Фестиваль Уапанго в регионе Уастека. |
Уапанго является жанром мексиканской музыки, основанным на размере ¾, он относится к народному фольклору имеющими индейские и европейские корни. Имеется много разновидностей уапанго, самыми известными из которых являются типичный уапанго, или уастекский уапанго (исполняется уастекским трио), северный уапанго (исполняется ансамблем, состав которого типичен для северных штатов Мексики) и уапанго мариачи.
Слово «уапанго» предположительно, происходит из языка науатль, от составного слова куахпанко, которое переводится «на деревянном помосте», указывая на то. что музыка исполнялась и танцевалась на специально приготовленном месте. Другое его название – уастекские мелодии, хотя раньше словом уапанго называли песни с определенной мелодией и словами, тогда как уастекские мелодии были инструментальными, определенного текста к которым не существовало. Этот жанр музыки популярен и звучит до сих пор в штатах Веракрус, Сан Луис Потоси, Идальго, Тамаулипас. Пуэбла, Гуанахуато и Керетаро.
Традиционный ансамбль уапанго представляет собой трио, состоящее из исполнителя, играющего на гитара-уапанго (представляет собой разновидность гитары с 8 или 5 струнами, и резонирующим корпусом, превышающим по размеру корпус обычной гитары. В трио исполняет роль баса). Второй музыкант играет на уастекской харане (малая гитара с 5 струнами). Гитаристы выстраивают ритм и гармонию произведения. Третий музыкант – скрипач – исполняет мелодию.
Слова уапанго поются обычно на два голоса. Бывает так, что певцы поочередно исполняют куплеты. Первый голос может петь первые две строки куплета, а второй – повторять их, или отвечать первому, исполняя третью и четвертую строки. Когда певцы исполняют свою партию, чечетка бьётся тише, а скрипка выдерживает паузу.
В вокале уапанго сильные части размера обычно отмечаются фальцетом, что указывает на его происхождение от андалузского фламенко. Пение в стиле фламенко имеет подобную особенность выделения сильной доли. Мелодия уапанго, исполняемая на скрипке, строится в гамме до-мажор. Ритмически сильный аккорд является гармоническим по отношению к ноте, которая исполняется на малой гитаре – харане, в то время, как большая гитара отмечает ритм.
Уапанго региона Уастека
Традиционное трио уапанго региона Уастека. Фото prehispanicoglobal.galeon.com |
Уапанго, жанр родившийся от смешения европейских и местных музыкальных традиций, на протяжении многих лет является разновидностью фольклорной музыки региона Уастека (расположенного на территории штатов, упомянутых выше), которую исполняют творческие коллективы из представителей коренных народностей. В связи с этим- повышенный интерес к сохранению этой музыкальной традиции. Радиостанции малых народностей, или вещающие на индейских языках, часто передают Уапанго в исполнении индейских музыкальных коллективов. Ежегодно отмечается съезд исполнителей уапанго в одном из городком Уастеки (первый съезд состоялся в штате Керетаро). Самым крупным культурным мероприятием, посвященным уапанго, является фестиваль в городке Сан-Хоакин, Керетаро, который, согласно Национальному совету по культуре и искусствам (Conaculta), считается самым вторым по величине фольклорным праздником страны, после Гелагецы.
Некоторые трио уапанго добились значительного успеха, занимаясь популяризацией жанра и записали ряд дисков – такие, как трио Армония Уастека (Trío Armonía Huasteca, уапанго Cecilia в их исполнении можно послушать здесь, ), Трио Тамасунчале (Trío Tamazunchale) и Реалес де Колима (Reales de Colima). Отдельно стоит упомянуть трио Камперос де Вайес (Camperos de Valles), у которых есть диск, записанный в Англии. В некоторых городках штата Идальго, таких, как Николас Флорес (Nicolás Flores) уапанго по сей день является основной музыкой, озвучивающей народные гуляния и праздники.
В вышеупомянутом Николас Флорес в феврале проводится Конкурс танца уапанго, у которого месть немало поклонников. Этот конкурс является «гвоздём программы» основных праздников в этом городке, которые организуются в те же самые дни. Еще один конкурс танца уапанго, национального масштаба, проводится в Сан-Хоакине (Керетаро) ежегодно в первую неделю апреля.
Одна из самых известных вокально-инструментальных композиций уастекского уапанго – песня Керреке («Дятел»), в которой два вокалиста, в сопровождении музыкальных инструментов, спорят друг с другом, используя рифмованные куплеты комического содержания.
Северное уапанго
Эта разновидность уапанго является танцевальной музыкальной формой, исполняемой в быстром темпе и размере 6/8. Одна давно и прочно заняла сове место в репертуаре традиционной музыки севера Мексики. В ансамбль северной музыки, «нортеньо», входят аккордеон, мексиканская двенадцатиструнная бас-гитара «бахо сексто» (с шестью двойными струнами), северо-мексиканская разновидность контрабаса, называемая тололоче, малый барабан и саксофон.
Уапанго мариачи
Уапанго вошел в репертуар ансамбля мариачи в XX веке, и является более известным за пределами Мексики в исполнении этих коллективов, нежели традиционных трио. В случае варианта для мариачи, уапанго исполняется на виуэлах, трубах, гитарроне и скрипке. Партии, исполняемые фальцетом являются более длинными, чем в традиционных уапанго, а чечетка, как часть аккомпанемента, не используется.
Уапанго в исполнении мариачи имеет синкопический и чередующийся ритм, похожий на традиционные мелодии штата Халиско. Используются мажорные и минорные тональности. Еще одна особенность уапанго в исполнении мариачи – изощренные скрипичные соло, используемые к качестве вступлений и интерлюдий.
Некоторые представители жанра уапанго:
1. Эльпидио Рамирес «Старик» (Elpidio Rámirez "El viejo"). Выдающийся скрипач из штата Веракрус. Сыгравший большую роль в популяризации уапанго. Некоторые его известные произведения, это «Вьюнок» (El bejuquito), «Кайман» (El caimán), «Лилия» (La azucena), «Рекрутская» (La leva), «Петенера» (La Petenera), Удовольствие (El gusto), «Гомон» (La guasanga), «Сесилия» (La Cecilia), «Роза» (La rosa), «Уастекское Сьелито Линдо» (El cielito lindo huasteco), «Пагуатлан» (Pahuatlan) и «Маленькое фанданго» (Fandanguito).
2. Никадро Кастийо (Nicandro Castillo), родом из Сочиатипана (Xochiatipan), штат Идальго, певец и гитарист признанный другими известными представителями жанра.
Его самыми характерными произведениями являются: «Уроженец Идальго» (El hidalguense), «Три уастека» (Los tres huastecos), «Певец» (El cantador), «Жаворонок» (La calandria), «Греза» (Sueño), «Весельчак» (El alegre), «Уастек» El huasteco, «Уастекский праздник» (Fiesta huasteca), «Фрамбойян» (El framboyán), «Ворон» (El cuervo), «Толстокожий» El cuerudo, «Уэхутла» (Huejutla), «Мескититлан» Mezquititlan, «Моланго» (Molango), «Уастекский рассвет» (Amanecer huasteco) и «Перевозчики» (Los arrieros).
3. Хосе Агустин Рамирес Альтамирано (José Agustín Rámirez Altamirano). Композитор, поэт и педагог, уроженец Акапулько, штат Герреро. Некоторые из его произведений, это: «Мария Элена» (María Elena), «Приморская поздравительная» (Mañanitas costeñas), «Южными дорогами» (Por los caminos del sur), «Песня Акапулько» (Acapulqueña), «Бесхвостый бык» (El toro rabón), «Ометепек» (Ometepec), «Дороги Чильпансинго» (Caminos de Chilpancingo), «Бухта» (Caleta), «Линалоэ» (Linaloe), «Атойяк» (Atoyac), а также ряд неизданных произведений.
4. Адельфо Эрнандес (Adelfo Hernández), уроженец поселка Атекоско (Atecoxco), муниципалитет Тиангистенко (Tianguistengo), штат Идальго, основатель и участник ансамбля уастекского уапанго Лос Рогасьянос (Los Rogacianos), с которой выступал на многочисленных национальных и международных сценах, в радио и телепередачах. Является также композитором, некоторые из его произведений – «Уастекская душа» (Alma Huasteca), «Пусть меня похоронят под звуки уапанго» (Que me entierren con Huapangos), «Противный» (El Necio), «Замолчи и уходи» (Calla y Vete), «Я из Идальго» (Soy Hidalguense), «Я cнова пал» (Volví a Caer), «Бандит» El Bandido, «Научи меня любить» (Enséñame a Querer), Совсем ничего (Nada de Nada), Танцовщик (El Bailarín), записанные различными исполнителями, в числе которых Висенте Фернандес (Vicente Fernández), коллективы “Los Tres Huastecos”, “La Sonora Santanera”, Мария де Лурдес (María de Lourdes), Мигель Асевес Мехия (Miguel Aceves Mejía), и практически все трио уастекского уапанго.
Уапанго Монкайо
Самым известным произведением, созданным на основе жанра уапанго, является симфоническое инструментальное «Уапанго», известного мексиканского композитора Хосе Пабло Монкайо (José Pablo Moncayo). Оно является, пожалуй, самым известным их произведений этого композитора, и судьба его тесно связана с официальной пропагандой мексиканского патриотизма. Ставшее музыкальным сопровождением множества фильмов, видеосюжетов, постоянно транслировавшееся в эфире, Уапанго Монкайо стало считаться неофициальным, или вторым национальным гимном. В основу уапанго легли переработанные композитором народные ритмы и произведения этого жанра, в основном, из штата Веракрус, такие, как Сикисири (El siquisirí), Балаху (El Balajú) и Сокол (Gavilancillo).
Премьера уапанго состоялась 15 августа 1941 во Дворце изящных искусств Мехико, Симфоническим оркестром Мексики, под управлением известного дирижера и композитора Карлоса Чавеса (Carlos Chávez). Таким образом, в 2016 году этому произведению исполнилось 75 лет.
Танцоры из Веракруса на Конкурсе танца Уапанго в Керетаро. Фото grupofmnoticias.com |
Одна из самых известных вокально-инструментальных композиций уастекского уапанго – песня Керреке («Дятел»), в которой два вокалиста, в сопровождении музыкальных инструментов, спорят друг с другом, используя рифмованные куплеты комического содержания.
Северное уапанго
Эта разновидность уапанго является танцевальной музыкальной формой, исполняемой в быстром темпе и размере 6/8. Одна давно и прочно заняла сове место в репертуаре традиционной музыки севера Мексики. В ансамбль северной музыки, «нортеньо», входят аккордеон, мексиканская двенадцатиструнная бас-гитара «бахо сексто» (с шестью двойными струнами), северо-мексиканская разновидность контрабаса, называемая тололоче, малый барабан и саксофон.
Уапанго мариачи
Уапанго вошел в репертуар ансамбля мариачи в XX веке, и является более известным за пределами Мексики в исполнении этих коллективов, нежели традиционных трио. В случае варианта для мариачи, уапанго исполняется на виуэлах, трубах, гитарроне и скрипке. Партии, исполняемые фальцетом являются более длинными, чем в традиционных уапанго, а чечетка, как часть аккомпанемента, не используется.
Уапанго в исполнении мариачи имеет синкопический и чередующийся ритм, похожий на традиционные мелодии штата Халиско. Используются мажорные и минорные тональности. Еще одна особенность уапанго в исполнении мариачи – изощренные скрипичные соло, используемые к качестве вступлений и интерлюдий.
Некоторые представители жанра уапанго:
1. Эльпидио Рамирес «Старик» (Elpidio Rámirez "El viejo"). Выдающийся скрипач из штата Веракрус. Сыгравший большую роль в популяризации уапанго. Некоторые его известные произведения, это «Вьюнок» (El bejuquito), «Кайман» (El caimán), «Лилия» (La azucena), «Рекрутская» (La leva), «Петенера» (La Petenera), Удовольствие (El gusto), «Гомон» (La guasanga), «Сесилия» (La Cecilia), «Роза» (La rosa), «Уастекское Сьелито Линдо» (El cielito lindo huasteco), «Пагуатлан» (Pahuatlan) и «Маленькое фанданго» (Fandanguito).
2. Никадро Кастийо (Nicandro Castillo), родом из Сочиатипана (Xochiatipan), штат Идальго, певец и гитарист признанный другими известными представителями жанра.
Его самыми характерными произведениями являются: «Уроженец Идальго» (El hidalguense), «Три уастека» (Los tres huastecos), «Певец» (El cantador), «Жаворонок» (La calandria), «Греза» (Sueño), «Весельчак» (El alegre), «Уастек» El huasteco, «Уастекский праздник» (Fiesta huasteca), «Фрамбойян» (El framboyán), «Ворон» (El cuervo), «Толстокожий» El cuerudo, «Уэхутла» (Huejutla), «Мескититлан» Mezquititlan, «Моланго» (Molango), «Уастекский рассвет» (Amanecer huasteco) и «Перевозчики» (Los arrieros).
3. Хосе Агустин Рамирес Альтамирано (José Agustín Rámirez Altamirano). Композитор, поэт и педагог, уроженец Акапулько, штат Герреро. Некоторые из его произведений, это: «Мария Элена» (María Elena), «Приморская поздравительная» (Mañanitas costeñas), «Южными дорогами» (Por los caminos del sur), «Песня Акапулько» (Acapulqueña), «Бесхвостый бык» (El toro rabón), «Ометепек» (Ometepec), «Дороги Чильпансинго» (Caminos de Chilpancingo), «Бухта» (Caleta), «Линалоэ» (Linaloe), «Атойяк» (Atoyac), а также ряд неизданных произведений.
4. Адельфо Эрнандес (Adelfo Hernández), уроженец поселка Атекоско (Atecoxco), муниципалитет Тиангистенко (Tianguistengo), штат Идальго, основатель и участник ансамбля уастекского уапанго Лос Рогасьянос (Los Rogacianos), с которой выступал на многочисленных национальных и международных сценах, в радио и телепередачах. Является также композитором, некоторые из его произведений – «Уастекская душа» (Alma Huasteca), «Пусть меня похоронят под звуки уапанго» (Que me entierren con Huapangos), «Противный» (El Necio), «Замолчи и уходи» (Calla y Vete), «Я из Идальго» (Soy Hidalguense), «Я cнова пал» (Volví a Caer), «Бандит» El Bandido, «Научи меня любить» (Enséñame a Querer), Совсем ничего (Nada de Nada), Танцовщик (El Bailarín), записанные различными исполнителями, в числе которых Висенте Фернандес (Vicente Fernández), коллективы “Los Tres Huastecos”, “La Sonora Santanera”, Мария де Лурдес (María de Lourdes), Мигель Асевес Мехия (Miguel Aceves Mejía), и практически все трио уастекского уапанго.
Уапанго Монкайо
Самым известным произведением, созданным на основе жанра уапанго, является симфоническое инструментальное «Уапанго», известного мексиканского композитора Хосе Пабло Монкайо (José Pablo Moncayo). Оно является, пожалуй, самым известным их произведений этого композитора, и судьба его тесно связана с официальной пропагандой мексиканского патриотизма. Ставшее музыкальным сопровождением множества фильмов, видеосюжетов, постоянно транслировавшееся в эфире, Уапанго Монкайо стало считаться неофициальным, или вторым национальным гимном. В основу уапанго легли переработанные композитором народные ритмы и произведения этого жанра, в основном, из штата Веракрус, такие, как Сикисири (El siquisirí), Балаху (El Balajú) и Сокол (Gavilancillo).
Премьера уапанго состоялась 15 августа 1941 во Дворце изящных искусств Мехико, Симфоническим оркестром Мексики, под управлением известного дирижера и композитора Карлоса Чавеса (Carlos Chávez). Таким образом, в 2016 году этому произведению исполнилось 75 лет.
В силу того, что Уапанго Монкайо постоянно исполнялось на официальных мероприятиях, кампаниях по развитию национального туризма, юбилеях, различных торжествах, в рекламных роликах крупных предприятий, оно «приелось», и стало восприниматься как нечто обыденное, по словам композитора Бласа Галиндо, и его чрезмерная популярность не пошла на пользу другим произведениям Монкайо.
Несмотря на это, многие мексиканцы разных возрастов по-прежнему признаются, что не могут слушать Уапанго Монкайо без слез и гордости за свою страну, и признают его значимость, как второго национального гимна. Уапанго Монкайо в исполнении Филармонического Оркестра Америк (Orquesta Filarmónica de las Américas), под управлением дирижера Алондры де ла Парра (Alondra de la Parra) прозвучала на концерте “Моя мексиканская душа» в день двухсотлетия независимости Мексики 15 сентября 2010 года в центре Мехико у монумента независимости, в обиходе именуемой Ангелом Независимости. Исполнение того же оркестра с тем же дирижером можно послушать здесь.
Несмотря на это, многие мексиканцы разных возрастов по-прежнему признаются, что не могут слушать Уапанго Монкайо без слез и гордости за свою страну, и признают его значимость, как второго национального гимна. Уапанго Монкайо в исполнении Филармонического Оркестра Америк (Orquesta Filarmónica de las Américas), под управлением дирижера Алондры де ла Парра (Alondra de la Parra) прозвучала на концерте “Моя мексиканская душа» в день двухсотлетия независимости Мексики 15 сентября 2010 года в центре Мехико у монумента независимости, в обиходе именуемой Ангелом Независимости. Исполнение того же оркестра с тем же дирижером можно послушать здесь.
По статьям из Wikipedia
Комментариев нет:
Отправить комментарий