Выступление Симфонического оркестра штата Сакатекас в
Театре Инохоса г. Хереса, в программе Дней Канделарио Уисара,
март  2016 г.Фото с сайта zacatecasonline.com.mx
После смерти Уисара Библиотека Национальной консерватории поучила его имя, хотя с того момента было издано и записано очень мало его композиций. К счастью, в последнее время его произведения снова появились в концертных репертуарах. С 1990 года его останки находятся в Мавзолее Выдающихся людей г. Сакатекаса.

 Рикардо Луго Виньяс (Ricardo Lugo Viñas), журнал Relatos e historias en México, год VIII, № 86.

Комментариев нет:

Отправить комментарий