3 февр. 2024 г.

Корридо, путь от героев до блатных (часть I)

Корридо – мексиканский музыкальный стиль, представляющий собой народные истории, сложенные в стихах для того, декламирования, пения или танца. Они могут исполняться под различную региональную мексиканскую музыку, в ритме польки, мазурки или тарантеллы.

В песнях корридо обычно речь идет о политических, исторических событиях, любовных историях, рассказах о жизни бандитов, преступников, трагической любви и смерти. В эпоху своего расцвета, во время Мексиканской революции, корридо представляли собой своеобразные новости, призванные воспеть сражения и подвиги героев, победы, так что их культурное значение сложно переоценить.  Но даже и сегодня корридо продолжают оставаться очень популярным мексиканским жанром. Они эволюционировали, породив ряд поджанров, как например, наркокорридо, корридо тумбадо, северные корридо, в которых используются инструменты, популярные в северо-мексиканской музыке.



Происхождение

Этимологически слово «корридо» восходит к средневековью. Как указывает Аурелио Гонсалес, слово уже использовалось Мигелем де Сервантесом Сааведра в одном из его романов для обозначения стихотворных историй, предназначенных для вокального исполнения. А в 1729 году слово появляется в толковом словаре со следующим определением:

«Корридо, используемое как существительное, представляет собой определенную мелодию, играемую на гитаре или другом инструменте, под звуки которого поются рифмованные куплеты.  Название «корридо» было дано из-за легкости и скорости, с которой их играют».

Истоки мексиканского корридо как музыкально-поэтической композиции дискутируются до сих пор. Если те, кто, как Хосе Мария Мартинес, утверждает, будто в доиспанские времена индейцы уже использовали похожую песенную форму. Однако только колонизаторы, после своего появления на новом континенте, дали этой форме название «корридо». Сторонники другой версии утверждают, что о рождении корридо можно относить к периоду конца XIХ - начаа XX века, эпохе Мексиканской революции. Так только в этот момент корридо окончательно формируется, как эпико-лирическая форма. А есть и те, кто критикует эту теорию (Диего Каталан, Аурелио Гонсалес Овьес и Мерседес Диас Ройг), утверждая, что корридо является мексиканской адаптацией испанского романса или в более широком смысле, европейской баллады, которая начинает распространяться в колониальную эпоху, но при этом приобретает яркую национальную окраску только во время революции.

История

Корридо, как и все прочее в Мексике имеет двух родителей, принадлежащих совершенно разным культурам – индейскую песню и испанский романс.

Даже сегодня в регионах юга и центра Мексики индейские этнические группы хранят длинные песнопения исторической тематики, сочиненные на местных языках и передающиеся из поколения в поколение. Что касается прошлого – самый яркий пример, это ацтеки, музыка и песня были важной основой их культуры. Посредством их ацтекская молодежь изучала религиозную традицию и историю, таким образом сохранялись песнопения и память о былых завоеваниях. Мексиканские корридо являются их наследием, ведь в них обычно речь идет о событиях, случившихся в тот или иной момент времени. 

В доиспанской устной традиции до сих пор хранятся песнопения, приписываемые конкретным авторам – Тлатекатцину, Несагуалькойотлю, Куакуатцину, Точигуитцину, Айокуану, Шикотенкатлю, Несагуальпилли, Тотокуигуатциону. Индейские народы западной и северо-западной части Мексики пурепеча, кора, уичоли, майо, равно как индейские группы, говорившие на языках науатль и майя, были весьма плодотворны в песенном творчестве. В их песнях повествовалось о славных деяниях их народов, воинов и выдающихся личностей, и эти песни служили в информационно-воспитательных целях, еще до прихода кастильского романса в Новую Испанию.

В случае майянской цивилизации существуют надежные свидетельства существования музыкальной культуры – доиспанские музыкальные инструменты на изображениях в кодексах, в настенной живописи (Бонампак), в керамической росписи и на стелах. Испанские монахи и хронисты – Саагун, Ланда, Мотолиния, Дуран, Торкемада и Гомара отмечали важность музыки в жизни индейских народов современной Мексики. Самый известный пример -–правитель Текскоко, Несагуалькойотль, был также музыкантом и поэтом, занимался сочинительством, оставив в своих композициях историю своего народа, его славу, мифы легенды и свои размышления о мире и существовании. В пантеоне ацтеков существовал бог Сочипилли (Владыка цветов), почитавшийся как бог плодородия, опьянения, игр, красоты а также музыки танца и поэзии.

Конкиста принесла с собой взаимный культурный обмен, а не одностороннее воздействие испанцев на индейцев. Испанский язык видоизменился в результате контакта с местными языками, приобрел новые звуки и вкус к мезоамериканской музыке. Обилие местной лексики, адаптированной им, охарактеризовало его как язык, отличный от полуостровного варианта. Коренные жители интегрировались в религиозные обряды, навязанные католическими завоевателями, как раз таки благодаря театру, танцам и пению.

Мезоамериканские политико-этнические конгломераты уже обладали развитой словесной традицией, не были пассивными получателями европейской культуры. Как раз таки конкистадоры первыми были вынуждены выучить местные языки, равно как пользоваться плодами уже существовавшей цивилизации - дорогами, постройками и другими элементами местной инфраструктуры. И конкистадоры привезли с собой слово, «корридо», которое со временем стало обозначать поэтические рассказы о драматических или лирических событиях в песенной форме. И европейские музыкальные инструменты.

Корридо в колониальную эпоху, без сомнения, были местной эволюционировавшей формой романсов, зародившиеся в Испании в средние века. Музыку первых корридо играли на струнных инструментах, таких как гитара, бандолон (инструмент, похожий на мандолину с плоской спинкой) и бас-квинто (инструмент с пятью парами струн, производящий звуки в низком диапазоне).

Европейские танцы, такие как полька и рейдовак были популярны и их мелодии обычно использовались для музыкального сопровождения корридо. Корридо южной и центральной Мексики исполнялись исключительно в стиле ранчера, в подвижном темпе. Северные корридо адаптировали звучание аккордеона, пришедшего из Европы, а также струнные басы квинто и сексто, которые появились на юге Мексики. Постепенно к ним стали добавляться другие инструменты, такие как ударные. В песнях появляются мексиканские истории тех времен, что завершает формирование северных корридо, в их современном виде, сочиняемых в темпе 1/2 или 3/4.

Первые мексиканские корридо, дошедшие до нас, относятся к эпохе колонизации и имеют немалое сходство с испанскими романсами. В обеих формах присутствует схожесть тематики, в особенности, в темах любви, мести, религиозных темах. В некоторых случаях корридо представляют собой заимствования, с сохранением большей части оригинального романса, который, без всякого сомнения исполнялся колонизаторами по их прибытию в Америку и передавался из уст в уста. Среди них некоторые корридо, известные почти на всем американском континенте, такие как «Мартина», «Дельгадина», «Росита Альварес» и «Елена и француз». Формально, взаимосвязь первых корридо и испанского романса весьма четкая – в обеих формах используются стихотворные строчки, состоящие из восьми или менее фонетических слогов, сгруппированные в строфы из шести или менее строчек, с конечной рифмой.

Во время Войны за независимость (1810-1820 гг.), в ходе Мексиканской революции (1910-1921 г.) и религиозного бунта, вылившегося в войну Кристерос (1926-1929 г.г.), жанр процветал и приобрел ныне типичные «эпические» черты, повествовательную структуру, обогатившись множеством произведений, чьими героями были политические, революционные или народные герои, а также их подвиги, лишения и победы.

Примерно в это же время мексиканский корридо приобрел информативную функцию, поскольку доступных сегодня технологий не существовало и, проще всего было распространить новости о великих событиях через популярные простые в восприятии сочинения, которые звучали на площадях и улицах. Корридо для неграмотных людей были тем же, чем были газеты для образованных.  Корридо имели огромную идеологическую эффективность, служили оружием пропаганды в вооруженных и политических конфликтах и формировали общественное мнение. Они определяли идентичность слушателя, по типу «мы и они», высмеивали врагов, принижая их.  Они, без сомнения имели и имеют воспитательную функцию, делая акцент на моральных ценностях (в том числе и весьма сомнительных контекстах), излагая их в незамысловатой форме прямых поучений. Тут, правда, надо учитывать, что подобные песни всегда были привязаны к системе ценностей эпохи, и социального слоя.

В финале революции, власть в стране захватили сначала генералы и затем политики из северной части страны, принеся с собой свой вариант национальной культуры. В корридо произошли изменения коснувшиеся тематики, теперь его главными действующими лицами стали отчаянные головы, полубандиты, полукрестьяне северных ранчо, и милые их сердцу лошади и петухи;

Затем произошла консолидация президентской власти и рассвет эры средств массовой информации, новой пропаганды, в связи с чем корридо утратили свою информационную функцию, превратившись, с одной стороны в элемент фольклора, а с другой, став рупором новых «отверженных» – рабочих, левых активистов, участников преступных группировок, региональных повстанцев, крестьян-мигрантов, устремляющихся в США и им подобных. После того, как радио и телевидение стали популярными, жанр перешел в новую стадию, декадентскую по мнению многих музыковедов. Современные корридо имеет тенденцию игнорировать стилистические и структурные характеристики традиционного или революционного корридо. Наркокорридо является наиболее видным проявлением декаданса, поскольку это поджанр, состоящий из песен, посвященных лидерам наркокартелей, зачастую заказанные и оплаченные музыкантам и композиторам самими преступниками. В этих песнях присутствует лишь тематический интерес, из-за чего форма теряет внимание и качество.

Однако слушатели современных корридо так не считают. В 2022 году это был самый прослушиваемый музыкальный жанр в Мексике. (В 2023 году мексиканская региональная музыка, частью которой являются корридо, опять была самой прослушиваемой на платформе Spotify). Музыкальные коллективы, сочиняющие и исполняющие их обладают невероятной популярностью.

Варианты

Три варианта мексиканских корридо – импортированные в колониальную культурную среду испанские романсы, революционные корридо и современные корридо продолжают жить до сих пор, наравне с другими повествовательно-музыкальными жанрами народной музыки, такими как мичоаканская валона и аррибеньо из штатов Гуанахуато, Идальго и Керетаро.

Стоит отметить, что с момента мексиканской революции начинается эра кровавого корридо, которая продолжается до сих пор, хотя в отличие от революционных песен, тематика современных корридо сконцентрирована на кровопролитных стычках наркокартелей.  

Жизнеспособность и гибкость устной повествовательной формы корридо позволяет писать такие песни в других музыкальных жанрах, например, блюз и ска, или сочинять слова к песням на других языках – индейских, спанглише или английском.

Классификация корридо

Корридо, как и их предшественник романс, довольно трудны для классификации, в силу широты тематики, разнообразия и пластичности песенной формы. Но тем не менее, обычно выделяются три основных вида классификации:

1)      Хронологическая.

Музыковед Йоланда Морено Ривас считает, что существует три периода корридо:

- с начала борьбы за независимость Мексики до прихода к власти Порфирио Диаса (1808 – 1876 г.г.)

-  период правления Порфирио Диаса, продолжавшийся в течение его семи президентских сроков до начала Революции (1876 – 1910 г.г.)

- с 1910 г. по настоящий момент.

Эта классификация обычно вызывает больше всего споров и  всего ясности исследователям мексиканского корридо. Трудно привести к общему знаменателю каждый из периодов, так как они неоднородны и различны по продолжительности. В одной и той же категории оказываются совершенно разные корридо. В особенности больше всего дискуссий вызывает последний период, в который попадают как революционные корридо так и современные корридо о наркотрафикантах, с тематикой, функциями и авторами совершенно отличающимися друг от друга.  В зависимости от героя песни

Речь пока что пойдет о революционных корридо, которые, в основном, можно разделить на две большие группы

Корридо о Панчо Вилье

Поскольку они посвящены знаменитому генералу и его последователям (вильистам), речь в них идет о истории и сражениях мексиканской революции. Эти песни выражают отношение и видение революции мексиканцев-северян, готовых идти за Вильей в огонь и в воду, почитавших его как святого.

Одной из самых популярных песен-корридо стала «Кукарача». На самом деле, сложена она была давно, в Испании, по мотивам Реконкисты, была записана в XIX веке в Испании двумя разными фольклористами. Считается, что она андалузского происхождения. В Мексике предположительно, появилась до французской интервенции, но большую популярность получила во время революции. Революционеры узнали о ней через журналиста и музыканта Рафаэля Санчеса Эскобара, который исполнил им первоначальную версию, слышанную им в детстве от своей матери в Кампече.

Согласно большинству историков, «Кукарача» превратилась в одну из любимых песен солдат Вильи, изменивших первоначальный текст, чтобы высмеять контрреволюционера Викториано Уэрту, за которым закрепилась слава алкоголика и любителя марихуаны. Но поскольку революция представляла собой борьбу разных интересов и представляющих их армий, каждая фракция адаптировала Кукарачу для уничижения своих собственных противников. Вот почему существуют разные варианты ее текста.  

Примеры других корридо, воспевающих генерала Панчо Вилью и его армию

"Ahí viene el tren" («Приходит поезд») – о важности поездов для вооруженной борьбы армии Франсиско Вильи.​

"El Siete Leguas" («Семь верст») - о любимой лошади Панчо Вильи, спасшей ему однажды жизнь.

El Tordillo” («Серый в яблоках») – повествует о тесной связи бойца и его коня, важности хорошего коня для победы в революционных сражениях. ​

El mayor de los Dorados” («Майор лос Дорадос»), рассказывающая историю солдата из лос Дорадос, элитного корпуса Северной Дивизии Панчо Вильи​.

По мнению исследовательницы Кристин Гудрун Йонсдоттир Панчо Вилья без сомнения является одной из самых значительных культурных икон, из революционера ставший героем мексиканского народа как раз благодаря тому, что его образ прочно вошел в песенную культуру, кинематограф и книги.

А Крис Фрэйзер в своей книге Bandit Nation, говорит: «Низшие классы отразили свои идеи в корридо, народных балладах, которые противоречили картине реальности, созданной элитой». Иными словами, корридо были голосом низших социальных слоев, их эмоциональной отдушиной. Фрейзер продолжает: «Анализ корридо показывает, что сельская и городская беднота была менее озабочена своей готовностью быть [законопослушными] гражданами, их более интересовало утверждение понятий о справедливости, присущих низшему классу, которые часто бросали вызов авторитету государства». ​

Корридо солдат Эмилиано Сапаты

Корридо сапатистов представляют собой коллективную память и чувства революционеров из деревень юга Мексики. Последователи Эмилиано Сапаты были крестьяне, часто индейцы, боровшиеся за право распоряжаться землей, на которой работали, им были чужды идеи северных пеонов и владельцев скотоводческих ранчо, стремившимся примкнуть к сильным людям, боровшимся за власть. Свои надежды и чаяния о свободе и собственной земле южане воплотили в корридо, многие из которых создавались «полуобразованными» сапатистами, в этих песнях содержание превосходит по важности форму, которой авторы уделяли меньше внимания.

Некоторые корридо сапатистов

“Soy zapatista del estado de Morelos” ("Я сапатист из штата Морелос"), автор Марсиано Сильва. Песня призвана сплотить последователей Сапаты едиными идеалами и ценностями, вдохновить их на борьбу за свои права.​

"Corrido de un recuerdo al General Zapata" ("Корридо-воспоминание о генерале Сапате"). Автором считается Элиас Домингес, написана в память об Эмилиано Сапате. Корридо проникнут патриотическим духом, присущим революционерам юга Мексики, боровшимся за воплощение в жизнь своих идей, а не за власть. ​

"Corrido del espectro de Zapata" ("Корридо о призраке Сапаты") – повествует об отрезке жизни Сапаты-вождя повстанцев, с 1911 года до его смерти. Идея песни в том, что даже после смерти Сапата способен оставаться лидером для революционеров.

Корридо сапатистов отражало видение революционной борьбы, присущее ограниченному кругу революционеров, чья вооруженная борьба потерпела поражение. В отличие от вильизма, это движение было более географически ограниченным, вот почему тематика этих корридо кажется современному слушателю менее органичной. Тем не менее эти корридо обрели вторую жизнь во время движения неосапатистов, в 90-е годы XX века.

Классификация по тематике


По тематике корридо могут подразделяться на множество категорий (и очень многие композиции могут относиться к двум и более разным категориям): исторические, революционные, политические, религиозные, лирические, тюремные, о бандитах, о фатальной судьбе, о расстрелах, библейские, моральные, о катастрофах, о войне кристерос, о личных трагедиях, о предательствах, о лошадях, о тореадорах, корридо-восхваления городам и корридо прочей тематики.

Классификация по назначению

В этом случае корридо подразделяются на повествовательные и дискурсивные

По предложению Марии дель Кармен Гарса де Конецки, повествовательные корридо делятся на трагедии и хроники; дискурсивные же делятся на корридо-критику и корридо-проповеди. Трагедии и хроники создаются с целью рассказать слушателю о каких-либо событиях, тогда как в дискурсивные – в политических целях.

Женские образы в корридо

С самых истоков жанра в корридо появляются женщины, главные героини песен. Это вполне объяснимо, так как литературный предшественник корридо – испанский романс, в котором женские образы были ключевыми.  В романсе обычно женщина-героиня была или чрезвычайно хорошей или очень плохой. В первом случае женщина ассоциируется с домашним очагом и любовным переживаниями, весьма болезненными. Во втором случае женщина рисуется, как мстительное создание, способное уничтожить все вокруг своими неуемными страстями и неспособностью сдерживать себя. Об этом говорится в первых романсах-корридо, «Росита Альварес» и «Ла Мартина», героини которых погибают по собственной вине, поскольку не подчиняются моральным установкам и идут наперекор обществу своего времени. К подобными образом можно отнести и Элену из одноименного корридо, традиционный для испанской лирики образ неудачно несчастной в замужестве женщины, изменяющей мужу по любви, и погибающей, когда измена раскрывается.

Во время Мексиканской революции роль женщин в обществе изменилась, многие из них отправились на войну, другие стали кормилицами семей, учителями. Это отразилось и в корридо того времени, персонажами которых являются женщины, которые, в силу их приближенности к реалиям жизни, можно считать правдивыми историческими источниками. Некоторые корридо иллюстрируют, как женщины отвергают традиционные роли и обращаются к тем, которые раньше были присущи исключительно мужчинам. В период революции возник феномен «солдаток» - женщин, которые покинули свои дома и примкнули к воюющим между собой политическим фракциям. Тем не менее, в корридо того времени практически все женские образы видятся глазами мужчин-авторов – образы любовниц, жен, подруг жизни. Одними из таких являются известные корридо «Аделита» и «Валентина».

Продолжение статьи здесь

По материалам Интернета.


Комментариев нет:

Отправить комментарий