Посетители знаменитой археологической зоны в
Теотиуакане наверняка видели изобилие обсидиановых поделок и настоящих
произведений искусства, продающихся в сувенирных лавках и магазинчках вокруг
древнего города. Многие, возможно,
задавались вопросами: давно ли существует эта традиция? Кто и как занимается
этим народным промыслом? Откуда появились модели изделий и какую культурную
ценность они собой представляют? Надеемся, что данная статья даст ответы на эти
вопросы, а тем, кто еще только собирается ехать в Теотиуакан, поможет с бòльшей
тщательностью отнестить к выбору сувениров.
Обсидиановые сувениры на витрине одной из ремесленных мастерских в Теотиуакане. |
Расположенный со
стороны гигантской Пирамиды Солнца в Теотиуакане, современный поселок Сан
Франсиско Масапа был построен на одном из жилых районов этого древнего
мегаполиса. Территория Масапы охватывает руины нескольких древних жилых
комплексов, называемых сегодня Тламимилольпа, Шолальпан, Тепантитла и
Хокотитла. Последний из них известен под названием Торгового квартала древнего
Теотиуакана, из-за обилия обнаруженных там материалов, происходивших из других
мест Месоамерики – в основном, с побережья Мексиканского залива и из региона
майя. Также в Хокотитле были обнаружены древние обсидиановые мастерские – их
определили по большому количеству призматических обсидиановых лезвий и двусторонних
ножей из обсидиана.
В наши дни обсидиановое
производство по-прежнему является важной составляющей экономики Сан Франсиско
Масапы. Фактически, весь населенный пункт специализируется на изготовлении
разнообразнейших сувениров из обсидиана. Любого прохожего на его улицах, всегда будет сопровождать звук электрических полировальных
и шлифовальных машин, доносящийся из мастерских, о расположении которых
посетителям даже не нужно спрашивать – ремесленников можно всегда найти по
звуку их машин.
Их продукция
продается не только в сувенирных лавках, расположенных на выходах из археологической
зоны Теотиуакана. Ее можно найти на туристических рынках в таких городах, как
Канкун и Акапулько, и даже за границей.
Современное
производство обсидиановых сувениров в Сан Франсиско Масапе началось в 30-е годы
ХХ века и ее инициатором был известный мексиканский археолог Мануэль Гамио
(Manuel Gamio), который открыл здесь школу обработки камня.
«Приехал дон Мануэль Гамио и сказал нам: «Ну-ка,
ребята, посмотрите на эти камни. Это обсидиан, его можно шлифовать и получатся
такие же красивые вещи, как эти». И показал нам фигурки, которые нашел на
пирамидах. «Мы уже нашли карьеры, откуда добывали обсидиан», сказал он нам «я
вам покажу, где они, чтобы вы доставали обсидиан и научились обрабатывать его.
Можете делать копии этих фигурок и продавать их туристам, которые приезжают
посмотреть руины». Так мы и начали. Он
достал нам инструменты и организовал маленькую мастерскую, потом дело пошло
лучше и лучше, настолько, что многие люди стали устраивать мастерские у себя в
домах. Мой муж Хуан Басан, был самым лучшим из всех...»
(Интервью с Инес де ла Пенья, взятое Андресом
Гонсалесом Гамио и опубликованное в книге Manuel Gamio.
Una lucha sin final. UNAM;
México, 1987).
С целью популяризации
и развития этого вида ремесла, в поселок был приглашен специалист по
изготовлению обсидиановых отщепов. Так местные жители научились, используя в
качестве ударного инструмента современные молотки – наконечники стрел, ножи и
так называемые фигуры – эксцентрики. Другие ремесленники начали
экспериментировать с материалом, создавая формы и образы, не относящиеся к
доколумбовому периоду, главным образом, украшения. Все они делались с применением
шлифовальной водяной машины и полировальных станков, которые в 50-е годы
прошлого века, до того, как в поселке появилось электричество, приводилось в
движение посредством велосипедных педалей.
Во второй
половине XX века количество механизированных мастерских стало расти. В них
использовалось более сложное оборудование по обтачиванию и доводке заготовок, с
рядом шлифовальных и полировальных лент, закрепленных на блоках. Уменьшилось
количество ремесленников, дробивших сырье и делавших отщепы вручную.
В настоящий
момент ремесленное производство в Масапе хорошо развито. Существует инфраструктура, позволяющая
обеспечивать мастеров сырьем, добываемым в разных местах. В основном,
используются обсидианы зеленые и позолоченные (с золотистой искрой), добываемые
в окрестностях города Пачуки (штат Идальго), «бурый» - красно-коричневый с
черными вкраплениями, привозимый из штата Халиско, черные и серые разновидности
из штатов Идальго, Пуэбла и Мехико и зеленое стекло, которое заказывают на
одной из фабрик в Экатепеке (пригород Мехико). Самым близким к Теотиуакану месторождением
бурого и черного обсидиана является месторождение близ города Отумба, штат
Мехико. Но в наши дни он не так широко применяется в ремесленном производстве.
Мастера объясняют этом тем, что хотя обсидиан из Отумбы очень красивый, он
довольно твердый и работа с ним быстро изнашивает шлифовальные устройства.
Другим фактором является его небольшое количество – месторождение
разрабатывалось многие века, материал из него использовался задолго до прихода
испанцев и впоследствии, так что оно истощилось.
Организация
ремесленного производства в Сан Франсиско Масапе весьма разнообразна. Есть ремесленники-одиночки,
есть семейные мастерские, которых довольно много и есть мини-фабрики,
производящие большие объемы. В этих последних наемные рабочие или родственники
владельца производят и крупные работы на заказ. Для большинства, работа в мастерских
является дополнительным источником дохода, тогда как основная деятельность заключается
в возделывании общинной земли и выращивании скота (в основном овец). Но есть и
такие, которые не являются официальными членами общины, так что ремесленное
производство – это их единственный источник существования.
Что касается
разнообразия изделий, оно поистине впечатляющее. Самыми часто встречающимися в сувенирных
лавках и магазинчиках при мастерских являются «идолы», шахматы и геометрические
фигуры – шары, яйца, пирамиды. Не так часто встречаются, однако являются более
дорогостоящими каменные маски, наподобие теотиуаканских, сделанные в технике
мозаики, сосуды и головы майя из Паленке. Некоторые мастерские специализируются
на изготовлении маленьких сувениров, таких как брелоки, подвески, бусы,
браслеты, четки. И наконец, совсем немногие мастера выполняют точные копии
древних теотиуаканских орудий из обсидиана.
В 90-е годы еще существовали
ремесленники, которые изготавливали отщепы вручную – то есть, откалывали от
ядра одно за другим обсидиановые рубила, ударной техникой, используя при этом
костыль от рельса в качестве отбойника. Обычно они работают в одиночку и именно
эти мастера умеют изготавливать копии наконечников стрел, «ацтекских ножей»
(ритуальных ножей, использовавшихся мешиками во время человеческих
жертвоприношений) и стилизованных человеческих фигурок или волнистых форм (так
называемых эксцентриков). Все их работы сделаны по доиспанским оригиналам,
виденным в книгах или в музеях (в музее
археологической зоны Теотиуакана или Национальном музее антропологии и др.)
Хотя эта группа мастеров умеет обрабатывать заготовку посредством мелких
отколов, осуществляемых костяными отбойниками (как в древности), они сами
говорят, что предпочитают использовать металлические инструменты для такой
работы, такие, как долото или гвозди. Для них так проще, а на внешний вид или
качество изделия это никак не влияет. В конце концов их цель – создать
продаваемый продукт с минимумом затрат, чтобы цена для туриста была разумной и
позволила бы мастерам получить свою выгоду.
Фигуры-эксцентрики (лежащие вокруг двух статуэток) из обсидиана, 200-250 гг. н.э. Музей ахеологической зоны Теотиуакана. |
В отличие от
производства по старинке, большинство мастерских сегодня механизировано. Обычно
это семейные предприятия, располагающиеся прямо во дворе жилого дома. Здесь
складируется сырье, оборудование и рабочие места. Часто семья, производящая
изделия, сама занимается их распространением и сбытом.
Обычно мастерская
в Сан Франсиско Масапе представляет собой отделенное от жилой части дома
открытое пространство, которое может быть защищено навесом. На нем
располагаются два-три рабочих стола, на которых установлены шлифовальные машины
и полировальные ремни с электрическим приводом. Несколько цехов имеют в своем
распоряжении дрели для сверления изделий и пилы.
Типичной
механизированной мастерской является мастерская семьи Мартинес, которая
занимается обсидианом с сороковых годов прошлого века. Рабочая группа состоит из
шести человек – муж с женой и старшие дети. Дети младше 8 лет не участвуют в
ремесленном производстве. В поселке многие говорят, что вклад женщин в создание
изделий тоже невелик, в основном, они помогают в завершающей полировке изделия.
Однако, не так уж редко можно увидеть женщин, работающих в мастерских.
Сеньора Мартинес,
например, умеет делать все операции, необходимые для создания фигурок,
брелоков, пресс-папье, а когда приходят посетители, она охотно показывает и
рассказывает им о полном процессе создания сувениров.
Пошагово он выглядит
так:
1) Сначала
берется ядро и уменьшается до необходимого размера. Если оно большое –
используется молоток, если поменьше – долото или гвозди.
2) Далее
заготовке придается первоначальная форма с помощью крупнозернистого точильного
станка. В итоге получается изделие, похожее на окончательное. Но его
поверхность шероховатая, матовая, не имеет блеска.
3) Детали
намечаются в виде насечек с помощью тонкого шлифовального аппарата.
4) Далее
происходит первоначальная полировка c помощью наждачной бумаги. При этом
поверхность покрывается абразивным материалом – обсидиановой пылью, оставшейся
от первоначальной обработки, смешанной с водой.
5) Наведение
блеска с помощью кожаной полировальной ленты, на блочном устройстве с
электрическим приводом.
Во дворе у мастерской, прикрытой навесом
лежат куски обсидиана разных цветов, черного, зеленого с золотой искрой, с радужным отливом и бурого. Мартинесы либо
покупают сырье, делая заказ с доставкой, либо сами едут на месторождение,
используя собственный транспорт. Так как для них работа в мастерской является
дополнением к возделыванию земли, которым они занимаются, им достаточно делать
поставки обсидиана дважды в месяц, чтобы обеспечить мастеров работой.
На заднем дворе дома лежат кучи обломов и
обрезки обсидиановых заготовок, многие из них еще могут пригодиться для
изготовления мелких сувениров – подвесок, брелоков и т.п. Кусочки обсидиана
рассортированы по размеру и хранятся для дальнейшего использования.
Те же остатки материала, которые больше ни
на что не сгодятся, используются вместо гравия или как наполнитель для цемента,
которым заливают дорожки или делают полы в подсобных помещениях.
Семья Мартинес делает мелкие сувениры на заказ, помимо
изготовления фигурок «идолов» и продают их, обычно, без посредников. Идолы делаются ими по собственному дизайну.
Образцами или отправной точкой часто служат доиспанские фигурки из глины,
которые ремесленники находят в земле, работая на своих кукурузных полях. Так
они создали восемь моделей «идолов», которые различаются чертами, орнаментами и
головными уборами и дали им названия, снабдив определенными свойствами, как,
например Богиня любви и пр. За день производится около пяти – шести
готовых изделий.
На выходных госпожа Мартинес отправляется
в археологическую зону, где продает сувениры туристам. Это дело совсем нелёгкое,
из-за конкуренции. Здесь много бродячих продавцов, помимо стационарных торговых
точек.
Другой разновидностью обсидиановых
сувениров являются изделия, изготавливаемые мастерскими, в которых вложено
больше инвестиций, как, например, мастерская г-на Кампоса. Здесь объемы
производства намного больше, чем у семьи Мартинесов.
Г-н Кампос имеет более чем двадцатилетний
стаж обработки обсидиана. Помимо мастерской у него есть и другой цех, занимающийся
исключительно производством эксклюзивных изделий под заказ. Оборудование в них,
тем не менее, никак не отличается от того, что применяют более мелкие
ремесленники, как и количество работников – здесь заняты трое. По словам
сеньора Кампоса, ремеслу учатся около двух лет, осуществляя постоянную
практику.
Для работы здесь используется обсидиан
всех разновидностей – от черного до радужного, равно как и другие поделочные и полудрагоценные
камни, такие как опал и агат. В силу больших объемов производства, мастерская
должна чаще обеспечивать себя сырьем, так что закупки здесь делаются не реже
двух раз в месяц. Сеньор Кампос часто сам ездит на месторождения в штаты
Халиско или Идальго, чтобы лично выбрать камень.
Продукция предназначена для магазинов
дорогих сувениров, и в основном представляет собой имитацию известных древних
произведений искусства – ольмекских голов, зооморфных сосуды с обезьяной,
теотиуаканские маски и головы майя, эти последние изготавливаются с
инкрустациями из бирюзы и перламутра. Помимо этого, мастер занимается
изготовлением ювелирных изделий с полудрагоценными камнями, распиливает и
полирует жеоды.
Сувениры, которые здесь производят, требуют
много времени и усилий, поэтому они намного более дорогие, их цена достигает
десятков тысяч песо (сотен и тысяч долларов).Например, чтобы сделать полностью
копию «головы из Паленке» у сеньора Кампоса уходит неделя. Но зато такие
сувениры, сделанные с мастерством и изобретательностью, являются оригинальными
и востребованными произведениями. Время, затраченное на них, и вложения в
кустарное производство в итоге позволяют некоторым, совсем немногим мастерам,
добиться популярности и признания за пределами Сан Франсиско Масапы.
Однако, раз уж в этой статье мы так
всесторонне рассматриваем это кустарное производство, в заключение нельзя не
коснуться негативных последствий обработки обсидиана в окрестностях
Теотиуакана. Одно из них связано со свойствами материала. Поскольку обсидиан
долговечен, отходы мастерских постоянно накапливаются. На пустырях в
окрестностях археологической зоны они обычно сваливаются в кучи, которые блестят
по всей пойме речушки Сан Хуан, текущей на востоке поселка.
Другими моментом является вредность производства
– при работе сверлами и шлифовке образуется пыль, попадающая в глаза и легкие,
если не надеть защитных очков и респираторов. А большинство ремесленников не
уделяет должного внимания этим простым мерам техники безопасности, несмотря на
то. Что все знают, какими могут быть последствия вдыхания этой пыли.
И еще один отрицательный фактор связан с
тем, что добыча сырья мало кем контролируется. Для нужд ремесленного производства
из месторождений в разных штатах извлекаются тысячи тонн материала. Когда
начался обсидиановый бум, исследователи с прискорбием констатируют, что в
некоторых местах были разрушены древние обсидиановые выработки, вывезены
нуклеусы, которые столетия назад были приготовлены мастерами для изготовления
призматических ножей, но по тем или иным причинам остались лежать в старинных
рудниках.
Однако, как бы то ни было, это производство
уже стало частью жизни и быта Сан Франсиско Масапы, и, вместе с повторным
открытием древних традиций, одним из источников дохода, без которого уже
невозможно представить экономику современного Теотиуакана.
Сьюзен Левенштайн (Suzanne Lewenstein), Arqueología mexicana № 1, апрель -май 1993 г, стр.53 - 55
Спасибо! Интересно!
ОтветитьУдалить