18 дек. 2016 г.

«Мария», традиционная мексиканская кукла


Кукла Мария. Фото Casa Mejicú
Среди мексиканских ремесленных изделий всегда привлекают внимание людей, в особенности иностранцев, тряпичные куклы, продаваемые на рынках сувениров или просто на улице, одетые в разноцветные платья и украшенные летнами. Их называют «Мариями». Откуда они взялись? 

Традиция делать кукол уходит корнями в глубокую девность, и в те времена такие фигурки обычно изготавливались не для детских игр, а имели ритуальное значение. В Мексике еще в эпоху Теотиуакана (первые столетия нашей эры) изготавливались глиняные куколки небольшого размера с подвижными руками и ногами. Традиция изготовления кукол сохраняется до наших дней у различных коренных народностей в штатах Чьяпас, Халиско, Мичоакан, Оахака, Герреро, где куклы делаются из ткани или глины. Изготовление тряпичных кукол в Мексике достигло своего апогея в  XIX веке, а затем пошло на убыль, так как кустарное производство игрушек было вытеснено промышленным. Сменились и материалы. То, что прежде было трудоемким или дорогостоящим, стало доступно для всех слоев населения. Сегодня не каждая мать будет своими руками делать куклу для дочери.  


Куклы Марии на продажу в историческом центре Мехико.
Фото Turimex.
Однако, до сих пор представители разных индейских народностей вручную изготавливают кукол, и наряды, прически этих тряпичных фигурок всегда являются отражением традиций ее авторов. Создательницы проводят часы с ниткой, иглой и кусочками ткани, чтобы воплотить в жизнь очередное отражение их собственной культурной идентичности. Способы, которыми создаются  куклы зависят от стиля авторов, и, конечно, различаются, однако, изготовительниц кукол из разных штатов объединяет одно – любовь и увлеченность своим делом.

Если прибегнуть к шитью этих ремесленных изделий на машинке, утратится их подлинный смысл, который передается из поколения в поколение, потому что хотя стиль тряпичной куклы и адаптировался к изменниям в одежде и прическе, произошедшим в последние десятилетия и она предстает перед нами «осовремененной», все же ценность куклы в в том что ее создатели остаются верны старинным способам шитья и воспоминаниям о куклах, которые им делали их мамы или бабушки.  

Появились куколки Марии в штатах Мичоакан и Мехико – их шили женщины народности масауа для своих детей, в качестве более дешевой и традиционной альтернативы игрушкам, которые продавались на рынках – в XIX веке, и в первой половине XX века это были дорогие фарфоровые куклы, в основном завозимые из Испанаии. Со временем куклы масауа приобрели облик своих создательниц, стали их настоящим отражением – те же ленты в косах и яркие платья. В середине XX века, в ходе индустиализации страны и изменений в землепользовании, началась миграция сельского населения в города. Так на улицах Мехико появились женщины в традиционных костюмах, выходцы из ближайших штатов, они обычно продавали фрукты или дешевые бакалейные товары прямо на улице. Эти уличных продавщиц вскоре окрестили Мариями. И так как их наряды, бросавшиеся в глаза в огромном городе, очень походили на костюмы куколок, то и этих последних тоже стали так называть.
Куклы гуарихио с севера Мексики. Фото Casa Mejicú
Куклы не могли не завоевать сердца туристов и практика их ремесленного изготовления начала распространяться и в других штатах. Разумеется, там они приобрели свои собственные черты. На севере характерными стали куклы стиля гуарихио, отражавшие особенности традиционных костюмов этой народности – в красочных тканях с цветами, кружевными нашивками, в шейных платках, и даже черных чулочках. В штате Гуанахуато, который славится своими алебрихе, куклы тоже изготавливаются из папье-маше и их зовут Лупитами. Их нарисованные наряды украшены цветочными и геометрическими орнаментами. В Керетаро очень популярны среди туристов куклы отоми, они тоже тряпичные, но отличаются своими собственными пропорциями и цветами платьев.  
Сегодня куклы Марии являются являются подлинным воплощением мексиканского духа и культуры, а также образцовым подарком на память о стране.  Верность мастериц традиции заключается в их отказе от использования машинного шитья, ведь изготовительницы первых кукол масауа обходились без него.  

Куклы делаются по определенной выкройке, основной материал - поплин, который сшивается вручную и наполняется  грубой шерстью. Конечности привязываются таким образом, чтобы руки и ноги могли менять положение. Наряд состоит из хлопковой ткани разных цветов, называемой камбайя, украшенной кружевами. Кусочки бархатной ткани приклеиваются, чтобы сделать нос, рот и глаза куклы. Волосы делаются из толстых шерстяных нитей, сплетаемых в косички и украшаемых разноцветными летнами.

Размеры кукол варьируются в пределах от 3 до 45 см, хотя бывают исключения. Самим продаваемыми считаются куклы росто в 14 см. Чтобы изготовить одну такую требуется половина рабочего дня ремесленника.  В зависимости от размера, типа и качества цена на куклу также варьируется. Самая дешевая обычно стоит 15 песо (примерно 1 долл.). Создательницы получают с ее продажи примерно половину.

Продаются Марии в самых разных местах, начиная от дорогих сувенирных магазинов в аэропорту, в отелях,  или магазинах государственного фонда поддерживающего развитие народных ремесел FONART и заканчивая улицей, где индейские женщины сами устраивают импровизированные торговые точки.

Куклы отоми на рынке в Керетаро. Фото El Financiero
Куклы, как и ряд других известных ремесленных произведений Мексики, экспортируется за границу, туда где на них есть спрос – в Европу или США. Есть и мексиканские мигранты, которые занимаются их изготовлением и продажей в Германии и в других странах. Где бы они ни была изготовлена, для мастериц, которые ее шьют, кукла является не просто источником дополнительного заработка, не только игрушкой, но произведением народного искусства, на создание которого требуется немало времени и определенная доля вдохновения. Для изготовления традиционной куклы не должен применяться клей, поэтому и глаза и рот пришиваются иглой, что удлиняет сроки ее изготовления, по словам Ортенсии Лопес (Hortencia López), мастерицы, занимающиеся пошивом Марий. «Это много работы, и когда заканчиваешь такую куклу, она несет большой заряд. Мы оставляем в ней частицу самих себя».
К сожеланию, не все могут оценить этот труд, и видеть в кукле не просто игрушку, но изделие народного ремесла. По словам Кристины Хуарес Рамирес (Cristina Juárez Ramírez), занимающейся пошивом кукол в Амеалько (Amealco), штат Керетаро “Эту работу почти не ценят, им трудно представить сколько материала уходит на все это. Говорят, что слишком дорого, однако нам сырье тоже теперь недешево обходится.”

Несмотря на эти сложности, кукла Мария продолжает сохранять свой чарующий образ, нежность и кротость, и нести память о разных уголках Мексики, запечатленную в ее наряде. Как будто ее культурное и социальное значение продолжает храниться в ее молчаливой улыбке, во множестве разноцветных лент, заплетенные в ее косы. Как будто смысл цветов платья и воспоминания о детстве тех, кто давно вырос, продолжают сопротивляться обезличивающей глобализации. 

По статьям México desconocido, Casa Mejicú, MasMX, El Financiero

Комментариев нет:

Отправить комментарий