28 янв. 2024 г.

Как Карлос Слим создал свое состояние

Представьте себе, что продуктовый магазин, компания сотовой связи и крупнейшая фирма строительной техники в стране принадлежат одному и тому же собственнику. И чтобы вы ни покупали, вам никогда не обогатить его конкурентов.  По сути, именно такая ситуация складывается в Мексике, где живет один из богатейших людей мира, Карлос Слим.

Как он сколотил свое состояние, которое в сентябре 2023 года равнялось 92,1 миллиардам долларов по данным Forbes — это вопрос как деловой хватки, так и политических связей.

 

Лого корпоративного конгломерата и его владелец 
на перелнем плане. Фото с сайта Bloomberg Línea.
Авт. права: © 2010 Bloomberg Finance LP

Корпоративный конгломерат Grupo Carso SAB, обеспечивает Слиму владение долями в цементной, строительной, автомобильной промышленности, розничной торговле и других отраслях. Но главная часть его состояния сосредоточена в сфере телекоммуникаций, благодаря активам компании América Móvil.

Покупать проблемные активы, реинвестировать и продавать с прибылью – это кредо, руководствуясь которым Карлос Слим построил свой бизнес и преумножил состояние. Компании Слима имеют тенденцию монополистического удерживания рынков, которую мексиканское правительство так и не смогло взять под контроль или повлиять на нее. Однако новое законодательство помогло уменьшить долю компании Móvil's на рынке беспроводной связи с 72% в 2016 до 62% к концу 2022 года.

Еще одна часть Слим-микса это недвижимость и искусство. Он построил Музей Соумайя, коллекция которого насчитывает свыше 70,000 предметов.

Становление

Карлос Слим родился 28 января 1940 г. в Мехико. Его родители Хулиан Слим Хаддад и Линда Элу Атта были христианами-маронитами ливанского происхождения. Отец Карлоса, урожденный Халил Салим Хаддад Агламаз был отправлен в Мексику в 1902 г., чтобы избежать призыва в Оттоманскую армию. После прибытия в Мексику он сменил своя имя на Хулиан Слим Хаддад. Он стал одним из многих ливанцев, мигрировавших в Мексику в конце XIX – начале XX века и образовавших ливанскую диаспору.

Хулиан Слим как нельзя лучше вписался в сообщество, чьим основным занятием была торговля, открыл бакалейный магазин в 1911 г. Спустя 10 лет торговля расширилась настолько, что стоимость предлагаемого товара равнялась 100 000 долларов. На доходы от магазина он начал скупать элитную недвижимость в Мехико. То было время копеечных цен, вызванных Мексиканской революцией, длившейся с 1910 по 1920 г. Его разумные вложения в недвижимость, а так же его постоянная успешная оптовая и розничная торговля, сделали Хулиана богатым человеком, чье состояние насчитывало более миллиона мексиканских песо.

С ранних лет Карлос интересовался бизнесом своего отца. От него он получил первые уроки по управлению, предпринимательству, правильному ведению финансовой отчетности. В 1953 году, когда Карлосу было всего 13 лет, его отец умер. Карлос продолжил работать на семейную компанию, которая впоследствии была перешла к ему. Закончив школу, он поступил в Национальный Автономный Университет Мексики на специальность гражданское строительство. В то же время он работал там преподавателем алгебры и линейного программирования.

Во время учебы в университете Слим также заинтересовался экономикой, и посетил ряд курсов экономической тематики в Чили после окончания университета в 1961. Вскоре после этого он решил попробовать себя в качестве трейдера, проводя долгие изнурительные дни на бирже. Он открыл свою собственную брокерскую компанию Inversora Bursátil, в 1965 году. В 1966, когда ему было 26 лет, его трейдинг принес ему около $400,000, что равняется $3.9 миллионов долларов в пересчете на стоимость этой валюты в августе 2023 г.

Одной из самых больших возможностей для него стал кризис мексиканского песо в начале 1980-х в сочетании со стремительным падением цен на нефть. Происходила утечка капитала из страны и Слим купил ряд компаний по низким ценам. Примерами могут служить Cigatam (второй по величине производитель сигарет в стране), Reynolds Aluminum, General Tire и сеть розничных магазинов Sanborns.

«Владелец заводов, газет, пароходов…»

Слим является совладельцем буквально сотен компаний, в основном, посредством участия в них Grupo Carso SAB, его глобального конгломерата. Grupo Carso имеет доли в таких компаниях как Elementia, одной из крупнейших цементных компаний в Мексике, в Sears и Saks Fifth Avenue в сфере ритейла; ему принадлежит CICSA в энергетической сфере и Grupo Condumex, производитель и поставщик услуг в сфере строительства, инфраструктуры, энергетики, автомобилестроения, оборудования для телекоммуникаций и добывающей промышленности. У него есть даже акции The New York Times, хотя половину их он продал в 2017 году за 240 млн долларов. Но наибольшая часть богатства Слима приходится на сферу телекоммуникаций. Он владеет компанией América Móvil, бывшей Teléfonos de Mexico (Telmex). Telmex была давней телефонной монополией в стране, подобно американской  Americas AT&T Inc. В 1990-е годы правительство частично приватизировало компанию, Слим был одним из инвесторов, через свой конгломерат Grupo Carso (другими покупателями стали France Télécom и Southwestern Bell Corporation).

Цена составила $1,8 млрд, половину из которых внесла Grupo Carso за 20% акций. Слим возглавлял Grupo Carso и, таким образом, возглавил Telmex.

К 2012 году América Móvil, компания мобильной телефонии Слима, полностью выкупила Telmex и превратила ее в частную дочернюю компанию. Telmex и другая дочерняя компания Telcel  заняли 70% рынка мобильных и 80% рынка стационарных телефонов в Мексике.

В 2014 году компания продала ряд активов, чтобы привести свою рыночную долю к показателю менее 50%, как этого требовало новое антимонопольное законодательство в Мексике. Слим, по всей вероятности, не был огорчен этим, так как проданное имущество, такое как вышки сотовой связи, на тот момент оценивалось в 8 млрд долларов или более — неплохая прибыль по сравнению с первоначальными инвестициями.

Не только Мексика

América Móvil, через различные дочерние компании распространила свою деятельность за пределы Мексики. В США самым известный брэнд Слима стал TracFone, лоу-кост оператор сотовой связи, который был приобретен компанией Verizon в 2021 году. В Австрии компания Слима владеет большинством акций в Telekom Austria. Телекоммуникационная империя Слима охватывает практически все страны Латинской Америки.

Стратегия Слима

Однако, было вовсе необязательно быть выдающимся инженером и знатоком технологий телекоммуникаций, чтобы сделать компанию такой, какая она сегодня. Telmex инвестировал миллиарды в монтаж обновленной оптоволоконной сети в 1990-е, что дало компании возможность предлагать услуги высокоскоростного интернета. Схема типична для бизнес-операций Слима в течение всей его жизни: купить актив, реинвестировать и прибыльно продать. Телекоммуникации всего лишь самая заметная часть этой стратегии. Преимущество этой стратегии в том, что она не требует глубоких познаний в какой-то конкретной отрасли. Все что нужно это тонко чувствовать, что недооценено, а что нет.

Также структура конгломерата позволяет Слиму иметь доли в столь разнообразных отраслях, что его состояние хорошо подготовлено к маневрированию в условиях глобальной финансовой турбулентности. Его акции могут потерять в цене в условиях общего спада на рынке, влияющего на всю экономику, но проблемы в телекоммуникационной отрасли не сильно повредят его цифрам, потому что в каком-то другом секторе, скорее всего, дела будут идти достаточно хорошо.

Помимо этого, Слима мало интересуют мелкие детали бизнеса, который он покупает. Любая сделка заключается именно для того, чтобы со временем продать свою долю с прибылью. Например, его покупка доли в The New York Times связана не столько с редакционной политикой, сколько с идеей о том, что газета может приобрести ценность как актив, как сказал Эдуардо Гарсия, редактор Sentido Común, сайта финансовых новостей, давая интервью журналу American Journalism Review в 2009 году.

Карлос Слим загоняет рынок в угол

Еще одна его особенность – монополистические практики. Первый пример - одновременно с приобретением Telmex, Слим купил одного из крупнейших мексиканских производителей медной проволоки. Затем он обязал Telmex покупать проволоку только у своей компании. Второй пример - мексиканское правительство годами боролось за то, чтобы ограничить доминирование Слима в телекоммуникационной сфере. Однако, когда правительство Мексики попыталось усилить конкуренцию в телефонном бизнесе, оно не учло тот факт, что новым компаниям приходилось платить Telmex за межсетевое соединение. Telmex просто установила очень высокие тарифы на это, из-за чего любому другому провайдеру было бы сложнее снизить цены, особенно на междугородние звонки. По словам Слима, эта практика в конечном итоге прекратилась после долгих переговоров между ним, правительством и конкурентами.

Даже когда антимонопольные законы вынуждают компании Слима продавать активы, возникает ощущение, что и продажа может быть просто попыткой обойти закон. Например, в 2014 году мексиканский суд обязал Telmex приостановить продажу подразделения, владеющего оптоволоконными линиями и телефонными вышками. Продажа осуществлялась с прицелом на то что, как только подразделение перестанет быть частью Telmex, оно, скорее всего, больше не будет подпадать под действие определенных антимонопольных правил, что даст Слиму больше свободы действий.

Критики отмечают, что, поскольку компании Слима владеют такими большими долями рынка и вытесняют конкурентов, мексиканская экономика ощутимо страдает. Отсутствие равных условий игры означает, что новым участникам сложнее бросить вызов действующему игроку.

Монополии тоже плачут

В 2015 году Слим был вторым в рейтинге самых богатых людей мира по данным Forbes, однако мексиканский магнат опустился на четвертое место и стал лидером финансовых потерь, исчисляемых в долларах, в списке миллиардеров Forbes 2016 года. В 2017 году он опустился на шестое место. По состоянию на 2023 год он занимает восьмое место. В последнее время более слабый песо и новое мексиканское законодательство нанесли огромный ущерб бизнесу Слима.

С годами мексиканское правительство активизировало свои усилия по ограничению его  монополий. В 2014 году президент Мексики Энрике Пенья Ньето подписал закон, направленный на усиление конкуренции в телекоммуникационной сфере. По сути, закон обязал основное предприятие Слима, América Móvil, подчиняться новым предписаниям, поскольку оно является основным конкурентом в сфере телекоммуникаций. América Móvil не может взимать плату со своих более мелких конкурентов, если они используют сеть компании, и компания обязана делиться своей инфраструктурой, такой как вышки сотовой связи, с конкурентами. Слим сказал, что эти правила, по сути, вынуждают América Móvil субсидировать соперников на рынке, а в августе 2017 года Верховный суд Мексики постановил, что разрешение конкурентам использовать сеть América Móvil бесплатно является неконституционным, хотя при этом суд не предписал им уплатить компании Слима соответствующие сборы задним числом.

Согласно Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 2016 году компания América Móvil занимала 72% мексиканского рынка беспроводной связи. Однако AT&T начала тратить миллиарды, чтобы конкурировать с América Móvil, и к концу 2022 года эта доля упала до 62%, по данным Statista.

Немалая недвижимость

Хотя недвижимость не была областью, на которой Слим сосредоточил свое внимание в ранние годы, за последние два десятилетия она стала основной частью его портфолио. Частично это было естественным продолжением расширения конгломерата. В качестве примера можно привести открытие 20 торговых центров по всей Мексике, 10 из которых - в Мехико.

В 2010 году Слим приобрел особняк Дьюк Семанс, считающийся одним последних крупных частных резиденций на Пятой авеню в Нью-Йорке. В 2015 году его выставили на продажу за 80 млн долларов, но в 2016 году Слим снял его с продажи, не найдя покупателя. В январе 2023 года он вновь выставил его на продажу за ту же цену.

В 2015 году Слим приобрел в США два коммерческих здания: штаб-квартиру PepsiCo Inc. (PEP) Americas Beverages к северу от Нью-Йорка и здание Marquette Building в Детройте.

Главный комплекс штаб-квартиры Grupo Carso в Мехико, названный Плаза Карсо, включает в себя здания Музея Соумайя, Музея Хумекс, торговый центр Плаза Карсо, три жилых многоэтажных дома и три коммерческих офисных здания. Полная стоимость его возведения составила 1,4 миллиарда долларов.

А еще покойная жена Слима, Соумайя Домит, увлекалась коллекционированием произведений искусства, так что в ее честь он построил Музей Соумайя. В нем выставлены для посетителей почти 70 000 произведений искусства, в том числе самая большая коллекция произведений Родена за пределами Франции, а также ряд шедевров Ренуара, Пикассо, Ван Гога, Моне и Дали, и это лишь некоторые предметов музейной коллекции.

Можно ли считать Карлоса Слима мексиканским Биллом Гейтсом? И что насчет его теперешнего рейтинга в списке богачей мира?

Хотя некоторые проводят параллель между ними, состояние Слима больше похоже на состояние старой семьи Рокфеллеров, чем на состояние Билла Гейтса. Вместо того, чтобы строить финансовую империю на нескольких крупных инновациях в конкретной области, Слим сделал это посредством множественных приобретений и завоевания почти недостижимой доли рынка.

Слим был самым богатым человеком в мире с 2010 по 2013 год в рейтинге Forbes. По состоянию на 2023 год Бернар Арно, глава LVMH, контролирующей почти две трети мирового рынка предметов роскоши и моды, отобрал первое место у Илона Маска, который занял вторую позицию после его капиталоемкой покупки Твиттера. Слим сейчас на восьмом месте.

 Резюме

Карлос Слим Элу кирпичик за кирпичиком построил свое состояние на солидном фундаменте, завещанном ему отцом, и со временем стал самым богатым человеком в мире, даже сегодня, в возрасте 84 лет оставаясь восьмым в вышеозначенном ТОПе.  Его modus operandi — покупка компаний, оказавшихся в затруднительном положении, реинвестирование и дальнейшая прибыльная продажа. Помимо преимущества присутствия богатого отца, большая часть состояния Слима была получена за счет владения монополиями, это особенно очевидно в случае с его телекоммуникационной компанией Telmex. Подражать его примеру очень трудно предпринимателями, развивающим свой бизнес, например, в Америке, как из-за жестких антимонопольных законов в США, так и из-за того, что далеко не каждый начинающий бизнесмен может располагать унаследованным стартовым капиталом, подобным тому, что был у Слима.  

По статье

https://www.investopedia.com/articles/investing/103114/how-carlos-slim-built-his-fortune.asp


Комментариев нет:

Отправить комментарий