9 июн. 2018 г.

Мексиканские автохтонные пчелы без жала. Пчеловодство в Мексике


Melipona beecheii, пчела известная среди майя под именем шунан-каб. Фото. С. Дрекман (C. Dreckman)


















В Мексике существует около 1 800 видов «коренных» пчел (то есть не завезенных из Европы, как это произошло с медоносной пчелой). Их работа по опылению сельскохозяйственных и диких растений, а так же ценные свойства их меда, делают из них настоящее сокровище.

Еще до того, как на наш континент пришли испанцы, коренные народы занимались содержанием пчел и сбором меда. Исторические и археологические данные подтверждают, что различные продукты пчеловодства использовались человеком, разводившим местые виды пчел. В настоящее время по оценкам, в Мексике существует около 1 800 видов местных пчел. Помимо того, что они производят свой, особенный мед, они являются еще и неутомимыми и продуктивными опылителями сельскохозяйственных культур, традиционных для Мексики, таких, как тыква, перец чили, томат, авокадо и многие другие.

Учитывая, что скоро в мире может разразиться кризис, связанный с вымиранием биологических видов животных, занимающихся опылением, специалисты считают, что очень важно принять меры по восстановлению популяций местных пчел и защиты их среды обитания.

Среди автохтонных пчел выделяется триба мелипоновых (Meliponini), являющихся пчелами без жала. Сегодня их известно около 400 видов, входящих в примерно 50 родов. Хотя они не способны жалить, т.к. их жало атрофировано, у этих насекомых есть другие способы защиты от хищников, такие, как укусы или выброс едких веществ. Тем не менее, по сравнению с пчелой медоносной, эти насекомые являются совершенно безопасными и послушными.

В письменном памятнике культуры майя, так называемом Мадридском кодексе, хранящемся сегодня в Музее Америки, в Мадриде, были обнаружены упоминания о пчелах-мелипонах, в частности о безжальной пчеле Melipona beecheii разновидности fulvipes, являющейся эндемичной на полуострове Юкатан. В различных текстах майя доиспанского периода упоминается использование меда и смол, получаемых от мелипон, в качестве ингредиентов снадобий для лечения болезней дыхательных путей, желудочно-кишечных, иммунных и сердечно-сосудистых заболеваний.
Доктор Хосе Хавьер Кесада Эуан (José Javier Quezada Euán) , специалист по тропическому пчеловодству Факультета Медицины, ветеринарии и зоотехники автономного университета штата Юкатан (UADY), рассказывает, что два самых важных вида пчёл без жала на территории Мексики, это Melipona beecheii в регионе майя и Scaptotrigona mexicana, распространенная на востоке страны, где проживают коренные народности науа (в основном, в штатах Пуэбла и Веракрус). «До сих пор их разведение и сбор меда являются одним из видов деятельности, типичных для мелкого сельского производства, важной также, как часть индейской культурной традиции.»
Пчелы вида Scaptotrigona mexicana в улье. Фото c gacxalapa.blogspot.com

По мнению Кесады, эти виды пчел нуждаются в особом содержании, однако, когда нет постоянного надзора специалистов, пчеловоды теряют мотивацию, и количество пчелиных семей сокращается. Дело в том, что эти пчелы – маленького размера и количество меда, которое они производят значительно уступает количеству меда пчелы Apis mellifera.

Мелипоны - пчелы общественные, которые обычно живут большими семьями, хотя среди автохтонных мексиканcких пчел есть и одиночки. Вне зависимости от образа жизни, они являются ценными насекомыми – опылителями, чья работа может увеличить урожаи пасленовых культур, таких, как перцы- чили и томаты. «Существует тенденция придавать экономическую ценность живому организму, исходя из его способности генерировать денежный доход. В этом смысле ценность медоносной пчелы никем не подвергается сомнению. В автохтонных пчелах мы не видим экономической значимости, поддающейся количественному подсчету, а между тем их влияние на урожаи крайне важно», говорит исследователь.

Фрукты, овощи, зерновые и масличные культуры являются основыми источниками витаминов и микроэлементов, необходимых для функций человеческого организма. По данным Всемирной продовольственной организации, 75% продуктов питания зависят, хотя бы частично, от опыления цветковых растений. Около сотни ботанических видов составляют 90% всего продовольствия планеты, и более двух третей из них опыляются пчелами. Согласно последним данным Межправительственной платформы  по науке и государственном управлению в сфере биологического разнообразия экосистем (IPBES), 40 % беспозвоночных  являющихся опылителями растений в мире, находятся в настоящий момент под угрозой.

По словам исследователя Универсистета Юкатана, для пчел самыми серьезными неблагоприятными факторами являются стрессы,  связанные с изменениями их окружающией среды. Однако, нет точных данных, которые могут проиллюстрировать изменения в течение различных отрезков времени. "К сожалению, нет пока нет систематизированных количественных данных о влиянии различных факторов на пчел, как медоносных, так и пчел без жала, в отличие от других стран, где такая статистика уже накоплена". Как бы то ни было, в Мексике очевидными неблагоприятными факторами для существования любых видов пчёл являются уничтожение лесов, идущее бешеными темпами и использование агрохимических препаратов.

Полуостров Юкатан, по словам биолога, является одним из самых важных регионов страны, производящих мёд, но здесь и показатели обезлесивания являются одними из самых высоких. «С одной стороны, мы ходим увеличить продуктивность пчелы, с другой – лишаем ее источника ее питания. Это две несовместимые вещи». По данным Министерства сельского хозяйства и развития села, Мексика находится на шестом в мире месте по производству мёда, однако сейчас эта отрасль переживает беспрецедентный кризис – с сопутствующием снижением национального производства более чем на 50%.

Ситуация, которая ставит под угрозу существование пчёл, конечно же, не первая в истории. Так, в середине 80-х годов прошлого века произошла миграция африканских пчел из Бразилии (подвида медоносной пчелы Apis mellifera scutellata). Они распространились в различных тропических регионах континента и даже образовали гибриды с европейской медоносной пчелой, которая издавна там разводилась, что затруднило пчеловодство, так как гибриды переняли от африканских пчел высокую агрессивность и плодовитость.  

«В тот период возникло много сомнений о будущем медоносных пчел европейских подвидов, были даже прогнозы об их исчезновении», рассказывает Кесада, который сам изучал взаимодействие африканских и европейских подвидов пчел на протяжении десятилетий.  «Гибридизация достигла такого уровня, что сейчас практически все популяции медоносной пчелы в тропических регионах Мексики содержат гены как европейских так и африканского подвидов. И, несмотря на это, пчеловодство не погибло, оно процветает. И даже с новым преимуществом – пчелы, появивишиеся в результате этих скрещиваний, обладают лучшей сопротивляемостью к болезням, таким, как бактериальные поражения". При этом конечно же, вполне реально создавать генетические линии, которые будут менее агрессивными, более управляемыми.

"Одна из самых больших сложностей пчеловода – это защитные инстинкты пчелы, однако, работая с генетическим материалом насекомых, можно создать пчел, легче поддающихся контролю, более послушных  и вместе с тем продуктивных». Однако, на вопрос, может ли работа с генетикой пчелы создать подвиды, менее уязвимые и менее зависимые от негативных факторов, уменьшающих в настоящее время их численность, биолог отвечает отрицательно. «Решение проблемы современного кризиса опылителей не лежит в поле генетики. Такая работа предполагает долгий срок, а решение требуется сейчас. Чтобы спасти опылителей, необходима активная защита окружающей среды."

Ну а что же общество? Признает ли оно значимость пчел и других опылителей для жизни человека и сохранения видового многообразия и пищевых ресурсов? Не так давно мексиканский сенат  объявил 17 августа Национальным днем пчел, с тем чтобы «общественность, организации, учреждения и правительство признали и оценили их экологическую, экономическую и социальную значимость и предпринимали усилия и осуществляли действия, направленные на сохранение их деятельности и продукции". Однако, видя с какой скоростью исчезают лесные массивы в стране и как свободно, без всяких ограничений в сельском хозяйстве продолжают применяться всевозможные пестициды, можно с уверенностью говорить, что основные причины, по которым количество пчелосемей уменьшается, еще очень далеки от своего решения.


Беренисе Гонсалес Дуран (Berenice Gonzalez Durand) , El Universal, 22 мая 2017 г. (с сокращениями).

             *                               *                                          *                                    *
Мексиканские пчелы без жала и традиционное производство мёда в Юкатане

В мире существует около 20 000 видов пчел. И хотя они сильно различаются друг от 
друга размером, формой и образом жизни, есть у них и одна общая черта – их зависимость от цветковых растений, из которых они получают энергию в виде нектара и белок, в виде пыльцы. Мелипоновые (триба Meliponini) являются пчелами, которые, в отличие от большинства известных видов, живут в постоянных колониях с одной маткой и количеством рабочих пчел, варьирующимся от нескольких дюжин до нескольких тысяч (в зависимости от вида). Это единственные пчелы, кроме медоносных (трибы Apini), которые являются высоко общественными насекомыми. Важной характеристикой пчел-мелипон является отсутствие функционирующего жала, однако, при этом они имеют другие методы защиты от хищников.

Пчелы без жала являются древними насекомыми, возникшими возможно в период, предшествующий разделению суперматерика Пангея на Лавразию и Гондвану (около 200 млн лет назад). Найдены окаменелости этих видов, датирующиеся Миоценом (на юге Мексики), Олигоценом (Доминиканская республика) и Меловым периодом (Нью-Джерси, США).

В настоящее время известно около 400 видов безжальных пчел, относящихся к 50 родам. В Мексике обитают по меньшей мере 46 из этих видов, 16 – на Юкатанском полуострове. Таксономии и изучения внутривидового различия мелипон посвящено довольно мало исследований, а между тем, дальнейшие изучения в этой области помогли бы открыть новые виды среди существующих. Однако найденные отличия между центральноамериканскими и мексиканскими видами свидетельствуют о большом количестве экотипов в пределах одного вида, очевидно, адаптировавшихся к внешним условиям.

Ареал обитания безжальных пчел ограничивается тропическими и субтропическими природными зонами планеты. По всей видимости недостаточная способность регулировать температуру ульев стала препятствием для того, чтобы мелипоны заселили пояса с умеренным климатом.

 Ряд видов безжальных пчел, обитающих на полуострове Юкатан, широко распространены и в других регионах Мексики, это Melipona beecheii, Plebeia frontalis, Nannotrigona perilampoides, Trigona nigra, Trigona fulviventris y Trigonisca pipioli. Другие виды, зарегистрированные на Юкатане не так часто встречаются в других местах, по сравнению с видами, упомянутыми выше, это Cephalotrigona zexmeniae, Lestrimelitta niitkib (единственный клептобиотический вид в Юкатане, то есть особи этого вида совершают набеги и колонии  других видов, похищая пищу и строительные материлы для гнезд.) И, наконец, есть один вид-эндемик для Юкатана, это Melipona yucatanica, хотя надавно были найдены ее популяции в Грватемале, и сейчас они сравниваются, для выявления сходства с юкатанскими.

Рабочие пчелы и приплод вида Melipona beechii. Фото H.Moo
Число колоний безжальных пчел в тропической сельве варьируется от 10 до 100 на кв. км., что доказывает количественную важность этих видов для такого типа экосистем. Кроме того, по оценкам специалистов, 30 – 40 видов растительности такого леса безжальные пчелы посещают в поисках нектара и пыльцы, перемещая, таким образом, большое количество биомассы.  Опыление многих растительных видов зависит от прилета пчел, делая их ключевыми видами в поддержании здоровья леса.
Месоамерика является единственным регионом в мире где безжальные пчелы с древности систематически разводились человеком.  В штате Юкатан этот вид пчеловодства (мелипонкультура)  засвидетельствован со времен древних майя, именно отсюда пчеловодство распространилось в другие регионы Месоамерики. Разведение этих пчел тесно связано с религиозной традицией – в пантеоне майя существует божество-покровитель пчел, Ах Мусен Каб.  

В период апогея культуры этого месоамерианского народа, разведение пчел достигло степени, сравнимой с уровнем пчеловодства Apis mellifera  в Старом Свете в тот же период. Майя хорошо знали и передавали из поколения в поколение методы размножения и разделения колоний и способы их содержания в подобии ульев – искусственно сделанных полостях в обрубках стволов деревьев.  Таким образом, колонии пчел Melipona beecheii (на языке майя она называется «колель-каб», медовая госпожа) достигли тысяч.  Мед и воск, получаемые на таких пасеках, были продуктами, которые чрезвычайно высоко ценились на меновом рынке, по которому двигались товары из самых разных регионов Месоамерики и из-за ее пределов.

Объем производства был таким, что испанцы во время колонии не стали завозить медоносную пчелу и дань, которой были обложены все индейские народы, в Юкатане платили медом и воском, полученным от мелипон. И это несмотря на то, что мелипоны значительно уступают медоносной пчеле по размеру и объем собираемого ими меда также в 4 - 5 раз меньше, чем у европейской пчелы.

Продукты пчеловодства мелипон широко использовались с давних времен в традиционной медицине майя. Мёдом лечили заболевания глаз, ушей, респираторные, кожные и желудочно-кишечные заболевания. Женщины по традиции, принимают этот мёд после родов.

Тем не менее, эти лечебные свойства мёда и смол, собираемых безжальными пчелами, лишь недавно вызвали интерес и стали прдметом исследований за пределами сельских общин. Таким образом экономический потенциал пчеловодства в регионе еще только предстоит оценить.

Так же стали проводиться исследования на предмет способности мелипон к опылению различных сельскохозйственных культур, в особенности, в теплицах. Хорошие результаты были получены в отношении опыления чили хабанеро (Capsicum chinense) и помидора (Lycopersicon esculentum) местным пчелами Nannotrigona perilampoides, «бо-оль», как ее называют майя. Ее использование имеет серьезные экономические перспективы, так как она может заменить в этой работе импортируемых шмелей, снизив риск появления новых заболеваний, которые могут завозиться вместе с насекомыми и бесконтрольного распространения экзотического вида, которым в данной ситуации является шмель. 

Штат Юкатан известен, как место наибольшей концентрации традиционной пчеловодческой деятельности на всем полуострове. Однако только в начале 2000-х были проведены опросы и перепись в 52 общинах. Обнаружилось, что пчеловодческие хозяйства концентрируются в трех регионах штата – южном, центральном, юго-восточном и юго-западном.   Было опрошено всего 153 пчеловода, которые содержали 1927 колоний одомашненных пчел (это примерно 25% от общего числа колоний).  Оказалось, что 65% пчеловодов  имеют средний возраст 56 лет, 22% из всех, кто занимается разведением пчел, это женщины.

Пчеловоды  разливают по бутылочкам собранный мед мелипон.
Фото. С. Dreckman 
Сбор меда в колониях производится дважды в год, в мае и в ноябре. Это так же связано с религиозным календарем майя. После сбора меда производится искусственное разделение колоний.

Тем не менее, основным родом занятий пчеловодов, разводящих безжальных пчел, является сельское хозяйство. Именно от него они получают основной доход, в отличие от тех, кто посвящает себя разведению и содержанию пчелы медоносной. Справедливо полагать, таким образом, что у людей, разводящих мелипон, другие причины заниматься этим. И в самом деле, в основном они делают это в медицинских и ритуальных целях. Таким образом, мед мелипон используется в местном масштабе, в личном хозяйстве, для лечения болезней и как натуральный заменитель сахара в пище пчеловода.

Основных угрозы, которые могут привести к исчезновению колоний мелипон, имеющих экономический потенциал, как лесных, так и одомашненых, это активная вырубка леса для посевов и пастбищ, а так же утрата интереса у сельских жителей заниматься разведением и содержанием этого вида пчел.

Колонии безжальных пчел нуждаются в том, чтобы в лесу сохранялось определенное количество деревьев определенного возраста и с толщиной ствола, достаточной для того, чтобы они могли устраивать гнезда. 

Сжигание больших участков леса, конечно же, приводит к уменьшению количества колоний, так как мелипоны не способным мигрировать или отделяться от материнской семьи роением, как это делают медоносные пчелы.
С другой стороны у новых поколений сельских жителей подход к разным видам деятельности более предпринимательский.  Поэтому разведение мелипон их не привлекает, из-за малых объемов производства и не слишком высоких цен на мед этих пчел.

Неконтролируемое использование пестицидов для контроля болезней, вредителей растений и сорняков и для уменьшения численности комаров, тоже играет роль, так как убивает и колонии и пчел, собирающих мед в полях.

В качестве стимуляции традиционного пчеловодства предлагаются разные меры – от повышения сознания населения в целом и представителей крестьянских хозяйств, в частности, в отношении этих полезных биологических видов, формирования нового отношения к мелипонам, стандартизация и внедрение четких техник и методов в содержании мелипон, для получения продукта более высокого качества и большего количества, а так же поиск способов повысить общий спрос на эти продукты, снабдив его дополнительной ценностью – как средство традиционной или альтернативной медицины.

В последние годы в Юкатане начали приниматься различные меры для сохранения пчел без жала, многие из таких мероприятий курировались факультетом ветеринарии и зоотехники Автономного университета Юкатана. В числе таких мер было информирование об экономических преимуществах, которые дает разведение мелипон. Мероприятия стимулировали практические применение различных методов размещения и содержания пчелиных колоний, которые гарантировали бы сохранение их числа с тенденцией к увеличению. Были спроектированы модели ульев, удобных и несложных в использовании, разных размеров, предназначенных для различных видов, обитающих в штате. Так же была разработана техника контроль мушки Pseudohypocera kerteszy – одного из основных паразитов пчелиных семей, который особенно пагубен для них в период смены ульев, разделения колоний или после сбора меда. Помимо этого, было собрано и размещено в одном месте большое количество колоний, перемещенных из мест, подвергшихся сильной вырубке леса, в настоящий момент они содержатся под контролем и время от времени разделяются.
Так же стартовал проект по раздаче колоний заинтересованным жителям сельских общин, по договору долевой эксплуатации, при этом желающие снабжались соответствующим руководством по содержанию мелипон, и начинающих пчеловодов время от времени посещали эксперты, с целью обличить их работу. Но, к сожалению, финансирование этого проекта была прекращено.

Хорхе Анхель Гонсалес Асерето (Jorge Ángel González Acereto), J Хосе Хавьер Кесада Эуан (José Javier Quesada Euán). Традиционное производство мёда: автохтонные пчелы без жала. 

1 комментарий:

  1. Современные познания о доисторической медицине основаны до всего на исследовании ископаемых остатков доисторического человека и его орудий; некоторые сведения дает кроме практика ряда сохранившихся примитивных народов. Ископаемые остатки несут следы этих поражений скелета, как деформации костей, переломы, остеомиелит, остит, чахотка, артрит, остеома и рахит. Никаких сведений относительно иных болезней нет cdmarf, хотя скорее всего почти все современные заболевания существовали и в доисторические времена.

    ОтветитьУдалить