18 окт. 2015 г.

Гелагеца

Гелагетца  (Guelaguetza) – массовый фольклорный праздник, проводящийся ежегодно в городе Оахака, столице одноименного мексиканского штата, с 1932 года.

Танцевальная программа фестиваля представляет собой выступления
региональных коллективов. Фото из новостной ленты msn.com
Гелагетца является частью народного культа Девы Марии дель Кармен (Девы Марии Кармельской), и по этой причине праздник организуется в дни, выпадающие на два понедельника являющиеся самыми ближайшими к католическому празднику посвященному этому явлению Богоматери (то есть к 16 июля). По этой причине у Гелагетцы есть и другое название – Лос лунес дель серро (дословно, «понедельники на холме»), так как центральной площадкой праздника является гора Серро дель Фортин, возвышающаяся над центром Оахаки.  Помимо названия праздника,  «гелагетца» еще обозначает взаимную помощь, которую оказывают одни люди другим в сапотекских общинах. Само слово «гелагетца» происходит от сапотекского глагола «гендализаа», что означает «сотрудничать». Но при этом подразумевается сотрудничество в самом широком смысле слова, это качество с которым рождается сапотекский человек, это его способ выражать свою любовь к ближнему, чувство братства, совместного пользования окружающей природой и распоряжения самой жизнью. Так, например, во время подготовки праздников, либо во время поминальных церемоний, одни жители общины могут делиться с другими продуктами - кукурузой, чили, фасолью, и при этом, хотя те, кто принимают дары и не обязаны из отдавать, они, рано или поздно также угостят других членов общины, или внесут свой вклад в строительство чужого дома и т.д.
Праздник «Понедельников на холме» является самым главным праздником жителей Оахаки, и он берет свое начало в давних доиспанских традициях региона, связанными с церемониями благодарения богов за хороший урожай.

Гелагетца, как уже было сказано, проводится в течение двух понедельников, выпадающих после 16 июля, за исключением случаев, когда  первый понедельник приходится на 18 число (18 июля – день смерти Бенито Хуареса, самого известного президента Мексики, уроженца Оахаки, так что это день траура, примечание переводчика). В случае, если это происходит, праздник отодвигается на неделю и отмечается 25 июля и 1 августа. В рамках концепции взаимопомощи и внесения собственного вклада в общее дело праздник Гелагетцы может восприниматься, как подношение или дар столице штата – Оахаке, от групп, представляющих восемь традиционных регионов штата: Центральных Долин, Сьерры Норте де Хуарес, Каньяды, Тукстепека, Миштеки, Побережья и перешейка Тегуантепек. Каждая делегация готовит программу, в которой представляет свое региональное культурное наследие – это народные танцы, исполняемые под традиционную музыку и песни, праздничные костюмы, типичные для поселков и городков, откуда съезжаются делегаты. По окончании выступлений, группа каждого региона раздает собравшимся свою «гелагетцу» - предметы и сувениры, характерные для этого региона.
Праздничная процессия во второй понедельник, "октаву",
2014 года. Фото с www.unoaxaca.com
Гелагетца начинается с парада делегаций. Впереди всегда несут «мармоту» - гигантский шар с подсветкой, сделанный из каркаса, обтянутого тканью, и украшенные разноцветными лоскутами,  «гигантов» - человеческие фигуры, сделанные из тростникового каркаса, на который надевается огромного размера одежда, далее следуют «чины из Оахаки» (девушки в традиционных костюмах колониальной эпохи), женщины, несущие корзинки с цветами, музыкальный ансамбль. Далее идут делегации каждого региона, под звуки своих мелодий.

За день до открытия праздника, то есть в воскресенье, или даже за несколько дней (начиная с предыдущего четверга), на центральной площади города происходит выбор девушки, которая станет представлять богиню Сентеотль на начинающихся празднествах. В соревновании за звание Богини участвуют представительницы каждого региона. В этом конкурсе целью не является избрание самой красивой девушки, или обладательницы самого роскошного костюма. Здесь необходимо продемонстрировать отличное знание традиций своего региона и суметь наиболее полно представить свой народ.

Также перед началом основной программы, вечером в воскресенье, организуется представление под названием Бани Стуи Гулал (Bani Stul Gulal), «Повторение древности»), воссоздание истории праздника Лос лунес дель серро  в разные его периоды.

В первый понедельник праздника, в пять утра, ансамбль традиционных духовых инструментов и барабанщики ники» из делегации Центральных Долин, то есть местные, играют поздравительную мелодию, посвященную самой горе, на которой разворачивается праздничная программа. Тем временем на горе собираются зрители, которые тут же могут заправиться очень сытным оахакским завтраком, до того, как войдут в концертный зал - Аудиторио – специально возведенный прямо на горе Серро дель Фортин, где ансамбли народных духовых инструментов развлекают своими наигрышами публику, ожидающую начала. В 10 часов торжественно открывается Гелагетца.
В тот же день, вечером, в том же концертном зале показывают инсценированную легенду о Принцессе Донахи (Donají), реальной исторической личности, дочери сапотекского правителя Косийоэсы (Cosijoeza) и ацтекской принцессы Койоликатцин (Coyolicatzin).

Между первым и вторым понедельником праздника (второй понедельник называется «октава, т.к. это восьмой день празднования), проводятся кулинарные мероприятия, выставки народных ремесел и представления, повествующие об обычаях и традициях различных мест штата, а также экспозиции, концерты, и другие важные мероприятия, посвященные культуре Оахаки во всех ее проявлениях.

Во второй Понедельник на Холме, повторяется  представление «Бани Стуль Гулаль», Гелагетца и Легенда о принцессе Донахи.

 Богиня Сентеотль
Происхождение

Сентеотль или Сентеотль переводится с языка науатль, как «бог кукурузы». В мифологии мешика иногда он представлялся дуальным божеством – то есть мог изображаться в виде мужчины или в виде женщины, или в виде только мужчины.  Божество женского пола со временем стало именоваться Чикомекоатль (в переводе с науатль означает «7 змея», календарное имя божества), которая, согласно космологии мешика, появилась на свет от союза Пильтцинтекутли (Piltzintecuhtli), бога бурь и Сочикетцаль (Xochiquétzal), богини красоты, цветов, юности и плодородия, покровительницы молодых девушек, беременностей и родов, а также женских ремесел, которая, сразу после своего рождения скрылась под землей, олицетворяя собой ее дары, в числе которых была обожествленная кукуруза. Эту богиню под именами Сентеотль и Чикомекоатль, чествовали, как богиню сельского хозяйства, божества и урожаев, у разных народов Месоамерики, в том числе у сапотеков.
Когда в регион пришли испанцы, а монахи августинцы и францисканцы принялись за христианизацию населения, эти праздники были запрещены. Францисканцы организовали  строительство католического храма, посвящённого Деве Марии Кармельской (сегодня это храм Дель Кармен Альто) и заставили индейцев поклоняться ей.

Конкурс
Богиня Сентеотль, выступление конкурсантки.
Фото с rcmultimedios.mx
В конкурсе принимают участие представительницы каждого поселка и народности, которые проживают в штате Оахака. Задача конкурса наградить не самую красивую или самую талантливую участницы, а ту, которая в обоих турах проявит наибольшую осведомленность в следующих темах: гастрономия, сведения о своей народности, ремесла, традиционные праздники, обычаи и легенды.
Участницы должны быть одеты в традиционные костюмы своего региона, или в костюмы, дающие наиболее полное представление о регионе и происходить из народности, которую она представляет, а также всю свою жизнь проживать в том месте, уроженкой которого она является. 

Бани Стуль Гулаль

В 1969 году организаторы праздника решили придать ему большую пышность, и помимо зрелищного конкурса на звание Сентеотль, богини кукурузы, ввели еще одно представление, целью которого было показать давнюю предысторию праздника, уходящую корнями в доиспанскую эпоху, которую назвали Бани Стуль Гулаль, что в переводе с сапотекского означает «повторение старинного». Правительство штата и Фольклорная Ассоциация Оахаки сумели собрать в единое целое идеи об истории праздника. Первоначальное предложение было не только принято с одобрением, но и послужило сценарием, на основе которого, с использованием музыки, танца, поэзии, зрители Гелагетцы получили возможность познакомиться с историей праздника, которая в тот период мало кому была известна.
Постановка, организованная правительством штата, была осуществлена фольклорной группой Университета «Бенито Хуарес», в сопровождении музыки, исполненной оркестром штата Оахаки, и спектакль был показан дважды в течение двух воскресений, предшествующих основному празднику Гелагетцы, имев поразительный успех.

История праздника, представленная в таком виде, была разделена на четыре периода, в соответствии с четырьмя эпохами:
Доиспанская эпоха: в которой рассказывается о периоде, когда Оахака была завоёвана ацтеками и находилась под их господством, о великом Празднике Владык, во время которого выбиралась девушка и приносилась в жертву богине Сентеотль. Заслуживает упоминания тот факт, что эти празднества совпадали по времени с современными, что дает представление о древних корнях праздника. Также в инсценировке жертвоприношения не изображают сапотеков или миштеков, давая понять зрителю, что такие церемонии совершали ацтеки.

Колониальная эпоха: начинается с ацтекских ритуальных танцев, которые они совершали вплоть до Конкисты. Затем идет процессия, посвященная Деве Марии Кармельской и что-то вроде карнавала, шествия, в котором несут украшенные гигантские шары – «мармоты», идут девушки в традиционных костюмах «чины» с корзинами цветов, танцоры, “ходульщики” из города Саачилы и процессия с гигантским змеем, сопровождаемые музыкой оркестра штата.
Эпоха независимой Мексики: здесь можно увидеть Катрин, чарро, девушек в костюмах «чины», так как они были и остаются популярными.

Современная эпоха: представлена шествием в традиционных костюмах всех регионов Оахаки, под декламацию стихотворения, посвященного штату.  Зрелище это завершается, как и все мексиканские праздники, запуском фейерверков.
В начале 2000-х  начались споры между фольклорными группами и их отдельными представителями об авторских правах на это представление в связи с чем оно было снято с программы Гелагетцы, и больше не вернулось к зрителю в городе Оахаке, но продолжает праздноваться в различных других муниципалитетах, таких, как Саачила.

История фестиваля Гелагетцы

Обновленный концертный зал - Аудиторио,
в котором по традиции проводится Гелагетца. Фото с oaxaca.me



 
 

Гелагетца, как уже было сказано выше, берет начало в 1932 году, когда по случаю 400-летнего  юбилея со дня провозглашения Оахаки городом, а также, в соответствии с политикой правительства, которое прикладывало усилия для создания национального самосознания и культурной идентичности каждого региона Мексики, была определена культурно-развлекательная программа с характерными региональными элементами для каждого штата.

Постановка, названная «Чествование индейской расы» представляла собой спектакль в трех частях, представлявший комплекс символов, присущих мексиканизму (культурно-политическое движение, зародившееся в 30 – е годы XX века, призывавшее отказаться от европейской культуры и европеизированного сознания смешанного по расовому составу населения страны и вернуться к доиспанским корням, индейским традициям – примечание пер.) и регионализму. Спектакль был призван донести до зрителей сознание их принадлежности Оахаке, тесно связанной с идеями культурного национализма, зарождавшегося в тот момент в стране.

В первом действии было представлено попурри из всех мелодий, которые должны были прозвучать в течение этого дня праздника, затем на сцене появилась сеньорита Оахака и ее свита – «геральды», «Семь богинь братства» и «Семь добрых духов». Завершилось действие выходом мужчин и женщин в традиционных костюмах под звуки популярной оахакской песни «Эль Нито». 
Второе действие было посвящено выходам гостей. Например, представители народности михе преподнесли кофе, фрукты и цветы в качестве подарка, положив их у ног представительницы города. В этой многочисленной процессии также  был человек, изображавший самого известного президента Мексики, уроженца Оахаки Бенито Хуареса. В третьем действии Сеньорита Оахака раздала каждому участнику своего кортежа ленты, с тем, чтобы они вручили их делегациям гостей Духи и Богини спустились к центру сценической площадки, встали около конструкции изображавшей доиспанский храм и зажгли «огни любви», затем открыли двери доиспанского храма и оттуда вылетели белые голуби. По окончании этой аллегорической картины был исполнен гимн Оахаки, сочиненный специально для этого события.
В следующий раз праздник чествования индейской нации состоялся в 1934 году, по случаю визита в Оахаку президента Паскуаля Ортиса Рубио (Pascual Ortiz Rubio).

С того момента к основной смысловой линии праздника стали добавляться различные оттенки регионального патриотизма, другие постановки и представления, выражавшие политическую линию правительства, находившегося тогда у власти.

«В 1951 году Мэрия города Оахаки совместно с правительством штата создают Комитет традиционных праздников в Оахаке, цель которого – привлечение туристов. Понедельники на холме приобретают модель, который мы видим до сих пор. В 1951 году во второй понедельник происходят основные культурно- массовые мероприятия, когда в Оахаку прибывают четыре приглашенные делегации из некоторых регионов штата. Начиная с того момента, становится традицией приглашать все больше и больше гостей, а к 1959 году в празднике принимают участие представители всех регионов штата», Хесус Лисама Кихано (Jesús Lizama Quijano).
В 2010 году в силу того, что над горой Серро дель Фортин начали устанавливать крышу-тент, из-за проблем со сроками окончания этого обновления аудитории, праздник проводился на футбольном стадионе.

В 2011 году Гелагетца снова вернулась на Серро дель Фортин, в обновленную Аудиторию с большим тентом, сделанным за год до этого. Губернатором штата, торжественно открывшим праздник в новой аудитории стал Габино Куэ Монтеагудо  (Gabino Cué Monteagudo).

В 2012 году Гелагетца отмечалась очень широко, поскольку в этом году Чествованию индейской расы исполнилось 80 лет. Мероприятия не исчерпывались только традиционными Понедельниками на холме, были организованы представления, праздники и шествия, как в столице, так и в других местах в регионе Центральных Долин Оахаки.
Со временем, однако, в адрес организаторов все чаще стали звучать обвинения в коррупции, дискриминации и предоставления привилегий при наличии определенных знакомств, так как этот праздник, собирающий великое множество туристов превратился в своеобразную кормушку для чиновников.

 Полемика вокруг праздника

Когда фестиваль превратился в мощнейшее средство привлечения туристов в Оахаку, стала все чаще слышаться критика от пуристов, по мнению которых старинные традиции, достойные уважения профанировались в пошлых коммерческих целях. Есть целая группа традиционалистов в Оахаке, которая устно призывает к проведению исконно народных празднеств, не таких пышных, но более многочисленных, в которых бы отражались древние доиспанские традиции и обычаи, в противовес возникшим в колониальную эпоху и продолжающим возникать сейчас.
Возникла также полемика в 2005 году, в которой подверглось острой критике решение организаторов праздника проводить по два шоу в течение каждого праздничного понедельника, как грубая, вопиющая попытка могущественных экономических сил и политической власти загрести больше денег, продав как можно больше билетов иностранным и отечественным туристам. Из-за широких протестов против основной мексиканской  Революционной Институционной Партии (PRI) и ее местных лидеров, обвиняемой в государственном насилии Народной ассамблеей народностей Оахаки, официальные Понедельники на холме  в 2006 году были бойкотированы частью населения. Вышеуказанная Народная ассамблея альтернативный праздник, «Народная Гелагетца», которая прошла на территории Технологического Института Оахаки, при количестве собравшихся около 20 тыс. человек, 9 делегаций из разных частей штата представили свои музыкально-танцевальные программы.

На следующий год, в 2007, официальная Гелагетца опять была бойкотирована Народной ассамблеей и попытки организации альтернативного праздника привели к полицейским репрессиям и волне насилия в городе. Благодаря дальнейшим «косметическим» изменениям в правительстве штата и ослаблению влияния PRI, остававшейся долгое время монопольной партией власти в регионе, последующие фестивали Гелагетцы проводились при меньшем количестве несогласных, хотя полемика по ряду вопросов продолжает сохраняться.

Гелагетца в других местах

С 1999 года Гелагетца проводится в Лос-Анджелесе, Калифорния, поскольку в этом штате существует довольно многочисленные диаспоры индейских народов из Оахаки (в основном это миштеки). Организаторами праздника в этом штате США являются Региональная организация Оахаки (ORO). Гелагетца в первый же год проведения собрала на Площади Калифорния, в самом центре города, около 4 тыс. зрителей. Спустя некоторое время фестиваль стал также проводиться в г. Фресно (Fresno), Калифорния.
В Мексике Гелагетца проводится не только в Оахаке, ее отмечают и в штате Мехико, в муниципалитете Чимальуакан (Chimalhuacán) уже на протяжении нескольких лет. Средства на организацию праздника выделяются местной администрацией. На этом празднике тоже царит буйство красок, звуков и вкусов, здесь так же можно увидеть девушке в нарядах оахакских «чин», их обворожительные улыбки, пышные, расшитые воланами юбки и их грациозные движения в танцах, которыми удивляют и восхищают жителей Чимальуакана местные фольклорные коллективы.
 

По материалам wikipedia

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий